Признание ПФР федеральной
государственной собственностью — особенность России. Обычно подобные фонды не
объявляются государственной собственностью, даже федеральной. Они как правило
рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей со
строго целевым назначением, исключающим какое-либо иное использование средств
Фонда и тем более их изъятие государством.
В дальнейшем при
стабилизации политической и экономической ситуации в стране предполагается
создать орган управления Фондом из лиц наемного труда (застрахованных),
работодателей (предпринимателей), представителей независимых профсоюзов и
государства.
Анализ динамики
соотношения занятого трудоспособного населения и пенсионеров нашей страны за
рассматриваемый временной период выявляет ряд характерных тенденций.
Статистические данные показывают,
что численность занятых за период с 1992 г. уменьшилась на 9,3% (6,7 млн.
чел.), а численность пенсионеров при этом возросло с 35,2 до 38,2 млн. чел.,
т.е. на 8,2%. В результате этого нагрузка пенсионной системы на экономическую
систему занятого населения возросла с 46 пенсионеров на 100 чел. занятых в
народном хозяйстве в начале переходного периода до 57 пенсионеров в настоящее
время.
В последующие годы в
связи с ухудшением экономического положения в стране во многих ранее
благополучных по пенсионной нагрузке регионах ситуация значительно
осложнилась, и соотношение пенсионеров к численности работающего населения
приблизился и даже перешагнул 50%. Так, в Республике Карелия (с 43,8% в 1992
г. до 56,1 — в 1995 г.), Архангельской области (с 42,8 до 59,9%), Еврейской
автономной области (с 40,9 до 50,7%). Для наглядного представления структуры
пенсионной системы целесообразно более детально рассмотреть динамику
численности основных категорий пенсионеров за те же периоды. Как показывает
статистика, за 5-летний период общая численность пенсионеров возросла на 7,3%
или на 2,6 млн. чел., при этом численность получателей трудовых пенсий
увеличилась на 7,4% (2.5 млн. чел.), численность получателей социальных пенсий
— на 25%, причем численность пенсионеров по труду растет равномерно в каждом
году, численность пенсионеров-военнослужащих в течение всего периода ежегодно
уменьшалась примерно на 15-17% в год.
Приведем динамику
реального размера пенсии по старости (в ценах 1987 г.):
1990 г. — 80%,
1992 г. — 52%, 1993 г. — 62%, 1994г. —58%, 1995 г. — 60%, 1996 г. — 54%,
1997 г. — 53%, 1998г. —41%.
При этом, естественно,
были нарушены как минимум два основополагающих принципа государственной
страховой пенсионной системы: поддержание жизненного уровня пенсионеров путем
обеспечения стабильного уровня покупательной способности пенсии и обеспечение
сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней
заработной платы.
Последствием
перечисленных выше процессов явилась катастрофическая деформация финансовой
обеспеченности пенсионной системы, при которой уровень финансовой
обеспеченности выплаты пенсий снизился с 100-120% в дореформенный период до
уровня 80-85 % в переходный период к рыночным отношениям. Пропорционально
размеру снижения обеспеченности произошло снижение уровня самих назначаемых
пенсий.
Закономерно, что
средний размер пенсии по старости в среднегодовой динамике составил
относительно среднего размера заработной платы:
1990г. —41%, 1991 г. — 37%, 1992г.
—26%, 1993 г. — 34%, 1994г. —35%, 1995 г. — 39%,
1996г. —37,8%, 1997 г. — 37,2%.
Еще более неустойчивый
характер приобрело соотношение минимального размера пенсий по старости и
прожиточного минимума. Если в 1991 году оно составляло 171%, то к 1992 г.
снизилось до 59%, а к 1996 г. еще уменьшилось до 50%. В 1991 г. минимальный
размер пенсий соответствовал минимальному потребительскому бюджету, а не
уровню прожиточного минимума.
За переходный период
произошла также глубинная деформация и другого основного принципа построения
системы пенсионного обеспечения: связи размера пенсии с величиной трудового
вклада гражданина. В результате введения наряду с инфляционной индексацией
пенсий компенсационных выплат произошло снижение реальных размеров отдельных
видов пенсионных выплат, резко сузилась дифференциация между максимальными и
минимальными размерами пенсий, вновь возникла тенденция к уравнительности
пенсионного обеспечения. Вместо предусмотренной законодательством
дифференциации в пределах 1:3-3,5, она в 1997 г. составляет не более 1: 1,7.
Немаловажную роль в
ухудшении пенсионного обеспечения сыграли и применяемые правительственными органами
методы борьбы с последствиями инфляционного роста потребительских цен. При
этом единственная антиинфляционная мера — проведение индексации пенсии по
итогам предыдущих трех месяцев — в условиях галопирующего роста цен не
обеспечивала необходимого уровня компенсации потерь и неизбежно привела к
дальнейшему снижению покупательной способности пенсий.
Таким образом, уже к
середине 90-х гг. т.е. практически через три-пять лет пенсионная система России
начала испытывать кризисные явления, основными признаками которых являются:
·
нарушение принципа зависимости размера пенсии от
трудового вклада пенсионера;
·
резкое снижение уровня жизни пенсионеров, которое
наиболее наглядно проявляется в отставании минимального размера пенсионного
обеспечения от прожиточного минимума пенсионера;
·
сужение дифференциации минимального, среднего и
максимального размеров пенсии по причине увеличения удельного веса
компенсационно-уравнительных доплат к минимальному размеру пенсии и снижения
влияния «зарплатного фактора» на размер назначенной пенсии;
·
разбалансированность бюджета ПФР по причине роста
расходов Пенсионного фонда на многочисленные виды выплат, не обеспеченны
адекватным поступлением страховых платежей (надбавки и повышения к различным
категориям пенсионеров, расширение прав пенсионеров на получение пенсии по
выслуге лет, на льготные и «северные» пенсии в ущерб пенсиям по старости, т.е.
по наступлению страхового возраста, сохранение пенсии работающим пенсионерам и
т.п.);
·
неурегулированность финансовых взаиморасчетов
бюджета Пенсионного фонда с федеральным бюджетом РФ, Государственным фондом
занятости и т.д. Таким образом, самая серьезная из перечисленных выше проблем
современного этапа развития пенсионной системы заключается в углублении финансового
кризиса пенсионной системы, который проявляется в значительном расширении
расходной части бюджета Пенсионного фонда и резком сокращении доходной его
части.
Основная причина
разбалансированности бюджета пенсионной системы обусловлена тем, в системе пенсионного
обеспечения имеется немало механизмов нецелевого расходования пенсионных
средств — возможность получения пенсии независимо от уплаты страховых взносов,
множество необеспеченных соответствующими денежными поступлениями льгот для
отдельных категорий пенсионеров и т.д.
Пенсионное
законодательство не связывает предоставление льгот с фактическим состоянием
условий труда на производстве, с размером страховых взносов и их своевременной
уплатой.
Не менее существенным
фактором ухудшения финансовой обеспеченности пенсионных выплат послужило
падение собираемости всех видов доходов Пенсионного фонда.
Ставка отчислений в
Пенсионный фонд определяется федеральным законодательством о тарифах. Однако в
последнее время чрезмерно высокая тарифная ставка отчислений с заработной платы
на пенсионное обеспечение становится обременительной для предприятий и
организаций. В последние годы более чем в три раза был увеличен страховой тариф
— с 12% в 1990 г. 39,5% в 1997 г., который для предприятий, организаций,
учреждений включает взносы в Пенсионный фонд -29%, в фонд социального
страхования — 5,4%, в государственный фонд занятости — 1,5% и на обязательное
медицинское страхование — 3,6%.
Суммарная величина
страховых тарифов с заработной платы составила по годам:
1990 — 12%,
1991—38%, 1992 — 38%, 1993 — 39%, 1994-1995 —
40%, 1996-1998 — 39,5%.
За последние годы
значительно усложнились условия и механизм контроля за сбором страховых взносов
практически для всех категорий плательщиков. По причине падения управляемости
в бюджетно-финансовой системе, выражающейся в неконтролируемом разрастании
теневого обращения денежных средств и их существенном вытеснении из легального
обращения различными заменителями (ценными бумагами разного вида, бартерными
отношениями, «натуральными» выплатами и т.п.) обеспечить сколько-нибудь
стабильный сбор доходов ПФР для финансирования плановых расходов по пенсиям
оказывается все более трудно. Достаточно напомнить, что уровень просроченной
задолженности по страховым взносам в ПФР составил в начале 1999 года около 130
млрд. руб., т.е. практически годовой бюджет Пенсионного фонда 1997 г.
Практика последних лет
показала также наличие значительного числа неэффективных элементов в самой
действующей организационной схеме управления пенсионным государственным
страхованием. Первостепенное место среди них занимает сохраняющееся до сих пор
разделение функций сбора и расходования пенсионных средств между Пенсионным
фондом и органами социальной защиты населения, которое привело к тому, что
использование этих средств осуществляется без надлежащего правового и
финансового контроля за движением финансовых ресурсов от органов Пенсионного
фонда непосредственно до пенсионера. В результате нецелевое и необоснованное
расходование средств в региональных органах социальной защиты достигло
существенных размеров.
Главное эволюционное
изменение возрастного состава населения России, как и всех переживающих
демографический переход стран, - его сдвиг в сторону старших возрастов. В
нашей стране общество переживает процесс запаздывающей модернизации со всеми
вытекающими негативными последствиями: ростом цен и невыплатой заработной
платы, имущественным расслоением общества на фоне высокого уровня преступности
и безработицы, локальными войнами, высоким уровнем психоэмоционального
стресса. Если люди молодого или среднего возраста могут адаптироваться в новой
ситуации, то пожилые люди с трудом вырабатывают новый динамический стереотип.
На это у них уходит в два-три раза больше времени, чем у молодых людей. А ведь
большая часть пенсионеров - люди старше 60 лет - это самая быстрорастущая
группа россиян.
Для того чтобы
выяснить степень удовлетворенности пенсионеров материальным положением их
семей, в 1994 г. исследователи ВЦИОМ задавали вопрос: «Что бы Вы могли сказать
о материальном положении Вашей семьи?». В 1995-1998 гг. формулировка вопроса
была несколько иной, хотя содержание его осталось прежним: «Как бы Вы оценили в
настоящее время материальное положение Вашей семьи?».
В 1994 г. хорошо или
прилично жили 25,9% семей пенсионеров; 55% едва сводили концы с концами. За
гранью бедности (в нищете) жила примерно седьмая часть семей пенсионеров. По
всему массиву опрошенных материальное обеспечение семей пенсионеров было
несколько хуже, чем прочих семей. В 1995 г. 53,8% пенсионеров оценивали
материальное положение своих семей как плохое или очень плохое (в 1996 г. -
53,0%). Резко ухудшилось материальное положение семей пенсионеров в 1997 г. -
по сравнению с 1996 г. почти на 10% больше респондентов оценили материальное
положение своих семей как плохое или очень плохое - 62,1% (в 1998 г. - 65,3%).
Подводя итоги анализа
динамики оценки удовлетворенности пенсионеров материальным положением своих
семей, можно констатировать, что в течение последних пяти лет больше половины
пенсионеров живет на грани или за гранью нищеты. Это положение усугубляется.
Известно, что материальное положение респондентов является определяющим (прямо
или косвенно) почти для всех остальных аспектов жизни.
Здоровье население
является важным показателем благосостояния страны, отражением качества жизни ее
граждан. Состояние здоровья напрямую связано с уровнем подушевого дохода, с
поддержкой здравоохранения. В России в декабре 1999 г. 29,9% населения страны
имели доход ниже прожиточного минимума. Затраты на нужды здравоохранения с 1960
г. по 1990 г. в СССР по сравнению с такими, например, странами, как США и
Франция, составляли 1/20. В настоящее время они сократились еще почти вдвое.
Население нашей
страны является старым. Доля людей старше 60-ти лет - 12,5% от общей
численности россиян (мировой стандарт - 7%). В отсутствие традиций
самосохранительного поведения в России граждане нашей страны о своем здоровье
начинают думать, когда оно в значительной степени потеряно, т.е. в пожилом
возрасте. Наша страна занимает последнее место в Европе по продолжительности
жизни.
Государственное
здравоохранение из-за отсутствия внедрения в практику новых медицинских технологий
уже с середины 60-х годов оказалось неспособным противостоять росту заболеваний
эндогенного характера (кровообращение, эндокринная система, новообразования и
т.д.), более присущих людям старших возрастов. Смертность от «болезней номер
один» (сердечно-сосудистые заболевания) в 90-е увеличилась из-за стрессового
состояния людей. Настроению в обществе в последние годы соответствует
пессимизм. Особенно он проявился у людей пожилого возраста. Так, на плохое
настроение указывали около 70% опрошенных пенсионеров. Психологический мир
человека существенно влияет на его здоровье, его самочувствие, субъективную
оценку здоровья.
Материальное
положение и питание семей пенсионеров в значительной степени определяют
состояние здоровья последних. По данным ВЦИОМа за 1997 г. наиболее низка
удовлетворенность пенсионеров материальным обеспечением их семей (этот
показатель снизился больше других за 90-е годы): только 1,2% из них были
«вполне удовлетворены» материальным обеспечением своей семьи и 8,7% - «скорее
удовлетворены». Реальный размер назначаемой пенсии сегодня уменьшился по
сравнению с декабрем 1998 г. на 5,6%. В настоящее время свыше 70% семей
пенсионеров живут за чертой бедности. Только 2,9% пенсионеров были «вполне
удовлетворены» тем, как питается их семья и 19,1% - «скорее удовлетворены».
Разницу между этими показателями и оценками материального положения можно
объяснить непритязательностью пожилых россиян в отношении питания.
Как и следовало ожидать,
ВЦИОМом были получены низкие оценки удовлетворенности пенсионеров своим
здоровьем.
В «доперестроечное»
время в свободном времени пенсионеров преобладали четыре основных вида занятий:
просмотр телепередач, чтение, общение и пассивный отдых. Преобладающим был
просмотр телепередач - он занимал от 1,5 до 2,0-3,0 часов в день, т.е. от 38 до
42% всего их свободного времени. На остальные занятия, помимо названных
четырех, в среднем расходовалось очень мало времени.
В 1995 г. данные о
величине затрат времени на занятия в свободное время не фиксировались. Однако
мнения опрошенных о частоте занятий ими в основном показывают ту же картину. В
свободное время и для работающих, и для неработающих пенсионеров были
характерны те же четыре основных вида занятий: просмотр телепередач (смотрят их
81,0-84,6% из них), слушание радио (76,9-80,8%), чтение (76,8-72,7%) и общение
(72,7-69,2%). Остальным видам занятии в свободное время (учебе,
непрофессиональному творчеству и любительским занятиям, физкультуре и спорту,
посещению кино и театров) уделяют внимание немногие из них. В целом степень
удовлетворенности величиной и проведением своего свободного времени у
пенсионеров невысокая. Индекс удовлетворенности его величиной, рассчитанный по
5-балльной шкале (от 1 - «совершенно неудовлетворен» до 5 - «полностью
удовлетворен») составлял у работающих пенсионеров 3,11, у неработающих - 3,74.
Индекс удовлетворенности проведением свободного времени оказался гораздо ниже:
соответственно он равен 2,61 и 2,61.
Следует отметить, что
степень удовлетворенности как величиной свободного времени (2,73), так и его
проведением (2,41) у пенсионеров все же выше, нежели в среднем у всех
обследованных горожан. Это обусловлено, по-видимому, более низкими досуговыми
интересами пенсионеров по сравнению с более молодыми людьми.
Учреждение культуры и
отдыха в 1995 г. посещали лишь около 10-20% пенсионеров. Причем удельный вес не
посещающих их за последнее десятилетие значительно возрос. Так, если в 1986 г.
не посещало кинотеатры 44,5% неработающих пенсионеров, то в 1995 г. -91,7%,
соответственно, театр - 63,4 и 88,4%, библиотеки - 72,2 и 82,4%, музеи -
67,8-82,6% и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|