Социальная политика в отношении людей пенсионного возвраста
Содержание
1 Введение. 2
2 Пенсионная
система России. 3
2.1. Этапы
формирования системы пенсионного страхования в РФ.. 4
2.2. Виды
государственных пенсий. 6
3. Финансовые основы пенсионной системы России. 7
4. Организационная структура и управление. 8
пенсионной системы.. 8
5. Экономические и социальные проблемы развития пенсионной
системы России 10
6 Здоровье и быт российских пенсионеров. 12
7. Основные принципы реформирования. 14
пенсионной системы.. 14
8. Перспективные направления реформирования пенсионной
системы РФ.. 16
9. Заключение. 22
Список литературы: 23
Крайне неблагополучное состояние
демографической ситуации в нашей стране широко известно. Главное эволюционное
изменение возрастного состава населения России - его постарение. Пожилые старше
60 лет - наиболее быстро растущая группа, их доля сегодня составляет 12,5% от
общей численности граждан (мировой стандарт - 7%). В связи с этим я хочу
рассмотреть аспекты социальной политики государства в области пенсионного
обеспечения. Вначале кратко остановлюсь на понятии социальная политик.
Социальная политика включает
в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через
местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и
уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и
соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент,
либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Социальная
политика - составная часть общей стратегии государства, относящаяся к
социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации
решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по
предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения
страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся
на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена
аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в
обществе, потребности и цели социального развития. Задачи социальной политики
охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства
интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,
обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение
культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.
Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство
располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны,
национальный бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира
подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от
экономического и политического положения в стране социальная политика обладает
самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня
благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан
к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна
быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ
(ст. 114) устанавливает: Правительство обеспечивает проведение в стране
единой государственной политики в области культуры, науки, образования,
здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной
сфере, забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и
всестороннего развития. Современная ситуация в российском обществе диктует
необходимость повышения результативности социальной политики государства,
концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем,
рациональном использовании ресурсов страны. Определяющей целью социальной
политики были и остаются активизация факторов, стимулирующих высокоэффективный
и производительный труд, достижение ощутимого улучшения материального
положения и условий жизни населения. Инструментами социальной политики
государства выступают социальная защита и социальная помощь.
Социальная защита —
важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества; система мер,
осуществляемых государством, Объединениями предпринимателей и работников,
общественными организациями и движениями с целью гарантировать определенный
уровень и качество жизни населения, соблюдение соответствующих прав и
привилегий граждан, страхование их от риска оказаться в затруднительном
материальном положении, социальная помощь особенно нуждающимся в поддержке. В
качестве всеобщей нормы признается право каждого человека на такой жизненный
уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и соцобслуживание, который
необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи; а
также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности,
вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию
по не зависящим от человека обстоятельствам.
Социальная помощь
—одна из основных форм социальной защиты, ориентированная по преимуществу на
материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей,
в которых есть дети.
Пенсионное обеспечение — базовая и одна из самых
важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку
непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30%
населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.
Тем более оно особенно
актуально в период радикальной экономической перестройки в России, где в
настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов
семей, потерявших кормильца.
Гарантия прав российских
граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного
возраста обеспечена Конституцией России, где сказано:
«В Российской
Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный
минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка
семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7. п.2), а также: «Каждому
гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия
устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование,
создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»
(ст. 39).
В силу масштабности
государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а
также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за
советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система
России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической
жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая
самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов
в региональном и отраслевом аспектах.
Не менее серьезное
влияние современная пенсионная система на стабильность всей финансовой системы
государства, а также на сбалансированность федерального бюджета, не говоря уже
о региональных бюджетных системах (субъектов Федерации, бюджетов местного
самоуправления и т.д.).
Степень изученности
экономических вопросов функционирования и развития пенсионной системы далеко
отстает от потребностей современной отечественной практики, что не позволяет
давать оперативные ответы и конструктивные решения многочисленных актуальных
проблем развития пенсионной системы. Среди них следует выделить, проблему
перманентного пересмотра пенсионного законодательства, проблему преодоления
периодических финансовых кризисов бюджета Пенсионного фонда, проблему нарушения
паритета отдельных видов пенсионных выплат различным категориям пенсионеров при
проведении инфляционного повышения минимальных размеров пенсий и т.п. По этой
же причине не может быть обеспечен необходимый уровень знаний для формирования
оптимальных направлений реформирования пенсионной системы.
Наряду с низким
уровнем изученности отечественной системы пенсионного обеспечения отметим
достаточно низкую степень изученности экономических основ обязательного
пенсионного страхования зарубежных странах с различным социально-экономическими
и демографическими особенностями.
Для разработки
эффективной модели развития государственного пенсионного страхования необходимо
выделить основные составляющие системы пенсионного обеспечения:
·
социальная пенсия, которая предоставляется
государством вне зависимости от наличия и величины трудового вклада граждан
страны в случае наступления пенсионного возраста, т.е. предоставляется тем
гражданам, которые нуждаются в текущем доходе или не смогли приобрести права
на трудовую пенсию (инвалиды, сироты и т.п.);
·
трудовая пенсия, которая назначается и
выплачивается гражданам исходя из размера страхового взноса и трудового стажа
(независимо от принципа, по которому они учитываются —
солидарно-распределительному или накопительному);
·
дополнительная пенсия, которая обеспечивается либо
за счет самофинансирования гражданином собственной будущей пенсии из текущего
дохода, либо за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд
на именные счета своих работников, либо по комбинированной программе.
Государственное пенсионное
страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве
промышленно развитых стран — в начале XX в. — и не
получило широкого распространения на все категории населения России. После
Октябрьской революции государственное пенсионное страхование было, по сути, отменено.
Однако по прошествии
переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство
начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на
принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения
по старости, которое было введено в 1927 г.
Действовавшая в СССР
система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы
социального обеспечения и социального страхования, которая охватывала не
только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы
социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся,
содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.
В соответствии с
Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в
старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а
также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального
обеспечения рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной
нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по
возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; другими формами социального
обеспечения.
Несмотря на то, что
данная пенсионная система входила составной частью в систему социального
страхования, она не содержит экономических признаков системы государственного
пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых
принципах государственного пенсионного страхования. В то же время данная
система, несмотря ни многочисленные экономические недостатки, содержала одно
важное преимущество — обеспечивала абсолютно всем категориям граждан
минимально необходимый прожиточный уровень потребления. Поэтому пенсионная
система начиная с указанного периода и до 1990 г., получила определение как
государственное пенсионное обеспечение.
Средства на
государственное пенсионное обеспечение аккумулировались в бюджете государственного
социального страхования, который входил составной частью в государственный
бюджет страны. Таким образом, предшествовавшая пенсионная система была основана
на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью
зависела от сбалансированности государственного бюджета страны.
Бюджет пенсионного
обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был
включен в него как по доходам, так и по расходам. В общем бюджете
государственного социального страхования четко определялись источники доходов
и направление средств в соответствии с установленными видами обеспечения и
обслуживания по социальному страхованию.
Учитывая относительно
низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы
экономического развития рассматриваемого периода необходимо отметить
сбалансированность бюджета социального страхования. Только в 1956 г. впервые
была предоставлена дотация из государственного бюджета на социальное
страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на
выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих и членов
их семей в связи с введением в действие Закона о государственных пенсиях от 14
июля 1956 г., значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение
пенсии и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в 2 раза.
Важным этапом
формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования
следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г.
государство установило право на получение пенсий колхозниками в период
наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю
потери кормильца.
Систематическое
повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа
пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из
государственного бюджета в фонд государственного социального страхования.
Поскольку взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех
расходов этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета
постоянно возрастала, и в 80-е гг. составила около 60% бюджета социального
страхования.
Пенсии по государственному
социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные
выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В
зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное
обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода
выделяются следующие виды пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю
потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.
Материальное обеспечение инвалидов
войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета,
бюджетов союзных республик и т.п. Для этого, в частности, в
бюджетах предусматривались средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим
и их семьям. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава
срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи — в
случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались
независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы
военнослужащего.
Пенсионное обеспечение
генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и
старшинского состава сверхсрочной и приравненных к ним лиц, а также их семей,
осуществлялось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР, за счет
сметы Министерства обороны CCCP.
Пенсионное
обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного
обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением
о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало
возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему
пенсионному законодательству.
Часть средств союзного
бюджета передавалась в виде дотации централизованному союзному фонду
социального обеспечения колхозников. За счет средств союзного бюджета
выплачивались также и персональные пенсии союзного значения. За счет
республиканских бюджетов выплачивались персональные пенсии республиканского
значения. За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик выплачивались
пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного значения,
пенсии работникам науки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|