Меню
Поиск



рефераты скачать Состояние и основные проблемы функционирования и развития инвестиционно-строительного сектора эконом...

В 1999 году появилась дополнительная возможность направления средств на строительство социальных объектов, объем непромышленного строительства  по сравнению с 1998 годом возрос в 3,6 раза. Выполнены  целевые задачи 1999 года: ввод в эксплуатацию первой очереди пускового комплекса рудника «Интернациональный», завершено строительство комплекса автобазы технологического транспорта  на карьере «Юбилейный», введена в эксплуатацию пилотная фабрика на Накынском месторождении алмазов, завершены работы по инженерным магистральным сетям г. Мирного. Введён  ряд объектов жилья и соцкультбыта – православный  храм на 400 прихожан в г. Мирном, баня на 36 мест в г. Мирном, детский сад на 185 мест в п. Айхал, спальный  корпус на 50 мест в лагере отдыха «Орлёнок», 16-квартирный жилой дом в г. Мирном, 12- квартирный жилой дом в п. Алмазный, 2-квартирный жилой дом в п. Дорожный, 42- квартирный жилой дом в п. Небуг Краснодарского края. За последние ряд лет наблюдается тенденция к снижению объёма незавершённого строительства.

Кроме того, инвестиционную политику определяет проводимая ликвидация последствий стихийных бедствий, в том числе в городе Ленске.

До начала зимы в Ленске, наиболее пострадавшем от паводка, и в других населенных пунктах предполагается построить 3200 новых квартир и домов. Финансирование будет осуществляться за счет трех бюджетов - федерального, республиканского и средств алмазодобывающей компании АЛРОСА.





3. Экономический механизм взаимодействия рынка инвестиций и рынка строительных услуг

3.1. Рынок инвестиций, его сущность в современной экономике

Движение капиталов может осуществляться в различных его формах, отражающих многообразные потребности экономики. Наиболее традиционной из них выступают государственные и частные кредиты и займы, предоставляемые правительствам стран с переходной экономикой. Кроме того, использование международных инвестиций может помочь решить проблему финансирования.

Факторов,  препятствующих притоку иностранного капитала в Россию, более чем достаточно, но без внешних инвестиций нашей стране не преодолеть экономической отсталости и не решить вопросов повышения эффективности отечественного производства, не поднять основные его отрасли.

Из рыночных форм мировых потоков капитала в последние годы широкое распространение получают прямые и портфельные иностранные инвестиции, благодаря которым формируются прочные производственные связи между отдельными странами, осуществляется модернизация промышленности и укрепляются конкурентные позиции стран-получателей капитала на мировых рынках.

Мощным источником обновления производственной деятельности прежде всего служат прямые инвестиции. Они способствуют внедрению новых управленческих и организационных навыков хозяйствования в принимающей стране, включению в производственный процесс современных технологий, росту рабочих мест и генерации ее экономического потенциала. Привлекательность такой формы движения капитала состоит еще и в том, что они не создают внешней задолженности.

За последние десятилетия радикальные изменения можно было наблюдать не только в структуре, но и в направлениях инвестиционных потоков. Если в 60-е, 70-е и даже 80-е годы основная часть этих потоков приходилась на банковские кредиты и займы, то в 90-е годы начинают преобладать прямые и портфельные инвестиции, которые направляются в развивающиеся страны благодаря позитивным переменам в их экономической политике.

Изменились и цели зарубежных капиталовложений. Если до середины ХХ века основным мотивом ведущих компаний было стремление получить доступ к природным ресурсам, то в дальнейшем они стали ориентироваться на производство готовой продукции с более высокой добавленной стоимостью. В конце 70-х - начале 80-х годов инвестиции направляются уже на производство и сборку компьютеров, средств коммуникаций и другого высокотехнологичного оборудования. Начало же 90-х годов было знаменовано ростом транснациональных корпораций (ТНК), которые занимаются сервисным бизнесом; в это же время растет численность банков, страховых компаний, риэлторских агентств и др.

Наиболее значимым развитие инвестиционной деятельности становится для стран с переходной экономикой, так как это позволяет сглаживать объективно существующие экономические и социальные проблемы, придавать дополнительный импульс общественному развитию. Собственно через инвестиционные процессы реализуется способность общества противостоять внутренним и внешним факторам дезорганизации, осуществляется более рациональное его функционирование и развитие. То есть инвестиции обеспечивают материальную основу существования государства и выполнение им своих основных функций.

В наиболее общем виде инвестиции можно определить как экономические отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью получения конкретных результатов. Их основная направленность состоит в устойчивом, поступательном и регулируемом развитии промышленного производства, раскрытие содержания инвестирования как целостной системы является основополагающей теоретической предпосылкой для любой антикризисной концепции развития.

В качестве основных функций инвестиций, выделяемых экономической теорией, могут быть названы: регулирующая, распределительная, стимулирующая и индикативная. Но глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, что отечественное предпринимательство не способно обеспечить значительного экономического успеха. Это главный аргумент, который должен служить основанием для открытия национальных границ к массовому притоку зарубежных капиталов.

3.2. Определение перспективной специализации хозяйственного комплекса города

После определения стратегических целей развития города, для изыскания источников инвестиций необходимо разработать план перспективной специализации хозяйственного комплекса города.

В числе центральных вопросов, которые возникают при разработке плана перспективной специализации хозяйственного комплекса города находятся следующие:

§        какие отрасли и производства, какие фирмы желательно развивать в городе и привлекать в город, чтобы добиться поставленных стратегических целей,

§        конкурентоспособен ли город, привлекателен ли он для выявленных желательных отраслей,

§        по каким направлениям расходовать ограниченные ресурсы местной власти, чтобы повысить привлекательность города для наибольшего числа желательных производств.


При решении этого вопроса можно воспользоваться одним из вариантов методического подхода – профилизацией. Профилем города можно назвать структуру хозяйственного комплекса города, отражающую его функциональную специализацию. Нужно различать сложившийся, фактический профиль, который может отражать устаревшую или изначально неэффективную специализацию и научно обоснованный перспективный профиль, формирующийся с учетом объективных факторов конкурентоспособности города.

Под профилизацией предлагается понимать целенаправленное изменение структуры хозяйства города в направлении увеличения доли отраслей и производств, соответствующих местным факторам производства и оказывающих благоприятное влияние на интегральные характеристики экономического комплекса города. Другими словами, профилизация - увеличение доли профильных отраслей в экономике города, происходящее в результате реализации Стратегического плана. Перепрофилизация - частный случай профилизации, предполагающий коренное изменение профиля.

Под профильной отраслью понимается производство, которое соответствует обоснованному хозяйственному профилю города, содействует достижению стратегических задач развития города, оптимально использует комплекс местных факторов производства и способно эффективно развиваться в городе. По степени профильности отрасли и предприятия могут ранжироваться на несколько групп, например:

1.     высокопрофильные,

2.     потенциально профильные,

3.     нейтральные,

4.     непрофильные.

На основе информации о степени профильности размещенных или претендующих на размещение в городе отраслей местные власти могут дифференцировать применительно к ним свою экономическую политику.

Формально задача оценки профильности предприятия состоит в классификации всего множества хозяйственных объектов, расположенных в городе и могущих разместиться в нем, на ряд групп, различающихся по требуемым воздействиям в рамках селективной экономической политики. При этом, прежде всего интерес представляет выявление высокопрофильных и потенциально профильных предприятий, которые могут стать объектом интенсивного содействия со стороны местных властей в целях расширения их присутствия в экономике города.

Отличительная особенность развиваемого подхода состоит в обеспечении неразрывной связи между этапом получения оценок профильности и этапом их использования для выработки мероприятий экономической политики, направленных на регулирование структурного развития города. Оценка профильности понимается как прикладная задача, необходимая для определения первоочередных направлений структурных сдвигов и выявления наиболее чувствительных точек воздействия на повышение эффективности структуры хозяйства города. Профильность рассматривается в таб. 3.2.1.


Таблица 3.2.1.

Понятие профильности

Профильность

привлекательность  данного предприятия для города

привлекательность города для предприятия


Привлекательным для города предприятием можно назвать предприятие, своим присутствием и функционированием в составе хозяйственного комплекса города содействующее достижению целей социально-экономического развития, положительно влияющее на интегральные характеристики эффективности и конкурентоспособности местной экономики. Степень привлекательности – сравнительная  характеристика, определяемая на основе учета определенного набора факторов, отражающая сопоставительные преимущества данного предприятия перед другими.

Приживаемость предприятия - характеристика степени соответствия требований предприятия к месту размещения и характеристик городской среды производства и жизнедеятельности, показывающая вероятность эффективного функционирования данного предприятия в данном городе. Воздействуя на характеристики хозяйственного климата местные власти одновременно изменяют показатели приживаемости различных отраслей, в разной мере чувствительных к разным составляющим местной среды производства. Например, открытие университета увеличит приживаемость наукоемких отраслей, а строительство электростанции – энергоемких.

Профильность представляет собой способность  предприятия успешно для себя функционировать в городе, содействуя одновременно достижению социально-экономических целей стратегии города.

Профильным  является привлекательное предприятие, обладающее высокой степенью приживаемости.

Имиджевыми отраслями называют высокопрофильные отрасли, определяющие лицо города, входящие в его пропагандируемый имидж. Например, для Санкт-Петербурга имиджевыми являются туризм, наука, кластер отраслей связанных с портом и транспортом.

Понятие профильности применимо к отдельным предприятиям, производствам, отраслям, а также кластерам, т.е. взаимосвязанным комплексам производственных и обслуживающих фирм, обеспечивающих выпуск определенного конечного продукта или услуги.

С учетом выше изложенного можно сказать, что задача формирования местной экономической политики для привлечения инвестиций на рынок строительных услуг в составе Стратегического плана сводится к решению следующих подзадач:

1.     предварительная оценка конкурентоспособности экономики города на основе сравнения вектора показателей состояния отдельных факторов городской среды производства и жизнедеятельности с другими городами; построение вектора целевых показателей;

2.     оценка привлекательности отраслей и предприятий, отбор высокопривлекательных (целевых) объектов для развития инвестиционно – строительной политики в регионе, развитие которых в городе наилучшим образом повлияет на состояние хозяйственного комплекса, которые надо стремиться закрепить в городе или привлечь извне;

3.     оценка степени приживаемости привлекательных отраслей и предприятий для вложения в них инвестиций,

4.     отбор профильных отраслей и предприятий для организации рыночного механизма взаимодействий рынка инвестиций и рынка строительных услуг из числа привлекательных для города и имеющих достаточную степень приживаемости, то есть соответствующих профилю социально- экономического комплекса;

5.     выявление ключевых сдерживающих общих факторов среды производства и жизнедеятельности, ограничивающих инвестиционные вложения  в городе в наиболее привлекательные отрасли и уточнения оценки конкурентоспособности экономики города на базе оценок приживаемости отраслей,

6.     разработка системы мер экономической политики взаимодействия рынка инвестиций и рынка строительных услуг, направленных на: а) улучшение ключевых сдерживающих факторов в целях расширения перечня привлекательных отраслей, имеющих высокие показатели приживаемости, б) поддержку профильных предприятий и отраслей, в) вытеснение или санацию непрофильных предприятий.

На этой основе формируется оценка конкурентоспособности города и определяются мероприятия по ее повышению.

 





















 

 

 












4.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО – СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ГОРОДЕ МИРНЫЙ

4.1. Концепция социально-экономического развития Мирнинского улуса на 2001-2005 год (проект)


IX. Концепция социально-экономического развития Мирнинского улуса на 2001-2005 год (проект)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.