В 1999 году появилась дополнительная возможность направления средств на
строительство социальных объектов, объем непромышленного строительства по
сравнению с 1998 годом возрос в 3,6 раза. Выполнены целевые задачи 1999 года:
ввод в эксплуатацию первой очереди пускового комплекса рудника
«Интернациональный», завершено строительство комплекса автобазы
технологического транспорта на карьере «Юбилейный», введена в эксплуатацию
пилотная фабрика на Накынском месторождении алмазов, завершены работы по
инженерным магистральным сетям г. Мирного. Введён ряд объектов жилья и соцкультбыта
– православный храм на 400 прихожан в г. Мирном, баня на 36 мест в г. Мирном,
детский сад на 185 мест в п. Айхал, спальный корпус на 50 мест в лагере отдыха
«Орлёнок», 16-квартирный жилой дом в г. Мирном, 12- квартирный жилой дом в п.
Алмазный, 2-квартирный жилой дом в п. Дорожный, 42- квартирный жилой дом в п.
Небуг Краснодарского края. За последние ряд лет наблюдается тенденция к
снижению объёма незавершённого строительства.
Кроме того, инвестиционную политику определяет проводимая ликвидация
последствий стихийных бедствий, в том числе в городе
Ленске.
До начала зимы в Ленске, наиболее пострадавшем от паводка, и в других
населенных пунктах предполагается построить 3200 новых квартир и домов.
Финансирование будет осуществляться за счет трех бюджетов - федерального,
республиканского и средств алмазодобывающей компании АЛРОСА.
Движение капиталов может осуществляться в различных его
формах, отражающих многообразные потребности экономики. Наиболее традиционной
из них выступают государственные и частные кредиты и займы, предоставляемые
правительствам стран с переходной экономикой. Кроме того, использование
международных инвестиций может помочь решить проблему финансирования.
Факторов, препятствующих притоку иностранного капитала в
Россию, более чем достаточно, но без внешних инвестиций нашей стране не
преодолеть экономической отсталости и не решить вопросов повышения
эффективности отечественного производства, не поднять основные его отрасли.
Из рыночных форм мировых потоков капитала в последние годы широкое
распространение получают прямые и портфельные иностранные инвестиции, благодаря
которым формируются прочные производственные связи между отдельными странами,
осуществляется модернизация промышленности и укрепляются конкурентные позиции
стран-получателей капитала на мировых рынках.
Мощным источником обновления производственной деятельности прежде всего
служат прямые инвестиции. Они способствуют внедрению новых управленческих и
организационных навыков хозяйствования в принимающей стране, включению в
производственный процесс современных технологий, росту рабочих мест и генерации
ее экономического потенциала. Привлекательность такой формы движения капитала
состоит еще и в том, что они не создают внешней задолженности.
За последние десятилетия радикальные изменения можно было наблюдать не
только в структуре, но и в направлениях инвестиционных потоков. Если в 60-е,
70-е и даже 80-е годы основная часть этих потоков приходилась на банковские
кредиты и займы, то в 90-е годы начинают преобладать прямые и портфельные
инвестиции, которые направляются в развивающиеся страны благодаря позитивным
переменам в их экономической политике.
Изменились и цели зарубежных капиталовложений. Если до середины ХХ века
основным мотивом ведущих компаний было стремление получить доступ к природным
ресурсам, то в дальнейшем они стали ориентироваться на производство готовой
продукции с более высокой добавленной стоимостью. В конце 70-х - начале 80-х
годов инвестиции направляются уже на производство и сборку компьютеров, средств
коммуникаций и другого высокотехнологичного оборудования. Начало же 90-х годов
было знаменовано ростом транснациональных корпораций (ТНК), которые занимаются
сервисным бизнесом; в это же время растет численность банков, страховых компаний,
риэлторских агентств и др.
Наиболее значимым развитие инвестиционной деятельности становится для
стран с переходной экономикой, так как это позволяет сглаживать объективно
существующие экономические и социальные проблемы, придавать дополнительный
импульс общественному развитию. Собственно через инвестиционные процессы
реализуется способность общества противостоять внутренним и внешним факторам
дезорганизации, осуществляется более рациональное его функционирование и
развитие. То есть инвестиции обеспечивают материальную основу существования
государства и выполнение им своих основных функций.
В наиболее общем виде инвестиции можно определить как экономические
отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью
получения конкретных результатов. Их основная направленность состоит в
устойчивом, поступательном и регулируемом развитии промышленного производства,
раскрытие содержания инвестирования как целостной системы является
основополагающей теоретической предпосылкой для любой антикризисной концепции
развития.
В качестве основных функций инвестиций, выделяемых экономической
теорией, могут быть названы: регулирующая, распределительная, стимулирующая и
индикативная. Но глубинный экономический смысл привлечения иностранного
капитала заключается в том, что отечественное предпринимательство не способно
обеспечить значительного экономического успеха. Это главный аргумент, который
должен служить основанием для открытия национальных границ к массовому притоку
зарубежных капиталов.
3.2. Определение
перспективной специализации хозяйственного комплекса города
После
определения стратегических целей развития города, для изыскания источников
инвестиций необходимо разработать план перспективной специализации
хозяйственного комплекса города.
В
числе центральных вопросов, которые возникают при разработке плана
перспективной специализации хозяйственного комплекса города находятся
следующие:
§
какие отрасли и производства, какие фирмы
желательно развивать в городе и привлекать в город, чтобы добиться поставленных
стратегических целей,
§
конкурентоспособен ли город, привлекателен ли он
для выявленных желательных отраслей,
§
по каким направлениям расходовать ограниченные
ресурсы местной власти, чтобы повысить привлекательность города для наибольшего
числа желательных производств.
При решении этого вопроса можно воспользоваться одним из вариантов
методического подхода – профилизацией. Профилем города можно назвать структуру
хозяйственного комплекса города, отражающую его функциональную специализацию.
Нужно различать сложившийся, фактический профиль, который может отражать
устаревшую или изначально неэффективную специализацию и научно обоснованный
перспективный профиль, формирующийся с учетом объективных факторов
конкурентоспособности города.
Под профилизацией предлагается понимать целенаправленное изменение структуры
хозяйства города в направлении увеличения доли отраслей и производств,
соответствующих местным факторам производства и оказывающих благоприятное
влияние на интегральные характеристики экономического комплекса города. Другими
словами, профилизация - увеличение доли профильных отраслей в экономике города,
происходящее в результате реализации Стратегического плана. Перепрофилизация -
частный случай профилизации, предполагающий коренное изменение профиля.
Под профильной отраслью понимается производство, которое соответствует
обоснованному хозяйственному профилю города, содействует достижению
стратегических задач развития города, оптимально использует комплекс местных
факторов производства и способно эффективно развиваться в городе. По степени
профильности отрасли и предприятия могут ранжироваться на несколько групп,
например:
1.
высокопрофильные,
2.
потенциально профильные,
3.
нейтральные,
4.
непрофильные.
На основе информации о степени профильности размещенных или
претендующих на размещение в городе отраслей местные власти могут
дифференцировать применительно к ним свою экономическую политику.
Формально задача
оценки профильности предприятия состоит в классификации всего множества
хозяйственных объектов, расположенных в городе и могущих разместиться в нем, на
ряд групп, различающихся по требуемым воздействиям в рамках селективной
экономической политики. При этом, прежде всего интерес представляет выявление
высокопрофильных и потенциально профильных предприятий, которые могут стать
объектом интенсивного содействия со стороны местных властей в целях расширения
их присутствия в экономике города.
Отличительная
особенность развиваемого подхода состоит в обеспечении неразрывной связи между
этапом получения оценок профильности и этапом их использования для выработки
мероприятий экономической политики, направленных на регулирование структурного
развития города. Оценка профильности понимается как прикладная задача,
необходимая для определения первоочередных направлений структурных сдвигов и
выявления наиболее чувствительных точек воздействия на повышение эффективности
структуры хозяйства города. Профильность рассматривается в таб. 3.2.1.
Таблица 3.2.1.
Понятие профильности
Профильность
|
привлекательность
данного предприятия для города
|
привлекательность
города для предприятия
|
Привлекательным
для города предприятием можно назвать предприятие, своим присутствием и
функционированием в составе хозяйственного комплекса города содействующее
достижению целей социально-экономического развития, положительно влияющее на
интегральные характеристики эффективности и конкурентоспособности местной
экономики. Степень привлекательности – сравнительная характеристика,
определяемая на основе учета определенного набора факторов, отражающая
сопоставительные преимущества данного предприятия перед другими.
Приживаемость
предприятия - характеристика степени соответствия требований предприятия к
месту размещения и характеристик городской среды производства и
жизнедеятельности, показывающая вероятность эффективного функционирования данного
предприятия в данном городе. Воздействуя на характеристики хозяйственного
климата местные власти одновременно изменяют показатели приживаемости различных
отраслей, в разной мере чувствительных к разным составляющим местной среды
производства. Например, открытие университета увеличит приживаемость наукоемких
отраслей, а строительство электростанции – энергоемких.
Профильность
представляет собой способность предприятия успешно для себя функционировать в
городе, содействуя одновременно достижению социально-экономических целей
стратегии города.
Профильным
является привлекательное предприятие, обладающее высокой степенью
приживаемости.
Имиджевыми
отраслями называют высокопрофильные отрасли, определяющие лицо города, входящие
в его пропагандируемый имидж. Например, для Санкт-Петербурга имиджевыми
являются туризм, наука, кластер отраслей связанных с портом и транспортом.
Понятие
профильности применимо к отдельным предприятиям, производствам, отраслям, а
также кластерам, т.е. взаимосвязанным комплексам производственных и
обслуживающих фирм, обеспечивающих выпуск определенного конечного продукта или
услуги.
С
учетом выше изложенного можно сказать, что задача формирования местной
экономической политики для привлечения инвестиций на рынок строительных услуг в
составе Стратегического плана сводится к решению следующих подзадач:
1.
предварительная оценка конкурентоспособности
экономики города на основе сравнения вектора показателей состояния отдельных
факторов городской среды производства и жизнедеятельности с другими городами;
построение вектора целевых показателей;
2.
оценка привлекательности отраслей и предприятий,
отбор высокопривлекательных (целевых) объектов для развития инвестиционно –
строительной политики в регионе, развитие которых в городе наилучшим образом
повлияет на состояние хозяйственного комплекса, которые надо стремиться
закрепить в городе или привлечь извне;
3.
оценка степени приживаемости привлекательных
отраслей и предприятий для вложения в них инвестиций,
4.
отбор профильных отраслей и предприятий для
организации рыночного механизма взаимодействий рынка инвестиций и рынка
строительных услуг из числа привлекательных для города и имеющих достаточную
степень приживаемости, то есть соответствующих профилю социально-
экономического комплекса;
5.
выявление ключевых сдерживающих общих факторов
среды производства и жизнедеятельности, ограничивающих инвестиционные вложения
в городе в наиболее привлекательные отрасли и уточнения оценки
конкурентоспособности экономики города на базе оценок приживаемости отраслей,
6.
разработка системы мер экономической политики
взаимодействия рынка инвестиций и рынка строительных услуг, направленных на: а)
улучшение ключевых сдерживающих факторов в целях расширения перечня
привлекательных отраслей, имеющих высокие показатели приживаемости, б)
поддержку профильных предприятий и отраслей, в) вытеснение или санацию
непрофильных предприятий.
На этой основе формируется оценка конкурентоспособности города и
определяются мероприятия по ее повышению.
4.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННО – СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ГОРОДЕ МИРНЫЙ
IX. Концепция
социально-экономического развития Мирнинского улуса на 2001-2005 год (проект)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|