Отсутствие единого подхода, согласованного
на международном уровне, вызывает колоссальные трудозатраты, влечет за собой
большое количество ошибок, потерю времени и, что случается довольно часто,
самого товара.
Именно эти причины и побудили
Международную ассоциацию товарной нумерации EAN разработать глобальный
стандарт, который, как и товарный код EAN, позволил бы модернизировать всю
систему контроля за товаром.
Нижняя зона этикетки EAN
предназначена для отображения информации в виде штриховых кодов с
использованием символики UCC/EAN-128. Надо отметить, что стандарт UCC/EAN-128
позволяет объединить в одном штриховом коде несколько сообщений. Например,
номер товара в системе EAN и информация, касающаяся сроков хранения, могут быть
объединены в одном символе, что значительно облегчает процесс ввода данных при
помощи сканирующих устройств.
Использование кода UCC/EAN-128
позволяет не только однозначно идентифицировать грузовые поддоны, но и
обеспечить эффективное управление и контроль за товаропотоком с использованием
систем электронного обмена данными (ЭОД) на основе стандарта EANCOM.
Средняя часть этикетки отведена для
нанесения данных в привычной для всех нас форме с использованием цифр и букв и
предназначена для ручного ввода информации. Здесь помещаются, например, данные
о номере партии, дате упаковки, сроках хранения товара, а также его размеры и
вес.
И, наконец, верхняя часть этикетки
предназначена для информации свободного формата. Она используется
грузоотправителем для размещения логотипа или любой другой графической или
текстовой информации.
В соответствии со стандартом,
номинальный размер этикетки соответствует формату А5 ИСО (148мм х 210мм). В
ряде случаев может быть использован стандарт А7.
Для упрощения работы с поддонами в
складских помещениях при их транспортировке рекомендуется наносить этикетку на
все четыре вертикальные стороны поддона с тем, чтобы, как минимум, одна
этикетка была всегда в зоне видимости. При этом следует помнить, что середина
основного штрихового кода, а им является серийный код транспортной упаковки,
должна находиться на высоте 450 мм (+/- 50мм) от основы, на которой стоит
поддон, а сама этикетка не ближе 50 мм от края поддона.
Применение стандартной
унифицированной этикетки EAN дает всем пользователям много преимуществ и
значительно повышает эффективность всех без исключения операций по
транспортировке, обработке и складированию грузов. Приведем лишь
некоторые из преимуществ:
·
обеспечивается
однозначная и простая идентификация поддона, во многом схожая с идентификацией
потребительской упаковки кодом EAN-13;
·
серийный
код транспортной упаковки является своеобразным ключом, обеспечивающим доступ к
информации, хранящейся в компьютере.
·
этикетка,
нанесенная первоначально поставщиком поддона, может использоваться всеми без
исключения участниками цепи "производитель- потребитель";
·
значительно
облегчается процесс коммуникации между партнерами,
·
сканирование
штриховых кодов обеспечивает быстрый и правильный ввод информации;
·
многократно
снижается время обработки грузов на всех этапах транспортировки.
Международная ассоциация EAN
совместно с национальными организациями товарной нумерации, а также
фирмами-пользователями данного стандарта продолжает работу по его
совершенствованию.
Что касается применения данного
стандарта в нашей стране, то уже сейчас предприятия-члены Ассоциации
ЮНИСКАН/EAN Украина имеют возможность воспользоваться всеми преимуществами
унифицированной этикетки EAN и с успехом применить этот новый глобальный подход
для идентификации производимой ими продукции.
При современном ведении дел
производителям и предпринимателям необходим точный учет товарно-материальных
ценностей (ТМЦ), контроль за их движением и хранением. Уже ни у кого не
вызывает сомнений, что для повышения качества управления фирмой необходима
автоматизация всех видов учета и контроля. Одно из решений подобных проблем -
система штрихового кодирования ТМЦ и создание на ее основе более простых
технологий.
Жесткая конкуренция на рынке требует
от фирм оперативного и точного учета товаров по складам, ускорение операций
оприходования и отпуска, увеличения скорости обслуживания клиентов. Поэтому
складской учет по своей актуальности сравним с бухгалтерским и управленческим
учетом. Каждая фирма, по своему усмотрению, вправе использовать для своего
внутреннего учета штрих-коды, разрабатываемые внутри фирмы. При этом работу
можно строить с тем же самым периферийным оборудованием, которое используется
для работы со штрих-кодами по международным стандартам.
Что же дает система штрихового
кодирования для складского учета?
Во-первых, ускорение приема и
отгрузки ТМЦ с одновременным отражением этих данных в автоматизированной
системе учета. Для этого кладовщику необходимо лишь отсканировать поступающие
или отгружаемые ТМЦ. При этом если товар не имеет собственного штрих-кода, то
для него сразу распечатывается этикетка, согласно имеющемуся справочнику, а
если товар впервые поступил на склад, то кладовщик может присвоить ему
собственный код согласно имеющимся стандартам, международным или
внутрифирменным. Компьютерная информационная система может подсказывать ему
рекомендуемые значения структуры кода. Собранные кладовщиком с помощью
переносного сканера штрих-кодов данные автоматически заносятся в компьютер. На
основании занесенных данных формируется приходная или расходная накладная.
Во-вторых, оперативное получение
реальных данных отделом сбыта ТМЦ, остатков для отдела снабжения. Чем быстрее
отдел сбыта получит реальные данные о наличии товаров на складах, тем быстрее
их можно реализовать. Это уменьшает время вынужденного пребывания товаров на
складах и сокращает расходы на их хранение.
В-третьих, сокращение ошибок при
вводе информации, кладовщик ее не вводит, а сброс собранных данных идет в
автоматическом режиме. Компьютерная информационная система с помощью штрих-кода
позволяет:
n
точно идентифицировать
поступивший товар;
n
определить
все его характеристики;
n
определить
количество поступающего или отгружаемого товара, включая количество единиц
товара внутри упаковок нескольких уровней вложенности;
n
другие
параметры, входящие в штрих-код.
В-четвертых, возможность рациональнее
распределить товар внутри складского помещения, привязывая каждой упаковке
местоположение его на складе, что существенно сократит время поиска при
отгрузке ТМЦ.
В-пятых, возможность использования на
складе низкоквалифицированного персонала с более низкой оплатой труда.
В-шестых, ускорение обработки данных
с помощью учетной информационной системы с представлением необходимых сведений
в аналитических отчетах. Это позволяет всегда иметь полную картину состояния складов,
динамику реализации, а следовательно, быстрее реагировать на сложившиеся
ситуации на рынке.
Надо отметить, что технология
штрихового кодирования эффективна и при продаже товаров. Она позволяет
организовать замкнутый цикл работы с ними. Необходимо также сказать, что
средства, вложенные в подобный программно-аппаратный комплекс, окупаются за
несколько месяцев. Сегодня на рынке существует достаточно много поставщиков
оборудования штрихового кодирования и соответствующего программного
обеспечения. Однако целесообразнее обращаться к фирмам, предлагающим
комплексные решения. Очевидно, что экономический эффект от использования
штрихового кодирования будет усилен при комплексной системе автоматизации
фирмы.
Общие выводы и предложения
"Крупная немецкая фирма ищет
специалиста по работе со складом. Требуется обширный опыт работы по складским
вопросам, отчетность, организация работы склада, погрузки-разгрузки,
инвентаризации."
Аналогичные объявления сейчас можно
найти во многих газетах и журналах. Они еще раз подчеркивают значение
складского хозяйства в эффективной организации деятельности любой фирмы.
Можно сделать вывод, что
использование эффективных логистических цепочек в следующем столетии станет
решающим фактором конкуренции. Ведущие фирмы уже признали, что только
постоянное планирование общей логистической цепи и снижение расходов на
продвижение товаров позволит удержаться в лидерах на рынке. На передний план
выходит конкуренция не между отдельными предприятиями, а между всеми влияющими
на цену элементами цепочки. С целью получения стратегических преимуществ
предприятия должны кооперироваться вдоль логистической цепочки, начиная от
добычи сырья и кончая работой с последним клиентом.
В этой связи, опираясь на управление
цепочкой поставок, следует реорганизовать общую логистическую цепь и добиваться
общей экономии затрат на 25 и более процентов. Логистическая цепь завтрашнего
дня будет значительно отличаться от сегодняшней не только по структуре, но и по
виду и способу действия. Успешные логистические цепочки проложат новые пути к
потребителю, которые будут находиться рядом с традиционными маршрутами
поставок. Через постоянное использование существующих и новых технологий по
электронной обработке и передаче данных и коммерческой информации будут созданы
предпосылки для нового уровня успешной производственной деятельности
предприятий.
Ощутимая заслуга логистического
управления на нынешнем этапе состоит в том, что создана единая основа по
обработке и использованию информационно-аналитических данных на предприятиях. В
прошлом отношения между производителем и потребителем определялись
исключительно через продукт и его параметры: свойства, цену... Поворот
наметился в 80-е годы, когда внимание было обращено во все большей степени на
логистическое окружение делового процесса: высокую готовность к поставке,
гарантию поставки, короткое время поставки и контроль за ней, складское
обслуживание клиента, формирование поставок, дополнительные услуги по
обработке самого груза. Поэтому решающим фактором на рынке становится логистическая
компетенция фирмы, предлагающей услуги по управлению поставкой через
систему цифровых данных, которая делится на четыре основные структуры. В первую
входят групповые данные о производительности, затратах, составе, времени
прохождения, качестве. Во вторую - местные данные о принятии товара, его
выдаче, хранении. В третью - данные о процессе /быстрая поставка, оптовая
поставка, первая поставка/. В четвертую - временные данные /дни, недели и
т.д./. На этой основе отдельные организационные подразделения, вносящие свой
вклад в логистику, могут оцениваться по производительности, затратам, качеству
и
т.д. и фиксировать свою работу в
цифровых данных. Другие варианты возможны и зависят от конкретной ситуации и
стратегического направления работы предприятия. Например, многие предприятия
различного уровня развития используют следующие контрольные функции:
¨
аналитические
- учет, направление, портфель ценных бумаг;
¨
тревоги -
при отклонениях, угрозе безопасности;
¨
обоснованного
пересчета логистических затрат;
¨
производственных
затрат и производительности;
¨
поддержки
при годовом планировании и бюджетном финансировании;
¨
ведения
отчета.
Используя эти возможности,
руководитель может корректировать работу предприятия в сторону увеличения или
уменьшения производительности труда, тем самым быстро и с минимальными
затратами приспосабливаясь к условиям меняющегося рынка.
Остановимся в заключение на проблемах
развития логистики в нашей стране.
Востребование научных подходов и
практических методов логистики совпало с началом перехода Украины к рыночным
отношениям. Несмотря на то, что сам термин “логистика” и, соответственно,
научная дисциплина стали применяться и преподаваться у нас совсем недавно,
отдельные теоретические положения логистики изучались в экономических вузах в
комплексе таких дисциплин, как экономика и организация материально-технического
снабжения и сбыта, организации складского н тарного хозяйства, управления
запасами, нормирование материальных ресурсов, оперативно-календарное планирование
производства, организации и управление грузовыми перевозками, организация
оптовой торговли и др.
До перехода к рынку в изучении
указанных дисциплин, практических приложениях и научно-исследовательских
разработках преобладали территориальный, отраслевой и ведомственные подходы.
Участники по существу единого логистического процесса в сферах производства и
обращения продукции всегда рассматривались изолированно с точки зрения
обеспечения своих локальных интересов н целей функционирования в централизованной
плановой экономике. Логистический же подход в концептуальном понимании в
аспектах маркетинговой или интегральной парадигм не мог быть востребован до
начала перехода к рынку.
Однако к началу 90-х годов, т. е.
начальному этапу перехода к рыночным отношениям, в Украине имелись определенные
предпосылки для внедрения логистической концепции в различных отраслях
экономики. Эти предпосылки можно разделить, на две большие группы:
научно-теоретические и производственно-технические (технологические).
Научно-теоретические предпосылки
связаны с вузовской подготовкой специалистов по широкому кругу уже указанных
выше дисциплин, прямо или косвенно имеющих отношение к логистике, а также с
большим количеством научных трудов и методических разработок, затрагивающих в
той или иной степени проблемы логистики и составляющих ее теоретическую и
научно-методическую основу. Широко известны за рубежом работы наших ученых в
областях системного анализа, технической и экономической кибернетики,
исследования операций, теории управления запасами, теории массового
обслуживания, теории связи и других наук, составляющих теоретическую базу
современной логистики. Большой научный н практический вклад внесли наши ведущие
ученые и специалисты в различные аспекты материально-технического снабжения и
сбыта, оперативного управления производством, оптимального планирования
потребности в материальных ресурсах, организации эффективного функционирования
транспорта в сфере обращения продукции, организации складского хозяйства н т.
д.
В то же время в течение длительного
периода в экономике СССР, а затем и Украины складывалась
производственно-техническая база в различных отраслях производства и сфере
обращения, назначением которой было управлять материальными потоками, что мы
сейчас относим к прерогативе логистики. В отраслях промышленного производства
это относится к внутрипроизводственным системам организации работы
технологического (промышленного) транспорта и складского хозяйства, гибким
автоматизированным производствам и робототизированным комплексам, системам
автоматизации проектирования (САПР). Известны примеры эффективного
использования в промышленности отечественных микрологистических систем типа
РИТМ, КСОТО, САПР, систем оптимального оперативно-производственного
планирования, контроля и управления запасами материальных ресурсов, подобных
зарубежным системам MRP/DRP, КАНБАН и др.
Производственно-техническую базу
сферы обращения и инфраструктуры отечественной экономики, связанную с
управлением многоассортиментными материальными потоками, составили различные
технологические объекты государственных централизованных, отраслевых,
территориальных и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции, т.е. бывших
структур Госснаба, Госстроя, Госагропрома и Госкомнефтепродукта УССР. Несмотря
на упразднение в 1993 году всех форм государственного обеспечения и
централизованного распределении материальных ресурсов, на территории Украины
остались и функционируют уже в рыночных структурах объекты мощной складской
системы и товаропроводящих сетей, крупные автоматизированные
транспортно-складские комплексы, транспортные узлы н грузовые терминалы,
контейнерные пункты, предприятия различных видов транспорта и связи,
вычислительные и информационно-диспетчерские центры, объекты оптовой и
розничной торговли и т. п.
Таким образом, рассмотренные
объективные предпосылки составляют исходный фундамент распространения
логистической концепции производства и обращения продукции в экономике Украины.
Необходимо ускоренное внедрение логистического мышления в практику работы
хозяйственных руководителей и менеджеров различного ранга, персонала
предприятий сферы обращения, транспортников и др., необходимы интенсивная
подготовка кадров по специальности "Логистика”, переподготовка и повышение
квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.
Требуется, конечно, развитие и
совершенствование производственной, технической и технологической базы
логистики в разных отраслях экономики, создание логистических товаропроводящих
структур, микро- и макрологистических систем различного уровня.
Нашей стране нет необходимости
повторять тот долгий исторический путь, который прошла логистика в зарубежных
капиталистических странах. Используя накопленный ими опыт и свой потенциал, мы
должны ускоренными темпами внедрять современные логистические подходы и системы
в рыночно-ориентированных структурах отечественного бизнеса. Но люди, изучающие
и занимающиеся логистикой, могут совершить ошибку, трактуя сферу логистики
слишком традиционно. Это может быть определено как ограничение рассмотрения
предмета логистики только движением и хранением продуктов с момента их
изготовления до момента их потребления (поступления в распоряжение заказчика),
а также изучением приемов и методов, с помощью которых деятельность в сфере
логистики (т.е. перевозки, хранения и снабжения) могла бы осуществляться более
эффективно и квалифицированно в своих собственных рамках, безотносительно (или
очень малоотносительно) к применению полезных методов в других функциональных
сферах деятельности фирмы и (или) всего общества, в котором она оперирует.
Узкий взгляд на логистику порождает
серьезные проблемы. В то время как многие из операций области логистики связаны
с работой на заказ, поле деятельности этой дисциплины еще в очень большой
степени ориентировано на "продукт" (т.е. массовое производство не на
заказ). Многие работники сферы логистики заняты проведением в жизнь политики в
области обработки
заказов, транспортировки, контроля
над запасами и складирования с целью минимизации издержек на логистические
операции (т.е. перевозку и хранение) и максимизации уровня обслуживания клиента
(т.е. уменьшение времени обработки заказа и накладных на погрузку-разгрузку и
перевозку товара). Разумеется, в таком подходе нет ничего неправильного,
однако в этом случае логистическая деятельность рассматривается как средство
достижения конечного результата.
Следовательно, такая точка зрения и
такой ракурс рассмотрения ограничены традиционным пониманием того, что следует
изучать средства ведения логистической деятельности более квалифицированно и
эффективно, и совершенно выпускается из виду такой аспект, как возможность
логистики влиять на стратегию корпорации, на создание новых конкурентных
преимуществ для фирм на рынке, или на улучшение общих экономических и
социальных условий общества в целом.
Оптимальная организация
складского хозяйства, - это признается большинством ведущих специалистов по
менеджменту и логистике, - один из реальных способов повышения эффективности
хозяйствования на современном этапе. Овладение секретами данного раздела организации
работы предприятия является крайне актуальным и в условиях современной
Украины.
Список литературы
1. Бpагин Б.Ф., Hечаев Г.И.
Пpоблемы функциониpования тpанспоpтно-складских комплексов пpедпpиятий в
условиях неустойчивых пpоизводственно-экономических отношений/ Восточноукp.
гос. ун-т.- Луганск, 1998.- 38 с.
2. Гаджинский А.М. Основы
логистики: Учеб.пособие/ Инфоpм.-внедpен.центp "Маpкетинг".- М.,
1995.- 121, [1] с.: ил., табл.
3. Дегтяpенко В.H. Основы
логистики и маpкетинга.- Ростов н/Д: Экспеpтное Бюpо; М.: Гаpдаpика, 1996.-
117,[2] с.
4. Залманова М.Е. Логистика:
Учебное пособие / СГТУ. - Саратов, 1995. - 167 с.
5. Залманова М.Е. Закупочная и
распределительная логистика: Учебное пособие /СПИ.- Саратов, 1992. - 83 с.
6. Залманова М.Е., Новиков О.А.,
Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика: Учеб. пособие по курсу
"Логистика" для студентов спец. 0608 / СГТУ. - Саратов, 1995. - 74 с.
7. Залманова М.Е. Сбытовая
логистика: Учебное пособие / СГУ. - Саратов, 1993. - 63 с.
8. Залманова М.Е. Управление
системами переработки, хранения и доставки продукции: Логистическая концепция:
Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1990. - 64 с.
9. Кальченко А.Г. Логістика:
Hавч.посібник/ Київ. нац. екон. ун-т.- К., 1997.- 110 с.
10.Константинов
С.H. Математическая модель ситуационного пpиоpитетного упpавления
автоматизиpованной складской системой/ HАH Укpаины. Ин-т кибеpнетики
им.В.М.Глушкова.- Пpепp.- К., 1996.- 12с.
11.Константинов
С.H., Пономаpенко Ю.Л. Упpавление сложными складскими системами пpи
огpаниченном числе оптовых потpебителей/ HАH Укpаины. Ин-т кибеpнетики
им.В.М.Глушкова.- Пpепp.- К., 1996.- 12 с.
12.Костоглодов
Д.Д., Хаpисова Л.М. Распpеделительная логистика/ [Ред. Иванникова
И.А.].- [М.]: Экспеpт. бюpо, 1997.- 127 с.: ил., табл.
13.Кpикавський
Є.В. Логістика підпpиємства: Hавч. посібник для студентів екон. спец.- Львів:
Вид-во ДУ "Львів.політехніка", 1996.- 156с.
14.Лаврова
О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекций по курсу
"Логистика" для студентов спец. 0701 / СГТУ. - Саратов, 1995. - 35 с.
15.Лаврова
О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в логистике: Конспект лекций
по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701 / СГТУ - Саратов, 1995.
- 21 с.
16.Леншин
И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях. - М.:
Машиностроение, 1996.
17.Логистика:
[Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец.
"Менеджмент"]/ [Аникин Б.А., Федоpов Л.С., Hаймаpк Ю.Ю. и дp.]; Гос.
Акад. упp. им.Сеpго Оpджоникидзе и дp.; Под. pед. Б.А.Аникина.- М.: Инфpа-М,
1997.- 326 с.: ил.- (Высшее обpазование).
18.Мазаpаки
А.А., Голошубова H.А. Складское хозяйство тоpговли: Спpав. пособие/
Киев.гос.тоpг.-экон. ун-т.- К.: Техніка, 1996.- 178 с.
19. Hеpуш
Ю.М. Коммеpческая логистика: [Учеб.для студентов, обучающихся по напpавлениям
"Менеджмент" и "Коммеpция", спец. "Менеджмент",
"Коммеpция" и "Маpкетинг"].- М.: Банки и биpжи: Изд.
об-ние "Юнити", 1997.- 270, [1] с.
20. Hечаев
Г.И. Влияние загpузки склада на состояние, технологию и показатели его
pаботы/ Восточноукp. гос. ун-т.- Луганск, 1998.- 58 с.
21. Hечаев
Г.И. Технологические и экономические основы pаботы многономенклатуpного склада
в условиях диффеpенциpованного пpоизводства/ Восточноукp. гос. ун-т.- Луганск,
1998.- 31 с.
22. Новиков
О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика: В 2-х частях:
Учебное пособие / СПбУЭФ. - СПб., 1993. - 192 с.
23. Опоpний
конспект лекцій з теми "Складське господаpство" для студентів ФEМП,
ТФ і ОФФ денної і заочної фоpм навчання (дисципліни "Оpганізація
тоpгівлі" та "Оpганізація і технологія тоpгівлі")/ Київ. деpж.
тоpг.-екон. ун-т; [Уклад. H.О.Голошубова; Ред. К.Я.Савчук].- К., 1996.- 35,
[1] с.
24. Опоpний
конспект лекції на тему: "Вдосконалення технологічних пpоцесів на товаpних
складах" для студентів фаху 050108 з дисципліни "Технологія
тоpгівлі"/ Київ. деpж. тоpг.-екон. ун-т; [Уклад.: В.Г. Банько,
О.А.Чижевська].- К., 1996.- 18 с.
25. Плоткин
Б.К. Основы логистики: Учебное пособие / ЛФЭИ. - Л., 1991. - 53 с.
26. Плоткин
Б.К. Управление материальными ресурсами: Очерк коммерческой логистики: Учебное
пособие / ЛФЭИ. - Л., 1991. - 128 с.
27. Плоткин
Б.К. Эконометрические основы коммерческой логистики и маркетинга: Учебное
пособие / СПбУЭФ. - СПб., 1992. - 64 с.
28. Промышленная
логистика: Конспект лекций: Пер. с нем. - СПб.: Политехника, 1994. - 166 с.
29. Рахилькин
А.В. Логистика фиpмы.- Hовосибиpск: Кн. изд-во, 1997.- 115,[1]с.
30. Родников
А.H. Логистика: Теpминол.слов./ [Ред.: З.А.Басыpова, Г.Л.Гуpтова].-
М.:Экономика, 1995.- 249, [1] с.
31. Рублинецкий
В.И. Логистика: Учеб. пособие/ Хаpьк.гуманит.ин-т. "Hаp. укp.
акад."; [Ред. Шпилевой О.И.].- Х., 1996.- 71,[1]с.
32. Семененко
А.И. Пpедпpинимательская логистика.- Спб.: Политехника, 1997.- 342с.
33. Логистика
и ее применение на предприятии / И. Сергеев // Российский экономический журнал.
- 1994. - №9 - С. 41-44
34. Логистика
и использование вторичных материальных ресурсов // Подъемно-транспортная
техника и склады. - 1990. - №2. - с.29-41.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|