n  
закупки
сырья  
n  
производство
 
n  
распределение
 
n  
продажи
 
n  
потребление
 
на основе координации всех
функций, процедур и операций, выполняемых в рамках данного процесса.  
Потребитель покупает товар, если его
устраивает его качество (способность удовлетворять его потребности), которое
определяется потребительскими свойствами (вкус, цвет, масса, упаковка,
стоимость и т.д.). В условиях всевозрастающей конкуренции на украинском рынке
актуальной становится покупка товара по минимальной стоимости при
неизменных других потребительских свойствах. Т.е. - во главу угла
ставится минимизация
затрат,
приводящая к ограничению
себестоимости товара по мере его продвижения по вышеуказанной цепочке. 
Как правило, значительную долю
стоимости (в среднем 15 - 20%) составляет "цена перехода" (наценки
каждого звена цепи "производитель - конечный покупатель"), что
зависит от уровня взаимодействия между поставщиками, дистрибьюторами,
перевозчиками и т.д.  
Снижение "цены перехода"
достигается путем комплексного подхода к обеспечению взаимосвязи
различных функций и процессов бизнеса (закупка сырья, производство,
транспортировка и сбыт продукции, управление складскими запасами, качеством и
т.п.) на основе принципов логистики. Постоянно возрастающий интерес к
логистике объясняется впечатляющими результатами, достигнутыми многими
зарубежными и украинскими компаниями благодаря применению логистического
подхода к бизнесу. Внедрение логистики позволяет сократить уровень складских
запасов и затрат на распределение товаров, ускорить оборот капитала, снизить
себестоимость производства. Например, высокий уровень качества и низкая
себестоимость японских товаров обеспечены успешным применением хорошо
известного метода "точно в срок".  
Ключевая концепция логистики - концепция
общих затрат. Ее смысл: можно так перегруппировать затраты в  цепи
"закупка сырья - производство - распределение - продажа -
потребление", что их общий уровень на продвижение товаров от производителя
к потребителю снизится. Так, используя систему поставок "точно в
срок", можно исключить затраты на складирование, хранение и
управление запасами. И хотя затраты на транспортировку возрастут, сокращение
других непроизводственных расходов с лихвой их перекроет.  
В сфере физического распределения,
как и в производственной сфере, существует эффект масштаба, воздействующий на
цену товара, которая определяется в конце логистической цепи. Но хотя в
фактических оценках передача в собственность меняется по всей линии логистики,
в расчетах это практически не учитывается. Учет стоимостей в сфере логистики –
дело очень тонкое, требует тщательного контроля и проверки (аудита).
Специфичность аудита логистики заключается в следующем: 
во-первых, она должна исследовать всю
линию логистики до конца вне зависимости от того, имела ли место передача
собственности; 
во-вторых, стоимости логистики не
вычисляются, а выражаются в виде перевезенного товара, но с учетом затрат
конечной точки доставки. 
При этом для каждого звена цепи
логистики добавленная стоимость будет важна только в момент достижения точки
доставки, то есть когда конечный потребитель или пользователь практически
получает права на продукцию, которую он приобрел. В связи с этим контроль за
потоками имеет абсолютный приоритет и решающими являются колебания цен за
передачу собственности, что определяется скоростью движения по всей линии
логистики, потоком финансовой информации и самим товаропотоком (замедлением или
ускорением). 
Результатом такого подхода является
появление понятия “качество – цена” на уровне обслуживания. Это дает
возможность определить прибыль по каждому виду товара и доход для каждой точки
доставки. 
На основании вышеизложенного можно
сделать вывод о появлении нового элемента подсчета расходов: взаимодействие
между функцией логистики и функцией маркетинга и продажи позволяет получить
более точную цену продажи и информацию об условиях торговли для каждой передачи
собственности над продукцией. При этом нет необходимости выделять в общей
логистической цепи точки, где такие передачи имеют место, но следует заранее
выполнять следующие условия: 
n  
себестоимость
производства, подсчитываемая в конце производственного цикла, должна дать
информацию о границе дохода для каждого вида товара;  
n  
расчет
стоимости логистики, выполненный в точке доставки и точке пользователя, должен
быть обеспечен информацией о границе дохода для каждой снабжаемой точки
логистической цепи. 
Любая бизнес-система представляет
собой связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которых является
сбыт продукции. Под продукцией понимаются товары, услуги, документы и
информация. Бизнес-процесс представляет собой горизонтальную иерархию
внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых
является сбыт продукции. 
Как правило, следует различать
следующие категории бизнес-процессов: 
n  
процессы
сбыта продукции (горизонтальные), которые приносят доход бизнес-системе;  
n  
процессы
планирования и управления (вертикальные), обеспечивающие эффективное
планирование и управление получением дохода при реализации горизонтальных
бизнес-процессов сбыта продукции;  
n  
ресурсные
процессы (вертикальные), обеспечивающие доставку и складирование
продукции в точке непосредственного выполнения действия;  
n  
процессы
преобразования (вертикальные), являющиеся вспомогательными и необходимыми для
изменения существующих технологий. 
Практика выполнения консалтинговых
проектов показала, что основными бизнес-процессами Службы логистики являются
следующие: 
Þ планирование передвижения
товара (процесс планирования и управления); 
Þ доставка товара от
поставщиков (ресурсный процесс); 
Þ складской учет полученного
товара (ресурсный
процесс); 
Þ доставка товара в секции,
магазины, мелкооптовые магазины и представительства (процесс сбыта продукции); 
Þ контроль за передвижением
товара (процесс планирования и управления).  
В рамках бизнес-процессов Службы
логистики осуществляется выполнение следующих основных функций: 
Þ согласование сроков получения
и отправки партий товара; 
Þ анализ информации по
транспортным агентствам; 
Þ заключение договоров с
транспортными агентствами; 
Þ определение оптимального
маршрута доставки товара; 
Þ расчет показателей
транспортных расходов; 
Þ подготовка карты маршрута
следования автотранспорта; 
Þ планирование системы доставки
партий товара; 
Þ осуществление приема и
хранения товара на складе компании; 
Þ осуществление отгрузки товара
со склада компании; 
Þ сообщение торговым
организациям и представительствам информации о предполагаемом времени прибытия
автотранспорта; 
Þ  фиксация заявок секций и
мелкооптовых магазинов; 
Þ  перевод отпущенного
товара из резерва в экспедицию; 
Þ  отметка накладных,
по которым товар был доставлен; 
Þ  учет товаров,
возвращаемых торговыми организациями и представительствами; 
Þ  контроль маршрута движения
товара; 
Þ  контроль процесса
оприходования товара, поступившего на склад компании; 
Þ  контроль процесса
отправки товара в торговые организации и представительства; 
Þ  контроль процесса
возврата товара на склад компании. 
Итак - компания закупает сырье и
создает его запасы, которые хранятся на складе, из этого сырья
производятся полуфабрикаты, которые до поры до времени могут содержаться 
на складе, полуфабрикаты со временем превращаются в готовую продукцию,
которая до отправки потребителю, - находится на складе.   
В итоге мы видим, что во всей
логистической цепочке предприятия эффективное управление работой складского
хозяйства приобретает исключительно  важное значение. От того, как организована
работа склада, зависит подача сырья и полуфабрикатов в производство, отгрузка
готовой продукции -  в конечном итоге, зависит своевременность доведения до
потребителя товара необходимого  качества, в нужное время,  с меньшей
себестоимостью. 
1.2. Основные складские операции
 
Складское хозяйство включает комплекс складов,
специализированных по видам материальных ресурсов и организованных с учетом
требований по их хранению и переработке.   
Склад является одним из основных
элементов логистической системы, поэтому он должен рассматриваться не
изолировано, а лишь как интегрированная составная часть всей системы логистики,
которая и формирует организационные, технические и экономические требования к
складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования,
диктует условия переработки груза. 
Склады встречаются во всех
функциональных областях логистики: снабженческой, производственной,
распределительной. В каждой из них функционирование склада связано с
определенной специализацией и назначениями и имеет свои особенности, которые во
многом определяют политику технической оснащенности склада. 
Эффективное функционирование
складского хозяйства и входящих в него складов в системе логистики, независимо
от их назначения и вида деятельности, возможно лишь при успешном решении целого
ряда проблем. К основным таким проблемам, с которыми фирмы сталкиваются при
создании складского хозяйства и рационализации действующих складов, можно
отнести:  
выбор между собственным
складом и складом общего пользования;  
определение количества
складов и размещения складской сети;  
выбор места расположения
склада;  
определение вида и размера
склада;  
разработка системы
складирования. 
Особенно актуальными данные проблемы
становятся при вхождении фирмы на новые рынки сбыта, при изменении объемов
потребления и территориальном распределении покупателей, усиливающейся
конкуренции и целого ряда других факторов.  
Большинство из них решается при
стратегическом планировании деятельности фирмы в сфере распределения или
снабжения. Проблема разработки системы складирования стоит достаточно остро как
при строительстве нового склада или реконструкции действующих складских
мощностей, так и при поиске наиболее рациональных технологических решений
постоянно функционирующего склада. 
Совокупность складских технологических
операций по  
n  
разгрузке,
 
n  
перемещению,
 
n  
распаковке,
 
n  
приемке,
 
n  
размещению,
 
n  
укладке,
 
n  
хранению,
 
n  
отпуску
товаров,
 
составляет содержание
внутрискладского технологического процесса.  
Количество и характер складских операций
зависят от ассортимента, физико-химических свойств, условий приемки и отпуска
товаров, степени механизации и автоматизации операций и других факторов. Общая
схема технологических операций по обработке товаров на складе приведена на
Схеме 1. 
  
Рациональная организация складского
процесса основывается на соблюдении следующих основных принципов:   
·    
механизации
и автоматизации технологических операций;  
·    
оптимального
использования площади и емкости складских помещений;  
·    
организации
сквозного "прямоточного" товарного потока;  
·    
планомерности
и ритмичности складских работ;  
·    
полной
сохранности товаров. 
Всеми операциями по движению товаров
на складе руководит менеджер (заведующий складом) , являющийся в ряде случаев
одновременно и материально ответственным лицом. С учетом возможного большого
количества одновременно производимых операций, связанных с приемкой и отпуском
товаров, структурно возможно деление материально ответственного персонала
склада, работающего непосредственно с товарами (грузами) на следующие группы:
приемки, комплектации, отпуска (отгрузки), инвентарного контроля. При приеме на
работу с данным персоналом заключают договора о полной индивидуальной
материальной ответственности. Освобождение любого материально ответственного
лица от работы осуществляется только после сплошной инвентаризации и передачи
материальных ценностей другому лицу. 
Рассмортим организацию
разгрузки и доставки товаров (грузов) к месту приемки. Поступивший
транспорт с товарами должен быть в кратчайшие сроки разгружен и принят.
Быстрота выполнения разгрузочных операций зависит от наличия и применения
необходимого подъемно-транспортного оборудования (авто- и электропогрузчиков,
грузовых тележек, и т. п.) и четкой организации работ по разгрузке транспорта. 
Одним из ключевых параметров для
организации операций, связанных с транспортировкой и последующей складской
обработкой является грузовая единица - некоторое количество товаров, которые
погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу и которая своими
параметрами связывает технологические процессы на различных участках
логистической цепи в единое целое. 
Существенными характеристиками
грузовой единицы являются соответствие ее размеров транспортному средству и
способность к сохранению целостности и первоначальной геометрической формы в
процессе осуществления транспортировки и последующих операций. Согласованные
размеры грузовых единиц, а также оборудование для их обработки позволяет
эффективно использовать материально-техническую базу различных участников
процесса на всех этапах движения материального потока. В качестве основания
(платформы) для формирования грузовой единицы используются стандартные
европоддоны , для автотранспорта, например, их размер 1200 х 800 или 1200 х
1000 мм. Исходя из этих размеров и определен базовый модуль упаковки.  
В настоящее время существуют
различные компьютерные программы, которые с одной стороны позволяют, зная
параметры товара, подлежащего упаковке, его физические характеристики,
определить размеры потребительской упаковки, размеры транспортной тары и
определить рекомендуемые варианты установки груза на поддон. 
С другой стороны программы позволяют
транспортнику или экспедитору, зная типоразмеры отгружаемого товара или
количество грузовых единиц , осуществить оптимальную загрузку конкретного
транспортного средства или оптимальное размещение на складском пространстве .
Это может позволить в свою очередь снизить затраты на обработку партии груза.
Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения
логистических операций достигается пакетированием - т.е. связыванием грузовой
единицы и поддона в единое целое. 
На практике применяют различные
методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандеролирование стальными или
полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.
Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является
пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. 
Правильно сформированная грузовая
единица позволяет обеспечить:  
n  
высокую
степень сохранности грузов;  
n  
сравнительно
низкие затраты труда;  
n  
эффективность
выполнения погрузо-разгрузочных работ  за счет их комплексной механизации и
автоматизации;  
n  
возможность
перегрузки без переформирования;  
n  
безопасность
выполнения складских работ. 
Выгруженные товары доставляют в зону
приемки склада, где производят их проверку. После завершения приемки грузы
доставляют к местам хранения и размещают в свободных ячейках на стеллажах или
резервных местах, отведенных для хранения. 
Организация приемки. Порядок и сроки приемки
товаров зависят от договорных условий, от того, в какой таре (упаковке)
доставлен товар, от физико-химических свойств и особенностей тех или иных
товаров, способа доставки и некоторых других причин. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 
   
 |