n
сбытовые,
n
общезаводские
n
цеховые
и т.д.
Также можно привести следующую
классификацию:
1.
по
высоте укладки груза:
-
не выше
человеческого роста;
-
высотные
склады;
2.
по
конструкции:
-
закрытые;
-
полузакрытые;
-
открытые
площадки;
3.
по
предназначению:
-
индивидуальные;
- коллективные;
4.
по
степени автоматизации:
-
не
механизированные;
-
комплексно-механизированные;
-
механизированные;
-
автоматизированные;
-
автоматические;
5.
по
способу отбора груза:
-
статические
(груз выбирает человек);
-
динамические
(автоматические стеллажные подъемники);
6.
по
возможности доставки транспортом:
-
пристанционные;
-
портовые;
-
прирельсовые;
-
глубинные.
Оснащение складов. Склад должен быть
органически связан с элементами технической системы и в совокупности с
информацией предоставлять целостную интегрированную структуру, удовлетворяющую
наиболее прогрессивному техническому решению.
Примером такого решения может служить
склад динамического хранения. Он позволяет:
-
принимать
подвижные стеллажи;
-
плотно
использовать объем склада;
-
включает
стеллажную защиту в интегрированную систему автоматизации;
-
удачно
взаимодействовать со смежными грузо-распределительными системами.
На современном этапе положительный
зарубежный опыт эффективной работы складов состоит в:
n
Оснащении
стеллажей индикаторами на жидких кристаллах или светочувствительными
индикаторами позволяет интегрировать складскую систему в обычную логистическую
цепь без участия человека.
n
Применении
робототизированных транспортных (ТАНР) машин на комплексах по 30-40 штук с
грузододъёмностью от 50кг до 2т;
n
Программировании
маршрутов техники, оснащение складов и техники локальными датчиками;
n
Пакетировании
грузов универсальными укладчиками на стандартизированных поддонах;
n
Применении
для пакетирования новых экономичных материалов, пластмасс и плёнок.
Рис. 2. Схема склада для разгрузки
железнодорожных составов.
При организации складского хозяйства
необходимо установить количество и размеры складов, их расположение
относительно производственных объектов, выбрать наиболее рациональные в каждом
конкретном случае виды складского оборудования и инвентаря.
При расчете площади складских
помещений необходимо определить площадь для хранения - грузовую, а также
для проходов, проездов, разгрузки сырья и материалов, сортировки и отпуска их в
производство - вспомогательную площадь.
При тарном хранении грузовую площадь
(S) определяют по формуле:
,
где Q - масса груза
(сырья) подлежащая хранению;
l,b,h - размеры тары;
q - масса сырья в единице
тары;
H - высота укладки штабеля;
kн.у. - коэффициент неплотности
укладки штабеля.
Грузовую площадь для однородных
сыпучих материалов находят по формуле:
,
где m -масса 1 куб. м
сырья;
H - высота насыпи.
Прием, хранение и отпуск сырья и
материалов на складах осуществляется таким образом, чтобы обеспечить полную
сохранность материальных ценностей, быстрое их нахождение по заданной
номенклатуре и отпуск по требованию производственных участков, противопожарную
безопасность.
1.4. Пути оптимизации и
рационализации складских операций
Для складов, которые работают с
постоянным потоком мелкооптовых клиентов, этот показатель часто является
определяющим ( а иногда и здерживающим потенциал грузооборота фирмы). При
формировании проекта, призванного увеличить напряженность и скорость
материалопотока через склад, важно учитывать схему подъезда к складу, её
пропускные возможности. Если подъезды к складу ограничивают ежедневное
количество клиентов, а изменить схему подъездов не представляется возможным,
тогда и характеристики требуемого материалопотока закладываются в проект исходя
из максимальной пропускной способности подъездных путей.
Далее необходимо на основе
статистических данных определить затраты ( в человеко-минутах) на обработку
одного заказа:
·
обработка
и учет приходящих грузов,
·
предварительная
проработка и оформление заказа,
·
перемещения
грузов в зону комплектации заказа,
·
комплектация
заказа,
·
проверка
укомплектованного заказа,
·
перемещение
заказа в зону отгрузки,
·
ожидание
подачи транспорта,
·
погрузка
в транспорт,
·
оформление
необходимых документов,
·
учет
отпущенных товаров,
·
другие
·
итого
_____ чел/мин на один заказ
Проанализировав эти затраты, можно
определить возможные пути оптимизации материалопотока через склад, которые
позволят достигнуть требуемых результатов:
n
выбрать
обоснованный тип и схему расположения стеллажных систем,
n
установить
конвейерные линии,
n
сформировать
линию комплектации заказа,
n
выбрать
тип и потребное количество транспортно-погрузочной техники, другое необходимое
оборудование,
n
определить
количество потребных рабочих мест,
n
создать
должностные инструкции для персонала,
n
установить
необходимую систему учета и контроля движения грузов через склад и
т.д.
Основные задачи, возникающие при
формировании или модернизации складского хозяйства можно подразделить на
технические и финансовые:
ТЕХНИЧЕСКИЕ
1. Увеличение напряженности и
скорости транспортно-складского материалопотока.
2. Увеличение максимальной емкости склада.
ФИНАНСОВЫЕ
1. Минимизация единовременных затрат
на формирование или модернизацию склада.
2. Минимизация текущих затрат на
содержание одного грузо-места.
При выработке правильного решения
(проекта) необходимо найти оптимальное соотношение между ФИНАНСОВЫМИ и
ТЕХНИЧЕСКИМИ задачами а также сформировать оптимальное решение для каждой
группы задач. Все это помогает сделать логистика, которая закладывается в
проект на начальном этапе. Говоря об исходных данных, закладываемых в проектное
задание, мы подразумеваем не только текущие реально существующие цифры, но и
планируемые в будущем показатели. Кроме того, в проекте можно использовать
оборудование, предусматривающее возможность дальнейших модификаций с учетом
возрастающих требований. В этом случае проект рассчитывается исходя из
максимальных требований, а затем реализуется та его часть которая на данном
этапе отвечает текущим задачам, а остальное оборудование будет устанавливаться
в дальнейшем по мере необходимости.
Увеличение емкости склада . В общем случае эту задачу
можно решать двумя способами:
n
увеличением
складских площадей;
n
увеличением
эффективности использования складских площадей ( полезных объемов складских
помещений)
Некоторые типы стеллажных систем
позволяют более чем вдвое увеличить емкость существующих складов, и в
большинстве случаев это решение требует гораздо меньших затрат, чем возведение
или покупка новых складских зданий. Для складов, которые не имеют регулярного
напряженного мелкооптового оборота, увеличение емкости склада может
рассматриваться как основная ТЕХНИЧЕСКАЯ задача модернизации склада.
Правильный выбор стеллажных систем,
соответствующих требованиям грузов и обеспечивающих необходимый материалопоток
через склад обеспечивает максимальную эффективность вложений. Кроме того, на
общий объем грузооборота значительно влияет месторасположение склада, его
близость к основным потребителям, транспортным магистралям и т.д.
Стоимость земли или аренда складских
помещений для удобно расположенных складских комплексов обычно высокая (
особенно если склад расположен в черте крупного города, например Киева,
Харькова или Днепропетровска). Однако, применяя современное оборудование, можно
свести к минимуму текущие затраты на создание и содержание одного грузо-места,
значительно увеличив количество грузо-мест на единице площади.
Минимизация единовременных
затрат на формирование или модернизацию склада. Успешно решать эту задачу позволяет
широкое использование логистики при разработке складских проектов. Именно
качественная проработка проекта на всем пути от исходных данных до необходимых
результатов позволяет минимизировать этот вид затрат. Нахождение оптимальных
соотношений цена-свойства-качество для стеллажных систем, подъемно-транспортной
техники и другого оборудования позволяет в каждом отдельном случае получать
необходимые результаты при минимальных затратах.
Необходимо также учитывать величину
затрат на создание одного грузо-места. При определении этой цифры помимо
стоимости складского оборудования в расчет принимаются еще и капитальные
затраты на постройку здания склада или оценочная стоимость здания склада.
Рассчитанная таким образом стоимость отражает фактические затраты на создание
одного грузо-места, которые могут быть меньше для проекта, предусматривающего
дорогостоящее но эффективное оборудование, чем для проекта, предусматривающего
дешевое малоэффективное оборудование, например:
Проект А предусматривает размещение
на складе 1000 паллето-мест, при этом стоимость оборудования составляет 1000
у.е. Расчетная стоимость одного паллето-места составит 1 у.е. Проект В
предусматривает размещение на складе 1500 паллето- мест, при этом стоимость
оборудования составляет 2000 у.е. Расчетная стоимость одного паллето-места
составит 1.3 у.е.
А Б
Таким образом, цена паллето-места А
предпочтительнее чем Б. Однако при этом заказчик использует здание склада
стоимостью 10000 у.е.- что так же является затратами на создание паллето-мест.
Таким образом, затраты заказчика составят 11000 и12000 для проектов А и Б
соответственно. Фактические затраты на создание одного паллето-места А составят
11 у.е., а для проекта Б - 8 у.е.
Минимизация текущих затрат на
содержание одного грузо - места. Если мы продолжим рассмотрение проектов А и Б, то
увидим, что и текущие затраты на содержание одного паллето-места А меньше чем
затраты на одно паллето-место Б.
Действительно, если содержание
складского здания, персонала и другие ежемесячные затраты на склад составляют
100 у.е. ежемесячно, то ежемесячные затраты на одно паллето-место А составят
0.1 у.е., а для Б 0.06 у.е. ежемесячно.
Таким образом, чем больше
грузо-мест используется на Вашем складе, тем меньше складские затраты на
хранение одного груза.
Кроме того, затраты на содержание
одного грузо-места склада можно сократить за счет применения линий комплектации
заказов, конвейеров, систем автоматизированного учета и другой автоматизации
складского хозяйства за счет уменьшения потребного количества рабочих мест.
Традиционно сложилось, что коммерческие
предприятия с большим трудом получают лицензии на открытие таможенных складов,
позволяющих хранить товары без таможенной очистки в течении нескольких лет, и
поэтому гораздо более распространенным типом склада является склад временного
хранения со сроком хранения товаров до двух-трех месяцев.
Стратегия "Just in
time" (Точно в срок) в управлении складскими запасами. Как известно, принцип
"Just in time" впервые был применен в сфере внутризаводского
планирования и успешно использовался как механизм организации непрерывного
производственного потока, способного к динамической перестройке практически без
страховых запасов. Поэтому естественно стремление аналитиков более тщательно
исследовать положительный феномен этого подхода в области управления складскими
запасами. Традиционная концепция, например, организации складского хозяйства
торгово-посреднической компании базируется на том, что для предотвращения
простоев при отгрузке необходимо создавать страховой запас. В отличии от
этого, "Just in time" диктует практически полный отказ от страховых
запасов. Навязывается чрезвычайно жесткая исполнительская дисциплина, когда
менеджеры намеренно дают возможность персоналу компании испытать на себе
отрицательные последствия простоев. Весь персонал, таким образом, вовлекается в
процесс выявления причин простоев и поиск путей повышения надежности и запаса
прочности системы управления бизнесом. Согласно концепции "Just in
time", компания не связывается жестким планом с поставщиками. Напротив, ее
деятельность диктуется, прежде всего, темпом поступления заказов на продукцию.
Эффективность работы компании и всего бизнеса во многом определяется уровнем
достоверности краткосрочных прогнозов. Актуальными становятся задачи
мониторинга поведения соответствующих бизнес-процессов, анализ результатов
имитационных экспериментов, выработка оперативных рекомендаций по адекватной
реакции всей организационной структуры компании на возможные текущие перемены.
Стартовая модель весьма проста по сравнению с реальными ситуациями, возникающими
при ведении и плодотворной реструктуризации бизнеса
2. Организация складского
хозяйства АО «ХИМПРОМ»
2.1. Общая характеристика предприятия
Наименование: Открытое акционерное
общество “Химпром” (ОАО “Химпром”).
Местонахождение: Украина, г. Черкассы.
Почтовый и юридический адрес: Украина, , г. Черкассы, ул.
Промышленная, 101.
Факс: 74-02-73, 66-20-67 Телекс:
224814 Телетайп: 158658,158648 Дубрава. E-mail: himprom@cherkassy.net.ua
АО «Химпром» введено в строй
действующих в 1964 году и начинало производственную деятельность с выпуска
катионных красителей. В результате поэтапного ввода новых производств
предприятие за годы деятельности сформировалось как крупный химический комплекс
с обширной номенклатурой продукции, основу которой составляли оборонные заказы
по производству химического оружия.
Последнее обстоятельство на
протяжении ряда лет было определяющим при формировании производственной и
социальной политики не только самого предприятия, но и города Черкассы в целом.
В 1994 году государственное предприятие было приватизировано с образованием
открытого акционерного общества, учредителем которого является Государственный
комитет Украины по управлению государственным имуществом. АО «Химпром»
зарегистрировано постановлением главы Черкасской областной администрации №
309-17 от 30 июня 1994 г. Свидетельство о государственной регистрации
(перерегистрации) предприятия № 0-470.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|