Предлагаемое
распределение функций государственного регулирования – первый этап реформ.
Минэкономразвития
России
|
Федеральный
орган регулирования на транспорте
|
Федеральный
орган по регулированию естественных монополий
|
МАП
России
|
Органы
специального технического надзора
|
•
Координация развития ЕТС* и экономики страны • Государственная политика в
области мобилизационной подготовки
|
•
Координация деятельности и развития ЕТС и транспортных отраслей
•
Руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на транспорте
•
Стандартизация сертификация и надзор на транспорте
•
Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте
•
Лицензирование деятельности субъектов конкурентного сектора
|
•
Установление требований к системе тарифного регулирования естественных
монополий
•
Утверждение тарифного прейскуранта на услуги ЕМС** и ВМС***
•
Разработка правил обеспечения равноправного доступа к ЕМС** и ВМС****
•
Мониторинг соблюдения установленных правил регулирования доступа и тарифной
политики
•
Формирование методики раздельного учета доходов, затрат, финансовых
результатов по видам деятельности
|
•
Надзор и контроль обеспечения равноправного доступа
•
Согласование и контроль крупных сделок и слияний
•
Надзор и контроль установленной тарифной политики
|
•
Обеспечение специальных вопросов безопасности и соответствия техническим
стандартам
|
*
Единая транспортная система
** ЕМС
– естественно монопольный сектор
***
Разработка тарифного прейскуранта на услуги ЕМС и ВМС осуществляются ОАО
«РЖД»
****
ВМС – временно монопольный сектор
|
Предлагаемое
распределение функций государственного регулирования – второй этап реформ.
23.
Реформирование тарифной системы
Основной
целью совершенствования тарифной системы является достижение баланса
экономических интересов государства, пользователей услуг и предприятий
железнодорожного транспорта.
К
тарифной системе предъявляются требования стабильности, обеспечивающей
достижение поставленных целей при изменениях внешних условий, гибкости,
позволяющей адекватно реагировать на изменения внешних условий и потребностей
рынка, и прогнозируемое™.
Задачи
тарифного регулирования в период структурной реформы. Система тарифного регулирования
должна в максимальной степени способствовать эффективной реализации изменений,
предусмотренных предлагаемой регуляторной моделью. В соответствии с этим закрепленные
цели тарифного регулирования дополняются следующими задачами.
На
первом этапе (2001—2002 гг.) решаются задачи по передаче функций тарифного
регулирования независимому государственному органу; упорядочению существующей
тарифной системы. В этот период создаются условия для финансового разделения
различных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта, в том
числе: обеспечивается уровень рентабельности естественно монопольного сектора,
достаточного для его устойчивого функционирования и модернизации;
последовательно отменяется перекрестное субсидирование различных видов
перевозок и осуществляется переход к прямому субсидированию; создаются условия
для возникновения и развития конкуренции в отдельных видах железнодорожных
перевозок.
На
втором и третьем этапах (2003—2010 гг.) решаются задачи обеспечения
эффективного функционирования железнодорожного транспорта и создания условий
для развития конкуренции и организационного выделения конкурентных секторов.
Таким
образом, тарифная политика в области железнодорожного транспорта должна
строиться с учетом необходимости:
создания
условий для развития конкуренции (внутриотраслевой, межтранспортной,
межотраслевой, международной) и недопущения искусственной монополизации в
отрасли;
отказа
от регулирования в конкурентных сферах деятельности;
воздействия
тарифными инструментами на улучшение качества услуг железнодорожного
транспорта;
рационального
взаимодействия различных видов транспорта;
соответствия
тарифной системы особенностям различных этапов структурной реформы;
скоординированного
регулирования тарифов на услуги всех естественных монополий материального
сектора;
возмещения
необходимых затрат на перевозки, реконструкцию, техническое и социальное
развитие железнодорожной отрасли.
Основные
принципы построения новой тарифной системы. Реализация предлагаемой концепции реформы
железнодорожного транспорта предполагает уже на первом этапе приступить к
формированию основ новой тарифной системы. Режим тарифного регулирования,
конкретные особенности и механизмы тарифной системы могут изменяться и
дополняться с учетом результатов проводимых преобразований.
Тарифы на перевозки
должны покрывать все экономически обоснованные эксплуатационные затраты;
обеспечивать суммарные доходы хозяйствующих субъектов, достаточные для
формирования справедливой, соответствующей установленной норме рентабельности,
прибыли; являться едиными для всех пользователей и определяться на основании
утвержденных прейскурантов.
Тариф
на грузовые перевозки должен формироваться на основе оптимального сочетания
двух подходов — затратного, согласно которому тариф должен основываться на
себестоимости транспортной услуги, и маркетингового, согласно которому тариф
формируется с учетом платежеобеспеченности груза.
Тарифное
регулирование на рынках с различными типами конкуренции. Государственное регулирование
тарифов должно постоянно осуществляться в естественно монопольном секторе и
постепенно уменьшаться во временно монопольном (потенциально конкурентном)
секторе.
Тарифы за пользование
услугами инфраструктуры следует устанавливать дифференцированно с учетом
платежеобеспеченности различных классов грузов. Это создаст условия для
перевозки грузов с высокой долей транспортной составляющей без привлечений
государственной компенсационной поддержки.
Тарифы
за пользование подвижным составом ОАО "РЖД" не должны
дифференцироваться по классам грузов.
На первом этапе реформ
необходимо начать либерализацию тарифного регулирования в секторах с
потенциально возможной внутриотраслевой, межотраслевой, межтранспортной и
международной конкуренцией.
К сектору
внутриотраслевой конкуренции могут быть отнесены железнодорожные перевозки
повышенного качества (пассажирские перевозки в вагонах СВ, скоростные грузовые
перевозки). К сектору межотраслевой конкуренции - перевозки грузов, эффект от
производительного потребления которых может быть замещен продукцией других
отраслей промышленности (перевозка энергоносителей железнодорожным транспортом
или передача электроэнергии). К сектору межтранспортной конкуренции — грузовые
и пассажирские перевозки при наличии альтернативной транспортной инфраструктуры
(например, грузоперевозки Финляндия - Москва, Финляндия - Санкт-Петербург
автомобильным - железнодорожным транспортом). К сектору международной конкуренции
- транзитные грузовые перевозки и пассажирские и грузовые перевозки в прямом
международном сообщении (конкуренция с трансконтинентальными
грузоперевозчиками, морским транспортом, международными авиакомпаниями).
В
конкурентных секторах рынка железнодорожных перевозок осуществляется
последовательное дерегулирование ценообразования и переход на свободные
(контрактные) цены.
Устранение
искажений в тарифной системе. Тарифная система должна быть освобождена от выполнения функций по
перераспределению финансовых ресурсов и поддержанию отраслей и регионов.
Тарифные льготы стратегическим, социально значимым и малообеспеченным
потребителям транспортных услуг надо последовательно заменить их адресной
поддержкой.
Необходимо
предусмотреть государственную поддержку социально значимых перевозок,
мобилизационного потенциала железнодорожного транспорта, строительства объектов
общегосударственного и регионального значения. Порядок расчетов за перевозки в
интересах обороноспособности и национальной безопасности государства должен
устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Учет
качества железнодорожных перевозок в тарифообразовании. Тарифные прейскуранты должны в
большей мере учитывать условия и качество перевозок пассажиров и грузов. Существующая
регламентация качества в "Транспортном уставе железных дорог Российской
Федерации" и в системе отраслевых стандартов представляется недостаточной.
Целесообразно
систематизировать имеющиеся документы и утвердить комплексный нормативный
документ "Нормы транспортного обслуживания", который будет
регламентировать базовый (минимальный) и более высокие уровни качества транспортных
услуг. Следует также установить перечень показателей качества и их пороговые
значения для различных уровней качества. Различным уровням качества должны
соответствовать различные уровни тарифов.
Индексация
тарифов на железнодорожные перевозки. Основной целью индексации тарифов
является поддержание стабильности финансовых результатов железнодорожной
отрасли при изменении макроэкономических параметров. Только постоянный,
положительный финансовый результат может обеспечить в условиях инфляции
устойчивость и расширенное воспроизводство в железнодорожной отрасли.
В
настоящее время индексации тарифов производятся на основе общих правил, изложенных
в федеральном законе "О естественных монополиях" и постановлении
Правительства "Об утверждении Положения об основах государственного регулирования
тарифов на грузовые железнодорожные перевозки" от 19 марта 2001 г. № 194.
Упорядочение
существующей практики тарифного регулирования. Для упорядочения существующей практики
тарифного регулирования на первом этапе реформ необходимо провести ряд
мероприятий, включающих уточнение функций и распределения ответственности
государственных органов, осуществляющих тарифное регулирование и разработку
соответствующей нормативно-правовой базы, а также передачу вопросов тарифного
регулирования независимому органу регулирования и регламентацию процессов
тарифного регулирования. К числу последних относятся либерализация тарифов на
железнодорожные перевозки в конкурентных и временно монопольных секторах;
индексация тарифов для поддержания стабильных финансовых результатов
деятельности железнодорожной отрасли в условиях изменения макроэкономических
показателей; мониторинг и контроль рынка железнодорожных перевозок.
Упорядочение
и формализация тарифного регулирования являются непременными условиями
реформирования железнодорожного транспорта. Эти действия должны осуществляться
одновременно с формированием федерального органа регулирования естественных
монополий.
24. Финансово-экономическая и
социальная оценка структурной реформы
Для
качественной оценки степени достижения установленных целей реформирования на
каждом из этапов структурной реформы на железнодорожном транспорте
предназначена система оценки -достижения целей реформирования. В основу указанной
системы положены цели структурной реформы на железнодорожном транспорте,
определенные Правительством Российской Федерации (протокол № 37 от 9 ноября
2000 г.).
Чтобы установить
контрольные показатели, адекватные целям реформирования, была осуществлена
декомпозиция целей, т.е. логическое деление целей на их составляющие (цели
второго уровня) и критерии. Затем к каждому из критериев были подобраны
соответствующие показатели производственно-коммерческой деятельности отрасли
федерального железнодорожного транспорта.
При
выборе контрольных показателей использовались следующие принципы:
необходимость и достаточность показателей — выбор ограниченного набора
показателей, наиболее полно характеризующего критерий; простота расчета — наличие
показателя в системе статистического учета МПС России или относительно
малозатратная возможность его формирования в ближайшем будущем; сопоставимость
— возможность наиболее корректного сравнения контрольных показателей во
временной динамике с аналогичными контрольными показателями сетей железных
дорог других государств.
Показатели
представлены в числовых значениях (годовых) за 1990, 1996 и 2000 годы, либо в
некоторых случаях приводятся данные за смежные годы (1991, 1992, 1997, 1998
гг.).
Собранные
аналитические данные за 1990—2000 гг. позволяют определить динамику изменения
состояния отрасли и ее основных сфер в период общеэкономических реформ.
Контрольные
показатели позволяют выявить пробелы в существующей системе статистического
учета железнодорожной отрасли и уже на начальном этапе выполнения Программы
структурной реформы позволят предусмотреть формирование фактических значений
этих показателей.
В
ходе согласования Программы структурной реформы должны быть установлены
контрольные даты (например, по окончании каждого финансового года или по
окончании каждого из этапов). Для каждой из контрольных дат необходимо
установить плановые значения контрольных показателей, достижение которых отвечает
целям и задачам структурной реформы.
На
завершающем этапе структурной реформы будут достигнуты цели, определенные
Правительством Российской Федерации, а также решены основные проблемы
железнодорожного транспорта.
Составными элементами
и этапами реформы, обеспечивающими названные финансово-экономические
результаты, являются:
1)
централизация на уровнях МПС России и железных дорог управления вагонным парком
и поездопотоками сетевого назначения и обеспечение погрузочными ресурсами
основных грузообразующих отраслей;
2)
завершение внедрения системы фирменного транспортного обслуживания
отправителей и получателей грузов, а также рост на этой основе объёмов
перевозок за счёт большей привлекательности их для клиентуры и сокращения
транспортных издержек на перевозки;
3)
реорганизация управления пассажирским комплексом, включающая в себя создание
самостоятельных пассажирских компаний и решение проблемы дотирования убыточных пассажирских
перевозок (в том числе в пригородном сообщении) из федерального и местных
бюджетов;
4)
переход на отраслевые схемы управления линейными предприятиями с
реструктуризацией отделений железных дорог и заменой их представительствами
железной дороги при региональных административных государственных структурах
и, как следствие, высвобождение значительного числа управленческого персонала
с экономией фонда заработной платы;
5)
реструктуризация линейных предприятий с приведением их в соответствие с
изменившимися производственными нагрузками и увеличением уровня автоматизации
производства и управления и сокращение общего их количества;
6)
категорирование железнодорожных линий по параметрам интенсивности их загрузки и
специализации по видам перевозок, установление дифференцированных по
категориям нормативов содержания устройств;
7)
реорганизация социальной сферы с поэтапной передачей жилого фонда и объектов
коммунального хозяйства МПС в муниципальную собственность и существенное
уменьшение средств, выделяемых железными дорогами на покрытие убытков
жилищно-коммунального хозяйства и на поддержку общеобразовательных учреждений
железнодорожного транспорта;
8)
поэтапное укрупнение железных дорог с концентрацией во внутридорожном сообщении
порядка 70 % перевозимых грузов.
По составным элементам
и этапам проводимой реформы ожидаются следующие финансово-экономические
результаты.
Централизация на
уровнях МПС России и железных дорог управления вагонным парком и поездопотоками
сетевого назначения, а также обеспечение погрузочными ресурсами основных грузообразующих
отраслей завершена
в 2000 г.
Завершение
внедрения системы фирменного транспортного обслуживания отправителей и
получателей грузов приведёт по опыту ряда железных дорог к росту на 1,5 %
объёмов перевозок за счёт большей привлекательности их для клиентуры и сокращению
транспортных издержек на перевозки на 0,6.
Поэтапное
укрупнение железных дорог потребует, как выше уже отмечено, предварительно создать
необходимые для этого условия (средства связи, вычислительные сети, информационные
технологии). В период 2001—2010 гг. намечается практическое решение проблемы с
выходом на сохранение в составе отрасли не более 6—8 укрупненных дорог.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|