5 Включая учреждения и объекты социальной сферы, остающиеся
в ОАО «РЖД»
6. На последующих этапах оценивается целесообразность
выделения в отдельную компанию
|
1-й этап -
подготовительный
|
2-й
этап
|
3-й
этап
|
|
Естественно-монопольный сектор
|
Инфраструктура и
услуги инфраструктуры (путь и сооружения, электрификация и связь, СЦБ,
управление движением, сортировочные станции, станции погрузки/разгрузки/перевалки)
|
|
Локомотивы,
локомотивные депо и услуги локомотивной тяги
|
|
|
Вокзалы
|
|
Сектор
временной монополии
|
Грузовые
перевозки*
|
Локомотивы,
локомотивные депо и услуги локомотивной тяги
|
|
Дальние
пассажирские перевозки (кроме СВ всех поездов, купе фирменных поездов)
|
|
Пригородные
пассажирские перевозки
|
|
Работы
и услуги ремонтных заводов, строительные работы и продукция заводов, входящих
в структуру федерального железнодорожного транспорта
|
|
Продажа
билетов
|
|
|
Конкурентный
сектор
|
Пассажирский
сервис
|
|
|
Продажа
билетов
|
|
Дальние
пассажирские перевозки в вагонах категории СВ всех поездов, купе фирменных
поездов**
|
Грузовые
перевозки
|
|
Работы
и услуги ремонтных заводов, строительные работы и продукция заводов, не
входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта
|
Дальние
пассажирские перевозки
|
|
Пригородные
пассажирские перевозки
|
|
Услуги
ремонтных заводов, строительные работы и продукция заводов, ранее входивших в
структуру федерального транспорта
|
|
|
Транзитные
и интермодальные перевозки
|
|
Классификация видов
деятельности по степени монополизации на каждом этапе реформы
Вариант
|
Разделение
по видам деятельности
|
• Перевозки
- Все перевозки
- Пассажирские
- Грузовые •
• Инфраструктура
|
• Грузовые перевозки отделены/не отделены
от пассажирских
• Пригородные перевозки отделены/не
отделены от дальних пассажирских
• Транзитные, интермодальные,
рефрижераторные, грузовые перевозки отделены/не отделены от других грузовых
перевозок
• Инфраструктура отделена от перевозок
• Инфраструктура объединена с перевозками
- Инфраструктура объединена
только с грузовыми перевозками
- Часть инфраструктуры
принадлежит основным потребителям (например, пассажирским компаниям)
|
Распределение
производственных
ресурсов
|
• Вагоны
|
• Вагонный парк находится у владельца
инфраструктуры
• Часть вагонов не находится у владельца
инфраструктуры
• Весь вагонный парк не находится у
владельца инфраструктуры
|
• Локомотивы
|
• Все локомотивы находятся у владельца
инфраструктуры
• Часть локомотивов не находится у
владельца инфраструктуры
- Часть локомотивов находится у
операторов
- Часть локомотивов находится у
других собственников
|
Выделение
вертикально интегрированных компаний
|
• В европейской части России
|
• Создание нескольких
вертикально-интегрированных компаний, конкурирующих между собой на
пересекающихся (альтернативных) сетях
• Сохранение единства собственности на
инфраструктуру с конкуренцией между операторами «на рельсах» и возможно «за
рельсы»
|
• В азиатской части России
|
• Сохранение единства собственности на
инфраструктуру с конкуренцией между операторами "на рельсах" и
возможно "за
рельсы
|
Варианты
структурирования и организации основных видов деятельности
Этап 1 (2001-2002): подготовительный
(к организационному разделению»)
|
Этап 2 (2003-2005);
организационно-правовое разделение видов бизнеса
|
Этап 3 (2006-2010): открытие
основных видов бизнеса для конкуренции
|
•
Разделение хозяйственной и регулирующей функций.
•
Создание ОАО "РЖД" со 100%-ной государственной собственностью
•
Отделение некоторых неосновных видов деятельности в виде 1 00%-ных дочерних
компаний ОАО "РЖД" (параллельно с формированием материнской
компании)
•
Оптимизация управления с поэтапный переходом с функциональной на бизнес-
организацию (внутренняя реорганизация без нарушения организационной
целостности) с выделением, в частности, следующих подразделений:
-
Грузовые перевозки и инфраструктура
•
Инфраструктура
•
Локомотивы
•
Вагоны
-
Международные транзитные перевозки*
-
Интермодальные перевозки*
-
Перевозки скоропортящихся грузов
-
Пассажирские перевозки в дальнем следовании
•
Подвижной состав
•
Вокзалы
-
Пассажирские перевозки в пригородном сообщении
•
Подвижной состав
•
Вокзалы
-
Ремонт подвижного состава
-
Ремонт и строительство инфраструктуры
-
Другие неосновные виды деятельности
•
Финансовое разделение хозяйственных видов деятельности (раздельный бухгалтерский
учет)
•
Создание операторских компаний
•
Формирование механизма поддержки пассажирских перевозок
|
•
Сохранение организационного единства грузовых перевозок и необходимой для них
инфраструктуры, формирующих основу ОАО «РЖД», в состав компании также входит
локомотивный парк.
•
Завершение оптимизации структуры управления.
•
Организационно-правовое разделение хозяйственной деятельности (выделение из
ОАО «РЖД» дочерних обществ) с постепенным открытием выделенных видов
деятельности для частных миноритарных акционеров:
-
Выделение пригородных пассажирских перевозок
-
Выделение пассажирских перевозок в дальнем следовании
-
Выделение ремонтных и строительных предприятий
-
Выделение транзитной, интермодальной экспортно-импортной и рефрижераторной
компаний*
-
Выделение других видов деятельности
•
Постепенное открытие ремонтного бизнеса для конкуренции, продажа его части
•
Создание операторских компаний
|
•
Постепенное повышение конкуренции в грузовых перевозках
-
В частности, появление частной собственности на локомотивы
•
Формирование нескольких конкурирующих компаний по пассажирским перевозкам в
дальнем следовании с возможностью частного участия в их капитале
•
Возможно, продажа лицензий на право пригородных перевозок, ограниченных
периодом времени
•
Рассмотрение вопроса о выделении из ОАО "РЖД" конкурирующих
вертикально интегрированных железнодорожных компаний
•
Другие меры, целесообразность которых будет определена на первом и втором
этапах реформы
|
Пути
развития бизнес-системы
17.
Первый этап реформ (2001—2002 гг.)
Первый
этап, продолжительность которого составляет 1,5 _ 2 года, является подготовительным.
Основными целями" этого периода реформирования являются: построение
эффективного механизма государственного регулирования, стимулирующего развитие
конкуренции в грузовых и пассажирских перевозках и неосновных видах
деятельности, разделение функций государственного регулирования и управления
хозяйственной деятельностью на федеральном железнодорожном транспорте, а также
подготовка к разделению хозяйственных видов деятельности. Последняя состоит из
управленческого и финансового структурирования хозяйственной деятельности по
видам бизнеса и организационного отделения некоторых предприятий неосновной
деятельности, имеющих сформировавшийся рыночный потенциал.
На
первом (подготовительном) этапе реформ решается ряд задач. Прежде всего, должны
быть переданы функции хозяйственного управления специально создаваемому
хозяйствующему субъекту на федеральном железнодорожном транспорте. Далее
следуют приватизация и вывод из структуры федерального железнодорожного
транспорта отдельных предприятий, не связанных с организацией движения,
обеспечением аварийно-восстановительных и мобилизационных работ и входящих в
потенциально конкурентный сектор. Создаются условия для скорейшего
организационно-правового разделения видов деятельности, в том числе оптимизируется
система управления на федеральном железнодорожном транспорте.
Кроме
того, задачей первого этапа является создание механизмов внутреннего и
внешнего контроля и управления ходом реформы, а также правовое обеспечение
структурной реформы на железнодорожном транспорте.
В
целях правового обеспечения реформы должны быть разработаны основные принципы
и механизмы государственного регулирования в естественно монопольном, временно
монопольном и конкурентном секторах; определен порядок функционирования
независимых перевозчиков на железнодорожном транспорте и обеспечен равноправный
доступ к продукции (работам, услугам) монопольного сектора'. Также следует
определить виды деятельности и имущества, относящиеся к монопольным и
конкурентным секторам, ограничить хозяйственный оборот отдельных видов
имущества естественно монопольного сектора.
Хозяйствующий
субъект на подготовительном (первом) этапе реформ осуществляет следующие виды
деятельности.
Во-первых,
он предоставляет услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного
транспорта (в том числе собственникам подвижного состава) и содержит
инфраструктуру. Во-вторых, эксплуатирует локомотивный парк и предоставляет
услуги локомотивной тяги. В-третьих, эксплуатирует собственный грузовой
вагонный парк и предоставляет услуги грузовых перевозок собственным вагонным
парком. В-четвертых, осуществляет грузовые перевозки для государственных нужд,
воинские и специальные перевозки.
Для
выполнения перечисленных видов деятельности хозяйствующий субъект наделяется
имуществом федерального железнодорожного транспорта по следующим основным
группам: инфраструктура железнодорожного транспорта; локомотивный парк МПС
России, локомотивные депо, пункты технического обслуживания локомотивов;
грузовой вагонный парк МПС России, вагонные депо, пункты технического
обслуживания грузовых вагонов; парк пассажирских вагонов локомотивной тяги,
пассажирские депо обслуживания и ремонта вагонов локомотивной тяги, пункты
технического обслуживания вагонов; моторвагонный парк пригородного сообщения,
моторвагонные пассажирские депо, пункты технического обслуживания
мотор-вагонного подвижного состава; имущество предприятий, входящих в
структуру федерального железнодорожного транспорта и обеспечивающих
производство, строительство и ремонт инфраструктуры, подвижного состава и
технических средств железнодорожного транспорта1; имущество
предприятий, входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта и выполняющих
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области повышения
безопасности движения, обновления производственно-технической базы, разработки
и внедрения ресурсосберегающих и информационных систем и технологий,
мобилизационной работы; объекты социальной сферы; недвижимое имущество и прочее
имущество, необходимое для осуществления административно-управленческих
функций.
18. Выбор
организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта
Исходя
из масштаба и функций формируемого хозяйствующего субъекта и требований к
нему, на первом этапе реформ его организационно-правовая форма должна быть
определена на основе анализа следующих возможных вариантов:
-
сохранение существующей структуры управления федеральным железнодорожным
транспортом (включая МПС России);
-
федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП);
-
единое открытое акционерное общество (ОАО), 100 % акций которого находятся в
федеральной собственности;
-
несколько открытых акционерных обществ, 100 % акций которых находятся в
федеральной собственности.
1).
Сохранение существующей структуры управления федеральным железнодорожным транспортом.
Основные
преимущества
Предоставление
руководству и сотрудникам системы федерального железнодорожного транспорта
возможностей сконцентрироваться на внутренней реорганизации и трансформации
бухгалтерского учета (без дополнительного отвлечения внимания на юридические
процедуры слияния).
Снижение риска
дополнительной концентрации "рыночной власти" у одного
хозяйствующего субъекта.
Снижение
риска "потери" активов в ходе реорганизации за счет сохранения
существующего состава и юридической структуры предприятий и организаций
системы.
Основные
недостатки
Сохранение
на подготовительном (первом) этапе реформ совмещения хозяйственных и
регулирующих функций.
Риск
затягивания реформ в отсутствие мощного внутреннего стимула к началу
реорганизации.
Невозможность
выстраивания системы управления и учета по видам деятельности без изменения
юридически закрепленной структуры управления.
Сохранение
организационного объединения естественно монопольных и потенциально
конкурентных видов деятельности.
Невозможность
обеспечить рост уровня мотивации сотрудников.
2). Федеральное
государственное ' унитарное предприятие (ФГУП)
Основные
преимущества
Разделение
хозяйственных и регулирующих функций уже на подготовительном (первом) этапе
реформ.
Минимальность
организационно-правовой трансформации на первом (подготовительном) этапе.
Основные
недостатки
Необходимость
трансформации единого ФГУП в ОАО при переходе ко второму этапу реформ, т.е.
создание дополнительного шага на пути преобразований.
Риск
затягивания реформ.
Организационно-правовое
слияние естественно монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности.
Риск
увеличения непрозрачности предприятия при слиянии.
Рост зависимости от
кредиторов при слиянии.
Риск
усиления монополизации отрасли.
Риск
"потери" активов в ходе реорганизации (может быть снижен путем
проведения инвентаризации и специального аудита).
Невозможность
обеспечить рост уровня мотивации сотрудников.
Недостаточная
привлекательность для внешних инвестиций из-за невозможности участия внешних
инвесторов в капитале и управлении предприятием, а также из-за отсутствия
права собственности на имущество.
3).
Открытое акционерное общество (ОАО).
Основные
преимущества
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|