Меню
Поиск



рефераты скачать Реформирование железнодорожного транспортам России

Разделение хозяйственных и регулирующих функций уже на подготовительном (первом) этапе реформ.

Необратимость перехода ко второму этапу за счет придания соответствующих функций органу государственного управления на железнодорожном транспорте и за счет представительства государ­ства в Совете директоров.

Наличие мощного внешнего стимула к началу реорганизации как относительная гарантия достаточных темпов реформы.

Возможность привлечения частных инвестиций уже на первом этапе реформ, в том числе за счет продажи акций дочерних пред­приятий, выпуска облигаций и привлечения кредитов банков.

Более действенный (по сравнению с ФГУП) государственный контроль имущественного комплекса: деятельность исполнительных органов ОАО контролируется рядом нормативных актов.

Финансовая устойчивость за счет большей гибкости в распоря­жении активами.

Обеспеченная мотивация труда работников.

Основные недостатки

Отвлечение внимания руководства федерального железнодо­рожного транспорта также И на юридические преобразования.

Риск затягивания реформ.

Организационно-правовое слияние естественно монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности.

Риск роста непрозрачности предприятия при слиянии.

Риск злоупотреблений, связанных с дополнительной концентра­цией "рыночной власти" у одного хозяйствующего субъекта.

Риск "потери" активов в ходе реструктуризации, несмотря на инвентаризацию и аудит.

Риск необратимости отчуждения государственного имущества вследствие приватизации.


4). Несколько открытых акционерных обществ.

Основные преимущества

Разделение хозяйственных и регулирующих функций уже на подготовительном (первом) этапе реформ.

Возможность обеспечить неизбежность перехода ко второму этапу за счет придания соответствующих функций органу государст­венного управления на железнодорожном транспорте и за счет представительства государства в Советах директоров.

Наличие мощного внешнего стимула к началу реорганизации как относительная гарантия достаточных темпов реформы.

Возможность привлечения частных инвестиций уже на первом этапе реформ, в том числе за счет продажи акций дочерних пред­приятий, выпуска облигаций и привлечения кредитов банков.

Большая, чем в министерстве и ФГУП, мотивация труда работ­ников.

Низкая степень слияния потенциально конкурентного и моно­польного секторов, и соответственно снижения риска усиления мо­нополии.

Отсутствует риск затягивания реформ.

Рост финансовой прозрачности по видам деятельности.

Основные недостатки

Риск необратимости структурных преобразований.

Риск потери устойчивости железнодорожного транспорта в целом.

Из-за отсутствия раздельного учета по видам деятельности на момент выделения, отсутствует адекватная аналитическая база, по­зволяющая оценить результаты деятельности выделяемых субъек­тов и реальную стоимость их активов; тем самым возникает опас­ность неоптимального формирования имущественного комплекса создаваемых ОАО.

Отвлечение внимания руководства федерального железнодо­рожного транспорта также и на юридические преобразования.

Организационно-правовое слияние естественно монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности.

Риск "потери" активов в ходе реструктуризации, несмотря на инвентаризацию и аудит.


5). Процедура формирования ОАО "РЖД".

До формирования АО "РЖД" необходимо обеспечить нормативное регулирова­ние особенностей приватизации на железнодорожном транс­порте. Процедура приватизации будет проходить в несколько этапов.

Прежде всего, будет определен порядок приватизации, со­ставлен перечень имущества, включаемого в уставный капитал и передаваемого на баланс ОАО, определено количество и но­минал акций создаваемого общества. Одновременно будет раз­работан и утвержден план приватизации и проведена государ­ственная регистрация компании. Далее происходит наделение ОАО вышеуказанным имуществом. Из реестра федерального имущества исключаются реорганизуемые государственные уни­тарные предприятия.

Все вышеуказанные этапы реализуются под управлением Комиссии по приватизации и территориальных органов Минимущества России при непосредственном участии МПС России.

19. Механизмы управления реформой при переходе от первого (подготовительного) ко второму этапу

Для обеспечения своевременности, полноты и правильности выполнения мероприятий различных этапов реформирования предлагаются следующие механизмы контроля и управления.

Внешнее управление и контроль. Правительство Российской Федерации по согласованию с Президентом Российской Феде­рации назначает руководителя ОАО "РЖД", осуществляя тем самым функции общего собрания акционеров.

Правительственная комиссия по структурной реформе же­лезнодорожного транспорта контролирует полноту и своевре­менность выполнения предусмотренных мероприятий.

Основные положения, а также содержание и сроки реализа­ции этапов реформы утверждаются в нормативном порядке.

Внутреннее управление и контроль. Представители государ­ства в органах управления ОАО "РЖД" лично и через своих полномочных представителей контролируют соблюдение ос­новных принципов и направлений реформирования, а также полноту и своевременность выполнения компанией мероприя­тий соответствующих этапов.

Действенность внутренних механизмов управления и конт­роля будет обеспечена комплексом проводимых мероприятий.

Во-первых, вводится раздельный бухгалтерский учет по видам деятельности и в разрезе структурных подразделений на основе изменения плана счетов и введения системы автоматизи­рованного учета.

Во-вторых, разграничиваются полномочия. В рамках данно­го мероприятия закрепляется отделение функции сбора денежных средств за перевозки от функции осуществления перевозоч­ного процесса и от функции отражения операций в бухгалтер­ском учете.

В-третьих, усиливается роль внутреннего контроля. При одновременном изменении организационной структуры и сис­темы бухгалтерского учета.

В-четвертых, в условиях отказа от механизма "расчетных цен" и ослабления финансовой самостоятельности дорог созда­ется система инструментов мотивации на основании ключевых показателей эффективности.


20. Второй этап реформ (2003 – 2005 гг.)

Целью второго этапа реформы является организационно-правовое выделение из ОАО "РЖД" видов деятельности, кото­рые могут осуществляться другими хозяйственными общества­ми и быть открыты для конкуренции.

Содержание второго этапа реформирования. На этом этапе сохраняется организационное единство части грузовых перево­зок и инфраструктуры. Происходит рост конкуренции в грузо­вых перевозках. Завершается оптимизация структуры управле­ния (идет усиление управленческих цепочек по видам деятель­ности, сформированных на первом этапе).

Организационно-правовое разделение деятельности проис­ходит в виде выделения дочерних открытых акционерных об­ществ ОАО "РЖД" следующих видов деятельности: пригород­ных пассажирских перевозок; пассажирских перевозок в даль­нем следовании.

Реализация второго этапа реформ связана с принятием ре­шений в областях организации управления и развития каждого из видов деятельности и обеспечения равного доступа к откры­ваемым видам деятельности для всех потенциальных частных акционеров путем установления открытых, публичных тендер­ных процедур.

Пассажирские перевозки дальнего следования. С целью по­вышения уровня прозрачности и использования преимуществ специализации на втором этапе реформ все пассажирские пере­возки дальнего следования организационно отделяются от ОАО "РЖД" в виде дочернего открытого акционерного обще­ства (Федеральной пассажирской дирекции), 100 % акций которого остаются на втором этапе в собственности ОАО "РЖД".

Федеральной пассажирской дирекции принадлежат пасса­жирские вагоны, депо и пункты технического обслуживания; станционная инфраструктура, не используемая для грузовых перевозок; вокзалы, ориентированные на обслуживание пасса­жиров в дальнем следовании; имущество пассажирского хозяй­ства; часть пассажирских локомотивов.

Пригородные пассажирские перевозки. Пригородные пасса­жирские перевозки формируются по территориальному призна­ку, осуществляются пригородными пассажирскими компания­ми, расположение которых в основном совпадает со структурой административно-территориального деления страны. Пригородные пассажирские компании образуются в форме подразде­лений ОАО "РЖД" или в форме дочерних открытых акционер­ных обществ с участием региональных или муниципальных ор­ганов власти.

В собственность компаниям пригородных пассажирских перевозок передаются: моторвагонный подвижной состав; моторвагонные депо; вокзалы с преимущественно пригородным движением; павильоны', платформы, кассовое оборудование; часть имущества пассажирского хозяйства, относящегося к при­городным перевозкам.


21. Третий этап реформ (2006 — 2010 гг.)


Целью третьего этапа реформы является создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок.

Содержание третьего этапа реформ. Развивается частная соб­ственность на магистральные локомотивы. Происходит пере­ход большей части (60 % и более) парка грузовых вагонов в частную собственность. Развивается конкуренция в сфере гру­зовых и в сфере дальних пассажирских перевозок. Продаются лицензии на осуществление пригородных пассажирских перево­зок, ограниченных сроком действия (франшиз).

Рассматривается возможность создания нескольких конку­рирующих между собой вертикально интегрированных желез­нодорожных компаний.

Развитие отдельных видов деятельности происходит по линии усиления конкуренции.

Пассажирские перевозки дальнего следования. Происходит организационное выделение пассажирских перевозок дальнего следования в виде нескольких самостоятельных региональных пассажирских компаний - дочерних - обществ Федеральной пассажирской дирекции, в которые постепенно открывается до­ступ частному капиталу. Региональные пассажирские компании на основе лицензий имеют право выполнять пассажирские перевозки поездами своего формирования на всей территории страны вне зависимости от региона расположения той или иной компании.

Государственным органом по регулированию естественных монополий устанавливается механизм равноправного (конкурс­ного) распределения ниток графика пассажирского движения, выделенных ОАО "РЖД". Формируются условия для создания вне системы ОАО "РЖД" частных пассажирских компаний на некоторых направлениях пассажирских перевозок.    

Пригородные пассажирские перевозки. С целью повышения эффективности деятельности пригородных перевозок предо­ставляется возможность покупки лицензий на право осущест­вления пригородных перевозок в течение определенного перио­да (франшиз).

Увеличивается число компаний по пригородным перевоз­кам, принадлежащих частично или полностью субъектам Рос­сийской Федерации и (или) муниципальным властям.


22. Система государственного регулирования железнодорожного транспорта


В соответствии с федеральным законом "О естественных мо­нополиях" государственное регулирование естественных моно­полий направлено на достижение баланса интересов потребите­лей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего до­ступность реализованного ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных моно­полий.

Основными целями государственного регулирования в моно­польных секторах экономики являются: обеспечение макроэко­номической эффективности; справедливости по отношению к потребителю; справедливости по отношению к производителю товаров (работ, услуг), монопольного сектора.

Цели государственного регулирования в конкурентных сек­торах определены федеральным законом.

Общими задачами государственного регулирования железно­дорожного транспорта являются: обеспечение гармоничного развития единой транспортной системы страны и ее экономики, национальной безопасности и обороноспособности государст­ва, мобилизационной готовности железнодорожного транспор­та; безопасности перевозок; равноправного доступа к продук­ции (работам, услугам) естественно монопольного и временно монопольного (потенциально конкурентного) секторов; эффек­тивной тарифной политики, а также формирование стабильно развивающейся системы хозяйственных отношений (бизнесов) в железнодорожной отрасли и благоприятного инвестиционного климата; прогнозируемость изменений в правилах регулирования.

Требования к системе государственного регулирования же­лезнодорожного транспорта. Эффективная система государст­венного регулирования железнодорожного транспорта должна удовлетворять ряду требований. В их число входят: равноудаленность от хозяйствующих субъектов; формирование системы "сдерживания и противовесов" в регулировании; ориентация на обеспечение единства и гармоничности транспортной системы; единство и последовательность регулирования; обеспечение обороноспособности и национальной безопасности; стабильность правил регулирования, предсказуемость изменений; обес­печение справедливости тарифов и обоснованности доходов монопольного сектора.


Минэконом­развития России

Федеральный      орган регулирования     на транспорте

Федеральный орган   регулирования   на железно-  дорожном   транспорте

Федеральный орган по регулированию естественных монополий

МАП России

Органы специального технического надзора

• Координация

развития ЕТС и

экономики

страны

• Государст-

венная

политика

в области

мобилизаци -

он ной

подготовки














 

• Координация

деятельности и

развития ЕТС и

транспортных

отраслей

• Руководство

мобилизацией-

ной   подготовкой

и гражданской

обороной на

транспорте

(кроме ж/д

транспорта)

• Стандартиза-

ция,

сертификация

и надзор на

транспорте

(кроме ж/д

транспорта)





 

• Координация

деятельности и

развития ж/д

транспорта (в

т.ч. ППЖТ)

• Руководство

мобилизацион-

ной подготовкой

и гражданской

обороной на ж/д

транспорте (в

т.ч. ППЖТ)

• Стандартиза-

ция,

сертификация

и надзор на ж/д

транспорте (в

т.ч. ППЖТ)

• Лицензирова-

ние

деятельности

субъектов

конкурентного

сектора


• Установление

требований к системе

тарифного

регулирования

естественных

монополий

• Утверждение тарифного

прейскуранта на

 услуги

ЕМС** и ВМС*

• Разработка правил

обеспечения

равноправного доступа к

ЕМС** и ВМС***

• Мониторинг соблюдения

установленных правил

регулирования доступа и

тарифной политики

• Формирование

совместно с Минфином

России методики

раздельного учета

доходов, затрат,

финансовых результатов

по видам деятельности


• Надзор и

контроль

обеспечения

равноправного

доступа

Согласование и

контроль

крупных сделок

и слияний

• Надзор и

контроль

применения

установленной

тарифной

политики












• Обеспечение

специальных

вопросов

безопасности

и

соответствия

техническим

стандартам




















*        Разработка тарифного прейскуранта на услуги ЕМС и ВМС осуществляются ОАО «РЖД»

**      ЕМС – естественно монопольный сектор

***    ВМС – временно монопольный сектор

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.