Разделение
хозяйственных и регулирующих функций уже на подготовительном (первом) этапе
реформ.
Необратимость
перехода ко второму этапу за счет придания соответствующих функций органу
государственного управления на железнодорожном транспорте и за счет
представительства государства в Совете директоров.
Наличие
мощного внешнего стимула к началу реорганизации как относительная гарантия
достаточных темпов реформы.
Возможность
привлечения частных инвестиций уже на первом этапе реформ, в том числе за счет
продажи акций дочерних предприятий, выпуска облигаций и привлечения кредитов
банков.
Более
действенный (по сравнению с ФГУП) государственный контроль имущественного
комплекса: деятельность исполнительных органов ОАО контролируется рядом
нормативных актов.
Финансовая
устойчивость за счет большей гибкости в распоряжении активами.
Обеспеченная
мотивация труда работников.
Основные
недостатки
Отвлечение
внимания руководства федерального железнодорожного транспорта также И на
юридические преобразования.
Риск
затягивания реформ.
Организационно-правовое
слияние естественно монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности.
Риск
роста непрозрачности предприятия при слиянии.
Риск
злоупотреблений, связанных с дополнительной концентрацией "рыночной
власти" у одного хозяйствующего субъекта.
Риск
"потери" активов в ходе реструктуризации, несмотря на инвентаризацию
и аудит.
Риск
необратимости отчуждения государственного имущества вследствие приватизации.
4).
Несколько открытых акционерных обществ.
Основные
преимущества
Разделение
хозяйственных и регулирующих функций уже на подготовительном (первом) этапе
реформ.
Возможность
обеспечить неизбежность перехода ко второму этапу за счет придания
соответствующих функций органу государственного управления на железнодорожном
транспорте и за счет представительства государства в Советах директоров.
Наличие
мощного внешнего стимула к началу реорганизации как относительная гарантия
достаточных темпов реформы.
Возможность
привлечения частных инвестиций уже на первом этапе реформ, в том числе за счет
продажи акций дочерних предприятий, выпуска облигаций и привлечения кредитов
банков.
Большая,
чем в министерстве и ФГУП, мотивация труда работников.
Низкая
степень слияния потенциально конкурентного и монопольного секторов, и
соответственно снижения риска усиления монополии.
Отсутствует
риск затягивания реформ.
Рост
финансовой прозрачности по видам деятельности.
Основные
недостатки
Риск
необратимости структурных преобразований.
Риск
потери устойчивости железнодорожного транспорта в целом.
Из-за
отсутствия раздельного учета по видам деятельности на момент выделения,
отсутствует адекватная аналитическая база, позволяющая оценить результаты
деятельности выделяемых субъектов и реальную стоимость их активов; тем самым
возникает опасность неоптимального формирования имущественного комплекса
создаваемых ОАО.
Отвлечение
внимания руководства федерального железнодорожного транспорта также и на
юридические преобразования.
Организационно-правовое
слияние естественно монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности.
Риск
"потери" активов в ходе реструктуризации, несмотря на инвентаризацию
и аудит.
5).
Процедура формирования ОАО "РЖД".
До
формирования АО "РЖД" необходимо обеспечить нормативное регулирование
особенностей приватизации на железнодорожном транспорте. Процедура
приватизации будет проходить в несколько этапов.
Прежде всего, будет
определен порядок приватизации, составлен перечень имущества, включаемого в
уставный капитал и передаваемого на баланс ОАО, определено количество и номинал
акций создаваемого общества. Одновременно будет разработан и утвержден план
приватизации и проведена государственная регистрация компании. Далее
происходит наделение ОАО вышеуказанным имуществом. Из реестра федерального
имущества исключаются реорганизуемые государственные унитарные предприятия.
Все
вышеуказанные этапы реализуются под управлением Комиссии по приватизации и
территориальных органов Минимущества России при непосредственном участии МПС
России.
19.
Механизмы управления реформой при переходе от первого (подготовительного) ко
второму этапу
Для
обеспечения своевременности, полноты и правильности выполнения мероприятий
различных этапов реформирования предлагаются следующие механизмы контроля и
управления.
Внешнее
управление и контроль. Правительство Российской Федерации по согласованию с Президентом
Российской Федерации назначает руководителя ОАО "РЖД", осуществляя
тем самым функции общего собрания акционеров.
Правительственная
комиссия по структурной реформе железнодорожного транспорта контролирует
полноту и своевременность выполнения предусмотренных мероприятий.
Основные
положения, а также содержание и сроки реализации этапов реформы утверждаются в
нормативном порядке.
Внутреннее
управление и контроль. Представители государства в органах управления ОАО
"РЖД" лично и через своих полномочных представителей контролируют
соблюдение основных принципов и направлений реформирования, а также полноту и
своевременность выполнения компанией мероприятий соответствующих этапов.
Действенность
внутренних механизмов управления и контроля будет обеспечена комплексом
проводимых мероприятий.
Во-первых,
вводится раздельный бухгалтерский учет по видам деятельности и в разрезе
структурных подразделений на основе изменения плана счетов и введения системы
автоматизированного учета.
Во-вторых,
разграничиваются полномочия. В рамках данного мероприятия закрепляется
отделение функции сбора денежных средств за перевозки от функции осуществления
перевозочного процесса и от функции отражения операций в бухгалтерском учете.
В-третьих,
усиливается роль внутреннего контроля. При одновременном изменении
организационной структуры и системы бухгалтерского учета.
В-четвертых,
в условиях отказа от механизма "расчетных цен" и ослабления
финансовой самостоятельности дорог создается система инструментов мотивации на
основании ключевых показателей эффективности.
20.
Второй этап реформ (2003 – 2005 гг.)
Целью второго этапа
реформы является организационно-правовое выделение из ОАО "РЖД" видов
деятельности, которые могут осуществляться другими хозяйственными обществами
и быть открыты для конкуренции.
Содержание второго
этапа реформирования. На этом этапе сохраняется организационное единство части грузовых
перевозок и инфраструктуры. Происходит рост конкуренции в грузовых
перевозках. Завершается оптимизация структуры управления (идет усиление
управленческих цепочек по видам деятельности, сформированных на первом этапе).
Организационно-правовое
разделение деятельности происходит в виде выделения дочерних открытых
акционерных обществ ОАО "РЖД" следующих видов деятельности: пригородных
пассажирских перевозок; пассажирских перевозок в дальнем следовании.
Реализация
второго этапа реформ связана с принятием решений в областях организации
управления и развития каждого из видов деятельности и обеспечения равного
доступа к открываемым видам деятельности для всех потенциальных частных
акционеров путем установления открытых, публичных тендерных процедур.
Пассажирские
перевозки дальнего следования. С целью повышения уровня прозрачности и
использования преимуществ специализации на втором этапе реформ все пассажирские
перевозки дальнего следования организационно отделяются от ОАО "РЖД"
в виде дочернего открытого акционерного общества (Федеральной пассажирской
дирекции), 100 % акций которого остаются на втором этапе в собственности ОАО
"РЖД".
Федеральной
пассажирской дирекции принадлежат пассажирские вагоны, депо и пункты
технического обслуживания; станционная инфраструктура, не используемая для
грузовых перевозок; вокзалы, ориентированные на обслуживание пассажиров в
дальнем следовании; имущество пассажирского хозяйства; часть пассажирских
локомотивов.
Пригородные
пассажирские перевозки. Пригородные пассажирские перевозки формируются по
территориальному признаку, осуществляются пригородными пассажирскими компаниями,
расположение которых в основном совпадает со структурой
административно-территориального деления страны. Пригородные пассажирские
компании образуются в форме подразделений ОАО "РЖД" или в форме
дочерних открытых акционерных обществ с участием региональных или муниципальных
органов власти.
В
собственность компаниям пригородных пассажирских перевозок передаются:
моторвагонный подвижной состав; моторвагонные депо; вокзалы с преимущественно
пригородным движением; павильоны', платформы, кассовое оборудование; часть
имущества пассажирского хозяйства, относящегося к пригородным перевозкам.
21.
Третий этап реформ (2006 — 2010 гг.)
Целью
третьего этапа реформы является создание развитого конкурентного рынка
железнодорожных перевозок.
Содержание
третьего этапа реформ. Развивается частная собственность на магистральные локомотивы.
Происходит переход большей части (60 % и более) парка грузовых вагонов в
частную собственность. Развивается конкуренция в сфере грузовых и в сфере
дальних пассажирских перевозок. Продаются лицензии на осуществление пригородных
пассажирских перевозок, ограниченных сроком действия (франшиз).
Рассматривается
возможность создания нескольких конкурирующих между собой вертикально
интегрированных железнодорожных компаний.
Развитие
отдельных видов деятельности происходит по линии усиления конкуренции.
Пассажирские
перевозки дальнего следования. Происходит организационное выделение пассажирских перевозок
дальнего следования в виде нескольких самостоятельных региональных пассажирских
компаний - дочерних - обществ Федеральной пассажирской дирекции, в которые
постепенно открывается доступ частному капиталу. Региональные пассажирские
компании на основе лицензий имеют право выполнять пассажирские перевозки
поездами своего формирования на всей территории страны вне зависимости от
региона расположения той или иной компании.
Государственным
органом по регулированию естественных монополий устанавливается механизм
равноправного (конкурсного) распределения ниток графика пассажирского
движения, выделенных ОАО "РЖД". Формируются условия для создания вне
системы ОАО "РЖД" частных пассажирских компаний на некоторых
направлениях пассажирских перевозок.
Пригородные
пассажирские перевозки. С целью повышения эффективности деятельности пригородных перевозок
предоставляется возможность покупки лицензий на право осуществления
пригородных перевозок в течение определенного периода (франшиз).
Увеличивается
число компаний по пригородным перевозкам, принадлежащих частично или полностью
субъектам Российской Федерации и (или) муниципальным властям.
22. Система
государственного регулирования железнодорожного транспорта
В
соответствии с федеральным законом "О естественных монополиях"
государственное регулирование естественных монополий направлено на достижение
баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий,
обеспечивающего доступность реализованного ими товара для потребителей и
эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Основными
целями государственного
регулирования в монопольных секторах экономики являются: обеспечение макроэкономической
эффективности; справедливости по отношению к потребителю; справедливости по
отношению к производителю товаров (работ, услуг), монопольного сектора.
Цели
государственного регулирования в конкурентных секторах определены федеральным
законом.
Общими
задачами государственного
регулирования железнодорожного транспорта являются: обеспечение гармоничного
развития единой транспортной системы страны и ее экономики, национальной
безопасности и обороноспособности государства, мобилизационной готовности
железнодорожного транспорта; безопасности перевозок; равноправного доступа к
продукции (работам, услугам) естественно монопольного и временно монопольного
(потенциально конкурентного) секторов; эффективной тарифной политики, а также
формирование стабильно развивающейся системы хозяйственных отношений (бизнесов)
в железнодорожной отрасли и благоприятного инвестиционного климата;
прогнозируемость изменений в правилах регулирования.
Требования
к системе государственного регулирования железнодорожного транспорта. Эффективная система государственного
регулирования железнодорожного транспорта должна удовлетворять ряду требований.
В их число входят: равноудаленность от хозяйствующих субъектов; формирование
системы "сдерживания и противовесов" в регулировании; ориентация на
обеспечение единства и гармоничности транспортной системы; единство и
последовательность регулирования; обеспечение обороноспособности и национальной
безопасности; стабильность правил регулирования, предсказуемость изменений;
обеспечение справедливости тарифов и обоснованности доходов монопольного
сектора.
Минэкономразвития
России
|
Федеральный орган регулирования на транспорте
|
Федеральный орган регулирования на железно-
дорожном транспорте
|
Федеральный орган по регулированию естественных
монополий
|
МАП России
|
Органы
специального технического надзора
|
•
Координация
развития
ЕТС и
экономики
страны
•
Государст-
венная
политика
в
области
мобилизаци
-
он
ной
подготовки
|
• Координация
деятельности и
развития ЕТС и
транспортных
отраслей
• Руководство
мобилизацией-
ной подготовкой
и гражданской
обороной на
транспорте
(кроме ж/д
транспорта)
• Стандартиза-
ция,
сертификация
и надзор на
транспорте
(кроме ж/д
транспорта)
|
• Координация
деятельности и
развития ж/д
транспорта (в
т.ч. ППЖТ)
• Руководство
мобилизацион-
ной подготовкой
и гражданской
обороной на ж/д
транспорте (в
т.ч. ППЖТ)
• Стандартиза-
ция,
сертификация
и надзор на ж/д
транспорте (в
т.ч. ППЖТ)
• Лицензирова-
ние
деятельности
субъектов
конкурентного
сектора
|
• Установление
требований к
системе
тарифного
регулирования
естественных
монополий
• Утверждение
тарифного
прейскуранта на
услуги
ЕМС** и ВМС*
• Разработка правил
обеспечения
равноправного
доступа к
ЕМС** и ВМС***
• Мониторинг соблюдения
установленных
правил
регулирования
доступа и
тарифной политики
• Формирование
совместно с
Минфином
России методики
раздельного учета
доходов, затрат,
финансовых
результатов
по видам
деятельности
|
• Надзор и
контроль
обеспечения
равноправного
доступа
Согласование и
контроль
крупных сделок
и слияний
• Надзор и
контроль
применения
установленной
тарифной
политики
|
•
Обеспечение
специальных
вопросов
безопасности
и
соответствия
техническим
стандартам
|
*
Разработка тарифного прейскуранта на услуги ЕМС и ВМС осуществляются ОАО
«РЖД»
** ЕМС
– естественно монопольный сектор
***
ВМС – временно монопольный сектор
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|