yba = 0.5 x yba x (U + 1) =
0.5 x 0,315 x (2,24 + 1) = 0,51
По таблице 2.7[2] KHbo = 1,067. KHw
= 0,174 - коэффициент, учитывающий приработку зубьев (табл. 2.8[2]). Тогда:
KHb
= 1 + (1,067 - 1) x 0,174 = 1,012
Коэффициент KHa определяют по формуле:
KHa
= 1 + (KHao - 1) x KHw
KHao - коэффициент
распределения нагрузки между зубьями в связи с погрешностями изготовления
(погрешность шага зацепления и направления зуба) определяют в зависимости от
степени точности по нормам плавности для прямозубой передачи:
KHao = 1 + 0.06 x (nст - 5) =
1 + 0.06 x (9,0 - 5) = 1,24
KHa
= 1 + (1,24 - 1) x 0,174 = 1,042
В итоге:
KH = 1,06 x 1,012 x 1,042 = 1,117
Тогда:
aw = 450,0 x (2,24 + 1) x (1,117 x 372,93 / (0,315 x 2,24 x 200,4552))1/3 = 357,111 мм.
Принимаем ближайшее значение aw по
стандартному ряду: aw = 360,0 мм.
Предварительные основные размеры колеса:
Делительный диаметр:
d2 = 2 x aw x
U / (U + 1) =
2 x
360,0 x 2,24 / (2,24 + 1) =
497,778 мм.
Ширина:
b2 = yba x
aw =
0,315 x 360,0 = 113,4 мм.
Ширину колеса после вычисления округляем в
ближайшую сторону до стандартного числа (см. табл. 24.1[2]): b2 = 110,0 мм.
Максимально допустимый модуль mmax, мм, определяют из
условия неподрезания зубьев у основания:
mmax = 2 x aw / (17 x
(U + 1)) =
2 x
360,0 / (17 x (2,24 + 1)) =
13,072 мм.
Минимально допустимый модуль mmin, мм, определяют из условия
прочности:
mmin = (Km x KF
x Tшест. x (U +
1)) / (aw
x b2 x [s]F)
где Km = 3.4 x 103 - для прямозубых передач; [s]F - наименьшее из значений [s]F1 и [s]F2.
Коэффициент нагрузки при расчёте по напряжениям
изгиба:
KF = KFv x KFb x KFa
Здесь коэффициент KFv = 1,018 - коэффициент,
учитывающий внутреннюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками
шагов зацепления шестерни и колеса. Находится по табл. 2.9[2] в зависимости от
степени точности по нормам плавности, окружной скорости и твёрдости рабочих
поверхностей. KFb
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания
зубьев по ширине зубчатого венца, оценивают по формуле:
KFb
= 0.18 + 0.82 x KHbo = 0.18 + 0.82 x 1,067 = 1,055
KFa = KFbo = 1,24 - коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления
шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями.
Тогда:
KF = 1,018 x 1,055 x 1,24 = 1,331
mmin = (3.4 x 103 x
1,331 x
372,93 x
(2,24 + 1)) / (360,0 x 110,0 x 144,529) = 0,955 мм.
Из полученного диапазона (mmin...mmax) модулей принимаем
значение m, согласуя его со стандартным: m = 3,0.
Для прямозубой передачи предварительно принимаем
угол наклона зубьев: b = 0o.
Суммарное число зубьев:
ZS = 2 x aw
x
cos(b) / m =
2 x 360,0 x cos(0,0o) / 3,0 = 240,0
Полученное значение ZS
округляем в меньшую сторону до целого числа ZS = 240.
После этого определяется действительное значение угла bo наклона зубьев:
b = arccos(ZS x
m / (2 x aw)) =
arccos(240,0 x 3,0 / (2 x 360,0)) = 0,0o
Число зубьев шестерни:
z1 = ZS / (U + 1) >= z1min = 17
z1 = 240 / ( 2.24 + 1) = 74,074
Принимаем z1 = 75
Коэффициент смещения x1 = 0 при z1 >= 17.
Для колеса внешнего зацепления x2 = -x1 = 0,0
Число зубьев колеса внешнего зацепления:
z2 = ZS - z1 = 240 - 75 = 165
Фактическое передаточное число:
Uф = z2 / z1 = 165 / 75 = 2,2
Фактическое значение передаточного числа
отличается на 1,786%, что не более, чем допустимые 4% для двухступенчатого
редуктора.
Делительное межосевое расстояние:
a = 0.5 x m x (z2 + z1) / cos(b) =
0.5 x 3,0 x ( 165 + 75) / cos(0,0o) = 360,0 мм.
Коэффициент воспринимаемого смещения:
y = -(aw - a) / m = -(360,0 - 360,0)
/ 3,0 = 0,0
Диаметры колёс:
делительные диаметры:
d1 = z1 x m / cos(b) = 75 x 3,0 / cos(0,0o) = 225,0 мм.
d2 = 2 x aw - d1 = 2 x 360 - 225,0 = 495,0 мм.
диаметры da и df окружностей вершин
и впадин зубьев колёс внешнего зацепления:
da1 = d1 + 2 x
(1 + x1 - y) x m = 225,0 + 2 x (1 + 0,0 - 0,0) x 3,0 = 231,0 мм.
df1 = d1 - 2 x
(1.25 - x1) x m = 225,0 - 2 x (1.25 - 0,0) x 3,0 = 217,5 мм.
da2 = d2 + 2 x
(1 + x2 - y) x m = 495,0 + 2 x (1 + 0,0 - 0,0) x 3,0 = 501,0 мм.
df2 = d2 - 2 x (1.25 - x2) x m = 495,0 - 2 x (1.25 - 0,0) x 3,0 = 487,5 мм.
Расчётное значение контактного напряжения:
sH = Zs
x ((KH x
Tшест. x (Uф + 1)3) / (b2 x Uф))1/2 / aw
<= [s]H
где Zs = 9600 - для прямозубой
передачи. Тогда:
sH = 9600 x ((1,117 x 372,93 x (2,2 + 1)3) / (110,0 x 2,2))1/2 / 360,0 =
200,286 МПа <= [s]H = 200,455 МПа.
Силы в зацеплении:
окружная:
Ft = 2 x Tшест. / d1 = 2 x 372929,696 / 225,0 =
3314,931 H;
радиальная:
Fr = Ft x tg(a) / cos(b) = 3314,931 x tg(20o) / cos(0,0o) = 1206,536 H;
осевая:
Fa = Ft x tg(b) = 3314,931 x tg(0,0o) = 0,0 H.
Расчётное напряжение изгиба:
в зубьях колеса:
sF2 = KF x Ft
x YFS2 x Yb x Ye / (b2 x m) <= [s]F2
в зубьях шестерни:
sF1 = sF2 x YFS1 / YFS2 <= [s]F1
Значения коэффициента YFS, учитывающего форму зуба
и концентрацию напряжений, определяется в зависимости от приведённого числа
зубьев zv
и коэффициента смещения. Приведённые числа зубьев:
zv1 = z1 / cos3(b) = 75 / cos3(0,0o) = 75,0
zv2 = z2 / cos3(b) = 165 / cos3(0,0o) = 165,0
По табл. 2.10[2]:
YFS1 = 3,605
YFS2 = 3,59
Значение коэффициента Yb,
учитывающего угол наклона зуба, вычисляют по формуле:
Yb = 1 - b / 100 = 1 - 0,0 / 100 = 1,0
Для прямозубой передачи для 9-й точности
значение коэффициента, учитывающего перекрытие зубьев Ye =
1.
Тогда:
sF2 = 1,331 x 3314,931 x 3,59 x 1,0 x 1,0 / (110,0 x 3,0) =
47,997 МПа <= [s]F2 = 144,529 МПа.
sF1 = 47,997 x 3,605 / 3,59 =
48,198 МПа <= [s]F1 = 158,294 МПа.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВ
Предварительный расчёт валов проведём на кручение
по пониженным допускаемым напряжениям.
Диаметр вала при допускаемом напряжении [tкр] = 20 МПа вычисляем по
формуле 8.16[1]:
dв >= (16 x Tк / (p x [tк]))1/3
В е д у щ и й в а л.
dв = (16 x 122652,556 / (3,142 x 25))1/3 = 29,235 мм.
Под 1-й элемент (ведомый) выбираем диаметр вала:
36,0 мм.
Под 2-й элемент (подшипник) выбираем диаметр
вала: 45,0 мм.
Под 3-й элемент (ведущий) выбираем диаметр вала:
50,0 мм.
Под 4-й элемент (подшипник) выбираем диаметр
вала: 45,0 мм.
2 - й в а л.
dв = (16 x 372929,696 / (3,142 x 25))1/3 = 42,353 мм.
Под 1-й элемент (подшипник) выбираем диаметр
вала: 45,0 мм.
Под 2-й элемент (ведомый) выбираем диаметр вала:
55,0 мм.
Под 3-й элемент (ведущий) выбираем диаметр вала:
50,0 мм.
Под 4-й элемент (подшипник) выбираем диаметр
вала: 45,0 мм.
В ы х о д н о й в а л.
dв = (16 x 806333,672 / (3,142 x 25))1/3 = 54,766 мм.
Под 1-й элемент (подшипник) выбираем диаметр
вала: 65,0 мм.
Под 2-й элемент (ведомый) выбираем диаметр вала:
70,0 мм.
Под 3-й элемент (подшипник) выбираем диаметр
вала: 65,0 мм.
Под свободный (присоединительный) конец вала
выбираем диаметр вала: 60,0 мм.
Диаметры участков валов назначаем исходя из
конструктивных соображений.
КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ ШЕСТЕРЕН И КОЛЁС
ВЕДУЩИЙ ШКИВ 1-Й РЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ.
Диаметр ступицы: dступ = (1,5...1,8) x dвала = 1,5 x 48,0 = 72,0 мм.
Длина ступицы: Lступ = (1,2...1,5) x dвала = 1,2 x 48,0 = 57,6 мм =
95,0 мм.Толщина обода:dо = (1,1...1,3) x h = 1,1 x 8,7 = 9,57 мм = 10,0 мм.
где h = 8,7 мм - глубина канавки под ремень от
делительного диаметра.
Внутренний диаметр обода:
Dобода = d1 - 2 x do = 160,0 - 2 x 10,0 = 140,0 мм = 122,6 мм.
Диаметр центровой окружности:
DC
отв. = 0,5 x (Doбода + dступ.) = 0,5 x (122,6 + 72,0) =
97,3 мм = 97,0 мм
где Doбода = 122,6 мм - внутренний диаметр обода.
Диаметр отверстий: Dотв. = (Doбода + dступ.) / 4 = (122,6
+ 72,0) / 4 = 12,65 мм = 13,0 мм.
ВЕДОМЫЙ ШКИВ 1-Й РЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ.
Диаметр ступицы: dступ = (1,5...1,8) x dвала = 1,5 x 36,0 = 54,0 мм.
Длина ступицы: Lступ = (1...1,5) x dвала = 1,2 x 36,0 = 43,2 мм =
95,0 мм.Толщина обода:dо = (1,1...1,3) x h = 1,1 x 8,7 = 9,57 мм = 10,0 мм.
Внутренний диаметр обода:
Dобода = d2 - 2 x do = 224,0 - 2 x 10,0 = 204,0 мм = 186,6 мм.
Диаметр центровой окружности:
DC
отв. = 0,5 x (Doбода + dступ.) = 0,5 x (186,6 + 54,0) =
120,3 мм = 120,0 мм
где Doбода = 186,6 мм - внутренний диаметр обода.
Диаметр отверстий: Dотв. = (Doбода + dступ.) / 4 = (186,6
+ 54,0) / 4 = 33,15 мм = 33,0 мм.
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ШЕСТЕРНЯ 2-Й ПЕРЕДАЧИ.
Диаметр ступицы: dступ = (1,5...1,8) x dвала = 1,5 x 50,0 = 75,0 мм.
Длина ступицы: Lступ = (0,8...1,5) x dвала = 0,8 x 50,0 = 40,0 мм.
Длину ступицы, исходя из конструктивных соображений, принимаем равной ширине
зубчатого венца: Lступ = b1 = 95,0 мм.
Толщина обода: dо = 2,2 x mn + 0,05 x b1 = 2,2 x 1,0 + 0,05 x 1,0 = 6,95 мм =
7,0 мм.
где b1 = 95,0 мм - ширина зубчатого венца.
Толщина диска: С = 0,5 x (dо + 0,5 x (Dступ. - Dвала)) = 0,5 x (7,0 + 0,5 x (75,0 - 50,0)) =
9,75 мм = 24,0 мм.
Внутренний диаметр обода:
Dобода = Df1 - 2 x do = 132,951 - 2 x 7,0 = 118,951 мм = 119,0 мм.
Диаметр центровой окружности:
DC
отв. = 0,5 x (Doбода + dступ.) = 0,5 x (119,0 + 75,0) =
97,0 мм = 98,0 мм
где Doбода = 119,0 мм - внутренний диаметр обода.
Диаметр отверстий: Dотв. = (Doбода + dступ.) / 4 = (119,0
+ 75,0) / 4 = 11,0 мм
Фаска: n = 0,5 x mn = 0,5 x 1,0 = 0,5 мм
Округляем по номинальному ряду размеров: n = 1,0
мм.
ЦИЛИНДРИЧЕСКОЕ КОЛЕСО 2-Й ПЕРЕДАЧИ.
Диаметр ступицы: dступ = (1,5...1,8) x dвала = 1,5 x 55,0 = 82,5 мм. =
82,0 мм.
Длина ступицы: Lступ = (0,8...1,5) x dвала = 0,8 x 55,0 = 44,0 мм.
Длину ступицы, исходя из конструктивных соображений, принимаем равной ширине
зубчатого венца: Lступ = b2 = 90,0 мм.
Толщина обода: dо = 2,2 x mn + 0,05 x b2 = 2,2 x 1,0 + 0,05 x 1,0 = 6,7 мм = 7,0
мм.
где b2 = 90,0 мм - ширина зубчатого венца.
Толщина диска: С = 0,5 x (dо + 0,5 x (Dступ. - Dвала)) = 0,5 x (7,0 + 0,5 x (82,0 - 55,0)) =
10,25 мм = 22,0 мм.
Внутренний диаметр обода:
Dобода = Df2 - 2 x do = 422,049 - 2 x 7,0 = 408,049 мм = 408,0 мм.
Диаметр центровой окружности:
DC
отв. = 0,5 x (Doбода + dступ.) = 0,5 x (408,0 + 82,0) =
245,0 мм = 246,0 мм
где Doбода = 408,0 мм - внутренний диаметр обода.
Диаметр отверстий: Dотв. = (Doбода + dступ.) / 4 = (408,0
+ 82,0) / 4 = 81,5 мм = 82,0 мм.
Фаска: n = 0,5 x mn = 0,5 x 1,0 = 0,5 мм
Округляем по номинальному ряду размеров: n = 1,0
мм.
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ШЕСТЕРНЯ 3-Й ПЕРЕДАЧИ.
Диаметр ступицы: dступ = (1,5...1,8) x dвала = 1,5 x 50,0 = 75,0 мм.
Длина ступицы: Lступ = (0,8...1,5) x dвала = 0,8 x 50,0 = 40,0 мм.
Длину ступицы, исходя из конструктивных соображений, принимаем равной ширине
зубчатого венца: Lступ = b1 = 115,0 мм.
Толщина обода: dо = 2,2 x mn + 0,05 x b1 = 2,2 x 3,0 + 0,05 x 3,0 = 12,35 мм =
12,0 мм.
где b1 = 115,0 мм - ширина зубчатого венца.
Толщина диска: С = 0,5 x (dо + 0,5 x (Dступ. - Dвала)) = 0,5 x (12,0 + 0,5 x (75,0 - 50,0)) =
12,25 мм = 29,0 мм.
Внутренний диаметр обода:
Dобода = Df1 - 2 x do = 217,5 - 2 x 12,0 = 193,5 мм = 194,0 мм.
Диаметр центровой окружности:
DC
отв. = 0,5 x (Doбода + dступ.) = 0,5 x (194,0 + 75,0) =
134,5 мм = 135,0 мм
где Doбода = 194,0 мм - внутренний диаметр обода.
Диаметр отверстий: Dотв. = (Doбода + dступ.) / 4 = (194,0
+ 75,0) / 4 = 29,75 мм = 30,0 мм.
Фаска: n = 0,5 x mn = 0,5 x 3,0 = 1,5 мм
Округляем по номинальному ряду размеров: n = 2,0
мм.
ЦИЛИНДРИЧЕСКОЕ КОЛЕСО 3-Й ПЕРЕДАЧИ.
Диаметр ступицы: dступ = (1,5...1,8) x dвала = 1,5 x 70,0 = 105,0 мм.
Длина ступицы: Lступ = (0,8...1,5) x dвала = 0,8 x 70,0 = 56,0 мм.
Длину ступицы, исходя из конструктивных соображений, принимаем равной ширине
зубчатого венца: Lступ = b2 = 110,0 мм.
Толщина обода: dо = 2,2 x mn + 0,05 x b2 = 2,2 x 3,0 + 0,05 x 3,0 = 12,1 мм =
12,0 мм.
где b2 = 110,0 мм - ширина зубчатого венца.
Толщина диска: С = 0,5 x (dо + 0,5 x (Dступ. - Dвала)) = 0,5 x (12,0 + 0,5 x (105,0 - 70,0)) =
14,75 мм = 28,0 мм.
Внутренний диаметр обода:
Dобода = Df2 - 2 x do = 487,5 - 2 x 12,0 = 463,5 мм = 464,0 мм.
Диаметр центровой окружности:
DC
отв. = 0,5 x (Doбода + dступ.) = 0,5 x (464,0 + 105,0) =
284,5 мм = 285,0 мм
где Doбода = 464,0 мм - внутренний диаметр обода.
Диаметр отверстий: Dотв. = (Doбода + dступ.) / 4 = (464,0
+ 105,0) / 4 = 89,75 мм = 90,0 мм.
Фаска: n = 0,5 x mn = 0,5 x 3,0 = 1,5 мм
Округляем по номинальному ряду размеров: n = 2,0
мм.
ПРОВЕРКА ПРОЧНОСТИ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
ВЕДУЩИЙ ШКИВ 1-Й РЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ.
Для данного элемента подбираем шпонку
призматическую со скруглёнными торцами 14x9. Размеры сечений шпонки и пазов и
длины шпонок по ГОСТ 23360-78 (см. табл. 8,9[1]).
Материал шпоноки - сталь 45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности проверяем
по формуле 8.22[1].
sсм = 2 x Т / (dвала x (l - b) x (h - t1)) =
2 x 89002,493 / (48,0 x (90,0 - 14,0) x (9,0 - 5,5)) = 13,941 МПа
<= [sсм]
где Т = 89002,493 Нxмм - момент на валу; dвала = 48,0 мм -
диаметр вала; h = 9,0 мм - высота шпонки; b = 14,0 мм - ширина шпонки; l = 90,0 мм - длина
шпонки; t1 = 5,5 мм - глубина паза вала. Допускаемые
напряжения смятия при переменной нагрузке и при стальной ступице [sсм] = 75,0 МПа.
Проверим шпонку на срез по формуле 8.24[1].
tср = 2 x Т / (dвала x (l - b) x b) =
2 x 89002,493 / (48,0 x (90,0 - 14,0) x 14,0) = 3,485 МПа <= [tср]
Допускаемые напряжения среза при стальной ступице
[tср] = 0,6 x [sсм] = 0,6 x 75,0 = 45,0 МПа.
Все условия прочности выполнены.
ВЕДОМЫЙ ШКИВ 1-Й РЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ.
Для данного элемента подбираем шпонку
призматическую со скруглёнными торцами 10x8. Размеры
сечений шпонки и пазов и длины шпонок по ГОСТ 23360-78 (см. табл. 8,9[1]).
Материал шпоноки - сталь 45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности проверяем
по формуле 8.22[1].
sсм = 2 x Т / (dвала x (l - b) x (h - t1)) =
2 x 122652,556 / (36,0 x (90,0 - 10,0) x (8,0 - 5,0)) = 28,392 МПа
<= [sсм]
где Т = 122652,556 Нxмм - момент на валу; dвала = 36,0 мм -
диаметр вала; h = 8,0 мм - высота шпонки; b = 10,0 мм - ширина шпонки; l = 90,0 мм - длина
шпонки; t1 = 5,0 мм - глубина паза вала. Допускаемые
напряжения смятия при переменной нагрузке и при стальной ступице [sсм] = 75,0 МПа.
Проверим шпонку на срез по формуле 8.24[1].
tср = 2 x Т / (dвала x (l - b) x b) =
2 x 122652,556 / (36,0 x (90,0 - 10,0) x 10,0) = 8,518 МПа <= [tср]
Допускаемые напряжения среза при стальной ступице
[tср] = 0,6 x [sсм] = 0,6 x 75,0 = 45,0 МПа.
Все условия прочности выполнены.
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ШЕСТЕРНЯ 2-Й ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ
ПЕРЕДАЧИ.
Для данного элемента подбираем шпонку
призматическую со скруглёнными торцами 14x9. Размеры сечений
шпонки и пазов и длины шпонок по ГОСТ 23360-78 (см. табл. 8,9[1]).
Материал шпоноки - сталь 45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности проверяем
по формуле 8.22[1].
sсм = 2 x Т / (dвала x (l - b) x (h - t1)) =
2 x 122652,556 / (50,0 x (90,0 - 14,0) x (9,0 - 5,5)) = 18,444 МПа
<= [sсм]
где Т = 122652,556 Нxмм - момент на валу; dвала = 50,0 мм -
диаметр вала; h = 9,0 мм - высота шпонки; b = 14,0 мм - ширина шпонки; l = 90,0 мм - длина
шпонки; t1 = 5,5 мм - глубина паза вала. Допускаемые
напряжения смятия при переменной нагрузке и при стальной ступице [sсм] = 75,0 МПа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|