|
Вращающие моменты на валах будут: T1 = Tдвиг. x U1 x h1 x hподш. = Pтреб. x U1 x h1 x hподш. / wдвиг. = 6,776 x 106 x 1,45 x 0,96 x 0,99 / 76,131 = 122652,556 Нxмм где wдвиг. = 76,131 рад/с. T2 = T1 x U2 x h2 x hподш. = 122652,556 x 3,15 x 0,975 x 0,99 = 372929,696 Нxмм T3 = T2 x U3 x h3 x hподш. = 372929,696 x 2,24 x 0,975 x 0,99 = 806333,672 Нxмм РАСЧЕТ 1-Й КЛИНОРЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧИ 1. Вращающий момент на меньшем ведущем шкиве: T(ведущий шкив) = 89002,493 Нxмм. 2. По номограмме на рис. 7.3[1] в зависимости от частоты вращения меньшего ведущего шкива n(ведущий шкив) (в нашем случае n(ведущий шкив)=727,0 об/мин) и передаваемой мощности: P = T(ведущий шкив) x w(ведущий шкив) = 89002,493 x 76,131 = 6,776кВт принимаем сечение клинового ремня А. 3. Диаметр меньшего шкива по формуле 7.25[1]: d1 = (3...4) x T(ведущий шкив)1/3 = (3...4) x 89002,4931/3 = 133,944...178,591 мм. Согласно табл. 7.8[1] принимаем d1 = 160,0 мм. 4. Диаметр большого шкива (см. формулу 7.3[1]): d2 = U x d1 x (1 - e) = 1,45 x 160,0 x (1 - 0,015 = 228,52 мм. где e = 0,015 - относительное скольжение ремня. Принимаем d2 = 224,0 мм. 5. Уточняем передаточное отношение: Uр = d2 / (d1 x (1 - e)) = 224,0 / (160,0 x (1 - 0,015)) = 1,421 При этом угловая скорость ведомого шкива будет: w(ведомый шкив) = w(ведущий шкив) / Uр = 76,131 / 1,421 = 53,564 рад/с. Расхождение с требуемым (52,504-53,564)/52,504=-2,018%, что менее допускаемого: 3%. Следовательно, окончательно принимаем диаметры шкивов: d1 = 160,0 мм; d2 = 224,0 мм. 6. Межосевое расстояние Ap следует принять в интервале (см. формулу 7.26[1]): amin = 0.55 x (d1 + d2) + T0 = 0.55 x (160,0 + 224,0) + 6,0 = 217,2 мм; amax = d1 + d2 = 160,0 + 224,0 = 384,0 мм. где T0 = 6,0 мм (высота сечения ремня). Принимаем предварительно значение aw = 447,0 мм. 7. Расчетная длина ремня по формуле 7.7[1]: L = 2 x aw + 0.5 x p x (d1 + d2) + (d2 - d1)2 / (4 x aw) = 2 x 447,0 + 0.5 x 3,142 x (160,0 + 224,0) + (224,0 - 160,0)2 / (4 x 447,0) = 1499,477 мм. Выбираем значение по стандарту (см. табл. 7.7[1]) 1500,0 мм. 8. Уточнённое значение межосевого расстояния aр с учетом стандартной длины ремня L (см. формулу 7.27[1]): aр = 0.25 x ((L - w) + ((L - w)2 - 2 x y)1/2) где w = 0.5 x p x (d1 + d2) = 0.5 x 3,142 x (160,0 + 224,0) = 603,186 мм; y = (d2 - d1)2 = (224,0 - 224,0)2 = 4096,0 мм. Тогда: aр = 0.25 x ((1500,0 - 603,186) + ((1500,0 - 603,186)2 - 2 x 4096,0)1/2) = 447,262 мм, При монтаже передачи необходимо обеспечить возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,01 x L = 15,0 мм для облегчения надевания ремней на шкивы и возможность увеличения его на 0,025 x L = 37,5 мм для увеличения натяжения ремней. 9. Угол обхвата меньшего шкива по формуле 7.28[1]: a1 = 180o - 57 x (d2 - d1) / aр = 180o - 57 x (224,0 - 160,0) / aр = 171,844o 10. Коэффициент режима работы, учитывающий условия эксплуатации передачи, по табл. 7.10[1]: Cp = 1,2. 11. Коэффициент, учитывающий влияние длины ремня по табл. 7.9[1]: CL = 0,98. 12. Коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата (см. пояснения к формуле 7.29[1]): Ca = 0,98. 13. Коэффициент, учитывающий число ремней в передаче (см. пояснения к формуле 7.29[1]): предполагая, что ремней в передаче будет от 4 до 6, примем коэффициент Сz = 0,85. 14. Число ремней в передаче: z = P x Cp / (PoCL x Ca x Cz) = 6775,872 x 1,2 / (1870,0 x 0,98 x 0,98 x 0,85 = 5,329, где Рo = 1,87 кВт - мощность, передаваемая одним клиновым ремнем, кВт (см. табл. 7.8[1]). Принимаем z = 6,0. 15. Скорость: V = 0.5 x w(ведущего шкива) x d1 = 0.5 x 76,131 x 0,16 = 6,091 м/c. 16. Нажатие ветви клинового ремня по формуле 7.30[1]: F0 = 850 x P x Cр x CL / (z x V x Ca) + q x V2 = 850 x 6,776 x 1,2 x 0,98 / (6,0 x 6,091 x 0,98) + 0,1 x 6,0912 = 192,915 H. где q = 0,1 Hxc2/м2 - коэффициент, учитывающий влияние центробежных сил (см. пояснения к формуле 7.30[1]). 17. Давление на валы находим по формуле 7.31[1]: Fв = 2 x F0 x sin(a/2) = 2 x 192,915 x 6,0 x sin(171,844o/2) = 2309,12 H. 18. Напряжение от силы F0 находим по формуле 7.19[1]: s1 = F0 / A = 192,915 / 81,0 = 2,382 МПа. где A = 81,0 мм2 - площадь поперечного сечения ремня. 19. Напряжение изгиба (формулa 7.19[1]): sи = 2 x Еи x y / d1 = 100 x 3,0 / 160,0 = 1,875 МПа. где Еи = 100 МПа - для резинотканевых ремней; y - растояние от нейтральной оси до опасного волокна сечения ремня y = 3,0. 20. Напряжение от центробежных сил (по формуле 7.19[1]): sv = r x V2 x 10-6 = 1100 x 0,0062 = 0,041 МПа. где r = 1100 кг/м3 - плотность ремня. 21. Максимальное напряжение по формуле 7.18[1] будет: smax = s1 + sи + sv = 2,382 + 1,875 + 0,041 = 4,297 МПа. Условие прочности smax <= 7 МПа выполнено. 22. Проверка долговечности ремня: Находим рабочий ресурс ремня по формуле 7.22[1] а) базовое число циклов для данного типа ремня: Noц = 4600000,0; б) коэффициент, учитывающий влияние передаточного отношения; Ci = 1.5 x U1/3 - 0.5 = 1.5 x 1,4211/3 = 1,187; в) коэффициент, учитывающий характер нагрузки СH = 1 при постоянной нагрузке. H0 = Noц x Lр x Ci x CH x (s-1 / smax)8 / (60 x p x d1 x n(ведущий шкив)) = 4600000,0 x 1500,0 x 1,187 x 1,0 x (7,0 / 4,297)8 / (60 x 3,142 x 160,0 x 727,0) = 18503,085 ч. При среднем режиме нагрузки рабочий ресурс ремня должен быть не менее 2000 часов Таким образом условие долговечности выполнено. 23. Ширина шкивов Вш (см. табл. 7.12[1]): Вш = (z - 1) x e + 2 x f = (6,0 - 1) x 15,0 + 2 x 10,0 = 95,0 мм. РАСЧЕТ 2-Й ЗУБЧАТОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками (см. табл. 2.1-2.3[1]): - для шестерни : сталь : 45 термическая обработка : улучшение твердость : HB 230 - для колеса : сталь : 45Л термическая обработка : нормализация твердость : HB 160 Допустимые контактные напряжения (стр. 13[2]) , будут: [s]H = sH lim x ZN x ZR x Zv / SH , По таблицам 2.1 и 2.2 гл. 2[2] имеем для сталей с твердостью поверхностей зубьев менее HB 350 : sH lim b = 2 x HB + 70 . sH lim(шестерня) = 2 x 230,0 + 70 = 530,0 МПа; sH lim(колесо) = 2 x 160,0 + 70 = 390,0 МПа; SH - коэффициент безопасности SH = 2,2; ZN - коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса. ZN = (NHG / NHE)1/6, где NHG - число циклов, соответствующее перелому кривой усталости, определяется по средней твёрдости поверхности зубьев: NHG = 30 x HBср2.4 <= 12 x 107 NHG(шест.) = 30 x 230,02.4 = 13972305,126 NHG(кол.) = 30 x 160,02.4 = 5848024,9 NHE = mH x Nк - эквивалентное число циклов. Nк = 60 x n x c x tS Здесь : - n - частота вращения, об./мин.; nшест. = 501,379 об./мин.; nкол. = 159,168 об./мин. - c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении; tS = 365 x Lг x C x tc - пордолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч. - Lг=5,0 г. - срок службы передачи; - С=2 - количество смен; - tc=8,0 ч. - продолжительность смены. tS = 365 x 5,0 x 2 x 8,0 = 29200,0 ч. mH = 0,18 - коэффициент эквивалентности по табл. 2.4[2] для среднего номинального режима нагрузки (работа большую часть времени со средними нагрузками).Тогда: Nк(шест.) = 60 x 501,379 x 1 x 29200,0 = 878416008,0 Nк(кол.) = 60 x 159,168 x 1 x 29200,0 = 278862336,0 NHE(шест.) = 0,18 x 878416008,0 = 158114881,44 NHE(кол.) = 0,18 x 278862336,0 = 50195220,48 В итоге получаем: ZN(шест.) = (13972305,126 / 158114881,44)1/6 = 0,667 Так как ZN(шест.)<1.0 , то принимаем ZN(шест.) = 1,0 ZN(кол.) = (5848024,9 / 50195220,48)1/6 = 0,699 Так как ZN(кол.)<1.0 , то принимаем ZN(кол.) = 1,0 ZR = 0,9 - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряжённых поверхностей зубьев. Zv - коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости: Zv = 1...1.15 Предварительное значение межосевого расстояния: aw' = K x (U + 1) x (Tшест. / U)1/3 где К - коэффициент поверхностной твёрдости зубьев, для данных сталей К=10, тогда: aw' = 10 x (3,15 + 1) x (122,653 / 3,15)1/3 = 140,66 мм. Окружная скорость Vпредв. : Vпредв. = 2 x p x aw' x nшест. / (6 x 104 x (U + 1)) = 2 x 3.142 x 140,66 x 501,379 / (6 x 104 x (3,15 + 1)) = 1,78 м/с По найденной скорости получим Zv: Zv = 0.85 x V0.1 = 0.85 x 1,780.1 = 0,9 Допустимые контактные напряжения: для шестерни [s]H1 = 530,0 x 1,0 x 0,9 x 1,0 / 2,2 = 216,818 МПа; для колеса [s]H2 = 390,0 x 1,0 x 0,9 x 1,0 / 2,2 = 159,545 МПа; Для косозубых колес расчетное допустимое контактное напряжение находим по формуле 3.10 гл.3[1]: [s]H = (0.5 x ( [s]H12 + [s]H22 ))1/2 Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение будет: [s]H = (0.5 x (216,8182 + 159,5452))1/2 = 190,348 МПа. Требуемое условие выполнено : [s]H = 190,348МПа < 1.25 x [s]H2 = 1.25 x 159,545 = 199,432 Допустимые напряжения изгиба (стр. 15[2]) , будут: [s]F = sF lim x YN x YR x YA / SF , По таблицам 2.1 и 2.2 гл. 2[2] имеем sF lim(шестерня) = 414,0 МПа; sF lim(колесо) = 288,0 МПа; SF - коэффициент безопасности SF = 1,7; YN - коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса. YN = (NFG / NFE)1/6, где NFG - число циклов, соответствующее перелому кривой усталости: |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.