• урегулирование проблемы
частной задолженности национальных финансовых и хозяйственных институтов
посредством (а) переговоров с иностранными партнерами о вариантах реструктуризации
долга и (б) финансовой помощи национальному частному сектору со стороны
государства (в том числе на средства, полученные от МВФ) в погашении внешнего
долга;
• оздоровление банковской
системы путем (а) ликвидации безнадежных банков или их национализации с
последующей продажей крупным национальным или иностранным финансовым
институтам, (б) слияния, под диктовку правительства, проблемных, но
потенциально жизнеспособных банков с более крепкими, (в) списания плохих
частных кредитов и их приобретения государством с последующей рекапитализацией.
Для практического осуществления политики банковского оздоровления в НИС созданы
специальные государственные агентства по оценке надежности финансовых
институтов и разработке и осуществлению мер против слабых и "плохих"
банков. Частные финансовые институты должны стать прозрачными для контроля
государства и международных финансовых организаций;
• полное выполнение
обязательств банков перед физическими лицами;
• открытие финансового рынка
для иностранного капитала в целях развития конкуренции и интернационализации
национальных экономик;
• осуществление на практике
реального, а не только декларируемого — как это существует в Азии — принципа
независимости центральных банков;
• предотвращение перегрева, то
есть необоснованного вздувания цен на акции, национального фондового рынка и
рынка недвижимости.
Меры
социально-экономического характера предполагают свертывание дорогостоящих экономических
проектов и отмену государственных субсидий на любые товары; изменение взаимоотношений
в треугольнике бизнес — профсоюзы — политическая власть, направленное, с одной
стороны, на борьбу с коррупцией, клановыми (в Южной Корее и Таиланде) и
семейными (в Индонезии) финансовыми льготами, а с другой — на отмену системы
пожизненного найма и развитие государственного социального страхования;
реформирование внутри корпоративных связей (особенно в Южной Корее), с тем
чтобы устранить сложившуюся систему перекрестного кредитования внутри
промышленно-финансовых групп и тем самым заблокировать лазейки для появления
"плохих" кредитов; ускорение научно-технического прогресса и
повышение уровня наукоемкости национального производства, лидером здесь
выступает Южная Корея, активно использующая тайваньский опыт создания
небольших, но не за бюрократизированных венчурных фондов для освоения новых
технологий.
Прошедший в
ноябре 1998 года неофициальный саммит форума Азиатско-тихоокеанского
экономического сотрудничества (АТЭС) в Куала-Лумпуре выявил новые подходы к
преодолению финансового кризиса и их последствий. Исходя из того понимания,
что нынешний кризис одновременно является структурным и финансовым, азиатские
страны, во-первых, пошли на корректировку экспортно-ориентированной стратегии
экономического развития, сделав больший упор на рост внутреннего спроса — пусть
даже за счет дополнительной денежной эмиссии и увеличения дефицита
национальных бюджетов. Во-вторых, была признана необходимость координации,
экономической и финансовой политики стран на региональном уровне.
Последнее,
впрочем, представляет большую проблему для азиатских государств, продолжающих "ценить"
независимость больше экономической выгоды. Дело не только в отсутствии у АТЭС
механизмов согласования финансовой и экономической политики, но и в
психологической боязни лидеров стран потерять суверенитет вследствие
координации национальной стратегии развития с региональными партнерами. На
саммите в Малайзии само слово "координация" было даже заменено
более нейтральным, но и менее ясным: "концертирование".
Важной составной
частью мер по преодолению кризиса в азиатских странах стало пропагандистское
обеспечение реформ. Акцент делается на:
• пропаганду идеи сплоченности
нации перед лицом общей опасности. В Таиланде и Южной Корее с успехом прошли
кампании по сбору золота в государственные фонды, что позволило этим странам
увеличить объем экспорта и пополнить золотовалютные резервы. В Малайзии возымели
действие призывы экономить продукты питания;
• критику и возложение вины за
кризис на предыдущие администрации. В Южной Корее перед судом предстали министры
из бывшего правительства, был арестован бывший министр финансов, начато
расследование против бывшего президента. В Индонезии финансовые провалы
списаны на происки семьи Сухарто.
В то же время в
Индонезии (отчасти и в Малайзии) негативной стороной пропагандисткой кампании,
явно или неявно подогреваемой властями, стали притеснения и погромы китайского
населения, обнаружившего иммунитет к финансовым встряскам и тем самым
вызвавшего ненависть местного населения. Руководству стран не удалось погасить
и раздражение граждан тем, что международный капитал, США и МВФ, а не
национальные политики играют главную роль в осуществлении экономических реформ.
Политическая составляющая комплекса мер
связана с преодолением кризиса власти, последовавшего за финансовыми потрясениями.
Во всех попавших в финансовый кризис странах, за исключением Малайзии, произошла
смена высших руководителей. Новое руководство НИС не могло не реагировать на
застарелые политические проблемы, обострившиеся во время финансового кризиса,
и вынуждено было провозгласить политические реформы. В Индонезии новое
руководство заявило о готовности дать больше прав регионам, а в январе 1999
года повело речь о предоставлении независимости Восточному Тимору. На расширение
полномочий местных органов власти и ослабление зависимости политиков от
крупного капитала направлена начатая в середине 1998 года политическая реформа
в Южной Корее. В Таиланде власти решают вопрос, как — в интересах финансовой
реформы — ограничить авторитет королевской семьи и власть военных,
контролирующих два крупнейших, но нерентабельных, банка страны.
Внешнеполитическое обеспечение реформ включало
ставку на укрепление отношений с США, имеющих наиболее весомое слово в
МВФ, и с Японией, главным донором НИС; присоединение к международному
давлению на Китай в целях предотвратить девальвацию юаня, чреватую новой
волной азиатского кризиса, а также на Токио с требованием оживить
японскую экономику и открыть ее для азиатских экспортеров; игру на
китайско-тайваньском международном соперничестве, позволившую НИС получить
около 4 млрд. долларов помощи от Тайбея и около 7 млрд. долларов от Пекина;
стремление к усилению политического согласия в рамках АСЕАН, несмотря на
обнаружившиеся в ходе Ханойского (декабрь 1998 г.) саммита разногласия по
поводу принятия в АСЕАН Камбоджи и права стран-членов обсуждать внутренние
дела других участников Ассоциации в случае обострения там внутриполитической
ситуации.
3.7 Перспективы преодоления кризиса.
Перспективы
выхода
азиатских стран из кризиса выглядят неоднозначно. Наиболее оптимистичным
кажется ближайшее будущее Южной Кореи, вставшей на путь структурных
реформ промышленности и достигшей прогресса в санации банковской системы,
увеличении (до 45 млрд. долларов) валютных запасов и обеспечении положительного
сальдо текущего платежного баланса. ВВП страны в 1999 году, по разным прогнозам,
либо окажется на нулевой отметке, либо возрастет на 2—3%. Примерно на 1%
возрастет ВВП Таиланда, на 2,5% — Филиппин. Индонезии в 1999 году
не удастся преодолеть спад — ВВП страны сократиться на 3—4%. Перед сложной
дилеммой окажется Малайзия. В сентябре истекает срок годичного
моратория на вывоз из страны иностранных капиталов. Если Малайзия отменит
запрет, это будет чревато бегством из страны иностранного капитала, недовольного
предпринятыми в отношении его принудительными мерами. Если жесткий курс
сохранится, то вряд ли это будет стимулом к новым иностранным вложениям в
экономику страны. В любом случае ВВП Малайзии, по прогнозам, сократится на 2—
3%. На 1% уменьшится ВВП Сингапура, сильно зависящего от региональных
финансовых потоков. На 4% возрастет ВВП устойчивой тайваньской экономики.
Под давлением неблагоприятной региональной финансовой конъюнктуры замедлятся
либо станут нулевыми темпы роста закрытых экономик (из четвертой группы),
а также Австралии, Новой Зеландии.
Рискну
предположить замедление экономического роста Китая. Наряду с дефляцией
и торможением финансовых и экономических преобразований наиболее уязвимым
местом китайской экономики станет Гонконг. Экономика Гонконга,
построенная на фондовых спекуляциях и реэкспорте, продолжает функционировать
под давлением стагнирутощих азиатских рынков. В годы экономического подъема
Гонконг мог бы способствовать привлечению иностранных капиталов в Китай.
Однако в условиях финансового кризиса в Азии и оттока международных капиталов
с рынков развивающихся стран Гонконг, чей ВВП в 1999 году сократится, по
прогнозам, на 2—3%, превращается в угрозу экономической стабильности Китая.
Имеет шансы выйти
на положительные (0,5—1%) темпы экономического роста Япония. Помимо
спасения наиболее крупных частных банков за счет государственных средств, но
при полном соблюдении интересов вкладчиков, а также создания механизма
государственного контроля на предмет выявления ошибок в кредитной политике
Минфина и частных банков, оздоровительные мероприятия японского правительства
включают:
• уменьшение налогов на
население и процентных ставок в целях оживления спроса и стимулирования
инвестиций;
• выделение больших средств на
проведение общественных работ, с тем чтобы уменьшить безработицу и, опять же,
оживить спрос;
• поиск вариантов развития
региональной интеграции по примеру Западной Европы и Северной Америки. Первый
пробный шар — с идеей о создании общего рынка — был послан Южной Корее осенью
1998 года. Две другие идеи подразумевают создание в Азии неновой валютной зоны
и формирование азиатского экономического союза.
От успеха
экономических реформ в Японии зависит будущее остальных азиатских экономик.
Если Токио удастся подтолкнуть внутренний спрос, укрепить иену и открыть
внутренний рынок, это может стимулировать выход из экономического кризиса остальных
стран Азии. Если иена будет продолжать падать, а японская экономика
стагнировать, то Азии трудно будет избежать девальвации юаня и второй волны
финансового кризиса.
3.8 Влияние финансового кризиса новых индустриальных стран на
мировую экономику.
Финансовый кризис в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии
оказывает существенное влияние на мировую экономику. Можно выделить следующие
каналы его воздействия на другие страны:
1. Подрыв
доверия к частным ценным бумагам (к частным заемщикам) и соответствующие
коррекции в банковской политике и на биржах. Эти изменения связаны прежде всего
с сокращением вложений в частные бумаги на emerging markets и переходом к вложениям в
более надежные бумаги (государственные облигации) развитых стран, а также
лавинным сокращением ссуд, предоставляемых частным клиентам.
2. Падение
цен фондовых активов и девальвация валют новых индустриальных стран сказались
на состоянии фондовых бирж в США и других развитых странах, тесно связанных
торговыми и финансовыми отношениями с данным регионом. И все же кризисные
процессы на фондовых рынках промышленно развитых стран оказались гораздо менее
разрушительными, чем в странах, входящих в группу emerging markets. 28 октября 1997г. большинство крупнейших фондовых бирж
прекратило свою работу на несколько часов. Индекс Dow Jones Industrial Average
Index упал на 554,51 пункта
(падение составило 7,18%). Падение котировок акций на фондовых рынках Европы
было менее сильным, чем в Азии и США.
Вместе с тем, сильное падение курсов и на американской бирже оказалось не
слишком продолжительным. Упоминавшееся выше семи процентное падение индекса Dow Jones Industrial Average произошло в основном за счет компаний, тесно связанных с
юго-восточным регионом, а среди них преобладали высокотехнологичные
корпорации, например, IBM, Intel, Motorola, Compaq, Dell, и Hewlett Packard. В момент падения
руководство этих компаний, уверенное в своем устойчивом финансовом положении,
воспользовалось ситуацией и выкупило на рынке значительные пакеты своих акций
по низким ценам. Оправившись от шока, инвесторы как в США, так и в других
странах, стали рассматривать американские ценные бумаги как один из наименее
рискованных в сложившихся условиях способ инвестирования. К тому же с начала
1998г. в движении индекса Доу-Джонса явно преобладала тенденция к повышению (к
7 апреля 1998г. значение этого индекса достигло нового "рекорда",
превысив 9000). 3. Замедление объемов внешней торговли и темпов экономического
роста, что, в первую очередь, касается стран непосредственно охваченных
кризисом. В среднем эффективный обменный курс в странах ОЭСР, учитывая
структуру торговли, уменьшился на 6%.
Таблиа 6. Эффективное повышение обменных ставок валют стран ОЭСР
вследствие колебаний курсов валют стран Юго-Восточной Азии (в %)
|