|
1.3 Промышленность НИС Юго-Восточной Азии. Южная Корея и Сингапур сначала ориентировались преимущественно на тяжелую промышленность - металлургию, машиностроение, нефтепереработку, нефтехимию и некоторые другие. В Южной Корее за короткое время значительно увеличилось производство чугуна, стали и проката. По размерам выплавки стали, страна вышла на второе место в Азии после Японии, причем с самого начала черная металлургия была ориентирована на самые прогрессивные технологии (электросталеплавильные печи, кислородные конверторы). Были построены крупные металлургические комбинаты в Пхохане и Кваньяне. Возросло также производство цветной металлургии (медь, цинк, свинец, алюминий). На основе металлургии стало создаваться и собственное машиностроение. В этой отрасли на первый план выдвинулись станкостроение, связанное с индустриализацией и расширением внутреннего рынка, и судостроение, ориентированное в основном на экспорт. За 1980-е гг. тоннаж спускаемых на воду судов вырос более чем в пять раз. Было освоено производство супертанкеров, а затем и балкеров, контейнеровозов, танкеров-метановозов (70% мирового производства). Стали ускоренно развиваться основная химия (минеральные удобрения) и нефтехимия (пластмассы и химические волокна). Была укреплена энергетическая база, прежде всего благодаря развитию атомной энергетики; первая АЭС вступила в строй в 1978 году. В Сингапуре с началом осуществления ускоренной индустриализации стала, быстро расти портовая промышленность, ориентирующаяся на переработку импортного сырья. В первую очередь это относится к такому «грязному» производству, как нефтепереработка и нефтехимия, которое с 70-ых годов стало здесь ключевой отраслью. Мощность пяти нефтеперерабатывающих заводов Сингапура достигла почти 60 млн. тонн, и но этому показателю он занял третье место в мире после американского Хьюстона и голландского Роттердама. Интересно, что в Сингапуре нефтеперерабатывающие заводы вместе с нефтехранилищами вынесли на семь небольших островков в Малаккском проливе, расположенных к югу от первого по времени возникновения и самого крупного промышленного ядра Сингапура - Джуронга. Эти островки к тому же фактически объединили в один остров, что облегчило создание здесь небольшой промышленной зоны. Японские и немецкие химические концерны на базе этой зоны уже начали развивать крупное современное производство. Проект предусматривает сооружение дамбы, которая соединит «нефтяной» остров Джуронг с главной частью этого промышленного района. К числу отраслей портовой промышленности нужно отнести и судостроение. Здесь строят супертанкеры тоннажем до 500 тысяч тонн, нефтяные буровые платформы. Большое значение имеет также судоремонт. Эти отрасли тесно связаны с работой крупнейшего в мире сингапурского порта, годовой грузооборот которого превышает 300 млн. тонн. Такая оптимизация экономической модели в свою очередь стимулировала инвестиции в НИОКР. Одновременно стал поощряться импорт передовой иностранной технологии. Были созданы свои производственные и технологические парки, где также разрабатывались новейшие технологии. Фактически во всех странах повой индустриализации возникли свободные экономические зоны разных типов, но экспортно-ориентированной направленности. Например, Массан в Южной Корее, научно-промышленный парк Синьчжу на Тайване, расположенный в 70 км к юго-западу от столицы Тайбей. Научной опорой этого парка служат два университета, а производственной - более 10-ти фирм, работающих в сфере высоких технологий. Другой пример - крупный научно-промышленный Пинанг в Малайзии, расположенный на одноименном острове у западного побережья страны. Этот остров не случайно стали называть «силико-новым», поскольку предприятия парка специализируются на производстве полупроводниковых плат или чипов. Без них теперь не обходятся компьютеры, видеомагнитофоны или телевизоры. Выпускаемые во многих странах мира. Третий пример - научно-производственный парк Сингапура, объединивший 10 государственных НИИ и 45 промышленных корпораций. Переход к экономике открытого типа потребовал, как отмечают экономисты, соединения усилий трех заинтересованных сторон: национальной буржуазии, государства и иностранного капитала. Под влиянием государства сформировался крупный государственный сектор экономики, включающий энергетику, транспорт, горнодобывающую промышленность. В результате в хозяйстве НИС Юго-Восточной Азии произошла значительная структурная персе тройка. Так, в Малайзии и Таиланде доля промышленности в создании ВВП увеличилась с 1980 по 2000 год, соответственно, с 38 до 48% и с 29 до 40%. Примерно такие же показатели характерны для Республики Кореи и Сингапура, а в Индонезии доля промышленности даже превышает 50%. Ныне по общим размерам промышленного производства Республика Корея занимает 11-е место в мире (перед Россией), а по размерам обрабатывающей промышленности - 10-е. Тайвань находится, соответственно, на 18-ом и 14-ом местах, Индонезия в обоих случаях — на 24-ом, Таиланд — па 25-м и 23-м. А доля сельского хозяйства в ВВП, не говоря уже о Сингапуре и Сянгане, где его практически нет, снизилась до 6% в Республике Корея и 10-15% в остальных странах. Не менее важно и то, что радикальные структурные изменения затронули не только сферу материального производства, но и непроизводственную сферу, доля которой в ВВП этих стран все время возрастает. Так, еще до воссоединения с Китаем Сянган превратился в один из мировых финансовых центров. Здесь расположены более 500 банков, в большинстве своем зарубежных. Фондовая биржа по объемам операций занимает 5-ое место в мире, здешний рынок золота также один из крупнейших в мире. Сянган стал крупным экспортером капитала, одним из важнейших мировых центров офшорного бизнеса. Число офшорных компаний измеряется десятками тысяч. Сингапур также превратился в очень важный центр финансовой деятельности, маркетинга и сферы услуг. Здесь находятся отделения более чем 3 тыс. национальных корпораций, некоторые из которых - члены «мирового клуба миллиардеров». Подобно Сянгану Сингапур входит в семерку крупнейших офшорных центров мира. Сингапурская валютная биржа по ежегодному обороту уступает лишь лондонской, нью-йоркской и токийской. Фондовая биржа Сингапура обслуживает всю Юго-Восточную Азию. Доля финансовых и деловых услуг в формировании ВВП Сингапура достигает двух пятых. Да и в Центральном ареале города, наверное, половину всех высотных зданий занимают правления банков и других подобных учреждений. Еще одна очень перспективная для Сингапура сфера деятельности - международный туризм. Уже теперь его посещают 5-6 млн. туристов в год. Их привлекают сюда не только ультрамодная архитектура, но и очень высокий уровень сервиса - прекрасные отели, хорошо развитая индустрия развлечений, обилие торговых центров. А сингапурский аэропорт Чанги, сингапурское метро, 73-ая гостиница «Шангри-Ла» считаются лучшими в мире. Можно добавить, что Сингапур заслужил славу самого чистого города, причем благодаря не только целой системе штрафов и санкций, но и высокому общему уровню культуры. Здесь существует даже Национальный комитет вежливости. Ныне серьезно обсуждается также перспектива превращения Сингапура, расположенного в 127 км к северу от экватора, в крупный курортный центр. При этом нужно учитывать, что промышленные зоны занимают примерно половину всей территории острова. А остальная часть его занята лесами, сельскохозяйственными угодьями (правда, их очень мало) и неиспользуемыми землями. Международный туризм становится все более важной отраслью и в других НИС Азии. Об этом свидетельствуют следующие цифры: в конце 1990-х годов Таиланд ежегодно принимал почти 8 млн. туристов, Малайзия привлекала 5,5, Индонезия - 4,6, Южная Корея - 4.3 млн. иностранных туристов. Глава 2. Особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии в 80-90 годы. Обратимся к краткому рассмотрению факторов, которые способствовали успешному социально-экономическому развитию НИС Азии. При этом особого внимания заслуживает фактор трудовых ресурсов. Не располагая в ряде случаев значительными природными ресурсами, эти страны сделали главную ставку на трудовые ресурсы, к тому же все время пополняющиеся благодаря довольно высокому естественному приросту населения. Именно многочисленность и дешевизна рабочих рук (стоимость рабочей силы в НИС Азии в 3-4 раза ниже, чем в экономически развитых странах) в значительной мере и привела сюда западный капитал, тем более что рабочая сила в этих странах оказалась не только дешевой, но и дисциплинированной, а также достаточно квалифицированной. Это последнее ее качество в первую очередь связано с уровнем образования. В самом деле, все НИС обеспечили свой прорыв к международным позициям благодаря тому, что ввели общее среднее образование, сделали общедоступной среднюю школу, подняли уровень общей и профессиональной подготовки до современных стандартов. Приоритетность образования среди всех государственных проблем привела к настоящему «образовательному взрыву», изменившему качество трудовых ресурсов. В основе «экономического чуда» Азии лежит именно приоритет образования - в данном случае не декларативный, а вполне реальный. Эти страны выделяют на нужды образования от 2,5 до 4.5% своего ВВП, что с учетом общих объемов их ВВП составляются довольно внушительные суммы. В результате они уже приблизились к уровню полной грамотности: еще в начале 1990-х годов охват детей базовым образованием достиг 90%. В том числе полным средним образованием в Республике Корея и на Тайване было охвачено более 80% детей и подростков, что даже выше уровня, достигнутого Японией и большинством стран Западной Европы. В НИС Азии до одной третьей всех выпускников средней школы продолжают учебу в университетах. Кроме того, эти страны широко используют возможность направлять своих студентов на учебу в США и Западную Европу. Например, микро государство Сингапур обучает за границей столько же своих граждан, сколько такая большая страна, как Пакистан. Важно и то, что студенты, обучающиеся за границей, в большинстве своем возвращаются домой, хотя на родине их зарплата меньше. Высокий уровень образования положительно влияет и на такой важный фактор, как индекс человеческого развития (ИЧР). Хотя по уровню ИЧР Сингапур, Сянган и Республика Корея пока еще входят только в третью десятку стран мира, а Таиланд и Филиппины - в шестую. Но не стоит забывать об особенностях хозяйственного развития, которые лежали в основе интенсивного экономического роста в ряде стран Юго-Восточной Азии: -высокий уровень сбережений и инвестиций; -экспортная ориентация экономики; -высокая конкурентоспособность в связи с относительно низкими ставками заработной платы; -значительный приток иностранных прямых и портфельных инвестиций в силу; относительной либерализации рынков капиталов; -благоприятные институциональные факторы становления "рыночно ориентированной" экономики. Ряд долгосрочных тенденций экономического, институционального и политического развития стран Юго-Восточной Азии фактически предопределил кризисные явления в экономике и финансовой системе этих стран в конце 90-х годов. Разразившийся кризис характеризовался сложным переплетением традиционных циклических факторов со специфическими процессами индустриализации и финансового развития стран рассматриваемого региона. 2.1 Особенности циклического развития. Развитие кризисных явлений в странах "второго и третьего эшелонов" промышленного развития в особенно острых формах обнаруживается в финансовой сфере. Вместе с тем, такие финансовые кризисы, как свидетельствует опыт последних десятилетий, неизменно развертываются при резком снижении темпов роста промышленного производства (или прямого падения абсолютных масштабов производства). В основе таких кризисов лежат прежде всего внутренние конфликты того типа индустриализации, который получил распространение в странах Юго-восточной Азии. В развитии экономических циклов особую роль всегда играли "ведущие" отрасли. В разные исторические периоды (XIX - XX вв.) в роли локомотивов циклического подъема выступали хлопчатобумажная и металлургическая отрасли, железнодорожное строительство и машиностроение. При этом последующий спад оказывался наиболее глубоким тогда, когда во времени совпадали два процесса: спад как фаза экономического никла в целом и истощение ресурсов экстенсивного развития соответствующих "циклообразующих" отраслей (переход к нисходящей стадии в цикле жизни отрасли). В новых индустриальных странах роль ведущих отраслей циклического подъема играли прежде всего экспортные отрасли, в особенности, электроника и автомобильная промышленность. В движении этих отраслей отчетливо прослеживались черты "догоняющего цикла жизни продукта" (catching-up product cycle). Сочетание ряда благоприятных факторов вплоть до середины 90-х годов обеспечивало особую продолжительность и интенсивность промышленного подъема в рассматриваемых странах. В последнее время, однако, на первый план стали выдвигаться внутренние конфликты, присущие рассматриваемым формам индустриализации. В рассчитанных Э.Янгом, а также Дж.Кимом и Л.Лау уравнениях регрессии, описывающих процессы экономического роста в новых индустриальных странах, высокие темпы роста производства определялись, главным образом, рекордной долей накопления в совокупном продукте и численностью работников, переходящих от низко производительного сельскохозяйственного труда к работе в современной промышленности. Ясно, однако, что рост обеих переменных имеет четкие экономические ограничения. 2.2 Экономические последствия "обвала".Говоря о благоприятном воздействии, нужно отметить, что падение обменных курсов в странах АСЕАН в сочетании со стабильными курсами в Китае, Гонконге и намного менее значительным падением курсов в Тайване, Японии и Корее должно способствовать восстановлению относительной конкурентоспособности, определяющей экспорт первой группы стран. В самом деле, давление на Гонконг и Китай девальвировать свои валюты будет довольно сильным, особенно в том случае, если в течении следующих нескольких лет рост цен в Китае превысит рост цен в Юго-Восточной Азии (что представляется вполне вероятным). Замедленный экономический рост со значительными последствиями для всего остального мира - таков прогноз для всей Восточной и Юго-Восточной Азии. Хотя беспорядок начался в Таиланде и Индонезии, которые на сегодня уже получили от Международного Валютного Фонда (МВФ) "чрезвычайные пакеты", напряженность теперь распространилась на Восточную Азию. Вдобавок к проблемам в Корее индекс Никоей не так давно упал ниже отметки 16 000, что является рекордно низким уровнем с июля 1995г. Последний сброс акций очевидно был связан со слухами вокруг банка под руководством Иокогамы, которого подозревают в планах распродажи своего портфеля акций в течении следующих двух лет. Некоторые наблюдатели подозревают, что большинство японских банков при значениях индекса Никоей ниже 16000 не в состоянии соблюдать нормативы резервирования капитала под иностранные активы, что может заставить их начать ликвидацию этих активов. Большая же часть активов находится в форме казначейских векселей США. Поэтому общее замедление экономического развития в Азии, по всей видимости, затронет Японию гораздо сильнее, чем это ожидалось ранее. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.