Возрождение
рок-н-ролла началось достаточно захолустном городе - Ливерпуле. Когда Брайн
Эпстайн, управляющий местным музыкальным магазином, зашел однажды в подвальчик
под названием «Каверна», он услышал в музыке игравшего там ансамбля не только
отзвуки здешнего увлечения заводным жизненным ритмом Америки. В «Битлз» бурлила
лихая отвага британца-аутсайдера, жаждующего ухватить таки все то, чего он до
сих пор был лишен.
Подчистив раннюю
битловскую неряшливость, Эпстайн - менеджер оставил в питомцах этот боевой дух.
9 февраля 1964 года «Битлз» предстали перед 70 миллионами американских
телезрителей. Это было историческое событие. Оно навело мосты между странами и
стилями, оно же создало новые границы - между эпохами и поколениями.
Боб Дилан все
острее чувствовал ограниченность своей аудитории, узость стилистических рамок
жанра. И Боб Дилан предложил своей старой пастве короткую программу совершенно
новой, «электрической» музыки. Услышав гитарные завывания, фолк-пуристы взвыли
в ответ, а новая музыка Дилана уже вливалась живительной струей в рок. «Битлз»
и Дилан сотрясли все основание молодежной культуры, изменили звучание рока и
направление его развития, открыли принципы, которые являются основополагающими
и сегодня.
Навстречу им из
Мемфиса выплеснулся поток резкого, «грязного» соула. Десятилетие двигалось к
своей кульминации, нарастал накал расовых столкновений, и музыка соул вышла в
авангард этой борьбы; гордая мощь негритянского самосознания воплотилась в ней
в полной мере. Черная поп-музыка сделала такие заявления о расовом
освобождении, о которых еще лет десять назад страшно было и подумать. Но,
может быть, главной победой того времени стало слияние двух культур: белой и
черной. Это был яркий, праздничный, слегка сумасбродный союз, для которого,
казалось, ничего не осталось невозможного. В новой музыке воплотилась мечта о
единении и равенстве, гармонии и терпимости.
Во второй
половине десятилетия на рок обрушились беды: «Битлз» объявили об окончательном
прекращении концертной деятельности.
Но зато в сан-францисском
районе Хейт-Эшбери начало оживать нечто утопическое: здесь, на фундаменте
религиозной эклектики, вырастала своеобразная рок-коммуна. Расцветавшую идею
Всемирной Любви провозгласили опять-таки «Битлз», после почти годового молчания
выпустившие новый альбом. «Биттлз» вновь безошибочно выразили овладевшее
молодым миром стремление к независимости, к собственным ценностям и идеалам.
Альбом определил суть новой музыкальной эры, он доказал, что рок стал
искусством, а искусство, в свою очередь, - основной формой общения масс; он
наконец внедрил в бесконечно бунтующий, беспокойный рок мечту о любви и
духовном единстве.
В начале 70-х
наблюдается кризис рок - сцены. Рок становится все более коммерческой музыкой,
происходит полный отход от духовных корней рока, рожденного и созданного для
бунта.
Новое поколение,
пришедшее на смену поколению 60-х, требовало своего, собственного
самовыражения, отрицающего современного положения вещей.
К середине 70-х
назрела необходимость в появлении чего-то нового - бунтующего и протестующего.
Этим чем-то стал панк.
Первые
панк-рокеры с криками «эту музыку может играть каждый!» повыскакивали в Англии
в 1975 году. Начинали они не на пустом месте: основы жанра были разработаны
американцами, стиль жизни - группой «Нью-Йорк доллз», манеры игры - группой
«Рамонес», общий настрой - Игги Попом, а поведение на сцене - Лу Ридом (тот всю
первую половину 70-х занимался тем, что орал на публику, оскорблял ее и
поминутно уходил со сцены). Панк-рок мужал, но вылезти из подвалов и маленьких
клубов ему не удавалось – недоставало вождя.
Историческое
событие произошло 10 октября 1976 года: Терри Слейтер из фирмы EMI зашел в лондонский бар «Клуб 100». В
баре выступала группа «Секс пистолз», Терри Слейтер представил, как она может
выглядеть перед большой аудиторией, и предложил контракт. К тому времени группа
существовала уже год, и начало ее карьеры было многообещающим: во время
выступления в лондонском колледже Св. Мартина директор благородного учебного заведения
попросту вырубил электричество. К моменту заключения контракта «Секс пистолз»
были широко известны в узких кругах.
Уже через 2
месяца представители EMI заявили, что контракт был
ужасной ошибкой: «Секс пистолз» в первом же, моментально ставшим классикой
жанра, сингле «Анархия в соединенном Королевстве» ухитрились оскорбить
религиозные чувства граждан. Позже в телешоу «Тудэй» вокалист Джонни Роттен
выдал съязвившему на его счет ведущему такой набор ругательств, что, как писала
газета «Дэйли миррор», в доме одного из зрителей взорвался телевизор. Контракт
был расторгнут.
Следующей
компанией, согласившейся работать с «Секс пистолз», была A-and-M. Музыканты записали второй
сингл «Боже, храни королеву», и на восьмой день сотруднечества коммерческий
директор кампании смог выдавить из себя только два слова: «Я передумал». Сингл
удалось пристроить только к маю 77-го, и он сразу же стал хитом №1. Молодняк
стонал от восторга - панк-рок стал модой.
Скандалы,
связанные с панками, можно было найти в любой газете. То группа граждан избила
на улице Кида Рида из группы «Бойз», то басист «Секс пистолз» Сид Вишез разбил
гитарой голову музыкальному критику, то через несколько дней на улице избили
уже вокалиста группы Джонни Роттена.
В Англии,
похоже, не осталось ни одной команды, не устоявшей перед соблазнами панк-рока -
все, от чисто коммерческих, до безусловно талантливых прилепили перед названием
приставку «панк». О панках снимали фильмы, о них писали книги, они становились
темой диссертаций.
Прежде всего
привлекало то, что панк был диким, злобным, но все же свежим ветром. Казалось,
все уже перепробовано, впереди у музыки только повторение пройденного, и панки
восхищали как последний буйный, скандальный, но честный праздник уходящего
рок-н-ролла.
По сути весь панк оказался стилем
одной группы. «Секс пистолз» принесли ему популярность, они же исчерпали все
его возможности. С распадом «Секс пистолз» развалился и панк - каждый кроил из
него что-то свое. Одни, как «Хоули Мозес», довели его резкость до предела - и
получился трэш. Другие, наоборот, резкость убрали, как «Ю-2», и вышел
пост-панк, третьи просто постриглись по-модному и вставили в нос булавку-
родилась «новая волна».
70-е
примечательны не только панком, тем более. Одним из достижений 70-х является
появление хард-рока. Как самостоятельное направление хард-рок выделился в
конце 60-х годов, и благодаря тому, что в законченном виде его донес до
слушателя выдающийся гитарист Джимми Хендрикс, хард-рок с тех пор предполагает
исполнение виртуозными инструменталистами, что пошло только на пользу и
музыке, и ее поклонникам.
Хард-рок, так же
как и в свое время рок-н-ролл, был резок и агрессивен, но в отличие от панка он
предполагает хорошее владение инструментами, и в нем агрессивность присутствует
не как тупая озлобленность на все и вся, а как выражения отвращения к темным
сторонам человека. Естественно, хард-рок не был чем-то совершенно новым, он
лишь вобрал в себя самые яркие и выразительные черты других направлений, в
хард-роке можно увидеть и классическую музыку, и черный блюз, и рок-н-ролл,
одновременно с этим хард-рок привнес в музыку множество новшеств. Исполнители
хард-рока в текстах песен стали изучать темные уголки человеческой души,
поднимать философские тематики, отражать оккультные знания, рассматривать
христианство и сатанизм.
В середине 70-х начинается
зарождаться новый стиль рок-музыки - хэви метал. Логически он продолжает идеи
хард-рока, выделив из музыки хард-роковых групп исключительно мощные
гитарные риффы, доведенные до виртуозности соло и канонадные ударные.
Полностью были исключены клавишные, исчезли фольклорные напевы, никаких
любовных песенок, никакой ориентации на шлягеры, способные войти в хит-парады.
Во второй
половине 70-х годов вся молодежь была увлечена панком. Панки не давали прохода
на сцену, нельзя было выступать, если ты не ругаешься на сцене и умеешь владеть
инструментом. Поэтому во второй половине 70-х хэви - метал не обрел большой
популярности, а расцвел он лишь в первой половине 80-х годов, движением хэви -
метал была охвачена вся молодежь.
Распад «Секс
Пистолз» а вслед за ними и упадок панк-рока обозначили длившийся больше
двадцати лет конец эры Классического рок-н-ролла. Далее начиналась новая эра.
В разных концах Великобритании несколько
молодых людей организовывали свои группы. В северном Ньюкасле Гордон Самнер,
отыскав единомышленников, объединился с ними в группу «Полис». У небогатого
Гордона был всего один свитер в черно-желтую полоску, из-за него-то он и
получил кличку «Жало» - Стинг. В Дублине приступили к репитициям «Ю-2». Ник
Родс и Джон Тейлор организовали «Дюран Дюран». В Лондоне одновременно начинали
две группы - «Кьюэ» и «Депеш Мод».
Музыку,
пришедшую на смену, назвали пост-панком, хотя правильнее было бы пост-роком. Выросшая
где-то внутри рока, она произошла не от негритянских ритм-энд-блюзов, а скорее
от белой классики. Ослепленная роком аудитория не заметила подмены, и в 80-е
пост-панк под псевдонимом «новая волна» триумфально прошагал по Европе. И
почему-то только в Европе прижился.
Дублинские
группы, заявившие о себе в середине 80-х, на рок-н-ролльную гитарную основу
наложили отпечаток ирландских народных баллад. Успех так впечатлил, что уже
стали говорить о ирландском вторжении. Первыми и громче всех заявили о себе
«Ю-2». Начинали они с исполнения простеньких рок-н-ролльчиков, постепенно
совершенствуя технику игры, они записали три альбома и стали довольно
известными на родине.
Пост-панк достиг
своей вершины, потрясенная Америка наградила «Ю-2» титулом лучшей группы 80-х.
Это была победа, но она что-то надломила в пост-панке, и он стал на глазах
разваливаться.
Но к счастью на
поп-роке весь рок не основывается, еще со времен хард-рока рок раздваивается на
два направления: собственно рок и тяжелый рок, впоследствии породивший некую
своеобразную металлическую культуру.
В тяжелой музыке
дела складывались как нельзя лучше и она завоевывала все новые рубежи. Но к
сожалению с момента появления хэви-метал она стала так называемым
«андеграундом», т.е. подпольной музыкой, предназначенной не для всех.
Начало 80-х
прошло под победное шествие хэви-метала, но он становился все менее тяжелым и
более коммерческим, что конечно большинству молодежи, желавшей все также
буйствовать, не нравилось. И вот в начале 80-х начинает зарождаться новая
музыка - трэш метал. Трэш вобрал в себя панк-рок и хэви метал, вобравши в себя
жесткость, скорость первого и мелодичность второго. Трэш стал самым тяжелым
направлением музыки, в основном это было достигнуто за счет доведения скорости
игры до физического предела, максимальным искажением звука гитары и
максимальным убыстрением ритм - секции, которая стала походить на канонаду, за
счет введения второй басовой бочки. Но трэш не состоял только из одной
скорости, он был замечателен тем, что вместе со скоростью существовала мелодия,
а частые резкие смены ритма сделали его неподражаемым. Трэш возник в Америки, и
в основном как альтернатива начинающему становиться помпезным хэви-металу.
Родителями трэша принято считать такие группы, как «Metallica», «Slayer», «Celtic Frost».
Рок 90-х можно
охарактеризовать одним направлением и одной группы гранж и «Nirvana». Уставши от долгого засилия
поп-рока, молодежь обратилась к буйному, вызывающему гранжу, который
представляет собой слияние таких стилей как панк, хэви метал и поп-рок. Гранж
отличает вызывающее поведение и скорость игры панк - рока и присутствие
несложных мелодий поп- рока. Формироваться гранж начал в конце 80-х (хотя еще
в конце 70-х группа «The Go-Go’s» преподносила публике нечто
похожее), его родителями были «Nirvana»,
«Pearl Jam», «Soundgarden». Хотя «Pearl Jam» и «Soundgarden» играли намного лучше чем «Nirvana», молодежь приняла именно последнюю
за их вызывающую зажигательность.
1.3.4. РЭП музыка
Как ни странно, но рэп живет на этой планете не десять лет,
как думают многие, а намного больше. Рифмованную речь (именно речь, а не пение)
еще в сороковых годах использовал при общении со своими слушателями Cab
Calloway. Что уж говорить о ломаном ритме, живущем на Земле не одно столетие и
использовавшемся с различными целями практически всеми народами. Но все выше
сказанное это скорее дебри, тема отдельного разговора, тогда как официально рэп
как таковой появился благодаря одному ди-джейскому приему, распространенному на
Ямайке. Назывался он toasting. Рожден тоустинг был благодаря доступности
звуковой аппаратуры, и заключался собственно в незамысловатом наложении голоса
(в основном стихов) на уже имеющуюся чужую фонограмму.
Впервые рэп увидел свет в черных диско-клубах Южного Бронкса в
середине семидесятых. C этого момента новый стиль и начинает свой музыкальный
рост.
Год 1976. Africa Bambaataa и компания устраивают первую свою
вечеринку в центре Bronx River Community.
Год 1977. Хоповые акции, устраиваемые прямо на улицах Нью-Йорка,
становятся очень популярными.
Год 1979. Коллектив Sugarhill Gang выпускает первый более-менее
коммерческий рэп - диск "Rapper's Delight", ставший первой хоповой
пластинкой, попавшей в Top 40 Великобритании и Соединенных Штатов Америки и
зазвучавшей на радио. В том же месяце другой рэпперский альбом - группы Fatback
Band врывается в поп-чарты всего мира. Уникальность этих двух релизов была в
том, что представленные композиции не имели совершенно ничего общего с
современным полностью сэмплированным рэпом - то была живая альтернативная
музыка, со специально приглашенными барабанщиками и гитаристами.
А в ноябре Sweet Tee (настоящее имя Таня Уинлей ) выпускает трэк под названием
"Vicious Rap", вошедший в историю, как первый рэп, исполняемый
женщиной - МС.
Год 1980. "Некоронованный король рэпа" Kurtis Blow впервые
в истории хип-хоп музыки выпускает "золотой" сингл - "The
Breaks" и вскоре подписывает контракт с настоящим монстром среди звукозаписывающих
компаний - Mercury Records.
В том же году участники брейк-данс команды High Times Crew
арестовываются за танцы в метро Washington Heights. Фотографии этого инцидента
и собственно самого танца появляются в "New York Post", являясь первыми
фото, запечетляющими би-боев.
Силу тем временем набирает женский рэп - группа Sequence , полностью состоящая
из представительниц прекрасного пола , пробивается в чарты , открывая дорогу
другим рэппершам - Roxanne Shante (вышла на сцену в 84-ом) , Salt-n-Pepa
(появились в 85-ом) и MC Lyte, начавшей рэповать в 87-ом.
Тогда же открывается и одна из первых радиопередачь, всецело
посвяшенных рэп-музыке - трехчасовая "Mr. Magic's Rap Attack " на
радиостанции WHBI.
Где то в этот же период белая исполнительница Blondie, неплохо
обосновавшаяся в различных поп-чартах всего мира, записывает сингл
"Rapture" c элементами рэпа, вскоре ставший общепризнанным хитом.
Год 1981. Grand Master Flash записывает "Adventures on the
Wheels of Steel"- первую рэповую запись, запечатлевшую скретч.
Год 1982. Grand Master Flash и
его Furious Five выпускают "The Message", первый за все существования
хопа полит-рэп. Запись положила начало настоящей эре использования хип-хоп
музыки как оружия политической борьбы.
Стоит отметить, что рэп по-прежнему оставался инструментальной
музыкой, исполнители все еще приглашали для записи "живые" ансамбли,
а использование каких бы то ни было сэмплов просто не практиковалось.
Тем временем батяня хип-хопа Africa Bambaataa вместе с Sonic Force записывает
"Planet Rock", первый трек, выдержанный в стиле electro funk (или же
techno funk), специальной музыкальной форме, как нельзя лучше подходяшей к
брейк-дансу.
Год 1983. Herbie Hancock & Grandmaster D.S.T. впервые в истории
"скрещивают" хип-хоп и джаз, что приводит к записи песенки
"Rockit". А Африка Бамбаатаа заканчивает работу над "Looking for
the Perfect Beat", первой записью, в которой можно было проследить что то
похожее на сэмплинг. К тому же песня, будучи записанной на "Tommy Boy
Records" , закрепляет компанию в статусе хип-хоп лейбла.
Год 1984. Рэп-группа UFTO выпускает сингл "Roxanne,
Roxanne", рассказывающий о какой-то выдуманной супер-красавице по имени
Роксана. Благодаря тому, что песня пользовалась просто поразительной
популярностью, молодые рэпперши, бравшие себе псевдоним "Roxanne" и
говорившие, что пелось именно про них, росли как грибы. Единственной настоящей
талантливой исполнительницей из этого потока "Роксан" была Roxanne
Shante, ставшая популярнее самих UFTO и даже вынудившая этих гордых рэпперов
вовсе уйти из шоу-бизнеса.
Тогда же в Лос - Анджелесе открывается первая американская рэп-радиостанция
KDAY, а концертный тур Run DMC, Kurtis Blow, Whodini, Fat Boys и Neweleus под
названием "Fresh Fest" становится первым столь прибыльным хоповым
туром (3,5 миллиона долларов за 27 выступлений).
Заканчивается год встречей белого продюсера Рика Рубина с братом участника
группы Run DMC Расселом Саймонсом , вскоре основавших лейбл "Def Jam
Recordings". Компания, продвигая таких деятелей, как Run DMC и LL Cool J,
вскоре становится очень могещественной в хоповых кругах и начинает
сотрудничество с "CBS Records".
Год 1986. Тем временем, как развивается аппаратура , развивается и
музыка. Сразу несколько релизов 86-го года значительно расширили стилистические
рамки рэпа, привлекая к этой музыке все больше и больше внимания.
На уже упомянутом лейбле Def Jam группа Run DMC выпускает альбом "Raising
Hell", представляющий из себя этакий конгломерат рэпа и старого доброго
рока. Недооценить роль этого альбома, которую он сыграл для мировой хип-хоп
сцены, было бы преступлением. Именно после выхода этого мульти-платинового
диска , ставшего воистину революционным в рэпе, великолепная троица из Куинса
стала первой рэп - группой, участвовавшей в "American Bandstars" и
продавшей 4 миллиона копий своего альбома по всему миру, первой рэп-группой,
чей клип был показан на Mtv и в конце концов первой рэп-группой, запечетленной
на обложке всемирноизвестного журнала "Rolling Stone".
В то же время рэп окончательно пересекает рассовую границу - появляются
небезизвестные белые "рэп - панки" Beastie Boys со своим
"Licensed To Ill", смесью хип-хопа и сырого гаражного звука. Ребятки
стали первыми рэпперами, сразу же попавшими на верхние строчки поп-чартов, да и
вообще на сегоднешний день они - настоящие живые легенды рэп-музыки.
Год 1987. В Южном Бронксе убивают DJ Scott LaRock, а в Лос-Анджелесе
уже окончательно намечается тенденция к наиболее экстремальной лирике
рэп-композиций - форме, получившей название "криминальный рэп" -
gangsta rap. На самом деле, о ненависти к полицейским и белым некоторые рэпперы
читали еще в начале 80-х, но именно с наступлением 87-го он окончательно стал
самостоятельным стилем. В этом году Ice T, о котором вы все наверняка
наслышаны, записывает свой дебютный альбом Rhyme Pays, яркий пример
гангста-рэпа, получивший статус "золотого". Одновременно с этим
релизом вышли еще два альбома, ставших на сегодняшний день классикой рэп-музыки
- "Criminal Minded" Boogie Down Productions - рэп с явным влиянием
рэгги в плане читки и некоторым колличеством песен со стопроцентной
гэнгста-тематикой, и "Paid in Full" Eric B. & Rakim с очень
классным звучанием как текста, так и музыки.
Год 1988. Лейбл Def Jam раскалывается на два направления - Рассел
Саймонс уходят в Columbia Records, а Рик Рубин покидает Jам для создания Def
American. В том же 88-ом вышел и другой воистину революционный (и кстати
платиновый) диск - "It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back"
Public Enemy. Эта монументальная работа имела широкий общественный резонанс , а
"Don' t Believe The Hype" с альбома стала настоящим гимном молодежи
восьмедисятых - девяностых. Вместе с выходом этой пластинки рэп стал
действительно не только музыкой , но и мощным политическим оружием . Четверо
чувачков из Лонг-Айленда стали говорить о социально значимых проблемах ,
несовершенности построения американского общества и системы судопроизводства, о
том, что черных подростков убивают на улицах, в конце-концов о том, что предки
сегодняшних жителей Куинса или Бронкса были не только рабами, но царями и
царицами. С появлением "Врагов Народа" в рэп-музыке окрылись
совершенно новые, почти никем неизведанные просторы лирики -
социально-политические...
Год 1989. Композиция "Fight The Power" Public Enemy входит
в фонограмму фильма "Do The Right Thing" небезизвестного режиссера
Спайка Ли. Песня очень ярко отображает настроение черного подростка , забитого
и вечно притесняемого - долго подавляемые желания и раздрожение рано или поздно
вырывается наружу и тогда уж окружающим несдобровать.
Кстати вскоре один из участников Public Enemy по прозвищу Professor Griff
изгоняется из группы за рассисткие высказывания , продекламированные им в
интервью "Washington Post". Грифф, будучи лидером танцевальной
команды "Врагов Народа", покинул коллектив и вскоре создал проект
Last Asiatic Disciple.
Группа NWA выпускает альбом "Straight Outta Compton", в
рекордные сроки ставший "золотым". Роль этого диска в творчества NWA
и в целом для ганг-хопа Западного Побережья можно сравнить разве что с влиянием
The Beatles на рок или Марвина Гея на соул. Straight Outta Compton - даже не
классика, это просто Библия криминального рэпа. Кроме этого,группа послужила
"стартовой площадкой" для рэпперов, ныне известных по сольной карьере
- Dr. Dre, Ice Cube, Eazy-E и MC Ren. ФБР, тщательно прослушав альбом и
особенно песню "Fuck The Police", рассылает шефам полиции предупрелительные
записки и тексты песни, называя её "ярким примером возбуждения агрессивных
чувств у черных банд, держащих в страхе улицы Лос-Анджелеса". NWA
прокоментировали ситуацию просто - "Следующий наш диск будет называться
"Fuck FBI".
Тем временем принципиально нового звучания в хип-хопе добивается команда De La
Soul - причудливый фанковый саунд и абстрактные, трудные для понимания простому
смертному тексты...
Год 1990. Ice Cube своим уходом кладет начало падению легендарных
NWA. Группа вскоре просто разваливается , и каждый участник уходит в соло. Но
прежде ребята рассорились друг с другом настолько , что между ними развернулась
настоящая война. Особенно долго грызлись между собой Dr. Dre и Eazy-E, два
настоящих апостола гангста-рэпа Западного побережья. Перманентному
соперничеству парочки пришел конец лишь в 96-ом году, когда Изи скончался от
вируса имунодеффицита.
Год 1991. В 91-ом Public Enemy и незабвенные волосатые металлисты
Anthrax выпускают сингл "Bring The Noise" 88-го года в современной,
рэпово-металлической обработке. Такая версия полюбилась публике намного больше,
чем оригинал и окончательно закрепила связь между черным рэпом и белым
"металлом".
Тем временем предприимчивые продюссеры прибрали первую рэп-радиостанцию
KDAY к рукам , и вскоре от былой славы легендарного радио не осталось и следа -
KDAY просто продали...
В это же время "Заслуженный Рэппер Америки" MC Hammer, находясь на
волне популярности, становится главным героем комиксов "Hammer-man".
Год 1992. Dr. Dre выпускает мульти-платиновый альбом "The
Chronic", рассказывающий о гангстерском образе жизни и перегруженный
матом, агрессией и оружием как многотонный крейсер. С этого момента в рэпе
начинаются новые времена - наклеечка "Родители, внимание: ненормативная
лирика" появляется почти на каждой хоповой записи, а поклонники начинают
следить за упехами своих кумиров по репортажам из залов суда - рэпперам
инкриминируют почти весь уголовный кодекс - от хранения нескольких граммов
наркотиков, до вооруженных ограблений и убийств. "Хроника" (так на
рэпперском сленге называют "травку") открывает в рэп-музыке новую эру
- быть отъявленным головорезом в хип-хопе становится действительно модно…
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|