Меню
Поиск



рефераты скачать Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Культура тесно связана с научно-техническим прогрессом. Механизировав городскую и сельскую, уличную и домашнюю жизнь людей, где доброжелательно, а где и варварски вторгнувшись в природу, он резко преобразил звуковую среду, оттеснив природные звучания техническими. Вместе с тем он дал человеческому голосу новую силу, великодушно сделав певцами тысячи людей, сто лет назад считавшихся бы безголосыми. Он позволил улучшить или ухудшить старые музыкальные инструменты и открыть новые. Он создал новые формы распространения музыкальной культуры, увеличив аудиторию музыканта в тысячи и даже миллионы раз. Он расширил международные музыкальные связи, позволив нам за 1-2 дня увидеть по телевизору и услышать по радио столько разнообразной музыки, сколько разнообразной музыки, сколько сто лет назад не было по силам самому рьяному путешественнику за всю его жизнь.

Говоря о музыке, нужно подчеркнуть, что, охотно признавая художественную неравноценность не только отдельных произведений, но и целых стилей, направлений, даже эпох, мы в то же время исходим из самого широкого подхода к музыке, начинающегося с осмысления всего многообразия природных звуков и завершающегося анализом высочайших достижений музыкального искусства. Музыка, разумеется, может быть хорошей и плохой, предельно развлекательной и предельно серьезной, но везде, где звуки, звуковые комплексы, интонации, элементарные или усложненные формы их сочетания несут в себе определенный эмоциональный смысл, мы имеем дело с явлениями, без понимания которых односторонним и неполным было бы и понимание наиболее развитых форм музыки.

Молодежь уделяет музыке куда больше внимания, времени и средств, чем взрослые.

Молодые главные посетители эстрадных концертов, участники дискотек, покупатели кассет и дисков. К молодежи обращаются эстрадные звезды и популярные группы, ей хотят понравиться популярные композиторы и сочинители песенных текстов. Но далеко не вся молодежь безраздельно верна той музыке, которая числится молодежной. Кому-то больше нравится народная песня под гармонь или балалайку, другим по душе серьезная классическая музыка, третьи ни к какой музыке не испытывают явного интереса. У каждого свой музыкальный вкус.

Музыка рассчитана на понимающих и для них только и создается. Недаром же сказано: «Если это искусство – то оно не для всех. А если оно для всех – то это не искусство».

Если на ранних ступенях культуры музыку понимали все, то теперь стала угрожать опасность, что понимающие музыку исчезнут вовсе. По крайней мере, даже лидер авангардизма А.Шенберг вынужден был сказать: «Я ничего не понимаю в современной музыке: для меня она слишком сложна и нервозна. Почему все-таки молодые люди не пишут чего-либо более простого?»

 XX век позволил более четко выявить и еще одну особенность отношения публики к серьезному искусству. Приобщение самых широких масс к серьезной музыке – это не дело одной педагогической системы, хотя бы и очень совершенной. Конечно, музыкальное просвещение взрослых и музыкальное воспитание в школе, будь они организованы энергичнее и квалифицированнее, чем сейчас, по-видимому, усилили бы интерес к музыкальной классике и правильное понимание ее жизненного смысла.

К серьезной музыке  человека, массы, народ приобщают в первую очередь такие исторические моменты, когда сама социальная жизнь властно подчиняет повседневное главному, когда люди ощущают себя участниками и творцами исторических событий.

Такая жизнь редко меняет характер потребностей, не оставляя времени для суетного и преходящего. Искусство также необходимо людям, говорил Толстой, как пища, питье, одежда. И даже необходимее. Но оно делается необходимым не потому, что об этом мечтают художники или педагоги, а потому, что сама жизнь неожиданно и неопровержимо открывает людям эту необходимость.

Говорят, что серьезная музыка сложна и непонятна, что она скучна и утомительна. В последние годы, особенно среди молодежи, все чаще приходится слышать о том, что серьезная музыка устарела, отжила свое время, вышла из моды, утратила актуальность. Ссылаются на то, что классика понятна, но не современна, а современная серьезная музыка может быть и актуальна, но непонятна. Наконец, просто отвергают претензии музыки на что-либо, кроме развлечения.

Многие из этих утверждений лучше всего опровергает история музыки. Ни в одну из великих исторических эпох развлечение не было главным, тем более единственным делом музыки. При этом музыка Баха или Моцарта, Глинки или Чайковского отнюдь не казалась их современникам ни непонятной по содержанию, ни недоступной по форме. Проблемы, к которым обращались великие музыканты, вовсе не устарели. А искренности и глубине, с которой они осмысляли эти проблемы, наша эпоха могла бы позавидовать. Справедливо говорится, что великое искусство всегда современно.

Словом, большинство претензий к серьезной музыке скорее привычно, чем убедительно. Но есть и вопросы, на которые ответить совсем не легко.

Ни в одну эпоху на земле не жило столько композиторов, во всеоружии профессионализма работающих во всех жанрах музыки и создающих новые жанры. Куда же исчезают тысячи опер, написанных современными композиторами? Почему так редко звучат десятки тысяч инструментальных произведений, романсов? Почему даже молодым композиторам-профессионалам так трудно найти отклик у современной молодежи? Может быть, дело в плохой рекламе, в инертности концертных организаций? В равнодушии исполнителей? В низком качестве высокой музыки, в катастрофическом недостатке личностей, талантов? А может быть, и в самом деле никто не виноват. Просто серьезная музыка всегда существовала и будет существовать для немногих?

Вряд ли можно утешать себя тем, что на классику все-таки «ходят», и потому Чайковский или Рахманинов, Бах или Моцарт еще способны привлечь публику в концертные залы. Все острее вопрос, почему классика с такой очевидностью выигрывает у современности и, одновременно, с такой же очевидностью уступает поп-музыке.

Музыковеды совершенно справедливо говорят о сосредоточенности классической музыки на важнейших вопросах человеческого существования. Психологи и педагоги убедительно доказали, что ни в каком возрасте эти вопросы так устойчиво и глубоко не волнуют людей, как в юности. Почему же до сих пор не встретились эти два духовных стремления, не обнаружили своей взаимной необходимости?

По-видимому, есть что-то такое в современных контактах серьезной музыки с публикой, что дезориентирует молодежь, формирует у нее убеждение, будто серьезная музыка не более чем развлечение небольшой кучки пожилых людей, окутанное высокопарными словами.

Кто-нибудь в оправдание такого убеждения мог бы сослаться на слова одного из самых авторитетных композиторов XX века – И.Ф.Стравинского: «Музыка по своей сущности не способна что бы то ни было выражать – чувство, положение, психологическое состояние, явление природы и т.д. Выразительность никогда не была свойством, присущим музыке… Если нам кажется, что музыка что-либо выражает, это лишь иллюзия, а никак не реальность». Отсюда и в самом деле вытекает вывод, что разговоры о глубоком содержании и духовном богатстве музыки – занятие, достойное лишь наивных дилетантов.

Между тем, классики были уверены, что без эмоционального взрыва нет ни творчества, ни восприятия музыки.

Очень важно, чтобы и общение с музыкой было всесторонним, начиная от танцев и совместного пения за праздничным столом и кончая внимательным вслушиванием в звучание оркестра на концерте и чтением литературы о музыке. Музыка начинается уже тишиной утра или шумом оживленного дня, свистом ветра или морским прибоем, гулом толпы и ласковой речью любимого человека. Отсюда собирается она по каплям в интонациях поэзии и напевах популярной песни, в раскованном танце и проникновенном романсе, в богатой и разнообразной музыке труда и отдыха, праздника и развлечения. Как утесы и скалы из этого музыкального моря возвышаются лучшие произведения классической музыки – прошлой и современной. И весь этот мир живет единым дыханием и единой жизнью, неотъемлемой от дыхания и жизни родной природы, народа, человечества.

Итак, человек стремиться сделать свой дом уютным и красивым. Как часто он надеется достигнуть этого с помощью вещей!

А между тем самый дешевый и доступный способ наполнить любое пространство красотой - музыка.

Музыка занимает много меньше места, чем шкафы, зеркала и диваны, стеллажи и стенки с пыльными нетронутыми книгами. Но она способна наполнить освобожденное пространство энергией живого движения, пением и танцами, встречами и домашними концертами.

Музыка живет и внутри человека, и в глубине действительно необходимых ему вещей. Ее глушат лишние диваны и никчемные тряпки, ее портит дребезжание дорогой посуды и хрусталя, ее не дают услышать безвкусные аляповатые люстры и торшеры, а в мягкой мебели ее побеждают тяжелые сны.

Необходимо помочь музыке выйти из глубины души и глубины вещей и объединиться в прекрасную, волнующую и благотворно воспитывающую и детей и взрослых гармонию, полную подлинной, свежей и прозрачной жизни.

Современная жизнь гоняет нас по необъятным просторам, и то, что еще недавно называлось родным домом, все больше становится временным пристанищем. Квартира, дача, бабушкин дом, пионерский лагерь или дом отдыха, гостиница или турбаза, клетушка в частном секторе или палатка в походе - мы с детства уже привыкаем к этим сменяющим друг друга формам жилья и быта. Но, сознательно или бессознательно, всюду, где судьба заставляет нас задержаться больше, чем на сутки, мы спешим хотя бы отчасти реализовать тот образ родного дома, который живет в нашем сознании. И снова обнаруживаем, что легче всего перевозится и везде помогает расположиться как дома песня о родном доме, о родных людях, о родном крае. Музыка нужна человеку в пустыне и тайге, в океане и в космосе. Окружая нас красотой и уютом, она одновременно связывает нас с окружающим миром. Она как бы напоминает нам о том, что родным домом человечества является Вселенная.


I.2 Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса


Многие ученые работали над проблемой развития музыкального вкуса. Особый вклад внесла В.Н.Шацкая [25]. Она говорила, что музыкальный вкус понимается, как определенный уровень музыкально-поэтических представлений, который дает возможность отмечать и ценить прекрасное в музыке, т.е. ее идейность и содержательность, правдивость и искренность чувств, яркость и убедительность музыкальных образов и всех выразительных средств музыкального произведения. На основе этих навыков активного восприятия и первого критического суждения появляется большой интерес и удовлетворение от подлинно художественной музыки во всех ее видах, включая сюда и образы народного творчества, и доступные произведения великих композиторов прошлого и самую разнообразную по жанрам, но высококачественную музыку современных советских авторов – близкую детским и юношеским интересам, разносторонне отражающую все величие народа, всю многогранность его мыслей и чувств.

Воспитание активного слушателя музыки связано с двумя основными моментами.

1)     необходимость организации всех условий для активного восприятия музыки. Под активным восприятием музыкального произведения мы, в первую очередь, понимаем музыкальное переживание, т.е. способность заражаться и сопереживать настроения и чувства, выраженные композитором в музыке, с последующей эстетической оценкой, а также и осмысливанием как характера переживания, так и выразительных средств, необходимых для воплощения художественного образа.

В условиях музыкально-просветительской работы среди детей именно эта область – восприятие музыки – не может быть представлена самотеку. Именно здесь детям особенно необходимы художественная и педагогическая помощь и руководство. Пути этого руководства лишь намечаются. Нужна научно-исследовательская и экспериментальная работа и педагогов, и психологов, и музыкантов, чтобы проверить правильность этих путей.

2)     развитие потребности эстетического суждения, без наличия которого нельзя представить себе слушателя, имеющего свои запросы к музыке, свое отношение, свои требования, вкусы. Более или менее успешное формирование навыков эстетического суждения связано с навыками первичного, доступного уровню музыкального развития анализа на слух воспринимаемых музыкальных произведений, в первую очередь вокальных, где текст помогает раскрывать  музыкальное содержание. В дальнейшем музыкальные переживания, слуховые представления о живом интонировании музыки, а также разнообразные факты и высказывания, связанные с творчеством композитора или созданием данного произведения, должны, все вместе, помочь раскрыть источник содержания данного произведения, его идею и определить свое отношение к нему. Здесь, также необходимо руководство (особенно художественное) в воспитании этой потребности эстетического суждения у наших школьников. Пути и методы этого руководства также не раскрыты до конца.

Таким образом, проблема воспитания музыкального вкуса в целом включает ряд еще не решенных вопросов, которые нуждаются в дальнейшей разработке и проверке экспериментальным путем.

В воспитании музыкального вкуса большое место занимают литературно-музыкальные темы, где в связи с беседой о творчестве какого-либо писателя или поэта широко показывается отражение его творчества в музыке.

Музыкальные интересы учащихся младших классов имеют свои особенности и трудности. Младшие школьники хотят знать и понимать музыку, но в большинстве случаев не имеют достаточных навыков слушать и воспринимать ее. Отсюда большое стремление к чтению книг о музыке и к лекциям. Обычно первые же шаги настоящего общения с музыкой вызывают очень большой интерес к ней и стремление глубже проникнуть в различные сферы музыкального искусства.

Установлено, что воспитание художественного вкуса осуществляется успешнее при условии повторения музыкальных восприятий. Школьники, как правило, хотят не только чувствовать, и понимать музыку, но и много знать о ней.

 Н.Я.Брюсова также работала над этой проблемой. Она считает, что все знания и умения, все то новое, что открывает школа детскому уму, должны приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь музыка. Та музыка, которой раньше не было доступа в школу.

Музыку дети примут и полюбят только тогда, если она подойдет к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.

Дети должны узнать самое музыку, чистое, ясно и открыто говорящее человеческому чувству искусство, а не уроки музыки, не обучение пению или игре, а самые песни, самую игру, живую музыку, живой ее голос. И притом лучшие песни и лучшую музыку, потому что только в лучшей музыке они услышат нужное и понятное им дело, а не выдуманную взрослыми забаву для детей или средство их воспитания.

Слушая музыку, дети должны как бы внутренне сотворить ее, их собственной, внутренней, близкой душе музыкой должна быть музыка, рассказывающая им занимательный музыкальный рассказ.

Если обратиться к работам В.А.Багадурова, Т.Л.Беркман, Д.Л.Локшина, М.А.Румер по данной проблеме, то мы видим, что они говорят об этом так:

Освоение музыкальных произведений предполагает полноценное их восприятие, т.е. слышание и понимание. Такое восприятие требует соответствующей подготовки, руководства, воспитания, что входит в задачи музыкального обучения.

К сожалению, до сих пор вопросу восприятия в нашей музыкально-педагогической практике уделяется недостаточно внимания, особенно на первых этапах музыкального воспитания. Вместе с тем нельзя успешно заниматься никакой музыкальной деятельностью, если не развито восприятие.

Воспитание восприятия может быть осуществлено лишь при постоянной руководящей роли учителя.

Что же нужно сделать для того, чтобы научить школьников понимать и любить музыку?

Любить музыку – значит испытывать потребность в общении с нею, переживать ее, т.е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая ее. Понимать же музыку – значит воспринимать ее сознательно, отдавать себе отчет в ее содержании и, в какой-то мере, в ее форме.

Надо сказать, что понятия «любить» и «понимать» применительно к восприятию музыки часто отождествляются. Иногда они и противопоставляются: «Я музыку люблю, хотя ее и не понимаю».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.