Демокрит,
известный греческий философ, рекомендовал слушать музыку при инфекционных
заболеваниях.
В библейской истории
также можно найти примеры воздействия музыки на человека. Так, библейский
пророк Давид вылечил царя Саула от уныния и тоски своим пением и игрой на
кифаре.
В китайской
натурфилософии, представленной в литературном памятнике «Люйши чуньцю» (3 в. до
н.э.) [2], музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации, которые
привносятся в хаотическую среду для создания в социуме определенной структуры,
нормы, иерархии, для гармонизации общественной жизни. Причины, вызывавшие
дисбаланс в природе и в общественной жизни, связывали с аномалиями в энергиях
двух видов - «янь» и «инь». При помощи музыки достигалась гармонизация этих
двух видов энергий, устранялся хаос и восстанавливался космический и
общественный порядок.
В древнем Китае
музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук,
обязательных для изучения. Китайское определение благородного мужа (цзюнь-цзы)
как человека, наделенного всеми качествами высокого достоинства - знанием
ритуала, чувством долга, проявлением человечности, относилось, прежде всего, к
человеку образованному. «Благородный муж» никогда не расставался с музыкальным
инструментом. Наличие такового считалось его видовым признаком. Известно, что
Конфуций, например, играл на цине (китайский музыкальный инструмент типа цитры)
в минуты крайней опасности, демонстрируя непоколебимую твердость духа и
самообладание перед лицом смертельной угрозы.
В Индии, как и в
Китае, древние врачи широко использовали музыку в качестве лечебного средства.
В оздоровительной системе «Биджа Мантрас» шесть звуков: «храам», «хруум»,
«хриим», «храйм», «храум», «хра» - и магический звук «ом» использовались для
лечения многих болезней. Вибрации, которые возникали в организме при
произношении и пропевании этих мантр, приводили к выздоровлению.
В истории
человечества была эпоха, которая заложила основы современного искусства. Это
эпоха, которую для краткости называют античностью, сформировала целый комплекс
культурных предпосылок и современной музыки. Наибольшую роль сыграли в этом
отношении античная Греция и Древний Рим.
Основные понятия,
которыми мы привычно пользуемся, говоря о музыке, возникли в Древней Греции:
гармония и мелодия, ритм и метр, хор и оркестр, рапсодия и симфония. Даже само
слово «музыка» греческого происхождения.
Музыка
по-гречески - «искусство муз». У греков была музы лирики и муза танцев, муза
комедии и трагедии, муза истории и даже астрономии. Но не было музы, которая
отвечала бы за музыку. Все они, во главе со своим предводителем Аполлоном,
занимались музыкой. Музыка в классической Греции проникала всюду, объединяя все
искусства и все науки, риторику и политику, богов и людей, небо и землю, травы
и воды в единое гармоническое целое - космос.
Музыка никогда не
рассматривалась в античной культуре «сама по себе», вне связей с другими искусствами,
с другими сферами жизни. Изъятая из этих связей, она может показаться и
однообразной и примитивной. «Но музыка вместе с танцами, ритмом и пением
приближает нас к богам», - говорили греки. А через танец музыка соединялась с
пластикой и живописью, через слово - с поэзией и красноречием. Удивительно ли,
что в музыкальном искусстве греки видели самое значительное воспитательное
средство? Ритм и гармония, по их убеждению, глубже всего проникают в глубину
души и сильнее всего захватывают ее.
В основе античного
представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и
гармоничен, то есть музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и
наполняет ими душу человека. Так устанавливается единство между миром и
человеком - созвучие (симфония).
Исходя из того,
что в музыке воплощены ритмы и законы Вселенной, греки искали в ней ключ к
познанию мира и познанию человека. Если мир гармоничен и находится в вечном
движении, он должен вечно и непрерывно звучать. Почему же люди не слышат этого
звука? Может быть, они привыкли к нему с детства? Может быть, по невежеству не
знают и не догадываются о его существовании? Или эту музыку заглушают для них
шумы повседневной жизни? А может быть, просто их слух лишен необходимой
остроты, а ум - сосредоточенности? Видимо, лишь тот, кто сумеет преодолеть все
эти препятствия, сможет услышать эту гармонию, настроиться в соответствии с нею
и жить с нею в лад. В этом состоит существо мудрости. Обычный же человек лишь
случайно или по научению может оказаться в ладу с миром, то есть в правильном
настроении. Главным средством такого научения и является музыка, созданная по
законам Вселенной и советам мудреца. В повседневной жизни человек легко
утрачивает правильный настрой, и тогда его душа и тело уподобляются плохо
настроенной лире. Звуки ее становятся все фальшивее, пока она не приходит в
полное расстройство. Задача врача, лечащего такое тело и такую душу, состоит
именно в том, чтобы восстановить гармонию. Лечить - значит для каждого человека
находить музыку, способную перевести его из разлада с миром в гармонию с ним.
Живя в согласии с
природой, греки лишь продолжали ее музыку в своей, когда пронизывали свою жизнь
звуками лиры и флейты, поэзией и песней, танцами и плясками. Истинная
музыкальность состоит, по мнению Платона, не в том, чтобы одну струну
подстроить под другую, а в том, чтобы подчинить свою душу и жизнь законам ритма
и гармонии. Музыкально воспитанный человек «очень остро чувствует всякое
упущение, плохое качество работы», - говорил Платон. Нет, видимо не зря музыка
рассматривалась в классической Греции не только как источник радости и
наслаждения, но и как «главная составная часть воспитания».
Другое дело Древняя Греция.
Там музыка звучала и в театральных представлениях, и на народных праздниках, и
просто в повседневной жизни. Как известно. Древнегреческие поэты не читали свои
стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире и кифаре, знаменитых предках
современной арфы. Аполлона, покровителя искусств, греки обычно изображали с
кифарой. Пляски как правило сопровождались игрой на авлосе - духовом
инструменте.
Кстати, еще Платон и
Аристотель говорили об особом значении музыки в воспитании человека. Они много
размышляли о ее свойствах, о ее отличии от других искусств. Многие музыкальные
термины и понятия, которыми сегодня мы пользуемся, тоже подарили нам древние
греки. От них пришли к нам слова «гармония», «гамма», названия некоторых
музыкальных ладов. Даже само слово «музыка» греческого происхождения.
Греки отнюдь не
сводили всю музыку к той, которую творили их музыканты. Музыка начиналась для
них с той великой музыки природы, отражением и фрагментом которой были
музыкальные изделия человека. Греки не противопоставляли еще музыку природы
музыке человека. Поэтому и судить об их музыке нужно не только по тому, что
игралось и пелось, но и по всему тому, что слушалось и воспринималось как
музыка.
Следующая эпоха,
которую нужно рассмотреть – эпоха средневековья и эпохи Возрождения.
Средневековое
музыкальное искусство прославилось не в последнюю очередь благодаря тогдашним
трубадурам. В старинных замках часто устраивали состязания рыцарей, которые
один за другим выходили на середину круга и в сопровождении музыкантов пели
какую-нибудь песню – о подвигах, о своей любви к прекрасной даме. Победителем
считался тот, чья песня по мнению слушателей была самой красивой. Трубадуры
сами придумывали слова, а нередко и музыку своих песен.
Правда, к концу
XII века уже пели все – и простые горожане, и странствующие музыканты.
В XIII веке в
соборе Парижской богоматери существовала самая прославленная в средние века
певческая школа. Если в народных песнях или в песнях трубадуров звучал один
голос, то здесь несколько голосов соединялись вместе.
Сначала такая
музыка звучала только в церкви и лишь на стихи из священного писания. Однако в
XIV веке все композиторы начали понемногу включать их в современные напевы.
Песни звучали повсюду, рассказывали обо всем, что происходило вокруг.
В эпоху
Возрождения музыка прочно вошла в каждодневный быт человека. В европейских
городах едва ли не в каждом богатом доме можно было найти гитару, лютню или
какой-нибудь из клавишных струнных инструментов – клавесин, верджинал,
клавикорд.
Жизнь движется, идет
своим кругом, и музыка не стоит на месте – она развивается.
Вечером
включаются телевизоры, приемники, магнитофоны. В дома и на улицы приходит
музыка. Музыка, даже самая лучшая, стала доступней воды из крана. Вам классику?
- пожалуйста. А вам рок или поп? – на соседней волне.
Сталкиваясь в
пространстве, даже две хороших музыки легко становятся простым шумом.
И только ночью наступают
мгновения, когда город наслаждается музыкой тишины.
Музыка, как и
всякое искусство, доставляет человеку удовольствие. После хорошего концерта оно
хранится годами, а после исключительного – всю жизнь.
При редких
встречах с музыкой подлинное удовольствие и возникает редко, и хранится
недолго. А вот при постоянных и привычных встречах душевный подъем постепенно
превращается в настрой души, заставляющий иначе жить, иначе думать и
действовать. И в этом разворачивающемся светлом кругу ускоренным темпом идет
саморазвитие, выявление и духовное возвышение личности.
Наша эпоха
требует музыки для всех, а не для немногих избранных. Пусть даже эта музыка
кажется кому-то легкой, примитивной, низкопробной и т.д. Согласно другому масса
в принципе не способна понять высокое искусство. Традиции серьезной музыки
нужно хранить вопреки вкусам и музыке масс, хотя бы поклонников серьезной
музыки оставалось все меньше и меньше. Такова трагическая судьба избранных в
«массовом» обществе.
На наших глазах
складывается принципиально новая музыкальная культура, понимание которой и
невозможно с позиций, выработанных на материале и в социальных условиях прошлой
музыкальной эпохи. Музыке, которая в прошлом веке звучала для нескольких сот
человек, собравшихся в концертном зале, а то и нескольких десятков, заполнивших
салон, в нашем веке представилась возможность объединять человечество. Но если
в салон или концертный зал приходили люди, и жизнью, и уровнем знаний и общей
культуры подготовленные к встрече с музыкой, то сейчас величайшие произведения
музыки в наилучшем исполнении звучат перед сотнями миллионов не всегда готовых
к ее восприятию людей.
Свои музыкальные
задатки есть у каждого. Вопрос лишь в том, чтобы учесть все их разнообразие и
найти наилучшие для каждого пути и формы обучения и воспитания.
Разумеется,
музыка может быть и очень сложной, но пути к постижению этой сложности просты и
всем доступны.
Один из таких
путей – раннее приобщение к народной песне.
Несколько
десятков простых слов и 10-15 нот обычного диапазона человеческого голоса. Что
из них можно сделать? Песню. И зазвучат наполненные музыкой слова как сердечная
исповедь или огромная картина жизни, как голос личной судьбы или задушевная
мечта народа. В песне – исток всех других жанров. Через нее вбирают они
эмоциональный опыт народов и поколений. Ведь она наиболее чуткий свидетель и
участник всех поворотов народной и личной истории.
Древнейшая песня
была способом сохранения и передачи опыта предков, источником знаний о мире и о
человеке, средством общения людей друг с другом и даже с силами природы. Чем
тяжелее была жизнь, тем задушевней песня. Песня напоминала о возможности
другой, лучшей жизни. Разумеется, все это не могла сделать одна песня, поэтому
у каждого народа песен множество. И для каждого дела, каждого случая, для
каждого состояния и настроения – свои.
Народная песня
нетороплива, и нынешний бурный темп обновления вкусов ей просто не под силу.
Поэтому часто она вынуждена потесниться и уступить место массовой популярной
песне или диско-шлягеру. Но в этом соревновании и у нее есть свои преимущества.
Главное ее
преимущество – глубина содержания, выразившаяся и в мелодии, и в тексте.
Народную песню
можно спеть по народному только в том случае, если душа певца, и душа публики
требует песни.
Совсем не трудно
доказать, что тексты настоящих народных песен – чистейшая поэзия, а вот в
песнях многих профессионалов бросается в глаза примитивность, а то и прямая
нелепость текста. Ведь одно дело прочитать текст глазами. И другое дело –
пропустить его через душу и голос, спеть эти слова за дружеским столом или
наедине с любимой.
Овладевая
богатством народной песни, ребенок одновременно овладевает красотой,
выразительностью обыденной русской речи, яркостью и глубиной народной поэзии и
теми истоками – звуковыми и интонационными, - из которых вырастает русская
классическая музыка. Это важно не только для развития музыкальной культуры
личности, без которой пока еще многие обходятся, но и культуры речевой, без
которой нет никакой другой культуры.
Наиболее активная
часть потребителей музыки – молодежь, преимущественным вниманием которой
последние десятилетия пользовались самые легкие жанры эстрадной музыки.
Приспосабливаясь к аудитории, сначала эстрада, потом и телевидение, отчасти и
радио, отдали этой музыке большую часть своего времени. Благодаря этому
какая-то часть взрослых людей привыкла потреблять молодежные, а то и прямо
детские шлягеры, а другая утратила значительную долю интереса к музыкальным
передачам.
Для слушания
музыки как искусства недостаточно того, чтобы играли музыканты и пели певцы,
нужны выбор, подготовка и концентрация внимания. И тогда каких-нибудь 30 минут
звучания моцартовской симфонии способны обогатить нас больше, чем 20 лет
восприятия нейтрального музыкального шума.
Настоящее
искусство – результат высшей концентрации духовных сил композитора и
музыкантов, и оно требует такой же концентрации и от слушателей. Такой
способности напряженно и внимательно слушать не требует, но зато и не развивает
никакое другое искусство. На мгновение отвлекшись от рассматривания картины или
чтения стихотворения, вы можете вернуться и начать восприятие сначала. В музыке
все мгновенно и необратимо.
Помимо живого
слова музыкантов и знатоков музыки, к ее пониманию нас приближает литература о
ней.
Для развития
музыкальной культуры крайне важны работы, доступные любителям музыки, способные
помочь формированию публики и музыкальному воспитанию детей. Таковы, например,
работы Т.В.Поновой, И.И.Соллертинского, Б.В.Асафьева. Ярко и интересно писали о
музыке выдающиеся музыканты и исполнители. Достаточно назвать имена
Ф.И.Шаляпина, Г.М.Когана, Г.Г.Нейгауза. К счастью, как правило, просто и
доходчиво, образно и стилистически увлекательно писали о музыке сами
композиторы: А.Серов, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, Д.Шостакович, Д.Кабалевский,
а из зарубежных – Р.Шуман, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.
Наше время
благоприятно для обсуждения острых вопросов. А их в нашей музыкальной жизни
накопилось немало. И, что интересно, у каждого поколения, у каждого культурного
круга свои.
«А почему рок-музыку
называют легкой? Разве она легкая? – часто приходится слышать этот вопрос. –
Разве легко музыкантам исполнять свои песни, не жалея ни голоса, ни нервов?
Разве легко откликаться на происходящие события? Сочинять самим песни, десятки
песен в год – и таких, чтобы их хотелось слушать и петь?»
«Разумеется,
серьезная классическая музыка – прекрасная вещь. Но почему современные
композиторы-профессионалы так редко и неохотно пишут о самых современных,
волнующих проблемах нашей жизни? Почему так мало стараются быть понятыми
широкой публикой?
Наверное, многое
в этих вопросах идет и от незнания, и от горячности. Но сами вопросы
закономерны.
В последнее время
миллионы молодых людей увлекаются бит- и рок-музыкой, организуют свои
ансамбли, пишут и поют собственные песни. Почему же до сих пор существует
высокомерное отношение к этой музыке?
Почему, как будто
бы всерьез желая приучить молодежь к серьезной музыке, взрослые сами почти не
ходят на концерты? Сожалея об утрате народных песенных традиций, сами не поют,
а часто и не знают ни слов, ни мелодий лучших народных песен? Для ответа на
многие из вопросов надо обращаться к истории. Многое из того, к чему
профессионалы-музыканты и их поклонники привыкали веками, поставлено под
сомнение жизненными переменами и духовными поисками XX века.
Этот век многое
изменил и в жизни, и в искусстве.
Прежде всего
ожила и зазвучала история музыки. Вырос интерес ко всем ее эпохам, начиная с
первобытной. Оказалось, что в каждой из эпох были достижения или проблемы,
важные и для нашего сложнейшего столетия. Выяснилось, что эти эпохи не просто
готовили приход музыки 18-19 веков, а жили своей особой жизнью, решая – и часто
успешно решая – совершенно иные музыкальные и культурные задачи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|