Мы учим детей
воспринимать музыку сознательно для того, чтобы они ее глубже переживали,
чувствовали.
Может возникнуть
вопрос: обязательно ли понимать музыку для того, чтобы ее любить? Ведь мы знаем
множество таких примеров, когда слушатели (и взрослые и дети), очень мало и
даже ничего о ней не знающие, любят и переживают музыку. Однако можно с
уверенностью сказать, что восприятие слушателей, имеющих подготовку, имеющих
знания о музыке, глубже, сознательнее, ярче. И, что особенно важно, круг
произведений, которые они способны эмоционально воспринять, сложнее и шире. Но
бывает и так, что довольно сложные произведения глубоко воспринимаются
слушателями неподготовленными. В таких случаях можно с уверенностью сказать,
что речь идет о людях в той или иной мере одаренных. Недаром в структуру
музыкальных способностей выдающийся ученый, профессор Теплов включил не только
слух, но и эмоциональную отзывчивость на музыку.
1.3.Своеобразие
музыкальных стилей и направлений
Очень
серьезно на развитие музыкального вкуса учащихся влияют различные направления
современной музыки. Это рок – музыка, техно, попса, рэп и другие направления.
Одним
из первых вопросов, которые задают при знакомстве, является: “А какую музыку ты
слушаешь?”. Действительно, самое типичное разделение для нашего поколения -
разделение по музыкальным пристрастиям. Наш девиз: “ Скажи мне, что ты
слушаешь, и я скажу, кто ты! ”. Поклонники разных стилей музыки часто просто не
выносят друг друга, и дело даже доходит до серьёзных конфликтов с
рукоприкладством. В большинстве своем меломаны сейчас делятся на две группы:
поклонники рок музыки и поклонники техно-музыки.
Боги
из машины
В конце
шестидесятых поп-музыка находилась в весьма плачевном состоянии, и большинство
групп занималось перепеванием или просто исполнением английских и американских
хитов. Однако такое положение устраивало не всех. Несколько молодых германцев
вспомнили о традициях и корнях, и начали делать искусство совсем своё,
максимально не похожее на англоязычные образцы, основанное на германской
традиции. Так появилась новая волна полностью изменившая представления о
поп-музыке благодаря группе Kraftwerk.
У всех участников этих групп было классическое музыкальное образование, и они
делали музыку, по структуре и звуку совершенно не похожую на ту, которая
занимала первые строки хит-парадов - хотя и похожую местами на рок. Вскоре им
стали подражать десятки немецких групп, а британская музыкальная пресса
окрестила это движение “краут-роком”.
Среди
основоположников этого стиля Kraftwerk
стояли дальше всего от рока и максимально близко к немецкому авангарду.
Первые
выступления группы относились скорее к категории авангардных хэппенингов, чем к
музыкальным событиям: они играли на вернисажах и в галереях, а среди их
знакомых художники преобладали над музыкантами.
Первые два альбома довольно
малоизвестны даже среди ценителей группы, а жаль - это удивительные и необычные
эксперименты со звуком и ритмическими структурами, не менее интересные, чем
любой хороший арт-роковый альбом. Участники группы очень много
экспериментировали шумами и звуками искусственного происхождения, накладывая их
на записи аналогового синтезатора.
Однако для завоевания масс
потребовалось добавить к фирменному звуку, построенного на рисунке ударных, да
к тому же электронных, и простым, ритмичным и мгновенно запоминающимся мелодиям
третий компонент - новый имидж. Kraftwerk притворились роботами...
Уже на третьем альбоме
определились важнейшие элементы их стиля, подсказавшие напрашивавшийся сам
собой имидж: повторяющиеся синтезаторные арпеджио и использование вокодера-
электронного устройства, искажающего речь и делающего ее как бы
“механической”, позволяющего изменить ее тональность при помощи клавиатуры
синтезатора. Благодаря этому музыка Kraftwerk местами стала напоминать сцены из научной фантастики- так
мог звучать саудтрек к фильму о какой-нибудь планете будущего, где власть
захватили человекообразные механизмы, развлекающие себя легкой музыкой.
Техно, изобретённое Kraftwerk, явилось мощной базой для рождения
новых стилей, создававшихся путем слияния оного с элементами любого другого.
Так, например, появилось Техно-Диско - быстрый и весьма экспрессивный стиль,
содержащий в себе красивую ритмическую основу и очень сильно перекликающийся с
Техно-Данс (основное различие этих стилей в отсутствии речитатива у
Техно-Диско).
Так же образовался и Техно-Рэп.
100% синтезированный звук, типичный рэповый речитатив, размеренный ритм и
превалирование низких частот - вот то, что является составляющими данного.
Наиболее распространённым и наиболее коммерческим стилем стал вездесущий
Техно-Данс, волна которого захлестнула россиян примерно в 1993 году. Его
внешние данные очень просты: красивая танцевальная композиция с женскими
подпевками и быстрым, иногда нереальным по скорости воспроизведения слов
мужским речитативом.
Также небольшим, но оригинальным
отходом от Техно-Данс являются попытки совместить элементы фольклорной или
этнической музыки с элементами Техно, в результате чего появляются довольно
забавные проекты, которые представляют стиль - Техно-Кантри. И не менее весёлый
стиль - Техно-Джаз.
Термин «House music»
произошел от названия чикагского клуба «The WareHouse», в котором эта музыка и возникла. В
1977-1983г. президентом «WareHouse» был DJ Frankie Knuckles, который играл смесь андерграундного диско, франк и соул для
преимущественно чёрных посетителей. Чтобы усилить танцевальный эффект музыки,
он использовал драм -машинку Roland
909, звучащую вместе с записью на пластинке и подчёркивающую ритм. Другим
эффектным приёмом было смешивание при помощи обычного многоканального
магнитофона композиций с синтезированным ритмом так, чтобы они незаметно для
уха переходили одна в другую.
Frankie Knuckles
заложил фундамент House , но большего успеха добился
другой DJ того же клуба, Ron Harby,
игравший в более грубом и жёстком стиле.
Музыка House достигла Британских берегов в 1986
году, когда композиция «Move Your Body», написанная Marshall Jefferson, стала заполнять заметную часть эфира столичных «пиратских»
радиостанций. Этот трек вскоре стал исполняться и в некоторых лондонских клубах
типа «Delirium», поддержавших House. Наступление новой музыки на
Соединённое Королевство расширилось благодаря приездам чикагских DJ International и Trax и выпуску альбомов с компиляциями House музыки, такими, как серия «Jack Trax».
Первым английским хитом в стиле House стала сделанная Farley Funk обработка старой песни Isaac Hayes «Love Can’t Turn Around». В
сентябре 1986 эта композиция достигла десятой позиции в английских чартах,
оставив отцов-основателей в Чикаго в полном недоумении от того факта, что их
музыка способна стать поп-хитом в Англии. Через четыре месяца «Jack Your Body», записанная JM Silk, стала номером 1 в
хит-парадах, и горячка «Jack» (так называлась манера
танца под музыку House ) уже ощущалась повсюду.
Вскоре стала развиваться
практика организации нелегальных андеграундных вечеринок, вызванная
драконовскими законами в области лицензирования, точнее неприятной
необходимостью получить специальную лицензию для столь поздних танцев и
торговли спиртным. Идея подобных вечеринок состояла в том, что организаторы
устанавливали звуковую (иногда и световую) аппаратуру в арендованном неиспользуемом
здании, а вы просто платили на входе и могли веселиться всю ночь. House идеально подходил для таких
мероприятий, и их популярность быстро росла.
Detroit House
Детройт.
Рождение музыки техно совпало с глубоким упадком автомобильной
промышленности Америки - как символическое знамение постиндустриального
ренессанса. Появление техно положило конец стилистическому делению музыки на
направления. Отныне гармония, дисгармония, шум, песня - всё возможно.
Самое старое
и традиционное течение. Эту музыку играли в клубах Чикаго и Детройта ещё в
конце 70-х и, хотя с тех пор она заметно изменилась, знаменитое детройтское
звучание ни с чем не спутаешь. Мягкий и чистый House ритм, почти не искажённый электроникой вокал в стиле соул и
фортепианные линии заряжали вечеринки, на которых играли Detroit House,
огромной энергией.
Deep House
Во многом похожий на
классический Detroit, Deep представляет собой причудливую смесь
House-музыки с вокалом госпел. Как
утверждают его поклонники, Deep House - это противоположность всему
остальному техно, музыка живых людей, а не машин.
Trance
Музыка ментального
путешествия. Ритмы, используемые в Trance, значительно проще, чем в Breakbeat или Jungle, и «плёнки» монотонных и
прозрачных синтезированных звуков струнных завершают ощущение перехода в
другие пространства. Имеет огромное количество разнообразных направлений: Acid Trance, Goa Trance, Hard Trance и
др.
Breakbeat
Несмотря на свои «чёрные»
корни, к началу 90-х House музыка ритмически очень
упростилась и потеряла изначальную энергетику негритянского гетто. Именно тогда
появился Breakbeat, в котором использовалось
звучание хип-хоп, регги. Наиболее яркие варианты Breakbeat - это Jungle и Darkside. Музыка Jungle насыщена элементами регги и более
подвижна, в то время как в Darkside
создаётся скорее минорный настрой, усиливаемый жутковатыми «космическими»
звуками и женскими голосами.
Tribal
Tribal особенно интересен тем, что в нём
используются звуки и ритмы религиозных церемоний североамериканских индейцев,
эскимосов и народов севера Сибири. Такое «наведение мостов» между обычаями
древних племён и современной рэйв-культурой выглядит иногда несколько
искусственной, но в целом минималистичная Tribal музыка обладает своим несомненным очарованием.
Hardcore
Hardcore - это очень просто. Берём
обычный техно - ритм, делаем его раза в два быстрее, накладываем любые
отрывистые звуки, крики и ускоренный в 2-3 раза женский вокал. Если возникнет
ощущение работы отбойного молотка - то всё в порядке. Очередной хит готов.
Acid House
Acid в переводе с английского – кислота.
Музыканты, работающие в стиле Acid House, стали широко использовать в своих
трэках звуки, позаимствованные из других композиций, запустив целую волну
обработки чего угодно в Acid звучании.
Progressive
Исходно это слово
обозначало направление техно-музыки, в котором основной акцент ставился на
точном копировании настоящих инструментов и поиске удачных коротких мелодий.
Впрочем, стиль
так и не оформился, и характеристика Progressive теперь почти ничего не означает, хотя употребляется довольно
часто: все андерграундные техномузыканты считают свою продукцию
«прогрессивной».
Ambient
Наиболее удачную
характеристику Ambient дал журнал «Птюч», сравнив
этот стиль с музыкой, которую играют в «МакДоналдс». Действительно, никакого
жёсткого ритма, агрессивно звучащих сэмплов, ничего, нарушающего почти
космическое спокойствие. Эта музыка скорее для ушей, чем для ног.
Intelligent
Музыка с такой
характеристикой подходит скорее для прослушивания, чем для исполнения на
вечеринках, хотя зачастую использует находки чисто танцевальных направлений.
Течения 90 –х.
1. Грандж. Стиль музыки и
поведения, расцветавший в начале 90-х в Сиэтле. Внешне проявлялся в
патологической небрежности, свойственной обитателям студенческих общежитий.
Драные джинсы-клеш, растянутые хэмингуэевские свитеры больших размеров, длинные
слипшиеся волосы, козлиная бородка, тяжелые военные или туристические ботинки,
татуировки. В музыке грандж давал себя знать мутным жужжанием, сильно
полюбившимся российской молодёжи.
2. Панк. Одежда сужается и
чернеет, в обиход входит кожа, макияж становится усталым и зловещим. Но этот
виток панка ( в отличие от 70-х) не всерьёз. Игра образами продолжается.
Моментальные скачки моды в сжатом виде повторяют пройденные этапы культуры ХХ
века. Поколение Х - худосочные дети декаданса, регулярно случавшегося на изломе
столетий.
1.3.3. История рок-музыки.
Рок это не просто
музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи. Он
изначально создавался как способ самовыражения молодежи, бунт и протест,
отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира.
На протяжении
всей своей истории, рок показывает неразрешимую вечную диллему отцов и детей.
Как средство самовыражения молодого поколения, рок в глазах старшего поколения
выглядит лишь как детское развлечение.
Рок -
плодотворная почва для рассмотрения с точки зрения философии, в нем проявляются
все законы философии. В том что рок это протест молодежи и появление новой
музыки, путем отрицания старой, проявляется закон отрицания отрицания,
показывающий развитие рок-музыки. В появлении нового стиля путем слияния других
стилей - закон отражения, лежащий в основе развития сознания.
Рок-н-ролл
оказался тем самым средством, которое объединило черных и белых подростков,
одним мощным залпом смело расовые и социальные предрассудки. Два чернокожих
идола молодежи 50-х - Литтл Ричард и Чак Берри - каждым сценическим жестом,
каждым звуком своих песен выражали отказ повиноваться традиционно расистскому:
«Поди-ка сюда, бой». Этот отказ безусловно принимали слушавшие их белые
мальчики - они уже были подготовлены к такой музыке, они уже впитывали в себя
чёрный ритм-энд-блюз, который крутили на местных радиостанциях.
Рок-н-ролл
оказался первой музыкальной формой, предложенной подростку и специально по нему
скроенной: до этого были взрослые пластинки, детские пластинки, но не было
ничего, что выражало бы сугубо подростковые надежды и мечты, сугубо
подростковое отношение к действительности.
В начале того
десятилетия черная и белая музыка были разделены так же, как белая и черная
общины. Но шло время, и радио, по которому - тоже на разных волнах -
передавали эту музыку, позволяло черным слушать белую музыку и наоборот.
Радиоволны приносили совершенно новую стилистику , и бескорыстные пионеры этой
стилистики начали понемногу скрещивать две эти культуры. В лабораториях жизни
рождалась новая, дикая, заразная музыка по имени рок-н-ролл.
Рок
60-х.
К началу 60-х дух
рок – н - ролла был украшен, и по волнам радиоэфира поплыли сладкие голоса
Фрэнки Авалона и Пола Анки, Конни Фрэнсис и Митча Миллера; музыкальные
обозреватели начали успокаиваться: похоже в музыку возвращались закон и
порядок. И все же через несколько лет рок ожил, а к концу десятилетия
превратился в мощную политическую и культурную силу.
К началу 60-х к
совершеннолетию приблизилось очередное поколение. Родители этих детей активно
боролись за мир, спокойствие и изобилие, надеясь, что потомки не только оценят
их старания, но и раздвинут горизонты этого нового мира. Родители, однако,
вошли в него с грузом невыплаченных долгов - они принесли с собой страх перед
атомной войной и грех расовой ненависти, а идеалы равенства и справедливости
просто растоптали в погоне за стабильностью и успехом. Неудивительно, что дети
подвергли сомнению моральные и политические устои послевоенного мира; эти новые
настроения нашли отражение в их музыкальных пристрастиях.
Загнанный было в
подполье, снова бурно расцвел фолк и тут же включился в антивоенное движение и
в социальную борьбу. Очень скоро фолк обрел и новую свою надежду - в худеньком,
слегка гнусавом пареньке по имени Боб Дилан. Именно его голос впервые выразил
сомнения и надежды поднимающего голову беспокойного поколения.
Песни Дилана о
расовом угнетении и угрозе ядерного уничтожения сразу же превратились в гимны,
а песня «Времена - они меняются» прозвучала первым предупреждение о растущей
общественной напряженности. Однако при всей приверженности самым светлым
идеалам фолк оставался все-таки музыкой прошлого, средством общения
политизированной интеллигенции, с нескрываемой иронией взиравшей на детское
развлечение - рок-н-ролл.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|