Кабинет
Министров Украины 17 мая 2000 г в своем заседании утвердил новый перечень
налогов и сборов и их ставок, которые войдут в проект правительственного
Налогового кодекса.
Общегосударственные:
1. Налог на
прибыль предприятий;
2. Налог на
доходы физических лиц;
3. Налог на
добавленную стоимость;
4. Акцизный сбор;
5. Налог на имущество;
6. Госпошлина;
7. Пошлина;
8. Рентные
платежи;
9. Налог на
транспортные средства;
10. Единый сбор,
взимаемый в местах пропуска через государственную границу;
11. Платежи за специальное
использование природных ресурсов;
12. Сбор на развитие виноградарства,
садоводства и хмелеводства;
13. Экологический сбор.
Также
Кабмин предложил ввести комбинированную ставку НДС, снизить ставку налога на
прибыль с 30% до 20 %, сократить перечень подакцизных товаров, снизить
шкалу налогообложения физлиц с 10-40 % до 10-30 %, отменить сбор в
инновационный фонд, амортизационные отчисления в госбюджет, сбор на
строительство и ремонт дорог, местный сбор за проезд по территории и
предполагает ввести местный налог на недвижимое имущество по ставке 1-2 %.
Предполагается отменить
практически все существующие сейчас налоговые льготы, кроме социальных.
Снижение ставок предлагается провести поэтапно в течение 2-3-х лет, в 2001 году
- ставку налога на прибыль установить в размере 25 %, НДС — 17 %, налога с
физических лиц - 10 %, 20 %, 25 %.
Предполагается,
что Налоговый кодекс Украины будет основным нормативным актом, регулирующим
налогообложение и применяемым ко всем налогам, сборам и другим обязательным
платежам в государственный и местный бюджеты, за исключением пошлин, сборов и
платежей, регулируемых Таможенным кодексом Украины. В целом предполагается, что
налоговый пресс для субъектов хозяйственной деятельности снизится в среднем на
25-30 %.
Планируется, что
этим кодексом будут отрегулированы в Украине принципы налогообложения правового
государства, определены тем самым правовые критерии, имеющие первоочередное
значение для налоговой системы. Кодекс регулирует налоговые обязательства, учет
плательщиков налогов объектов налогообложения, правовой статус плательщиков
налогов и налоговых органов, и взаимоотношения между ними, порядок и условия
налогообложения в части общегосударственных налогов и обязательных платежей,
принципы налогообложения в части местных налогов, а также принципиальные
положения, касающиеся применения налоговых законов и налоговых правоотношений,
порядка и условий привлечения к ответственности за нарушения налогового
законодательства, опротестования действий налоговых органов и их должностных
лиц.
Кроме этого
Налоговый кодекс должен устранить противоречия между отдельными
нормативно-правовыми актами, упорядочить систему льгот и сформулировать
специальные термины и понятия.
Законодательные
и иные акты, противоречащие положениям Налогового кодекса, не будут иметь
юридической силы.
Принятие Налогового
кодекса проходит довольно медленно и сложно, а Закон о Государственном
бюджете Украины на 2007 год, по словам Президента Украины, не будет им
подписан, если он будет основываться на не обновленной налоговой базе. Будем
надеяться, что решение Президента окажет влияние на депутатов и мы получим
долгожданный кодекс своевременно.
Налоговая
реформа, которая сегодня проводится в Украине, направлена на устранение причин, тормозящих
развитие предпринимательской деятельности всех форм собственности, на привлечение
инвестиций в экономику Украины, реальное сбалансирование бюджета, укрепление
налоговой и бюджетной дисциплины. Одновременно планируется расширить налоговую
базу за счет сокращения неоправданных льгот.
Налоговая
политика нашего государства обязана разрешить такие взаимосвязанные проблемы,
как обеспечение сбалансированности бюджета и повышения активности
предпринимательской деятельности. Новая налоговая политика должна
предусматривать реформирование и создание эффективной и прогрессивной налоговой
системы. Количественные показатели налоговой системы должны перейти в
качественные, путем сокращения количества налогов, сборов и обязательных
платежей и внедрения системы урегулированных, научно-обоснованных форм и
методов налоговой практики для регулирования предпринимательской деятельности
через качественно новые, более эффективные и стимулирующие налоговые рычаги.
Реформирование налоговой системы нашей страны позволит использовать средства,
которые высвободятся, для накопления оборотных средств, создать условия для
приостановления спада и стабилизации уровня производства.
Принятие законодательных актов
по вопросам налогообложения, различного вида льготирование должно преследовать
единую цель — стимулирование производственного процесса и способствование социальной
защите населения, и их внедрение обязательно должно произойти с нового
бюджетного года. А общий уровень налогообложения, размеры ставок налогов,
количество их видов и база для начисления налогов должны быть стабильными не
только на протяжении бюджетного года. но и на протяжении всего периода
реформирования экономики.
Принятие
законодательных актов по вопросам налогообложения, различного вида
льготирование должно преследовать единую цель — стимулирование
производственного процесса и способствование социальной защите населения, и их
внедрение обязательно должно произойти с нового бюджетного года. А общий
уровень налогообложения, размеры ставок налогов, количество их видов и база для
начисления налогов должны быть стабильными не только на протяжении бюджетного
года. но и на протяжении всего периода реформирования экономики.
Налоговая реформа, с одной
стороны, решает очень сложную задачу. Необходимо заставить всех субъектов
предпринимательской деятельности понимать свои обязанности перед обществом по
лотовым платежам. Своевременная и в полной мере уплата налогов должна стать
делом чести любого уважающего себя и свое государство предпринимателя. Налоги
обязаны уплачивать все субъекты предпринимательской деятельности — это
объективный закон экономического развития любого общества. С другой
стороны, государство посредством снижения налогового пресса должно
способствовать легализации теневых доходов и потоков финансовых ресурсов и
увеличению поступлений в бюджет. Налоговая политика Украины должна быть
жесткой, но справедливой, стабильной, понятной и привлекательной; должна
выступать основным стимулирующим фактором в стабилизации производства,
обеспечивать полное и качественное выполнение доходов бюджетов всех уровней неоправданных
льгот.
3.2.Оптимизация
налогообложения предприятия
при помощи упрощенной системы
налогообложения
Как видим из
вышеизложенного, применение упрощенной системы налогообложения значительно
снижает налоговое бремя, ложащееся на предприятие.
Рассматривая
ситему налогообложения в Украине и в России, сравнивая влияние
налогового бремени, ложащегося на предприятия России и Украины, можно
сделать предположение о применении упрощенной системы налогообложения
России к Амвросиевскому управлению по газификации и газоснабжению.
Очевидно, что
ставка налога в 15% от налоговой базы «доходы, уменьшенные на величину
расходов» гораздо ниже 42%, складывающихся из 18% НДС и 24% налога на прибыль,
исчисляемых с налоговой базы, определяемой примерно по тому же принципу.
Используя данную систему, организация может снизить цену продукции, в
распоряжении предприятия будет оставаться гораздо больше средств для развития,
увеличится сумма распределяемой прибыли среди собственников предприятия. Все
это в совокупности повысит конкурентоспособность бизнеса. Кроме того, при
использовании упрощенной системы налогообложения значительно упрощается учет на
предприятии, что в свою очередь снижает затраты на оплату труда сотрудников
подразделений, занимающихся учетом.
Портит картину
полной идиллии ряд ограничений, вводимых нашими законодателями.
Первое и очень
существенное ограничение – это годовой оборот не должен превышать
15 000 000 рублей в год. Комментировать это не требуется, т.к.
предприятию с таким оборотом нужно иметь рентабельность, как минимум 30%, чтобы
ощущать заработанное.
Второе – это
закрытый и достаточно ограниченный список расходов, которые принимаются при
исчислении налогооблагаемой базы. Многие затраты, которые уменьшают
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, не уменьшают ее в упрощенной
системе налогообложения, поэтому необходимо сразу рассмотреть перечень затрат
предприятия и насколько он согласуется с Налоговым Кодексом. Кроме того, из-за
ограниченности списка расходов многие малые предприятия с рентабельностью
меньше 20% не могут применять упрощенную систему налогообложения. Например,
туроператоры, т.к. расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для
дальнейшей реализации уменьшают доходы для определения налогооблагаемой базы, а
расходы по оплате услуг, приобретенных для перепродажи доходы не уменьшают.
Третье
ограничение, которое снижает конкурентоспособность очень многих предприятий –
это, то что «упрощенцы» не являются плательщиками НДС. Предприятия, закупающие
материалы и полуфабрикаты для своего производства, торговые организации,
арендаторы не хотят иметь дело с субъектами малого предпринимательства,
перешедшими на упрощенную систему налогообложения, т.к. не могут принять к
зачету «входящий» НДС по причине его отсутствия. Таким образом, потребители
продукции «упрощенцев» вынуждены платить в бюджет налог на добавленную
стоимость в гораздо большем объеме.
Исходя из
вышеизложенного оптимально применение упрощенной системы налогообложения
предприятиями, занятыми в сфере торговли и оказания услуг физическим лицам.
Все эти
ограничения, мешающие широкому применению упрощенной системы налогообложения, а
также чрезвычайная привлекательность налоговых ставок, применимых в ней,
наводят на мысль комбинировать общий режим налогообложения и «упрощенку» для
оптимизации налоговых отчислений.
3.3.
Оптимизация налогообложения путем комбинирования
различных
режимов налогообложения
Рассмотрим схемы
оптимизации налогообложения производственных, торговых предприятий и
организаций сферы услуг, которым по тем или иным причинам невозможно применять
только упрощенную систему налогообложения.
Для более
достоверного результата вычислений основные показатели работы предприятий будем
выражать не количественно-суммовом измерении, а в буквенном.
Исходные данные:
Предприятие обладает производственными мощностями, технологиями и персоналом
для изготовления продукции. Переход на упрощенную систему налогообложения
невозможен, т.к. потеряется большинство покупателей продукции.
Стоимость
основных средств: В
Сумма валового объема
продаж собственной продукции: Х руб.
Сумма затрат на
закупку сырья: Y руб.
Прочие
производственные затраты: Z руб.
Заработная плата:
A руб.
Вычисляем сумму
квартальных налогов при общей системе налогообложения:
Налог на
добавленную стоимость:
x*18/118-y*18/118-z*18/118 = (x-y-z)*18/118 = 0,1525x-0,1525y-0,1525z
Единый социальный
налог:
0,26а
Налог на
имущество:
0,0055b
Налог на прибыль:
0,24*(x-y-z-a-(0,1525x-0,1525y-0,1525z)-0,26a-0,55b)
=
=
0,2034x-0,2034y-0,2034z-0,3024a-0,00132b
Общая сумма налогов:
0,3559x-0,3559y-0,3559z-0,0424a+0,00418b (1)
Для снижения
налогового бремени создаем дружественную компанию, в которой будет работать
основная масса персонала предприятия и все оборудование будет у нее на балансе.
Предприятие будет производить ту же продукцию из давальческого сырья
предприятия. Стоимость услуг по изготовлению продукции из давальческого сырья
будет составлять сумму, складывающуюся из зарплаты персонала (A), стоимости прочих производственных
затрат (Z), 80% разницы между суммой
валового объема продаж и суммой затрат на закупку сырья (0,8*(x-y)). Налогооблагаемая база «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Новые исходные
данные для предприятия
Сумма валового
объема продаж: Х руб.
Сумма затрат на
закупку сырья: Y руб.
Услуги по изготовлению
продукции из давальческого сырья:
0,8x-0,8y+a+z руб.
Рассчитываем
сумму квартальных налогов по общему режиму налогообложения.
Налог на
добавленную стоимость:
x*18/118-y*18/118 = 0,1525x-0,1525y
Налог на прибыль:
0,24*(x-y-(0,8x-0,8y-a-z)-(0,1525x-0,1525y)) =
= 0,0114x-0,0114y-0,24a-0,24z
Исходные данные
для предприятия
Доход: a+z+0,8x-0,8y руб.
Расходы:
Заработная плата A руб.
Прочие
производственные расходы: Z руб.
Рассчитываем
сумму квартальных налогов для предприятия, применяющую упрощенную систему
налогообложения:
Взносы в
Пенсионный фонд:
0,14а
Единый налог:
0,15*(a+z+0,8x-0,8y)-(a+z)-0,14a)
= 0,15*(0,8x-0,8y-0,14a) =
0,12x-0,12y-0,021a
Общая сумма
налогов по двум предприятиям:
0,2839x-0,2839y-0,121a-0,24z (2)
Произведя
математическое сравнение формулы (1) и формулы (2) приходим к выводу, что
экономическая выгода налоговой оптимизации составляет минимум 25%, что
существенно при любых объемах производства.
Торговые
организации могут перевести свой персонал в структуру, применяющую упрощенную
систему налогообложения, которая будет оказывать услуги торговой организации,
выполняемые персоналом. Доходом этой новой структуры будет сумма зарплаты
персонала плюс 80% разницы между продажной стоимостью товаров и суммой покупной
стоимости товаров и заработной платы персонала.
Расчет
экономической выгоды не требует сложных математических операций и составит 12%
от фонда оплаты труда по единому социальному налогу и 9% от прибыли торговой
организации по налогу на прибыль.
Та же картина
будет в организациях сферы услуг с той же экономической выгодой.
Таким образом,
Амвросиевскому УГГ целесообразно выбрать комбинированную систему
налогообложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе мы
проанализировали различные режимы налогообложения, которые используют большинство
малых предприятий в нашей стране. Были рассмотрены варианты налогового
планирования в каждой системе налогообложения по каждому основному налогу.
Значительная масса налоговых отчислений может быть сокращена за счет правильной
трактовки расходов организации и согласования этих расходов с положениями
налогового законодательства Украины .
Налоговая система
— один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным
инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов
социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая
система Украины была адаптирована к новым общественным отношениям,
соответствовала мировому опыту.
Наше налоговое
законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Действующее законодательство
фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в
народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что
налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изменяется,
приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность
наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д.
несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода украинской
экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как
отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на
сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Несомненно,
что неразбериха с налогами, в нашей стране приводит к нестабильному положению
в экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для
выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить
налоговую систему страны.
Кроме того, при
помощи грамотной налоговой оптимизации можно еще сократить налоговое бремя.
Так, рассчитанная экономическая выгода от комбинирования различных режимов
налогообложения показывает, что суммы отчислений в бюджет можно сократить на
25%, высвобождая тем самым средства для развития предприятий, наращивания
оборотов, тем самым, увеличивая доходы, а соответственно и налоговые отчисления
в будущем. Это несомненно отразится на развитии всей страны в целом.
Разработанные
схемы помогут выйти многим предприятиям из «теневой экономики», что позволит
снизить количество экономических преступлений.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1.
Налоговый кодекс Российской Федерации части 1 и
2.Официальный текст по состоянию на 15 сентября 2002 г. с изменениями и
дополнениями согласно ФЗ №104, ФЗ № 110 от 24.07.02 г., ФЗ № 116 от 25.07.02
г., «ИКФ «ЭКМОС», М.,2002.
2.
В.Г. Пансков. Налоги и налогообложение в Российской
Федерации. МЦФЭР, М.,2001.
3.
Закон о подоходном налоге с физических лиц. 07.12.1991
г. № 1998-1 (действие до 01.01.2001 г.)
4.
Кашин В.А. /Бобоев М.Р./. О совершенствовании налоговой
системы Российской Федерации. Налоговый вестник №12,2002 г.
5.
Акимова В.М. Налог на доходы физических лиц: льготы для
застройщиков и получателей жилья. Налоговый вестник №8,2002 г.
6.
Гаврилова Т. В. О налоге на доходы физических лиц.
Налоговый вестник № 2,10,11,12,2002 г.
7.
Н.Ермилова. Налоги и сборы РФ в 2002 г. Налоговый
вестник №1,2002 г.
8.
Т.Левадная. Налогообложение физических лиц и
индивидуальных предпринимателей. Налоговый вестник № 4,5,2002 г.
9.
Т. Левадная. Налогообложение доходов, полученных
физическим лицом за оказание услуг через Интернет. Финансовая газета, № 30,
июль 2002 г.
10. Д.В.
Чистов. Хозяйственные операции в компьютерной бухгалтерии 7.7 (Новый план
счетов) Издание второе переработанное. М., 2002.
11. Д.В.
Чистов. Налоговый учет в 1С: Бухгалтерии 7.7. «Фирма 1С», М 2002.
12. С.А.
Харитонов. Настольная книга бухгалтера по учету и оплате труда. Издание 6
переработанное. М, 2003.
13. С.А.
Харитонов. Информационные технологии налогового учета. М, ЗАО 1С.,2002.
14. М.
Додж, К. Стинсон. Эффективная работа с Microsoft Excel 2000. Питер,С-Пб, 2001,
1052 стр.
15. 15.Чарльз
Рабин. Эффективная работа с Microsoft Excel 2000. Питер,С-Пб, 2001, 943 стр.
16. Закон Украины "О системе
налогообложения".
17. Законодавство України про податки і
збори з громадян // Бюлетень законодавства і юридичної практики України. – 2005.
- № 3
18. Воронкова О.М. Трансформація
системи оподаткування в Україні // Фінанси України. – 2005. - № 1. - с. 118 -
123.
19. Гридчина М.В., Вдовиченко
Н.И., Калина А.В. Налоговая система Украины. - К.: МАУП, 2000. - 124 с.
20. Завгородний В.П. Налоги и
налоговый контроль в Украине. - К.: А.С.К., 2006. - 639 с.
21. Лунина И. Налоговая политика
Украины в контексте создания условий для экономического роста // Экономика
Украины. - 2006. - № 9. - с. 40 - 49.
22. Мельник П. Некоторые
противоречия в развитии налоговой системы и пути их преодоления // Экономика
Украины. - 2001. - № 7. - с. 16-21.
23. Найденов В., Махмудов А. О
реформировании налоговой системы // Экономика Украины. - 2001. - № 12. С.
24-29.
24. Онегина В. Реформа налоговой
системы // Бизнес-информ. - 2004. - № 11. - с. 65 - 67.
25. Панасюк Б. Налоговый кодекс
– барометр положения в оюществе // Экономика Украины. – 2002. - № 12. – с.
12-20.
26. Сенчуков В. Оптимальная
система налогообложения // Экономика Украины. – 1999. - № 3. – с. 55-60.
27. Синельников Б. В.,
Хорошилова Н. А. Податкова політика як фактор виходу з економічної кризи //
Фінанси України. - 2001. - № 2. - с. 12 - 18.
РЕФЕРАТ
85 стр.
машинописного текста, 3 табл., 3 рис., додат., 27 источников.
ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ,
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, УПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ, ОБЩЕЕ
СОБРАНИЕ,АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ,
ПОЛОЖЕНИЕ,РЕСУРСЫ,РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ,УСТАВ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ,НАЛОГ НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ.
Объектом
дипломной работы является программа налогообложения Амвросиевского УГГ.
Предметом
исследования данной работы исследование системы налогообложения и подготовка
рекомендаций оптимизации налогообложения при различных системах
налогообложения.
Цель выполненной
дипломной работы заключается в разработке программы оптимизации
налогообложения предприятия как инструменгта антикризисного
(корпоративного) управления анализируемого предприятия и усовершенствования
системы налогообложения предприятия в условиях рыночных отношений.
Приведена
организационно-хозяйственная характеристика предприятия за 2002-2003 года.Проведен
анализ финансового состояния и общего режима налогообложения предприятия
с учетом особенностей структуры управления предприятия на основе системы
показателей.
Разработаны конкретные
рекомендации оптимизации налогообложения при различных системах
налогообложения предприятия. Рекомендации, разработанные в дипломной
работе, отмечены на планово-техническом Совете и будут использованы в
практической деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|