Внутрифирменная
деятельность
|
Внешние функции
|
Разработка стратегии (концепции) развития фирмы и конкретизация
отдельных направлений ее деятельности
|
Привлечение для реализации проектов инвестиций
|
Разработка и осуществление проектов создания новой продукции (услуги)
|
Обоснование для включения проектов в государственные программы и
получение средств из централизованных источников
|
Оценка внутреннего научного, технического, производственного и
коммерческого потенциала фирмы и выявление резервов
|
Получение банковских кредитов
|
Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий
и приобретению оборудования
|
Обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке
|
Подбор новых и переобучение собственных рабочих и специалистов
|
Организационно-финансовое обоснование необходимости создания
совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и
других форм совместной деятельности.
|
Контроль за финансовыми результатами деятельности фирмы
|
Разработка и осуществление мероприятий по созданию
финансово-промышленных групп
|
Мероприятия по снижению степени риска в деятельности фирмы
|
|
Формирование благоприятного имиджа фирмы
|
|
План мер предупреждения банкротства и выхода из кризисных ситуаций
|
|
Подготовка и проведение собраний акционеров фирмы
|
|
Таблица 1.1.1. Основные функции
бизнес-плана.
Структура бизнес-плана и его
объем зависят от сферы деятельности, к которой относится бизнес, от размера
данного бизнеса, от суммы инвестиций, необходимых для его организации, от
объема и ассортимента будущего продукта. Основная же часть бизнес-плана имеет
организационный и производственный характер.
Соответствующие его разделы
отражают сведения о продукции, планируемой к производству, ее качестве, уровне
цен, рынках сбыта, о результатах маркетинговых исследований, о конкурентоспособности
продукции и финансовых результатов от ее продажи.
Перечень разделов бизнес плана, задач
экономического анализа и оценки бизнеса показан в приложении 1.
Следует отметить, что
бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм,
организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных
кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов.
В создании бизнес-плана
активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка,
наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. Основу группы специалистов
по разработке бизнес-плана составляют экономисты, статистики, системщики.
Примерная схема организации
разработки бизнес-плана показана в приложении 2.
Разработка бизнес-плана
предоставляет дополнительные преимущества в управлении предприятием: заставляет
руководителей анализировать перспективы фирмы; позволяет осуществлять более
четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению целей; помогает
установить показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего
контроля; заставляет руководителей четче и конкретнее определять свои цели и
пути их достижения; обеспечивает фирме большую готовность к внезапным
изменениям рыночных ситуаций; наглядно демонстрирует обязанности и ответственность
всех руководителей фирмы.
1.2.
Методические
принципы бизнес-планирования
Одним из важнейших этапов
создания нового предприятия является его бизнес-план будущей деятельности. Он
является основой финансового менеджмента как для вновь создаваемой, так и уже
функционирующей фирмы.
Для вновь создаваемой фирмы
важно определить причину уверенности в успехе и показать опыт работы в этой
сфере. Разработка бизнес-плана новой фирмы производится поэтапным методом, а
конечной целью данной разработки является обоснование целесообразности создания
данного предприятия или реализация его инвестиционных программ.
Методические принципы
включают:
Содержание и структура
бизнес-плана.
-
общая
характеристика предприятия;
-
резюме;
-
исследование
рынка продукции, услуг, которые предоставляются, характеристика новых услуг,
оценка конкуренции на рынке;
-
план и
стратегия маркетинга;
-
производственный
план;
-
организационно-юридический
план, управление и организация;
-
финансовый
план;
-
оценка и
страхование риска
Общая
характеристика фирмы.
В общей характеристике фирмы
следует отобразить основные виды и характер ее деятельности: является фирма
производственной, торговой или действует в сфере услуг; что и как она может
предложить своим клиентам; где она расположена; запланированная география
развития бизнеса. Следует также дать информацию о степени развития фирмы, очень
важно сформулировать основную цель фирмы.
В этом разделе бизнес-плана
должна быть представлена короткая информация о предприятии, включая его
название, юридический статус и форму собственности, дату регистрации, адрес,
короткий анализ основных показателей хозяйственной деятельности. Учитывая, что
вхождение в рынок с конкретным видом товаров и услуг – это прежде всего готовность
вступить в конкурентную борьбу, которая предвидит риск, важное место при
принятии решений о предоставлении конкретных услуг или разработка нового
продукта занимает предыдущий анализ
привлекательности выбранной сферы бизнеса.
Исполнительное резюме
Резюме – хорошо
сконструированная система данных о коммерческой перспективе
предпринимательского проекта, о производственном, организационном и финансовом
обеспечении программы его реализации.
Это определенный стандарт
деловых предложений потенциальным партнерам и инвесторам.
Основная цель этого раздела
бизнес-плана – предоставить в максимально выгодной форме важнейшую информацию
для потенциальных партнеров и для лиц, на финансовую поддержку которых
рассчитывает предприниматель. Если речь идет о новых товарах и услугах, следует
четко сформулировать прогрессивную продуктивную производственно-коммерческую
идею.
Исследование рынка продукции
и услуг
Составление этого раздела
бизнес-плана начинается с четкого определения объекта предложения на
потребительском рынке.
Раздел бизнес-плана “Перечень и характеристика выпускаемой
продукции” должен включать следующие основные показатели:
-
характеристика
выпускаемой продукции (услуг, в том числе характеристика принципиально нового
продукта/услуги);
-
продолжительность
жизненного цикла продукции;
-
технологические
особенности выпуска продукции;
-
определение
продукции (услуг), предназначенной для продажи на внешнем рынке.
При характеристике предусмотренной
продукции (услуг) очень важно четко подчеркнуть:
-
ассортимент
основных видов продуктов, полуфабрикатов, которые планируется изготовить, а
также виды услуг, которые будут предоставляться потребителям;
-
предназначение
изготовленных продуктов (услуг);
-
потребительские
характеристики продуктов (услуг);
-
конкурентоспособность
продукции (услуг) на потребительском рынке
В информации о
предназначении изготовленных продуктов (услуг) необходимо определить цель
производства конкретных их видов с точки зрения удовлетворения потребностей.
Специфичность продукта (услуги)
конкретного предприятия следует определять на определенном региональном рынке
конкретного вида продукции (услуги) для четко определенного контингента
потребителей. При этом уникальность продукта (услуги) может быть обеспечена
каким-либо комплексом сравнительно с продукцией, которая реализуется другими
предприятиями в пределах региона, а также за счет предоставления разных форм
обслуживания.
Вместе с тем на этой стадии
следует предусматривать и слабые стороны предлагаемого продукта и длительность
его жизненного цикла.
Исследование
привлекательности продукции (услуги), предназначенной для выпуска и реализации,
неразрывно связано с маркетинговыми исследованиями рынка в целом. Здесь должны
быть раскрыты основные вопросы:
-
общая
характеристика регионального рынка продукции (услуги);
-
сегментация
рынка продукции (услуги), которую выпускает предприятие в регионе;
-
определение
размера и состава продукции (услуги), которую выпускает предприятие в
прогнозируемом периоде;
-
организация
сбыта продукции (услуг) предприятия в условиях конкуренции.
При изучении спроса на
определенную продукцию (услугу) необходимо учитывать ее специфические
особенности, которые определяются характером самой продукции (услуги), а также
условиями ее реализации и потребления.
Анализ и прогнозирование
объема спроса населения на определенную продукцию (услугу) на региональном
рынке в целом, в том числе на продукцию (услугу) конкретного предприятия,
осуществляется на основе статистических данных о доходах и затратах населения
региона на определенную продукцию или услуги с использованием методов анализа и
прогнозирования конкретных экономических показателей.
Особо важное значение для
прогнозирования общего объема спроса населения имеет исследование причин
возникновения неудовлетворительного спроса, определение объема спроса и
тенденции его развития.
Сложнейшим и ответственным
вопросом для предприятия на данном этапе является определение общего объема
реализации продукции, его состава на каждом из выбранных рынков.
На заключительном этапе
рыночных исследований необходимо определить и отобразить в бизнес-плане:
-
перечень
конкурентов на выбранном рынке, т.е. юридических и физических лиц, которые
занимаются производством, реализацией и организацией потребления аналогичных
товаров и услуг;
-
организацию,
которая предоставляет нужную предприятию информацию по маркетинговым вопросам,
т.е. характеристику юридических и физических лиц, которые занимаются
производством и реализацией аналогичных товаров и услуг;
-
наличие
специальных агентов и дистрибьюторов на выбранном рынке, сферу их деятельности
и финансовые отношения с ними;
-
перечень
клиентов, с которыми сотрудничает предприятие.
Исследование и оценка
факторов конкуренции является системным процессом. Существует два подхода
выявления действующих и потенциальных конкурентов. Первый связан с оценкой
потребностей, которые удовлетворяются на рынке основными конкурирующими
фирмами. Второй ориентируется на классификацию конкурентов относительно типов
рыночной стратегии.
Важным моментом определения
конкурентной среды является анализ показателей, который характеризует
экономический потенциал фирмы конкурента; активы баланса; объем производства и
продажи; валовая и чистая прибыль, основной капитал; оборотный капитал; объем
инвестиций; собственный и заемный капитал, затраты на научно-исследовательскую
работу; общее количество занятых работников, в том числе на производстве.
Конкурентоспособность
собственной фирмы относительно других фирм следует рассматривать по таким
показателям:
-
динамика
объема продаж в стоимостных и натуральных единицах измерения;
-
отношение
прибыли к себестоимости продукции;
-
отношение
объема продаж к средней стоимости товарных запасов;
-
отношение
объема продаж к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств;
-
портфель
заказов.
В этом подразделении
бизнес-плана необходимо осветить:
1. Главные факторы
конкурентоспособности товаров и услуг;
2. Практику фирм конкурентов в
области рекламы и стимулирования сбыта;
3. Практику фирм конкурентов в
области наименования товаров;
4. Чем привлекает потребителя
внешнее оформление продукции конкурентов;
5. Уровень сервиса конкурентов в
процессе реализации товара и обслуживания клиента;
6. Путь товаров от поставщика к
фирме-конкуренту.
При исследовании рынка
товаров и услуг следует анализировать и недостатки конкурирующих фирм,
определяя сферу каждого конкурента на рынке, показать максимальную и
минимальную цену каждого, чья продукция наиболее качественна.
Бизнес-план завершается
деловым расписанием, в котором устанавливается график основных действий, таких
как: разработка нового продукта и процесса его производства, анализ рынка,
разработка программы продаж. Следует выделить важные части задания и конкретные
действия, которые определяют успех дела. Перечень таких действий охватывает
заказы на сырье, начало производства, первые продажи, оплату первых счетов.
Составление расписания позволит контролировать основные действия бизнеса,
предусматривать и корректировать сбои, чтобы снизить возможный риск.
1.3. Основные разработки плана маркетинга и финансового плана
План маркетинга
детально раскрывает политику в области торговли и обслуживания, цен, рекламную
стратегию, что позволяет достигнуть планируемых объемов продаж и занять
соответствующее место на рынке. Выбор маркетинговой стратегии является
определяющим на всех стадиях бизнеса – от появления продукции на рынке до его
продажи и послепродажного обслуживания. Для обсуждения проекта с будущими
партнерами или инвесторами намечаются конкретные принципы распространения
продукции, методы определения цен, уровень рентабельности на вложенный капитал
и другие вопросы маркетинговой политики. Большое внимание при этом уделяется
проработке вопросов качества продукции.
На региональном рынке
необходимо спланировать комплекс маркетинга. В комплекс маркетинга входит все,
что предприятие может внедрить для повышения спроса на свои товары и услуги, а
именно:
1. схема распространения товаров
и услуг;
2. ценообразование;
3. методы стимулирования объема
продаж;
4. реклама.
Решение о выборе каналов
распространения товаров и услуг – одно из сложнейших решений, которые
приходиться принимать предпринимателю. Каждый канал распространения имеет
специфические равные сбыта и затрат. Выбор каналов существенно влияет на другие
составляющие комплекса маркетинга. Не менее важно просветить как можно полнее
вопрос об определении цен на товары и услуги и на уровень рентабельности на
вложенные деньги.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|