Предприниматель – потенциальный инвестор, сталкивается с
различными по сути, объемам требуемых вложений, рискам бизнес-предложениями.
Часто бывает, что в течение года будущий инвестор рассматривает десятки, а то и
сотни разных предложений. В связи с этим он не может уделять достаточно времени
тщательному рассмотрению каждого проекта. Для ознакомления со всеми
предложениями, пусть и поверхностного и используют бизнес-предложение. Согласно
статистике, лишь около 10% рассмотренных бизнес-предложений вызывают некоторый
интерес у потенциального инвестора.
Обычный бизнес-план предназначен в основном для уже
заинтересовавшихся инвесторов. Объем бизнес-плана обычно составляет от 20 до
40, в крайних случаях – не более 60 страниц. Структура и содержание основных
пунктов будет рассмотрена нами несколько ниже. Основное предназначение
бизнес-плана заключается в том, чтобы посредством его предоставить любому
человеку предельно полный объем информации, многосторонне характеризующей предлагаемый
инвестиционный проект. При этом, однако, в обычном бизнес-плане не упоминаются
конфиденциальные подробности, связанные с раскрытием коммерческой тайны по
данному инвестиционному направлению.
Другими словами, бизнес-план достаточно подробно и последовательно
описывает различные стороны проекта; раскрывает сильные и слабые стороны
предприятия и его существующего экономического и производственного потенциала,
а также возможности и угрозы, возникающие под влиянием факторов внешней среды.
Бизнес-план может подкрепляться необходимыми приложениями, в
которых приводят нормативные и справочные данные, расчеты, графики, рисунки и
фотографии, если они помогают прокомментировать или разъяснить что-либо. Объем
приложений, как правило, не регламентируется.
Еще одним видом является расширенный бизнес-план. Его
основное предназначение заключается в подробном описании плана действий всех
занятых в процессе реализации проекта сотрудников предприятия и сторонних
организаций и частных лиц. Объем расширенного бизнес-плана может достигать
200-300 страниц. Его содержание является строго конфиденциальным и
предназначено только для служебного пользования ответственными управляющими
работниками предприятия. Структура расширенного бизнес-плана несколько
напоминает структуру простого бизнес-плана. Основное отличие заключается в
детальной проработке пунктов плана связанных с прединвестиционной и
инвестиционной фазой, стадией строительства и монтажа, а также с
производственным этапом. Детализация данных пунктов проводится с целью создания
четкого плана в виде инструкций, который будет успешно претворен в жизнь с
максимально возможной вероятностью. Другими словами, в расширенном плане
последовательно описываются все необходимые мероприятия с указанием
ответственных и исполнительных работников, сроков и объемов работ, качества,
поощрения или наказания за выполненную работу. В расширенном бизнес-плане предусматривается
дублирование основных исполнителей на особо важных и значимых участках работ
для недопущения срыва намеченного графика мероприятий инвестиционного проекта.
Таким образом можно отметить, что составление бизнес-плана
является одной из главных составляющих успешного планирования деятельности
предприятия. Бизнес-предложение, простой и расширенный бизнес-планы
составляются практически одновременно, изменяются и дополняются многократно.
Необходимо подчеркнуть, что в нашей стране до сих пор
практически повсеместно складывается мнение о необходимости разработки
бизнес-планов лишь в случае отсутствия достаточного объема свободных финансовых
ресурсов и необходимости привлечения внешнего инвестора. В этом случае
бизнес-план играет роль «ознакомителя» потенциального инвестора с сутью
будущего инвестиционного проекта с целью убеждения его о целесообразности
инвестирования своих средств именно в данный проект.
За рубежом, во многих развитых странах практика составления
бизнес-планов используется практически повсеместно. Главной задачей составления
бизнес-планов является именно планирование собственной деятельности. Удобная и
часто применяемая «стандартная» структура бизнес-плана заставляет
предпринимателя рассмотреть все основные финансовые и материальные стороны
текущей деятельности, увидеть и предупредить возникающие из внешней среды
угрозы, ощутить и воспользоваться возникшими возможностями.
Таким образом, бизнес-план играет роль одного из основных
инструментов планирования, посредством которого увеличивается или
поддерживается эффективность существующей, а не вновь создаваемой деятельности.
Само собой разумеется, что при открытии нового направления деятельности и
привлечения внешних инвесторов бизнес-план зарубежными предпринимателями
составляется обязательно.
2.2. Структура основных разделов
бизнес-плана на новый вид продукции
Бизнес-план с его рекомендуемой структурой призван помочь предпринимателю
проанализировать главнейшие из этих факторов, выявить и обосновать границы
эффективности предполагаемых инвестиций. Кроме того, как уже говорилось выше, в
условиях нехватки свободных материально-финансовых ресурсов умело составленный
бизнес-план способен привлечь тех кредиторов, которые к процессу кредитования
подходят не с точки зрения залога имущества, а окупаемости вкладываемых
средств.
Все это говорит о том, что умение составлять бизнес-план в настоящее
время приобретает особую актуальность и значимость для разнообразных
товаропроизводителей.
Результаты исследований, проведенных инвестором на стадиях
прединвестиционной фазы, по определенной схеме систематизируются и
представляются в виде бизнес-плана. В зависимости от продвинутости проекта,
бизнес-планы на разных стадиях проекта, сохраняя свою структуру и основные
разделы, будут отличаться глубиной проработки разделов и детализацией
приведенных в них данных.
Бизнес-план ориентирован, как правило, на внутренних и внешних
пользователей, поэтому первоначальное содержание этого документа, базируясь на
одних и тех же исходных материалах, может варьировать.
При внутреннем использовании с помощью бизнес-плана персонал управления
предприятия проводит выработку стратегии предприятия, оценку конкурентоспособности
предприятия на действующем или новом рынках, а также намечает круг проблем и
задач для достижения намечаемых целей. В данном случае первостепенным является
достоверность и информативность представленных в бизнес-плане материалов.
Потенциальным инвестором или деловым партнером бизнес-план используется
для оценки финансовой и экономической эффективности намечаемых совместных
проектов и возможности возврата вложенных в проект средств, поэтому требование
к достоверности и информативности сохраняется, но в этом случае бизнес-план
служит решению еще одной задачи — привлечь внимание потенциального инвестора и
вызвать его интерес к рассматриваемому проекту.
Поэтому при составлении бизнес-плана, ориентированного на внешнего
пользователя, желательно придерживаться следующих принципов:
• бизнес-план должен быть кратким. Бывает, что описание некоторых
сложных сфер бизнеса (например, венчурных компаний), требует достаточно
объемного материала (до 40-50 страниц), но обычный бизнес-план не должен
превышать 15-20 страниц. Материалы, обосновывающие и иллюстрирующие приведенные
в бизнес-плане результаты исследований и расчетов, необходимо размещать в
приложении;
• нельзя перегружать начало бизнес-плана. Следует обратить
внимание на психологический аспект восприятия бизнес-плана. Большинство из тех,
кто возьмет в руки ваш бизнес-план, не будет читать далее первой страницы, если
ничего интересною для себя там не увидит. Поэтому постарайтесь вставить что-то
привлекательное, показать «изюминку» проекта именно в самом начале;
• следует избегать общих и расплывчатых формулировок. При чтении
это вызывает подсознательную настороженность и сомнение в искренности ваших
намерений и достоверности приведенных расчетов;
• необходимо помнить, что при заинтересованности инвестора в проекте,
данные, приведенные в бизнес-плане, будут неоднократно проверены и
перепроверены, поэтому не следует пытаться приукрасить результаты реализации
проекта или представить недостоверные сведения.
Структура бизнес-плана не является жестко регламентированной как в
России, так и за рубежом. Схемы систематизации разделов бизнес-плана,
используемые в российской и зарубежной практике, по сути своей одинаковы и
могут различаться только по форме представления и расположению частей.
Однако рекомендуется, чтобы в бизнес-плане были предусмотрены следующие
разделы:
• титульный лист;
• меморандум о конфиденциальности;
• резюме;
• описание предприятия и отрасли;
• описание продукции;
• план маркетинга;
• инвестиционный план;
• производственный план;
• организационный план;
• финансовый план и показатели эффективности проекта;
• анализ рисков (анализ чувствительности) проекта;
• выводы;
• приложения.
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются:
наименование предприятия — инициатора проекта, его название, а также авторы
проекта, время и место подготовки бизнес-плана.
1. МЕМОРАНДУМ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
Меморандум конфиденциальности (1 страница) составляется с целью
предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о
конфиденциальности содержащейся в нем информации. Часто бизнес-планы имеют
грифы секретности, ограничивающие круг потенциальных читателей. В данном
разделе указываются также разработчики проекта и их квалификация.
2. РЕЗЮМЕ
Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта.
Оно должно быть кратким (1-2 страницы) и содержать описание ключевых моментов,
которые позволят лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к
предлагаемому проекту.
С этой целью в резюме указываются следующие данные:
• полное название, адрес и телефон предприятия-инициатора проекта;
• описание предприятия, его специфики;
• краткие сведения об управленческом персонале и его доле в капитале
предприятия;
• цель составления бизнес-плана;
• цели предприятия;
• краткая характеристика конъюнктуры рынка;
• суть предлагаемого проекта (деятельность предприятия для осуществления
цели);
• результаты реализации проекта;
• факторы риска проекта;
• совокупная стоимость проекта, объем средств, которые инициатор
инвестирует в проект;
• потребность в финансировании, желательные формы и условия
инвестирования, гарантии по возврату заемных средств.
3. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ
Описание предприятия и отрасли имеет целью формирование у лиц,
принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как
объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного
проекта.
Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:
• наименование предприятия, его организационно-правовая форма,
юридический и почтовый адрес;
• краткая экономико-географическая и историческая справка (место
нахождения предприятия, занимаемая площадь, дата образования, первоначальные
цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время);
• уставный капитал предприятия;
• учредители и распределение капитала между ними;
• организационная структура предприятия;
• дочерние предприятия;
• состав звена управления (сведения о руководителях: занимаемая
должность, Ф.И.О., возраст, образование, опыт работы), персонал предприятия и
его структура;
• структура активов (основной и оборотный капитал); характеристика
материальных ресурсов: зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры,
оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного
строительства, материальных запасов;
• описание текущего финансового состояния предприятия, анализ баланса;
• специализация предприятия, объем выпускаемой продукции, доля экспорта;
• доля рынка продукции, представляемой предприятием;
• потребители продукции предприятия, их местонахождение и объемы
потребления;
• позиционный анализ (качество продукции и услуг, уровень технологии,
уровень производственных издержек, квалификация персонала, месторасположение
источников энергии и поставщиков материалов, комплектующих и т.д.);
• при необходимости — согласие местных органов власти на реализацию
проекта.
Описание и анализ состояния и перспектив развития отрасли в бизнес-плане
решает две задачи:
• изучение состояния и тенденций развития отрасли как объекта
инвестирования;
• получение исходной информации для прогноза объема производства и
реализации продукции и услуг предприятия с учетом конкуренции.
Для решения первой задачи целесообразно провести ретроспективный анализ
состояния отрасли и описать возможные тенденции ее развития. А также описать предприятия
отрасли и развитие соответствующих производств в планируемых регионах сбыта
продукции внутри страны и за рубежом.
При описании отрасли необходимо отразить следующее:
• перечень основной продукции и услуг отрасли;
• региональная структура производства (распределение производственных
мощностей по регионам);
• сырьевая база отрасли в настоящее время и в перспективе;
• состояние основных фондов, материально-технической базы предприятий
отрасли;
• инвестиционный климат;
• описание сегмента рынка, в котором будет работать предприятие;
• общий объем продаж по отрасли и объем продаж предприятия;
• перечень основных потребителей;
Для решения второй задачи необходимо проанализировать основных
конкурентов на внешнем и внутреннем рынке по следующим позициям:
• номенклатуре и объемам выпускаемой продукции;
• конкурентоспособности продукции;
• рынки, на которых работают конкуренты, и их доли на этих рынках;
• состояние производственной базы конкурентов;
• ценовая политика и политика в области сбыта;
• сильные и слабые стороны конкурентов (их продукция и потребители,
рекламный пакет, цены, объемы продаж, имидж, местонахождение и т.д.).
4. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ
В данном разделе необходимо дать краткое содержательное описание
потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также
результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке.
Рекомендуется следующая схема описания продукции (услуг):
• наименование изделия и его спецификация;
• функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначена
продукция);
• основные технические, эстетические и другие характеристики продукции;
• показатели технологичности и универсальности продукции;
• соответствие стандартам и нормативам;
• стоимостная характеристика;
• стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект,
прототип, опытная партия, серийное производство);
• требования к продукции (к контролю качества, подготовке пользователей,
обслуживанию);
• возможности дальнейшего развития продукции;
• концепция развития продукции следующих поколений:
• сведения о патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских
правах и других объектах интеллектуальной собственности;
• структура выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях в
настоящее время;
• перечень продукции, выпускаемой за последние 10 лет, но снятой с
производства;
• условия поставки продукции;
• преимущества продукции перед аналогами;
• экспортные возможности продукции.
5. МАРКЕТИНГ-ПЛАН
В данном разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта
продукции (услуг) с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и
сложным, поскольку анализ существующего рынка и политика формирования уровня и
структуры спроса на продукцию определяют результаты реализации инвестиционного
проекта.
Результаты исследования рынка являются также базой для разработки
долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия и определяют его
потребности в материальных, людских и денежных ресурсах.
Раздел состоит из нескольких частей.
Первая часть предполагает описание существующей ситуации на рынке:
структуру рынка, конкуренцию, других поставщиков аналогичной продукции или ее
заменяющей, эластичность спроса по ценам, реакцию рынка на
социально-экономические процессы, описание каналов распределения продукции,
темпов роста потребления и т.д.
Основными количественными характеристиками рынка являются емкость рынка и
спрос на продукцию предприятия. Определение спроса включает в себя оценку
величины и структуры текущего спроса и перспективу его изменения. Текущий спрос
определяется общим количеством продукции, проданной по определенной цене на
конкретном рынке за какой-либо период времени (обычно 3-5 лет). Информация
должна позволить оценить размеры и структуру текущего спроса, а также основные
сегменты рынка по конечному пользователю, географическому делению и категориям
потребителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|