Меню
Поиск



рефераты скачать Пенсии в связи с особыми условиями труда

По закону РФ №340-1 максимальная пенсия при наличии необходимого ОТС- не может превышать трех минимальных размеров пенсии, а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работа с вредными условиями труда и в горячих целях 3-х с половиной размеров. И минимальная, и максимальная пенсия повышается на 1% за каждый полный год ОТС сверх требуемого, но не более чем на 20%.

В соответствии с Федеральным законом №113-ФЗ размер пенсии, исчисленной с применением индивидуального коэффициента, ограничению максимальным размером не подлежит. Максимальный предел устанавливается косвенно, через ограничение соотношения среднемесячной заработной платы пенсионера со среднемесячной заработной платой в стране не свыше 1,2.  С 01.01.98г это соотношение установлено на уровне 0,7.



3.ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В СВЯЗИ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА В ХМАО.


Конституцией Российской Федерации установлено, что высшей ценностью является человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Охрана здоровья трудящихся, обеспечение здоровых и безопасных условий труда должны составлять одну из главных обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления. Эта функция государства закреплена в пункте 3, статьи 37 Конституции Российской Федерации, где признается право каждого гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это право граждан закреплено также в Законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", других нормативных правовых актах.

Принятие Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в июле 1999 года взамен действовавших Основ законодательства Российской Федерации об охране труда - важное событие в России, в законодательстве о труде, в защите социальных гарантий работающих на безопасные условия труда. Основы содержат ряд конкретных норм, требований и механизмов исполнения их отдельных статей. Так, Законом установлено, что в организациях с численностью свыше 100 человек создается служба охраны труда или принимается специалист по охране труда. Установлен нижний предел затрат на мероприятия по охране труда в организациях, разделена компетенция органов власти различных уровней, надзора и контроля.

Но в то же время, по мнению многих практических работников в области охраны труда, еще недостаточно выработан механизм реализации существующих законодательных и других нормативных правовых актов. Недостаточно налажено взаимодействие между различными органами управления, надзора и контроля, их взаимодействие между собой и субъектами хозяйствования, зачастую отсутствует планомерность и системность в этой работе. Из-за отсутствия финансовых, материально - технических ресурсов, квалифицированных специалистов далеко не во всех сферах экономики проводится работа по охране труда и право граждан на здоровые и безопасные условия труда на практике реально не обеспечивается.

При переходе к рыночной экономике была основательно разрушена существовавшая в то время система охраны труда, а новая - до настоящего времени в достаточной мере не создана. На многих предприятиях службы охраны труда до сих пор не восстановлены. Также на существующее состояние охраны труда на предприятиях оказывает значительное негативное воздействие существенный износ основных фондов, отсутствие финансовых средств на проведение соответствующих мероприятий.

Острота проблемы в настоящее время усугубляется процессами, происходящими в экономике России, Ханты - Мансийского автономного округа. Реформирование экономики обусловило изменение форм собственности и привело к изменению трудовых отношений. Ликвидация государственного монополизма, акционирование предприятий и производств, развитие малого бизнеса и частного предпринимательства сформировало новый слой работодателей и наемных работников. Интересы последних в сфере безопасности часто не соблюдаются. В стране еще не создан экономический и правовой механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. На многих предприятиях различных форм собственности игнорируются требования безопасности и гигиены труда. Работодатель экономит на охране труда, работники рискуют своей жизнью и здоровьем.

Если раньше, в советский период, существовала ведомственная вертикаль управления и методического обеспечения охраны труда, то в настоящее время эти функции в полной мере должны взять на себя государственные органы власти.

С целью усиления социальной защиты работников Ханты - Мансийского автономного округа в начале 1998 года принят Закон Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе", который содержит правовые нормы, позволяющие решить важнейшие проблемы охраны труда. Способы решения этих проблем и предусматривает целевая Программа первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе на 2000 - 2002 годы.

Программа подготовлена в целях реализации Закона Российской Федерации "Об основах охраны труда в Российской Федерации", федеральной целевой Программы улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы, а также Закона Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе", в котором одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда определено комплексное решение задач по охране труда на основе разработки и реализации соответствующих программ.

Программа направлена на реализацию государственной политики в области охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях округа, создание условий, обеспечивающих охрану здоровья работников, повышение уровня правовой и социальной защиты работников и, в конечном итоге, повышение качества жизни работающих в округе.

Необходимость разработки целевой Программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе на 2000 - 2002 годы (далее - Программа) обосновывается анализом состояния условий и охраны труда в организациях автономного округа, свидетельствующим о том, что на промышленных предприятиях, в строительстве, связи, на транспорте, в сельскохозяйственном производстве округа свыше 150 тысяч человек работали в неблагоприятных условиях труда с их негативными последствиями для здоровья работающих. В 1999 году количество работающих во вредных условиях труда составило уже около 200 тысяч. Более восьми тысяч человек заняты тяжелым физическим трудом, по данным 1998 года. В 1999 году это количество увеличилось до 14 тысяч человек. Ежегодно травмируется на производстве около 1400 работников, из них 80 - 100 человек - со смертельным исходом. Свыше ста человек становятся инвалидами вследствие травм, 30 - 40 человек получают профессиональные заболевания (система учета профессиональных заболеваний крайне несовершенна, при ее совершенствовании количество профессиональных заболеваний возрастет предположительно на порядок и более), свыше 1600 человек в округе получают пенсионное обеспечение вследствие производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Анализ условий и охраны труда в автономном округе проводится на основании статистической отчетности по формам: 7Т - производственный травматизм, 1Т - условия труда - и методом экспертной оценки на основании данных государственной экспертизы условий труда, данных Управления социальной защиты населения автономного округа, Государственной инспекции труда по Ханты - Мансийскому автономному округу, центра Госсанэпиднадзора в части профзаболеваний.

К сожалению, статистика не охватывает весь круг организаций, в том числе и организаций производственной сферы. Так, по форме 1Т - условия труда в 1999 году отчиталась только часть организаций с общей численностью 360,5 тыс. человек, что составляет 50% работающих в округе. По форме 7Т - травматизм в 1996 году отчитались 648 организаций с численностью 394 тыс., за 1997 год - 726 организаций с численностью 441,9 тыс. работающих, за 1998 год - 889 организаций с численностью 446,0 тыс. работающих, а за 1999 год - 1203 организации с численностью 518,2 тыс. работающих (таблица 1).

Возросли затраты на льготы и компенсации за работу во вредных и тяжелых условиях труда.

199,2 тыс. человек - 55,3 процента работающих в 1999 году - получали по одной и более льготе и компенсации.

Увеличилось количество работников, получающих дополнительные отпуска за тяжелые и вредные условия труда, с 43,1 процента от общего количества работающих в 1996 году до 48,2 процента в 1999 году.

Также возросло количество работников, получающих повышенные тарифные ставки, с 15,9 процента от общего числа работающих до 21,9 процента.

В 6,2 раза возросло количество работающих во вредных и тяжелых условиях труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. При этом количество работающих, включенных в список N 1, сократилось с 3417 до 2071, а включенных в список N 2 - увеличилось с 6971 до 64116, т.е. в 9,2 раза. С 1997 года даются в отчетность и вводятся в списки работники, уходящие на пенсию на льготных основаниях за особые условия труда, установленные законодательством. В 1999 году зафиксировано 3988 таких работников. Также введены в списки 7 работников, уходящих на пенсию на льготных основаниях, установленных самим предприятием за условия труда (таблица 3).

Число пострадавших на производстве на предприятиях округа (по данным статистики по Тюменской области), несмотря на значительный спад производства, с 1995 года остается стабильным и составляет за 1995 год 1413 чел., в том числе 116 со смертельным исходом; 1996 год - 1236 чел., в т.ч. со смертельным исходом - 121 чел.; 1997 год - 1146 чел., в т.ч. со смертельным исходом - 103; 1998 год - 1245 чел., в т.ч. со смертельным исходом - 96 чел.; 1999 год - 1397 чел., в т.ч. со смертельным исходом - 80 чел. (таблица 5).

В 1995 году Государственной инспекцией труда по Ханты - Мансийскому автономному округу было расследовано 106 случаев со смертельным исходом, в 1996 году - 121, в 1997 году - 103 случая, в 1998 году - 96 случаев, а в 1999 году - 80 случаев. В отчетах указано 95, 75, 66, 75 и 66 соответственно.

Основные причины производственного травматизма в 1999 году:

- нарушение правил дорожного движения - 5 процентов;

- неудовлетворительная организация производства работ - 34 процента;

- недостаточная обученность исполнителей работ - 12 процентов;

- недостатки организации рабочих мест - 3 процента;

- нарушение технологического процесса - 4 процента;

- нарушение трудовой и производственной дисциплины - 9 процентов.

По видам происшествия, приведшие к несчастным случаям на производстве, распределились в 1999 году:

- воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей - 34 процента;

- падение, обрушение предметов, материалов - 16 процентов;

- дорожно - транспортные происшествия - 11 процентов;

- падение пострадавших с высоты - 19 процентов.

В автономном округе ежегодно уходят на пенсию вследствие производственного заболевания и травматизма более 100 человек, а всего получают пенсии по трудовым увечьям и профзаболеваниям около 1800 человек.

Каждый десятый (10,5 процента) пенсионер получает пенсию на льготных основаниях за вредные и тяжелые условия труда.

По данным экспертизы условий труда 50 процентов работающих в нефтегазодобыче относятся к спискам производств и профессий N 1 и N 2, при этом в совместных предприятиях этот показатель еще выше и составляет 54 процента, в геологии - от 34 процентов до 38 процентов, в автотранспортных организациях - 23 - 28 процентов.

При обследовании Государственной экспертизой условий труда 101 организации разных отраслей со списочной численностью 180,9 тыс. человек выявлено, что 50,9 тыс. (28,2 процента) работников заняты в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам.

Исходя из этого можно сделать вывод, что свыше 300 тыс. работающих работают в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам.

Свыше 100 тысяч работают в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию на льготных условиях.

В ходе комплексных экспертных проверок установлены нарушения в большинстве организаций, над устранением которых и необходимо работать службам охраны труда округа, муниципальных образований и организаций совместно с органами Государственного надзора и контроля, Государственной экспертизы условий труда.

Основные нарушения следующие:

- неудовлетворительное ведение документации по личным делам работающих;

- отсутствие перечней профессий и должностей работников предприятий;

- невключение в перечень профессий и должностей организациями для льготного пенсионного обеспечения по спискам N 1 и N 2 рабочих отдельных профессий;

- отсутствие списка лиц, которые с достижением возраста приобретут право на льготную пенсию в ближайший период;

- несоответствие наименований профессий, включенных в перечень организации, наименованиям и составу работ, предусмотренных классификатором профессий и ЕТКС;

- нарушение порядка предоставления рабочим и служащим дополнительных отпусков согласно списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда;

- несоблюдение продолжительности основного отпуска в 24 рабочих дня;

- нарушение порядка предоставления и оплаты льготных отпусков;

- нарушение сроков и качества аттестации рабочих мест по условиям труда;

- отсутствие доплат, предусмотренных типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядком применения отраслевых перечней работ;

- нарушение порядка бесплатной выдачи молока рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда;

- несоблюдение периодичности контрольных обследований рабочих мест;

- отсутствие разработанных и утвержденных организационно - технических и оздоровительных мероприятий;

- нарушение сроков и норм выдачи специальной одежды;

- отсутствие и несвоевременное заключение коллективных договоров (соглашений) между работниками и работодателями;

- несвоевременное внесение дополнений и изменений в коллективный договор по взаимному согласию сторон;

- нерабочее состояние и недостаточная эффективность систем вентиляции;

- неудовлетворительное состояние осветительной арматуры;

- несоответствие температурного режима в помещениях требуемым нормам.

В области охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе проведена определенная работа:

- разработан и принят Закон Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе";

- в округе осуществляет свою деятельность Государственная инспекция труда по Ханты - Мансийскому автономному округу численностью 51 работник;

- работают специалисты по охране труда в 17 муниципальных образованиях из 22;

- ежегодно проводятся окружные, городские, районные семинары - совещания работников служб по охране труда органов местного самоуправления предприятий с участием Государственной инспекции труда по Ханты - Мансийскому автономному округу;

- выданы разрешения на право проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий и организаций 34 учебным центрам в 13 населенных пунктах округа. В этих учебных центрах в 1999 году прошел обучение и проверку знаний по охране труда 3341 руководитель и специалист организаций;

- службами охраны труда органов местного самоуправления подготовлены и приняты 30 документов по охране труда;

- в автономном округе обследовано состояние и условия труда в 581 предприятии с численностью работающих 100379 человек.

Основными направлениями в работе Управления по труду как органа государственного управления охраной труда в Ханты - Мансийском автономном округе являются:

- создание системы управления охраной труда на окружном, муниципальном уровнях и в организациях;

- правовое и нормативное обеспечение безопасных условий труда и сохранения здоровья работающих, разработка и введение в действие Закона Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе", разработка и принятие Программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в округе;

- организация обучения охране и безопасности труда и подготовке специалистов по охране труда;

- анализ состояния условий и охраны труда в организациях автономного округа;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.