Меню
Поиск



рефераты скачать Пенсии в связи с особыми условиями труда

        В отличие от Закона 1956 года в настоящее время пенсия по Списку № 1 может быть назначена и при неполном специальном трудовом стаже, однако если он составляет не менее половины от требуемого. Для мужчин это 5 лет, а для женщин – 3 года 9 мес. (ч. 2 п. «а» ст. 12 Закона). При этом требования к продолжительности общего трудового стажа сохраняют­ся, а пенсионный возраст повышается в зависимости от продолжитель­ности имеющегося специального стажа. При 9-летнем специальном стаже мужчинам пенсия по Списку № 1 может быть назначена в 51 год, при 8-летнем – в 52 года, при 7-летнем – в 53, 6-летнем – в 54 года, при 5-летнем – в 55 лет. Женщинам пенсия по Списку № 1 назначается в 48 лет при наличии 7-летнего специального стажа, в 49 лет – 6-летнего, в 50 лет – 5-летнего, в 51 год – 4-летнего. При специальном стаже не ме­нее 3 лет 9 месяцев пенсия может быть назначена по достижении жен­щиной 52 лет.

Следует обратить внимание еще на одну особенность Закона «О государственных пенсиях» Лица, занятые на подземных и на открытых горных работах, вправе получать пенсию не только по старости, но и за выслу­гу лет.  Последняя  назначается работникам (включая личный состав горноспасательных частей), непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они трудились на ука­занных работах и в профессиях не менее 25 лет. Работникам ведущих профессий на этих работах - горнорабочим очистного забоя, проход­чикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных вые­мочных машин – пенсия за выслугу лет назначается, если они были за­няты на таких работах не менее 20 лет. Таким образом, при назначе­нии указанным работникам пенсии за выслугу лет требования к про­должительности их специального трудового стажа по сравнению с пен­сионным обеспечением по старости по Списку № 1 повышаются. Одна­ко при этом не предъявляется требований к возрасту. Чем раньше шахтер приобрел специальный трудовой стаж, тем в более раннем воз­расте он может получить пенсию за выслугу лет.

Занятым на работах с тяжелыми условиями труда (п. «б» ст. 12 За­кона) пенсия по старости по Списку № 2 устанавливается: мужчинам – по достижении 55, женщинам – 50 лет при общем трудовом стаже соот­ветственно не менее 25 и 20 лет и специальном – не менее 12,5 и 10 лет. По Списку № 2, как и по Списку № 1, может быть назначена пенсия при неполном специальном стаже. Согласно ч. 2 п. «б» ст. 12 Закона «О государственных пенсиях», гражданам, имеющим не менее половины требуемо­го стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия устанавлива­ется с уменьшением обычного пенсионного возраста на один год за каждые два года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам. Это означает, что мужчинам, имеющим специальный трудовой стаж 10 лет, пенсия по Списку № 2 может быть назначена в возрасте 56 лет, 9 лет – в возрасте 57 лет, не менее 6 лет 3 месяцев (т.е. не менее половины от требуемого) – в возрасте 58 лет. Женщинам пенсия по Списку № 2 назначается при 8-летнем специальном стаже в возрасте 51 год, при 6-летнем – в возрасте 52 года, не ме­нее 5 лет – в возрасте 53 года.

Если же продолжительность общего трудового стажа не достигает установленной п. «а» и «б» ст. 12 Закона либо продолжительность спе­циального составляет менее половины от требуемого, то пенсия по Спискам № 1 и № 2 не может быть назначена.

Пункты «а» и «б» ст. 12 пенсионного Закона называют работы с особыми условиями труда в укрупненном виде. Для определения права на пенсию конкретного лица выполнявшиеся им работы соотносятся не с формулировками названных правовых норм, а с весьма объемны­ми Списками № 1 и № 2. Утверждение этих Списков отнесено к компе­тенции Правительства  Министров РФ 2 октября 2001 г. принял постановление № 517 «О пенсиях на льготных условиях по ста­рости (по возрасту) и за выслугу лет». Согласно этому постановлению, при назначении пенсий в соответствии с российским пенсионным Зако­ном с 1 января 2002 г. применяются следующие Списки, утвержденные Министров РФ от 26 января 2001 г. № 10 (с изменениями и дополнениями от 23 июля 2001 г. № 497 и от 9 августа 2001 г. № 591):

Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возра­сту (по старости) на льготных условиях, и Список № 2 производств, ра­бот, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми ус­ловиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Таким образом, при назначении пенсий по Закону «О государственных пенсиях» применяются те Списки № 1 и № 2, которые были подготовлены и утверждены в соответствии с пен­сионным Законом РФ. Но поскольку такое применение санкциони­ровано российским Правительством, правоприменительными органами данные Списки именуются также Списками, утвержденными Законодательством  РФ.  В связи с этим можно отметить дело по жалобе гражданки Михеевой Е.И. на п. «в» раздела XXIV Списка № 2 рассмотренное в открытом судебном заседании Верховного Суда РФ 5 января 2001 г.

Список № 1 состоит из 24 разделов, а Список № 2 – из 34. Оба пре­дусматривают, в частности, горные работы, металлургическое произ­водство как черных, так и цветных металлов, металлообработку, хими­ческое производство, производство строительных материалов, целлюлозно-бумажное производство, полиграфическое производство, транс­порт, работы с радиоактивными веществами и др. В обоих Списках есть раздел «Общие профессии», в который включены профессии, сквозные для многих производств. Списки содержат 2,2 тыс. наимено­ваний профессий и должностей[5].

Министерству труда и Министерству социальной за­щиты населения Российской Федерации предоставлено право по согла­сованию с Пенсионным фондом и с профсоюзами давать разъяснения о порядке применения Списков № 1 и № 2. Руководителям предприятий (объединений) и организаций предписано определять с участием проф­союзов перечень рабочих мест, наименование профессий и должно­стей, работникам которых в соответствии с указанными выше Списка­ми установлено льготное пенсионное обеспечение, и знакомить с ними трудящихся.

Приказом Министерства труда и занятости населения РФ и Ми­нистерства социальной защиты населения РФ от 8 января 2002 г. утверждено разъяснение № 1 о порядке применения на территории России Списков № 1 и № 2.

Российские органы социальной защиты населения при назначении пенсий по Спискам № 1 и № 2 от руководителей предприятий, учреждений, организаций, представляющих своих работников к назначению пенсии, не требуют в подтверждение права на пенсию данные о резуль­татах аттестации рабочих мест, заключение органов государственной экспертизы условий труда, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на конкретном рабочем месте. Право на пенсию определяется на основании записей в трудовой книжке, а если в Списках указываются дополнительные показатели или условия, при которых может быть назначена пенсия (например, класс опасности получаемых или применяемых вредных веществ, заня­тость на горячих участках и т.п.), такие сведения должны быть под­тверждены уточняющими справками с места работы со ссылками на соответствующие документы.

Списки применяются независимо от ведомственного подчинения и используемых форм собственности на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах. Право на пенсию по Спискам № 1 и № 2 имеют работники, посто­янно в течение полного рабочего дня занятые выполнением работ, предусмотренных названными Списками. Под занятостью в течение полного рабочего дня понимается выполнение таких работ в течение не менее 80% рабочего времени. Подготовительные, вспомогательные, текущие ремонтные работы, а также работы вне своего рабочего мес­та, но в целях обеспечения исполнения работником его трудовых функ­ций, включаются в указанное рабочее время. При одновременной заня­тости на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Спи­сками № 1 и № 2, пенсия назначается по Списку № 2. Если совмещае­мые работы как предусмотрены, так и не предусмотрены Списком, то при занятости на работах, предусмотренных соответствующим Спи­ском, менее 80% рабочего времени периоды выполнения совмещаемых работ в специальный стаж не засчитываются ( п. 2 и 3 разъяснения Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 8 января 2002 г. № 1).

      В Списках № 1 и 2 профессии и должно­сти соответствуют Единому тарифно-ква­лификационному справочнику работ и про­фессий рабочих (ЕТКС), введенному в дей­ствие в2001-2003 гг., а также Квалифика­ционному справочнику должностей руково­дителей, специалистов и служащих. Они обязательны для применения на предприятиях и в организациях всех от­раслей экономики Российской Федера­ции независимо от форм собственности. ЕТКС состоит из 72 выпусков, включаю­щимися к ним тарифно-квалификационными характеристиками работ (ТКХ) помещены в соответствующих разделах выпусков ЕТКС.  Во всех случаях тарифицировать рабо­чего и присваивать ему наименование про­фессии следует по тому разделу ЕТКС, в котором предусмотрены соответствующие производства и выполняемые им работы.

При этом тарифицируемая конкретная работа, которая практически выполняет­ся рабочим, сопоставляется с соответст­вующими работами, описанными в ТКХ, а также с типовыми примерами работ, по­мещенными в справочнике или в допол­нительных перечнях примеров работ. Некоторые категории работающих – работники локомотивных бригад, летного состава, плавсостава, горноспасатель­ной и газоспасательной служб, военизи­рованной службы по предупреждению возникновения и по ликвидации откры­тых газовых и нефтяных фонтанов, военизированной охраны – по ЕТКС не та­рифицируются. Их права и обязанности регламентируются уставами и специаль­ными положениями.

Следует отметить, что изданный в 2003 году Общероссийский классифика­тор не пригоден для его использования при организации работы по льготному пенсионному обеспечению, т.к. его раз­работчики не учли практику применения пятизначных кодов Общесоюзного клас­сификатора, взятого за основу при раз­работке Списков № 1 и 2. Часто при рассмотрении пенсионных дел обнаруживается, что в трудовую книжку рабочего записаны устаревшие наименова­ния профессий, которые в дальнейшем бы­ли изменены в связи с неблагозвучностью или унификацией (объединением несколь­ких родственных профессий в одну). В свя­зи с этим требуется правильно определить новое наименование профессии работника и установить его право на льготное пенси­онное обеспечение по Спискам № 1 и 2. В данном случае для определения действую­щего (нового) наименования профессии или должности исходя из ранее действо­вавшего (старого) наименования и наобо­рот служат 67-й и 68-й выпуски ЕТКС, кото­рые являются сборниками таблиц прямого и обратного поиска наименований профес­сий[6].

При сопоставлении выполняемой работы со Списками № 1 и № 2 и ЕТКС зачастую возникает проблема несоответствия названий профессий. Это бывает в тех случаях, если на отдельных предпри­ятиях допускается местное (произволь­ное) наименование профессий. В этом случае тождественность ме­стного наименования профессии и на­именования, предусмотренного ЕТКС и Списками № 1 и 2, устанавливается пу­тем сравнения характера фактически выполняемой работы с характеристи­ками работ по профессиям действовав­ших в то время ТКС или ЕТКС.

Далее определяется наименование профессии, которое следовало бы уста­новить рабочему за выполняемую им ра­боту. В данном случае тождественность профессий определяется на основании документов, подтверждающих характер выполняемой работы и ее соответствие характеристике, предусмотренной ука­занными справочниками. Но бывают ситуации, когда в трудовой книжке указана профессия, которая со­держится в ЕТКС, то есть она уже юриди­чески существует и права на пенсию по Спискам № 1 и 2 не дает.

Однако предприятие настаивает на том, что это наименование профессии ус­тановлено работнику неправильно, ссылается на характер выполняемых им работ и просит установить ему наименование про­фессии, которое содержится в Списке № 1 или 2 и, по мнению предприятия, тождест­венно записанному в трудовой книжке. В данном случае тождественность на­именований профессий не может устана­вливаться.

В тех случаях, когда рабочий выполня­ет работы разных профессий, наимено­вание профессии устанавливается по ос­новной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых работ[7].

Решение этих вопросов возложено в настоящее время на Государственную экспертизу условий труда. В своих действиях она руководствуется Методичес­кими рекомендациями государствен­ному эксперту для проведения экспертизы условий труда, утвержденными заместителем министра труда РФ 30 августа 2001 года. Круг ее полномочий таков:

– сопоставить утвержденный пред­приятием Перечень рабочих мест, наи­менования профессий и должностей, работникам которых положена льгот­ная пенсия, со Списками производств, работ, профессий, должностей и пока­зателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

– сравнить тождественность наиме­нования профессии рабочих и должно­стей руководителей, специалистов и служащих по данным первичного уче­та предприятий и организаций и записи в трудовых книжках с наименования­ми, предусмотренными ЕТКС и КС. При необходимости проверить соот­ветствие состава работ, предусмотрен­ных по соответствующим профессиям и должностям в первичных документах (нормах, нарядах, рапортах, должност­ных инструкциях и т. п.), составу работ по ЕТКС и КС;

– проверить документы, направляе­мые предприятием в органы социаль­ного обеспечения для назначения льготных пенсий, на соответствие их результатам аттестации рабочих мест и спискам производств, работ, профес­сий, должностей и показателей, по ко­торым устанавливаются льготные пенсии, правильность их оформления.

В случаях, когда в представленных организацией документах для назначе­ния льготных пенсий нет полных дан­ных о характере и условиях труда ра­ботников конкретных должностей и профессий, определяющих их право на эту пенсию, в соответствии с разъяснением Минтруда № 58-ЕК «О назначении работникам льготных пенсий» от 15.11. г. во внимание принимаются экспертные заключения органов Госу­дарственной экспертизы условий труда Российской Федерации.

При возникновении спорных вопро­сов об обоснованности экспертных за­ключений решение по ним принимает департамент охраны труда Министер­ства труда Российской Федерации, вы­полняющий и функции Всероссийской государственной экспертизы условий труда.  Тем не менее, на практике все еще возникают проблемы, связанные с тем, что Пенсионный фонд находит возможным оспаривать отдельные заключения Госэкпертизы[8], зачастую ее решения не принимаются во внимание органами социальной защиты. По таким случаям очень четкую позицию занял Верховный Суд РФ, который письмом от 02.08.02 г. № 4164-5/общ. довел до сведения нижестоящих судов разъяс­нение Минтруда России № 58-ЕК и ре­комендовал использовать его при рас­смотрении споров, связанных с вопро­сами льготного пенсионного обеспече­ния.

2.ПЕНСИИ ЗА ИНЫЕ РАБОТЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА.


2.1 Перечень профессий с особыми условиями труда.


Пенсия в связи с особыми условиями труда назначается мужчинам по достижении 55 лет при наличии не менее 25 лет общего трудового стажа и женщинам по достижении 50 лет и при наличии не менее 20 лет общего трудового стажа, если они не менее половины требуемого ста­жа (т.е. соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет) трудились:

– в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных ка­тегорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, – по Списку профессий и должностей (п. «д» ст. 12 За­кона). Список таких профессий и должностей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. № 272. Он действует с учетом разъяснения Минтруда Российской Федерации от 11 июня 2002 г. .№ 5а. К последнему приложен Перечень ранее приме­нявшихся наименований профессий и должностей работников железно­дорожного транспорта и метрополитена, работа в которых дает право на пенсионное обеспечение по п. «д» ст. 12 Закона;

– в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы ( п. «д» ст. 12 Закона);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.