В отличие от Закона
1956 года в настоящее время пенсия по Списку № 1 может быть назначена и при
неполном специальном трудовом стаже, однако если он составляет не менее
половины от требуемого. Для мужчин это 5 лет, а для женщин – 3 года 9 мес. (ч.
2 п. «а» ст. 12 Закона). При этом требования к продолжительности общего
трудового стажа сохраняются, а пенсионный возраст повышается в зависимости от
продолжительности имеющегося специального стажа. При 9-летнем специальном
стаже мужчинам пенсия по Списку № 1 может быть назначена в 51 год, при 8-летнем
– в 52 года, при 7-летнем – в 53, 6-летнем – в 54 года, при 5-летнем – в 55
лет. Женщинам пенсия по Списку № 1 назначается в 48 лет при наличии 7-летнего
специального стажа, в 49 лет – 6-летнего, в 50 лет – 5-летнего, в 51 год –
4-летнего. При специальном стаже не менее 3 лет 9 месяцев пенсия может быть
назначена по достижении женщиной 52 лет.
Следует обратить внимание еще
на одну особенность Закона «О государственных пенсиях» Лица, занятые на
подземных и на открытых горных работах, вправе получать пенсию не только по
старости, но и за выслугу лет. Последняя назначается работникам (включая
личный состав горноспасательных частей), непосредственно занятым полный рабочий
день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и
других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от
возраста, если они трудились на указанных работах и в профессиях не менее 25
лет. Работникам ведущих профессий на этих работах - горнорабочим очистного
забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных
машин – пенсия за выслугу лет назначается, если они были заняты на таких
работах не менее 20 лет. Таким образом, при назначении указанным работникам
пенсии за выслугу лет требования к продолжительности их специального трудового
стажа по сравнению с пенсионным обеспечением по старости по Списку № 1
повышаются. Однако при этом не предъявляется требований к возрасту. Чем раньше
шахтер приобрел специальный трудовой стаж, тем в более раннем возрасте он
может получить пенсию за выслугу лет.
Занятым на работах с тяжелыми
условиями труда (п. «б» ст. 12 Закона) пенсия по старости по Списку № 2
устанавливается: мужчинам – по достижении 55, женщинам – 50 лет при общем
трудовом стаже соответственно не менее 25 и 20 лет и специальном – не менее
12,5 и 10 лет. По Списку № 2, как и по Списку № 1, может быть назначена пенсия
при неполном специальном стаже. Согласно ч. 2 п. «б» ст. 12 Закона «О
государственных пенсиях», гражданам, имеющим не менее половины требуемого
стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия устанавливается с
уменьшением обычного пенсионного возраста на один год за каждые два года и 6
месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам. Это
означает, что мужчинам, имеющим специальный трудовой стаж 10 лет, пенсия по
Списку № 2 может быть назначена в возрасте 56 лет, 9 лет – в возрасте 57 лет,
не менее 6 лет 3 месяцев (т.е. не менее половины от требуемого) – в возрасте 58
лет. Женщинам пенсия по Списку № 2 назначается при 8-летнем специальном стаже в
возрасте 51 год, при 6-летнем – в возрасте 52 года, не менее 5 лет – в
возрасте 53 года.
Если же продолжительность
общего трудового стажа не достигает установленной п. «а» и «б» ст. 12 Закона
либо продолжительность специального составляет менее половины от требуемого,
то пенсия по Спискам № 1 и № 2 не может быть назначена.
Пункты «а» и «б» ст. 12
пенсионного Закона называют работы с особыми условиями труда в укрупненном
виде. Для определения права на пенсию конкретного лица выполнявшиеся им работы
соотносятся не с формулировками названных правовых норм, а с весьма объемными
Списками № 1 и № 2. Утверждение этих Списков отнесено к компетенции
Правительства Министров РФ 2 октября 2001 г. принял постановление № 517 «О
пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет».
Согласно этому постановлению, при назначении пенсий в соответствии с российским
пенсионным Законом с 1 января 2002 г. применяются следующие Списки,
утвержденные Министров РФ от 26 января 2001 г. № 10 (с изменениями и
дополнениями от 23 июля 2001 г. № 497 и от 9 августа 2001 г. № 591):
Список № 1 производств,
работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с
особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право
на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список № 2
производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми
условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по
старости) на льготных условиях. Таким образом, при назначении пенсий по Закону
«О государственных пенсиях» применяются те Списки № 1 и № 2, которые были
подготовлены и утверждены в соответствии с пенсионным Законом РФ. Но поскольку
такое применение санкционировано российским Правительством,
правоприменительными органами данные Списки именуются также Списками,
утвержденными Законодательством РФ. В связи с этим можно отметить дело по
жалобе гражданки Михеевой Е.И. на п. «в» раздела XXIV Списка № 2
рассмотренное в открытом судебном заседании Верховного Суда РФ 5 января 2001 г.
Список № 1 состоит из 24
разделов, а Список № 2 – из 34. Оба предусматривают, в частности, горные
работы, металлургическое производство как черных, так и цветных металлов,
металлообработку, химическое производство, производство строительных
материалов, целлюлозно-бумажное производство, полиграфическое производство,
транспорт, работы с радиоактивными веществами и др. В обоих Списках есть
раздел «Общие профессии», в который включены профессии, сквозные для многих
производств. Списки содержат 2,2 тыс. наименований профессий и должностей[5].
Министерству труда и
Министерству социальной защиты населения Российской Федерации предоставлено
право по согласованию с Пенсионным фондом и с профсоюзами давать разъяснения о
порядке применения Списков № 1 и № 2. Руководителям предприятий (объединений) и
организаций предписано определять с участием профсоюзов перечень рабочих мест,
наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с
указанными выше Списками установлено льготное пенсионное обеспечение, и
знакомить с ними трудящихся.
Приказом Министерства труда и
занятости населения РФ и Министерства социальной защиты населения РФ от 8
января 2002 г. утверждено разъяснение № 1 о порядке применения на
территории России Списков № 1 и № 2.
Российские органы социальной
защиты населения при назначении пенсий по Спискам № 1 и № 2 от руководителей
предприятий, учреждений, организаций, представляющих своих работников к
назначению пенсии, не требуют в подтверждение права на пенсию данные о результатах
аттестации рабочих мест, заключение органов государственной экспертизы условий
труда, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических
условиях труда на конкретном рабочем месте. Право на пенсию определяется на
основании записей в трудовой книжке, а если в Списках указываются
дополнительные показатели или условия, при которых может быть назначена пенсия
(например, класс опасности получаемых или применяемых вредных веществ, занятость
на горячих участках и т.п.), такие сведения должны быть подтверждены
уточняющими справками с места работы со ссылками на соответствующие документы.
Списки применяются независимо
от ведомственного подчинения и используемых форм собственности на предприятиях
и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах. Право на пенсию по
Спискам № 1 и № 2 имеют работники, постоянно в течение полного рабочего дня
занятые выполнением работ, предусмотренных названными Списками. Под занятостью
в течение полного рабочего дня понимается выполнение таких работ в течение не
менее 80% рабочего времени. Подготовительные, вспомогательные, текущие
ремонтные работы, а также работы вне своего рабочего места, но в целях
обеспечения исполнения работником его трудовых функций, включаются в указанное
рабочее время. При одновременной занятости на работах, в профессиях и
должностях, предусмотренных Списками № 1 и № 2, пенсия назначается по Списку №
2. Если совмещаемые работы как предусмотрены, так и не предусмотрены Списком,
то при занятости на работах, предусмотренных соответствующим Списком, менее
80% рабочего времени периоды выполнения совмещаемых работ в специальный стаж не
засчитываются ( п. 2 и 3 разъяснения Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 8 января 2002
г. № 1).
В Списках № 1 и 2 профессии
и должности соответствуют Единому тарифно-квалификационному справочнику работ
и профессий рабочих (ЕТКС), введенному в действие в2001-2003 гг., а также
Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и
служащих. Они обязательны для применения на предприятиях и в организациях всех
отраслей экономики Российской Федерации независимо от форм собственности. ЕТКС
состоит из 72 выпусков, включающимися к ним тарифно-квалификационными
характеристиками работ (ТКХ) помещены в соответствующих разделах выпусков ЕТКС.
Во всех случаях тарифицировать рабочего и присваивать ему наименование профессии
следует по тому разделу ЕТКС, в котором предусмотрены соответствующие
производства и выполняемые им работы.
При этом тарифицируемая
конкретная работа, которая практически выполняется рабочим, сопоставляется с
соответствующими работами, описанными в ТКХ, а также с типовыми примерами
работ, помещенными в справочнике или в дополнительных перечнях примеров
работ. Некоторые категории работающих – работники локомотивных бригад, летного
состава, плавсостава, горноспасательной и газоспасательной служб, военизированной
службы по предупреждению возникновения и по ликвидации открытых газовых и
нефтяных фонтанов, военизированной охраны – по ЕТКС не тарифицируются. Их
права и обязанности регламентируются уставами и специальными положениями.
Следует отметить, что
изданный в 2003 году Общероссийский классификатор не пригоден для его
использования при организации работы по льготному пенсионному обеспечению, т.к.
его разработчики не учли практику применения пятизначных кодов Общесоюзного
классификатора, взятого за основу при разработке Списков № 1 и 2. Часто при
рассмотрении пенсионных дел обнаруживается, что в трудовую книжку рабочего
записаны устаревшие наименования профессий, которые в дальнейшем были
изменены в связи с неблагозвучностью или унификацией (объединением нескольких
родственных профессий в одну). В связи с этим требуется правильно определить
новое наименование профессии работника и установить его право на льготное пенсионное
обеспечение по Спискам № 1 и 2. В данном случае для определения действующего
(нового) наименования профессии или должности исходя из ранее действовавшего
(старого) наименования и наоборот служат 67-й и 68-й выпуски ЕТКС, которые
являются сборниками таблиц прямого и обратного поиска наименований профессий[6].
При сопоставлении выполняемой
работы со Списками № 1 и № 2 и ЕТКС зачастую возникает проблема несоответствия
названий профессий. Это бывает в тех случаях, если на отдельных предприятиях
допускается местное (произвольное) наименование профессий. В этом случае
тождественность местного наименования профессии и наименования,
предусмотренного ЕТКС и Списками № 1 и 2, устанавливается путем сравнения
характера фактически выполняемой работы с характеристиками работ по профессиям
действовавших в то время ТКС или ЕТКС.
Далее определяется
наименование профессии, которое следовало бы установить рабочему за
выполняемую им работу. В данном случае тождественность профессий определяется
на основании документов, подтверждающих характер выполняемой работы и ее
соответствие характеристике, предусмотренной указанными справочниками. Но
бывают ситуации, когда в трудовой книжке указана профессия, которая содержится
в ЕТКС, то есть она уже юридически существует и права на пенсию по Спискам № 1
и 2 не дает.
Однако предприятие настаивает
на том, что это наименование профессии установлено работнику неправильно,
ссылается на характер выполняемых им работ и просит установить ему наименование
профессии, которое содержится в Списке № 1 или 2 и, по мнению предприятия,
тождественно записанному в трудовой книжке. В данном случае тождественность наименований
профессий не может устанавливаться.
В тех случаях, когда рабочий
выполняет работы разных профессий, наименование профессии устанавливается по
основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых работ[7].
Решение этих вопросов
возложено в настоящее время на Государственную экспертизу условий труда. В
своих действиях она руководствуется Методическими рекомендациями государственному
эксперту для проведения экспертизы условий труда, утвержденными заместителем
министра труда РФ 30 августа 2001 года. Круг ее полномочий таков:
– сопоставить утвержденный
предприятием Перечень рабочих мест, наименования профессий и должностей,
работникам которых положена льготная пенсия, со Списками производств, работ,
профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное
обеспечение.
– сравнить тождественность
наименования профессии рабочих и должностей руководителей, специалистов и
служащих по данным первичного учета предприятий и организаций и записи в
трудовых книжках с наименованиями, предусмотренными ЕТКС и КС. При
необходимости проверить соответствие состава работ, предусмотренных по
соответствующим профессиям и должностям в первичных документах (нормах,
нарядах, рапортах, должностных инструкциях и т. п.), составу работ по ЕТКС и
КС;
– проверить документы,
направляемые предприятием в органы социального обеспечения для назначения
льготных пенсий, на соответствие их результатам аттестации рабочих мест и
спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым
устанавливаются льготные пенсии, правильность их оформления.
В случаях, когда в
представленных организацией документах для назначения льготных пенсий нет
полных данных о характере и условиях труда работников конкретных должностей и
профессий, определяющих их право на эту пенсию, в соответствии с разъяснением
Минтруда № 58-ЕК «О назначении работникам льготных пенсий» от 15.11. г. во
внимание принимаются экспертные заключения органов Государственной экспертизы
условий труда Российской Федерации.
При возникновении спорных
вопросов об обоснованности экспертных заключений решение по ним принимает
департамент охраны труда Министерства труда Российской Федерации, выполняющий
и функции Всероссийской государственной экспертизы условий труда. Тем не
менее, на практике все еще возникают проблемы, связанные с тем, что Пенсионный
фонд находит возможным оспаривать отдельные заключения Госэкпертизы[8],
зачастую ее решения не принимаются во внимание органами социальной защиты. По
таким случаям очень четкую позицию занял Верховный Суд РФ, который письмом от
02.08.02 г. № 4164-5/общ. довел до сведения нижестоящих судов разъяснение
Минтруда России № 58-ЕК и рекомендовал использовать его при рассмотрении
споров, связанных с вопросами льготного пенсионного обеспечения.
2.ПЕНСИИ ЗА ИНЫЕ РАБОТЫ С
ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА.
2.1 Перечень профессий с
особыми условиями труда.
Пенсия в связи с особыми
условиями труда назначается мужчинам по достижении 55 лет при наличии не менее
25 лет общего трудового стажа и женщинам по достижении 50 лет и при наличии не
менее 20 лет общего трудового стажа, если они не менее половины требуемого стажа
(т.е. соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет) трудились:
– в качестве рабочих
локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно
осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на
железнодорожном транспорте и метрополитене, – по Списку профессий и должностей
(п. «д» ст. 12 Закона). Список таких профессий и должностей утвержден
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. № 272.
Он действует с учетом разъяснения Минтруда Российской Федерации от 11 июня 2002
г. .№ 5а. К последнему приложен Перечень ранее применявшихся наименований
профессий и должностей работников железнодорожного транспорта и метрополитена,
работа в которых дает право на пенсионное обеспечение по п. «д» ст. 12 Закона;
– в качестве водителей
грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в
рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы ( п.
«д» ст. 12 Закона);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|