Описание и оценка признаков другого человека
обусловлены и иными индивидуальными особенностями опознающих. Замечено,
например, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других
людей, и наоборот. Следственной практике известно много случаев, когда
потерпевший или свидетель называли преступника высоким, в то время как он был
среднего роста.
По этой же причине возникают отклонения при описании
роста и телосложения нескольких участников расследуемого события. Если,
предположим, грабителей было двое, из которых один худой, а другой средней
комплекции, то второго зачастую называют толстым. Причем это происходит не
только в силу стремления более ярко обозначить каждого, но и в силу известного
явления контраста.
Одежда (расцветка, фасон) меняет впечатление о фигуре.
Что же касается цветов, то обилие неточностей в этой части показаний давно уже
привлекло внимание психологов.
Немаловажное значение при восприятии и опознании
предмета имеют возраст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания
опознающего. Дети обычно путано, с ошибками рассказывают о признаках одежды, не
разбираются в названиях цветных тонов, не умеют определить размера, расстояния.
Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику особенностей
одежды наблюдаемого человека; фотограф, художник - определить черты внешности;
механик, водитель - марку, модель, другие данные автомашины и т. д.
Психологическими исследованиями установлено, что на
качество и количество воспринимаемых, а затем используемых при опознании
признаков существенное влияние оказывает общая социальная активность личности,
ее социальный опыт. Опознание, как и все мыслительные задачи, зависит от
интереса, проявляемой при этом психической активности. Однако возможность его
реализации зависит, кроме того, от типа памяти, времени, прошедшего с момента
восприятия объекта до момента его опознания.
В восприятии облика человека на первый план выступают
те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего
наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию
о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным
причинам доминируют в его облике. В психологической литературе имеются данные, подтверждающие,
что наибольшую информативную нагрузку несут признаки внешности и их-то чаше
всего выделяют, воссоздавая образ воспринятого человека. При словесном описании
они выполняют роль ведущих признаков, с которыми связываются другие элементы
внешности[47].
Кроме статических признаков внешности, существуют
динамические признаки, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности людей, -
особенности походки и речи. Они основаны на динамическом стереотипе и весьма
индивидуальны. Тем не менее практика подтверждает возможность опознания людей
по динамическим признакам.
Только при этом должна быть учтена и нейтрализована
возможность сознательного изменения в момент опознания особенностей походки или
речи. Опознаваемым нельзя сообщать, что их в этот момент наблюдают или
прослушивают.
В последние годы все большее значение криминалисты и
психологи придают проблеме идентификации людей по речи. К числу индивидуальных
особенностей речи относятся характерная для данного человека ее скорость, длина
фраз, типичные конструкции предложений, использование прилагательных,
наклонений, глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические
ошибки и оговорки, расстановка ударений и т.д.
Поскольку характеризующая человека манера речи, а
также его голос играют роль опознавательного признака, криминалисты с активным
привлечением психологов, когда другие способы не эффективны, используя технику,
находят нужных людей «по голосу» и по «особенностям речи».
В Германии преступник, похитив семилетнего мальчика,
позвонил его отцу и предложил выкупить сына. Отец поставил об этом в
известность полицию. Все его последующие телефонные разговоры с вымогателем
были записаны на магнитную пленку. Большая группа специалистов по научной
фонетике и диалектам, ознакомившись с этими записями, единодушно пришла к
выводу, что преступнику около 00 лет, что он не принадлежит к образованным
слоям населения, что в его речи преобладает диалект Рейнско-Рурской области. По
радио несколько раз передали магнитную запись речи преступника и обратились с
призывом к населению помочь установить его личность. Чтобы внимание слушателей
не отвлекалось содержанием разговора, а было приковано исключительно к
особенностям речи, криминалисты сделали монтаж, включивший в себя повторение
одних и тех же фраз и оборотов. Шесть радиослушателей узнали голос и назвали
имя человека, которому он принадлежит. Указанный человек действительно оказался
искомым преступником[48].
В изложенном примере внимание обращено на те или иные
признаки голоса и речи. Поэтому незаменимой может оказаться фонотека голоса и
речи, где должны быть также отражены особые приметы речи, голоса (картавость,
заикание, шепелявость, акцент, употребление диалектизмов, жаргонизмов и т.
п.).
При описании не менее сложны жесты, мимика, походка.
Отражая многие психологические особенности личности и прежде всего ее
эмоционально-волевую сферу, род занятий, привычки, перенесенные болезни, они
воспринимаются в комплексе со всеми другими признаками. На них нужно
акцентировать внимание, объяснить их значение и разновидности. Например,
походка может быть быстрой, подпрыгивающей, семенящей, с покачиванием туловища,
с резким взмахом рук и пр.; поза выдает привычку держать руки за спиной,
скрещивать их перед грудью, закладывать одну руку за борт пиджака и т. п.; при
жестикуляции человек прижимает руку к груди при заверениях и обещаниях,
разводит руки в стороны при удивлении и т. д.
В основе опознания лежит способность человека узнать в
предъявленном ему объекте тот объект, который воспринимался им ранее и
запомнился. Следовательно, для правильной оценки опознания важно знать
психологический механизм процесса узнавания. Психологи различают два основных
вида узнавания: симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое)[49].
Симультанное узнавание - это узнавание сразу, в
результате мгновенного совпадения образа человека (предмета), находящегося в
памяти узнающего, и объекта, наблюдаемого им в момент предъявления для
опознания. Сукцессивное узнавание происходит постепенно, путем мысленного
сравнения, отбора, сопоставления признаков объекта, запечатленных в памяти и
воспринимаемых при опознании.
Имеются экспериментальные данные о том, что более
надежным является первый вид. Если быстрого и автоматического узнавания не
происходит, включается сознательное, осмысленное, припоминание и развернутое
сопоставление примет, в итоге которого наступает санкция узнавания или
неузнавания.
Интересно, что по некоторым данным при симультанном
узнавании даже хорошо знакомого предмета опознающие в своих отчетах указывают
на те признаки, по которым фактически произведено опознание. Видимо,
справедливо предположение Сеченова, что интересующий нас процесс подчас
происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякого участия
ума и воли[50].
Как правило, опознание проводится в служебном
кабинете, достаточно просторном для размещения всех его участников. В случае
если восприятие события преступления и личности преступника происходило в
особых условиях, нужно для опознания создать такие условия. При этом
следователь не имеет права допускать действий, унижающих честь и достоинство
опознающего, опознаваемого, а также предъявляемых лиц, либо создавать ситуацию,
угрожающую здоровью или жизни граждан[51].
Опознание надо проводить при хорошем освещении, чтобы опознающий мог
рассмотреть все признаки и детали предъявляемых объектов.
Существенное значение имеет правильный подбор лиц,
которые будут предъявляться вместе с опознаваемым объектом. Объекты не должны
резко отличаться друг от друга внешними признаками. Вот как В.Л. Васильев
говорит о деталях восприятия: «Среди них могут быть детали, бросающиеся в глаза
каждому, например наголо остриженная голова у одного из лиц, предъявленных на
опознание, могут быть и менее заметные: двухдневная щетина на щеках, отсутствие
шнурков в ботинках, помятая одежда, отсутствие пояса в брюках и т. п. Указанные
детали, как правило, свидетельствующие о нахождении лица в КИЗ, могут привести
к тенденциозному восприятию образа и повлечь ошибки в опознании[52].
Психологические особенности имеет опознание трупа.
Опознающими в таких случаях являются родственники, близкие погибшего. Поэтому
следователь должен проявлять необходимый такт. Следует иметь в виду, что под
воздействием обстановки морга значительно ухудшаются условия восприятия,
психофизиологические возможности опознающего, совершаются ошибки, особенно при
совпадении некоторых общих признаков объекта опознания. Учитывая все это,
желательно до начала следственного действия психологически подготовить
опознающих, разъяснить им, как будет проходить опознание, постараться
успокоить, помочь преодолеть страх.
При опознании следователь должен не только наблюдать
за поведением его участников, но и контролировать собственное поведение, чтобы
соблюсти процессуальные и тактические правила опознания, исключить возможность
оказания какого-либо недозволенного психологического воздействия на участников
этого следственного действия. Для этого следователь тщательно отбирает слова,
контролирует интонацию, жесты, мимику.
Проверка правильности опознания осуществляется путем
сопоставления словесного описания объекта опознающим при допросе и при
опознании, путем анализа поведения опознающего в ходе опознания. При оценке
результатов этого следственного действия важно учитывать, что словесная реакция
участников может расходиться с их поведением. Сопоставление этих элементов,
анализ их является обязательным в процессе оценки.
§ 0. Психология
осмотра места происшествия
Приступая к рассмотрению психологических аспектов
осмотра места происшествия необходимо отметить, что каждое преступление
приводит к определенным изменениям материальной обстановки, отражается в
сознании людей. Изменения в обстановке места происшествия могут быть
обнаружены, зафиксированы, исследованы и использованы в качестве доказательств.
Осмотр места происшествия, как правило, относится к
первоначальным следственным действиям, а по большинству дел об особо опасных
преступлениях против личности расследование начинается с осмотра места
происшествия. Успех или неуспех при этом в значительной степени предрешает
выдвижение правильной версии, раскрытие преступления, изобличение виновных. С
другой стороны, ошибки, допущенные следователем при производстве осмотра,
нередко отрицательно сказываются на дальнейшем ходе расследования, толкают
следствие на ложный путь или заводят его в тупик.
Осмотр является самостоятельным следственным
действием, имеющим целью обнаружение следов преступления и других вещественных
доказательств, выяснение обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств,
имеющих значение для дела. Вместе с тем осмотр может быть и составной частью
других следственных действий: задержания, обыска, съемки, следственного эксперимента,
проверки показаний на месте.
Осмотр места происшествия является незаменимым
следственным действием, поскольку информацию, получаемую при осмотре, в
большинстве случаев невозможно обнаружить в любом другом месте, добыть путем
проведения иных следственных действий. Такова, например, информация,
заключенная в следах ног и рук преступника, следах применения им орудий взлома.
Непосредственно в процессе изучения объектов места происшествия следователь
использует самые различные формы и методы познания, направленные на
установление фактов и обстоятельств, которые дают возможность определить
направление расследования и выяснить истинный характер события[53].
Восприятие обстановки места происшествия позволяет
следователю представить картину события, дает необходимую эмпирическую базу для
выдвижения версий, проведения других следственных действий. Ясно, что никакой
анализ документов, протоколов, схем, фотографий не сможет заменить
непосредственно увиденного. Вот почему даже при принятии к производству
нераскрытых преступлений прошлых лет, когда обстановка претерпела значительные
изменения, все же бывает целесообразно побывать на месте происшествия и
ознакомиться с ним.
Очень часто осмотр места происшествия проводится в
условиях неопределенной следственной ситуации, которая столь характерна для
первоначального этапа расследования. Что произошло: преступление, несчастный
случай, инсценировка? Если совершено преступление, то какое? Кто мог его
совершить и почему?
Особенностью следственного осмотра является также его
неотложный характер. В отличие от многих других первоначальных следственных
действии осмотр места происшествия должен быть проведен немедленно. Всякая
отсрочка может привести к изменениям обстановки, утрате следов и улик,
забыванию очевидцами и свидетелями важных для дела обстоятельств. В таких
условиях у следователя нет достаточного времени для подготовки к осмотру,
обдумывания его тактики, получения консультаций. Он вынужден действовать очень
быстро, в то же время понимая, что любая его ошибка трудноисправима, может
привести к невосполнимой утрате доказательств. Все это порождает у следователя
повышенное чувство ответственности, а у молодых, недостаточно опытных
работников нередко возникает своеобразное состояние, которое можно назвать как
«страх ошибки». Он выражается в излишнем волнении, растерянности, поспешности,
снижении разумной активности, целенаправленности, приводит к неспособности
осуществлять четкую мыслительную деятельность, правильно руководить действиями
участников осмотра. В то же время хорошо известно, что квалифицированные
следователи в такой же сложной ситуации действуют не только быстро, но и
целеустремленно, сосредоточенно. Активизируется их наблюдательность,
мыслительная деятельность, они умело руководит ходом осмотра. В целом у таких
следователей мобилизуются все духовные и физические силы[54].
Началу осмотра места происшествия должна
предшествовать организационная работа следователя (подбор оперативной группы,
подготовка и проверка научно-технических средств, приглашение специалистов,
охрана места происшествия и т. п.). Большое значение имеют относительное
постоянство оперативных групп, хорошее знание всеми их участниками своих
функций, четкое взаимодействие. Организуя оперативную группу, необходимо
помнить о целесообразности сочетания профессионального и жизненного опыта ее
участников, их психологической совместимости (готовности вместе работать,
помогать друг другу, сохранять в любых ситуациях выдержку, благожелательность,
самообладание, взаимное уважение, умение быстро преодолевать возникающие
конфликты).
Осмотр места происшествия относится к тем немногим
следственным действиям, при проведении которых следователь действует публично,
в присутствии других людей. Это также требует определенной психологической
подготовки, в частности умения сосредоточиться, сохранять устойчивость,
концентрированность и переключаемость внимания и в то же время руководить
действиями участников осмотра, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферу
сотрудничества.
Осмотр места происшествия - это вид сложной
комплексной деятельности, состоящей из действий следователя, сотрудников органа
дознания, специалистов и понятых при руководящей роли следователя. Деятельность
следователя складывается из ряда операций и реализуется в познавательном,
поисковом, организационном и удостоверительном элементах[55]. Кратко их обозначим.
Познавательный элемент деятельности составляют:
восприятие обстановки, фактов, явлений; установление между ними причинной
связи; выдвижение предположений, версий. Поисковый элемент деятельности - это
поиск, обнаружение изменений, вызванных действиями преступника; изъятие следов,
вещественных доказательств. Организационный элемент включает в себя действия по
руководству оперативной группой в ходе осмотра (организация охраны места
происшествия, помощь потерпевшему, распределение функций между участниками
осмотра и т. д.). Удостоверительный элемент деятельности следователя - это
закрепление, удостоверение и фиксация выявленных в ходе осмотра следов,
вещественных доказательств, установленных фактов. Следователь составляет
протокол осмотра места происшествия, чертежи, схемы и т.п.; сам или с помощью
специалистов производит фотографирование, киносъемку, видеозапись. Нередко
встречаются протоколы, подобные инвентарной описи, где перечислены, казалось
бы, все предметы, находящиеся на месте происшествия. Действуя подобным образом,
следователь не задумывается о значении отдельных обстоятельств, стремится
«объять необъятное», и эта заведомо обреченная на неудачу попытка мешает
определить рамки осмотра, сосредоточить внимание на существенных признаках.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|