В
процессе восприятия речи выделяется наиболее информативная ее часть, выбирается
из всех смыслов нужный в данной ситуации. Слово как раздражитель выступает в
трех формах: слуховой, зрительной и двигательной. Соответственно в мозгу
развиты три речевые области: слуховая, зрительная и двигательная. Они связаны
условно-рефлекторно со всем мозгом, что объясняет механизм разностороннего
воздействия речи одного человека на другого, а также возможность самовнушения,
самоободрения, самоприказа и т. д.
Физиологический
механизм человеческой речи раскрывается в учении И.П.Павлова о второй
сигнальной системе. «Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого
человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в
большие полушария, все им сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать
все те действия, реакции организма, которые обуславливают те раздражения»[19].
Речевые
центры возбуждаются не только в момент проговаривания, а и во внутренней речи,
произносимой мысленно. Например, при решении работником юридического труда
конкретной задачи отмечается, как правило, сильное возбуждение речевых центров
и речедвигательного аппарата. Под влиянием слова образуется система временных
связей в коре мозга - вторая сигнальная система, которая позволяет человеку
сознательно управлять своими психологическими процессами (произвольное
внимание, произвольная память и т. д.).
Слова
способны активизировать кору мозга, многие временные связи, включить прежний
опыт в деятельность. Они воздействуют не только на вторую сигнальную систему,
но через нее и на первую сигнальную систему и даже подкорку. С помощью
словесных воздействий можно вызвать активное состояние коры мозга, всей нервной
системы, влиять в нужном направлении на психику и деятельность человека.
Речь
в деятельности юриста выступает как носитель информации и как средство
воздействия. Воздействие при помощи речи бывает разных типов: воздействие
человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию и др.
Речевая деятельность работника юридического труда - это главным образом
воздействие человека на человека и человека на группу.
Изучение
практики показывает, что, во-первых, звучание речевого голоса не может
рассматриваться вне связи с общим поведением человека, во-вторых, развитие
речевого голоса неотделимо от индивидуальности личности, в-третьих, воспитание
речевого голоса нельзя рассматривать только как работу над голосовым аппаратом
и, в-четвертых голосовой аппарат необходимо тренировать не только специальными
упражнениями, но и в обыденной речи[20].
Речевую
деятельность юриста можно классифицировать как речь устную и письменную,
внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и
профессиональную, подготовленную и неподготовленную[21].
Устная
речь является главным инструментом общения. С ее помощью непосредственно
осуществляется коммуникативная и управленческая деятельность. Для устной речи
важно, чтобы собеседники слышали и видели друг друга. Исследования показывают,
что у человека, который слушает собеседника, не видя его, восприятие резко
снижается.
Письменная
речь характеризуется отсутствием собеседника и не зависит от реальной
обстановки. Работник юридического труда, приступая к составлению различных
документов (справок, отчетов, протоколов и т. п.) ищет и находит языковые
средства для выражения результатов своего мышления. Письменная речь должна быть
грамматически правильно сформулирована. Для деловых бумаг письменная речь
должна быть обусловлена лаконичными фразами, точными понятиями и соответствующей
терминологией. Юрист должен хорошо владеть различными стилями русского языка.
Внутренняя
речь служит для воспроизведения в сознании людей различных образов,
отражающихся в поведении человека (в мимике, походке и т. д.). Бесконтрольное
возникновение образов у одного из собеседников дает другому (а тем более
внимательному наблюдателю) объективные данные для определенных рассуждений.
Работник юридического труда должен обязательно научиться управлять своей
внутренней речью.
Внешняя
речь - это по существу обычная устная или письменная речь. Она генерируется
спонтанно, однако в ряде случаев ей предшествует этап внутренней речи.
Разновидностью
устной речи является диалогическая речь. Семантика ее зависит от того, как
воспринимается сказанное собеседником. Одно и то же слово, фраза могут
произноситься по-разному и означать приказ, просьбу, дружеское замечание,
порицание, выговор и т. п.
В
самых разнообразных формах: выступления перед аудиторией, чтение вслух, устный
отчет и т. д. - может быть представлена работником юридического труда
монологическая речь. Этот вид речевой деятельности получил в юридической
практике большое распространение. Овладение техникой монологической речи
предполагает усвоение основ ораторского искусства.
Живое
общение людей осуществляет обыденная речь. Она очень выразительна, понятна.
Большое значение здесь имеют интонация и акцент. На людей большое влияние
оказывают нормы речевой коммуникации, поэтому, овладевая искусством обыденной
речи, нужно внимательно отнестись к грамматике и стилистике языка. Особенно
это важно при работе с представителями интеллигенции.
Американский
психолог Т.Шибутани отмечает, что большинство американцев стараются не нарушать
норм лингвистического поведения. Отклонения от этих норм вызывают почти такие
же негативные социальные санкции, как и нарушение других обычаев. «Люди теряют
уважение к тем, - замечает Шибутани, - кто не может говорить как следует, и
они часто проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с
необычайной легкостью. Неправильное произношение слов - это прежде всего общее
оскорбление, и, если оно не вызывает более сурового наказания, обидчик часто
становится объектом насмешек. Когда хорошо образованный человек употребляет
неверные обороты, он вызывает открытое презрение»[22].
Профессиональная
речь требует определенного образования. Этот вид речи характерен для общения
специалистов, в том числе и юристов. Большую роль в этом деле играют различные
аспекты профессиональной речи: лексикон, произношение терминов и специальных
фраз, логика высказывания и т.д.
В
деятельности следователя, юриста-практика подготовленная речь употребляется
повсеместно; заготовленные ответы на вопросы, выступления на процессах,
заранее продуманный монолог в беседе, на допросе и т.д. Предварительная работа
над содержанием и формой предстоящей речевой коммуникации важна и необходима.
Вместе с тем постоянная приверженность к заранее разработанному тексту
сковывает творческое мышление работника юриспруденции, делает его догматичным.
Поэтому юристу наряду с тщательной подготовкой высказываний нужно
предусматривать и импровизацию.
К
импровизации очень близка неподготовленная речь. В сущности импровизация
представляет собой один из сложных процессов творческого использования опыта.
Без предварительной кропотливой работы над темой выступления, например в суде,
или при проведении дискуссии импровизация невозможна. В связи с этим
импровизацию можно считать определенным этапом в развитии речевой деятельности,
которому предшествует этап подготовленной речи.
Речь
следователя, как средство коммуникации, как правило, должна передавать знания,
содействовать переходу их в убеждения. Она должна учить, воспитывать, иметь
цель повлиять на личность и коллектив, на их настроение, мнения, интересы,
поведения и чувства. Для достижения целей устного выступления работнику
юридического труда нужна высокая речевая и умственная культура. Его речь по
содержанию должна быть научной, соответствовать правовым нормам, а по форме -
логичной, яркой, образной. Юристу нужно умело связывать содержание своего
выступления с жизнью, учитывать состояние и запросы слушающих его людей, пользоваться
различными языковыми средствами выразительности (паузы, интонации, ударения и
т. п.). Успех такого вступления зависит и от его знаний, профессионального
опыта, искренности, свободного владения материалом, самообладания, выдержки,
правильного внешнего выражения своих чувств.
§ 0. Психологические
аспекты планирования следственной деятельности, ее достоверности и оценки
результатов
В этой части дипломной работы автором будут
рассмотрены вопросы характеризующие психологические особенностей следственной
деятельности, таким образом нами
будет осуществлена привязка профессиональных качеств следователя, рассмотренных
выше к реальным условиям практической деятельности.
Как известно предварительное следствие - это процесс,
целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам,
обнаруженным следователем в настоящем. Основным определяющим компонентом
психологической структуры деятельности следователя является его познавательная
деятельность по собиранию и исследованию самых разнообразных фактов, на
основании которых им полностью восстанавливается прошлое событие, все взаимоотношения
различных лиц, связанных с этим событием, познается личность субъекта,
совершившего преступление. Именно на предварительном следствии производится
процесс создания модели прошлого события преступления.
Начиная процесс собирания фактов, следователь часто
заранее не знает конечного результата сбора этих сведений, не может представить
полную мысленную модель имеющегося в прошлом события. Эта особенность
познавательной деятельности приводит к существенным трудностям при сборе,
отборе, оценке получаемой информации, к необходимости выдвижения и проверки
большого количества самых разнообразных версий по поводу природы,
действительной ценности тех или иных фактов, взаимосвязи между отдельными
фактами.
В деятельности следователя существенное значение
приобретают криминалистические знания и опыт, которые создают условия для
понимания имеющейся информации, ее поиска, правильного выбора необходимой
информации. Эти знания и опыт являются необходимой предпосылкой и для
активизации воссоздающего воображения.
Познавательная деятельность следователя проявляется в
решении им системы простых и сложных мыслительных задач, в стратегиях решения
проблем, в творческом подходе к ситуациям, требующим познавательной активности.
Простые задачи решаются алгоритмически - путем выполнения определенного круга
известных следователю правил. Например, обнаружение и изъятие материальных
следов, процессуальная их фиксация - пример простой алгоритмической задачи.
Решение же сложных задач связано с творческим, эвристическим поиском ответа в проблемных
ситуациях. Познание прошлого события всегда основывается на фактах настоящего.
В связи с этим возникает необходимость построения мысленных моделей
взаимосвязей фактов, явлений настоящего с прошедшим событием. Познание включает
в себя и практическую деятельность, направленную на проверку, оценку
познаваемых фактов, явлений. В процессе этой деятельности широко применяются
эксперименты с объектами, выявленными в процессе познавательной деятельности[23].
На предварительном следствии процесс познания
отличается определенной неупорядоченностью поступления информации. Поступление
информации здесь не всегда зависит от желания и не поддается полностью
регулированию лицом, осуществляющим познание. Объем информации, скорость, время
ее поступления во многом зависят от обстоятельств, при которых осуществляется
познание.
Преступление как предмет исследования - сложное и
многостороннее явление, и ни один очевидец не может созерцать всех элементов:
0) приготовительных действий, 0) сговора участников, 0) субъективной стороны,
0) причинной связи между действием и результатом, 0) причин и условий,
способствовавших совершению преступления, и т. д. Все это в совокупности
устанавливается (доказывается) при посредстве других фактов. Предварительное
расследование в целом - это не теоретически познавательная, а прежде всего
практическая деятельность, регламентируемая уголовным процессом. Закон не
только предусматривает отдельные следственные действия, но и устанавливает
определенный порядок всего расследования. Он регулирует отношения следователя с
участниками уголовного процесса, гражданами, должностными лицами, учреждениями
и организациями, определяет последовательность выполнения различных действий,
очередность решения промежуточных задач расследования, обязывает к
соответствующему комплексу действий на том или ином его этапе и ограничивает
деятельность следователя определенными сроками. Это придает работе следователя
ярко выраженный нормативный характер, не свойственный подавляющему большинству
других профессий[24].
Деятельность следователя характеризует чрезвычайное
разнообразие задач, правильное решение которых требует применение различных
качеств, навыков и знаний. Нужны специальные познания в области медицины и
педагогики, товароведения и бухгалтерии, транспорта и психологии и т. д. Для
того чтобы применить эти знания в сложных ситуациях расследования, необходимо,
чтобы они были систематизированы. Для эффективного использования объективных
психологических закономерностей, проявляющихся в период того или иного
следственного действия, следователь должен иметь еще и психологическую программу,
которая вооружит следователя методами диагностики личности и организации
психологического воздействия на личность с целью получения информации и
перевоспитания[25].
Для следственной деятельности характерно преодоление
сопротивления со стороны не заинтересованных в успешном расследовании дела лиц.
Пожалуй, нет другого вида человеческой деятельности, успешному проведению
которой так активно противоборствовали бы заинтересованные люди и группы людей.
Следует учесть, что организованное сопротивление виновных деятельности
следователя, направленной на расследование и раскрытие преступления, может значительно
ее затруднить.
Наиболее заинтересован в этом сам преступник, который,
как правило, всеми силами активно противодействует следователю. На какие только
ухищрения ни пускается он: хитрость, шантаж, ложь, обман, клевета,
фальсификация, подкуп - арсенал его средств фактически не ограничен ничем.
Следователь же вправе действовать только законными и безупречными в
нравственном отношении средствами.
Следователь имеет право использовать тактические
приемы, в том числе основанные на применении психологических реагентов, которые
могут быть определенным образом систематизированы по признаку действительной
или мнимой цели их использования (например, основанные на неразглашении
подлинной цели действия следователя с использованием фактора внезапности;
основанные на создании впечатления у подозреваемого, что его соучастник
разоблачен; основанные на внушении мысли о «целесообразных» действиях
подозреваемого и т. д.). Однако успешное применение психологического реагента
не должно переоцениваться, это не снимает со следователя обязанности самым
тщательным образом проверить любые показания обвиняемого, принять все меры к
установлению истины по уголовному делу, строго согласовывать свои действия с
правовыми и этическими нормами[26].
Неравенство в положении следователя и заинтересованных
лиц связано еще с тем, что последние знают, какие обстоятельства желательно
скрыть, тогда как следователь сплошь и рядом имеет весьма неполное представление
о том, что именно должно и может быть установлено по делу. Лицо, производящее
расследование, двигаясь по следам преступления, всегда оказывается «в хвосте
событий». Преступник же имеет неизбежный выигрыш во времени и инициативе,
вынуждая следователя действовать в максимально затрудненной обстановке.
Все это придает расследованию характер борьбы,
принимающей иногда очень острые формы. Необходимость преодоления опасных
ситуаций, устранения препятствий, которые специально создаются на пути следователя,
вызывает у него различные эмоциональные реакции, требует постоянных волевых
напряжений и активной умственной деятельности.
Одна из задач следователя заключается в трезвой оценке
создавшейся конфликтной ситуации, чему может способствовать ее системный анализ.
Следователь должен учитывать противодействие, цель которого помешать
объективному расследованию. Выбирая определенный путь, следователь должен иметь
обоснование того, что стратегия его поведения является в данной ситуации
лучшей, стремиться подкрепить свой выбор, обосновать его количественными
данными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|