При осуществлении следствия или правосудия каждая
сторона юридической деятельности может выступать самостоятельно, в тесной взаимосвязи
с другими видами, наконец, в качестве вспомогательного, обеспечивающего другой
вид деятельности.
При рассмотрении системы видов деятельности мы должны
выделить две группы их: основные и вспомогательные. Основные виды деятельности
прямо направлены на достижение целей следствия и правосудия. К ним относятся:
познавательная, конструктивная, воспитательная. Вспомогательные виды
(коммуникативная, организаторская, удостоверительная) призваны обеспечивать
оптимальное осуществление целей основных[5].
Далее в своей работе мы кратко дадим описание
юридической профессии следователя под углом зрения задач, которые возложены
нами во введении к работе.
0.0. Профессиограмма юридической деятельности
Понятие – профессиограмма – достаточно новое понятие в
русском языке, в интерпритации Большого энциклопедического словаря – это
гигиеническая характеристика отдельных производственных групп.
В законодательстве РФ критерии, процедуры и методы
психологической деятельности юриста практически не регламентированы. Так,
согласно Закону от 00 января 0000 г. № 0000-0 «О прокуратуре Российской
Федерации» на должности следователя, прокурора могут быть назначены «граждане
Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие
необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию
здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности». Более детально же
психологические аспекты профессиональной деятельности юриста в каждом ведомстве
регламентируется подзаконными актами.
На взгляд автора работы, важно иметь систематический
психологический анализ профессиональной деятельности в сфере, где необходим
психологический отбор (деятельность следователя, прокурора, судьи и др.).
Результат такого анализа - построение профессиограммы - систематического
описания профессиональной деятельности. Ее составной частью является
психограмма - комплекс требований профессии к психическим процессам, состояниям
и свойствам личности работника.
Психологическое изучение профессий является
необходимым условием научной организации труда. Юридическая психология, изучая
закономерности психической деятельности в следственной, судебной и иной
юридической деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой
деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств,
необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников
юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.
Повышение качества труда юриста невозможно без учета
индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств
объективным требованиям данной профессии.
Одним из главных результатов психологического анализа
юридической деятельности следователя, в настоящей работе, должно явиться
создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное
отражение основных сторон этой деятельности, а также качеств, которые в ней
реализуются[6].
Деятельность каждой юридической специальности в той
или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую,
реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.
0. Социальная
деятельность. Она охватывает политический аспект в деятельности следователя,
прокурора, оперативного работника, воспитателя ИТУ и т. д. как организаторов
борьбы с преступностью на Порученном им участке. Деятельность эта включает
профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании
преступника для возвращения его к социальной норме поведения.
0.
Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации,
необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности
наиболее высок в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.
0.
Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий анализ всей собранной
информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных
знаний рабочих версий (гипотез). Планирование работы есть также результат
реконструктивной деятельности.
0.
Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в
процессе общения[7].
Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в
деятельности адвокатов. оперативных работников, воспитателей ИТУ.
0.
Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и
проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта:
самоорганизованность и организация людей в коллективном решении
профессиональной задачи.
0.
Удостоверительная деятельность - приведение всей полученной информации по делу
в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор
и т. д.).
В различных юридических профессиях с разной
интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности. У каждой
конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может
доминировать на базе развития личностных качеств.
Автор настоящей работы согласен с В.Л. Васильевым и
А.Р. Ратиновым, что анализ профессиограммы работника юридического труда следует
начать с профессии следователя, поскольку деятельность следователя дает возможность
выявить психические закономерности, в той или иной мере характерные для
юридической деятельности вообще[8].
0.0. Профессионально-психологические
особенности личности следователя
Цель следственной деятельности, как уже отмечалось, -
это правовая охрана основных социальных ценностей личности, общества и
государства, установление истины при расследовании правонарушений, предание
виновных в нарушении закона суду.
Профессионально-психологические особенности личности
следователя обусловлены социально-политическими, нравственными и психологическими
особенностями следственной деятельности.
Наличие властных полномочий является одним из самых
существенных психологических факторов межличностного взаимодействия следователя
с другими участниками уголовного процесса. Эти полномочия иногда могут
создавать иллюзию обвинительной направленности деятельности следователя, а в
отдельных случаях вызвать соответствующую профессиональную деформацию. Следует
отметить, однако, что функция следователя не обвинение и не защита, а поиск
истины в процессе расследования посредством полного, объективного и всестороннего
исследования обстоятельств дела.
Раскрытие и расследование преступлений осуществляются
путем отыскания, собирания, закрепления, проверки, оценки, доказательств и
обоснования ими выводов и решений по делу. Как считает В.Л. Васильев, в основе
профессиограммы следователя лежит поисковая сторона деятельности, которая
реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании
исходной информации для решения профессиональных задач. Поисковая сторона
деятельности следователя имеет особое значение на первом этапе расследования и
заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой
информации (следов, оставленных преступлением, орудий преступления и т. п.),
которая дает следователю возможность с достоверностью представить событие
преступления с такой степенью точности, как этого требует закон. В решении этих
задач, безусловно, велика роль личностных факторов следователя, его
профессиональный и жизненный опыт.
Язык и речь, т. е. коммуникативная сторона
деятельности - главные инструменты в следственной работе, которая представляет
собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участвующими
в деле лицами, чтобы получить необходимую для раскрытия преступления информацию
от людей путем общения с ними. На допросах нередко решается судьба
допрашиваемого, а также судьбы других людей. Победить в этой борьбе следователю
помогают специальные научные знания в области психологии и тактики допроса, его
профессиональное мастерство.
Формула «чтобы уметь - надо знать» точно передает
соотношение знаний и умений следователя. Умения - это знания в их практическом
применении. Под умением понимается приобретенная человеком способность
целеустремленно и творчески пользоваться своими специальными знаниями в
процессе практической деятельности. Доведенное до известной степени
совершенства умение становится свойством человека - умелостью.
Следователю постоянно приходится испытывать на себе
массу посторонних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным,
воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать
иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего
напряжения нервных и физических сил. Поэтому следователь должен уметь
организовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навыками
управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость - стержневое
качество воли - выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия,
способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя
все силы для ее достижения.
Полученная следователем в результате поисковой и
коммуникативной деятельности информация в процессе удостоверительной деятельности
преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: постановления,
протоколы и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью.
Следователь выступает и как организатор расследования:
принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает
в качестве организатора деятельности многих людей. Практическая работа
постоянно требует от него собранности, точности и организованности.
Реконструктивная сторона деятельности следователя
проявляется в переработке информации и принятии решений. Следователь в
настоящее время должен очень много знать: уголовное право, уголовный процесс,
криминалистику и психологию, бухгалтерский учет, судебную баллистику и т. д. От
следователя требуется разносторонняя образованность, но прежде всего ему
необходима общая культура.
В структуре профессиограммы следователя имеется еще
социальная сторона, в которой он предстает как организатор борьбы с преступлениями
на своем участке или в своем районе. В борьбе с преступностью его действия
направляются на выяснение причин и условий и принятия мер к их ликвидации.
Работа следователя требует разностороннего развития
его внимания. Он должен воспитывать в себе целенаправленное, произвольное внимание.
Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интереса все
усилия, направленные на развитие внимания, могут оказаться безрезультатными.
Криминалистическая наблюдательность - при осмотре
места происшествия - это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие
обстановки. Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Оно
предполагает активную работу всех органов чувств. Чтобы наблюдение было
максимально эффективным, до начала осмотра важно получить общее представление о
случившемся. Первоначальная информация нередко весьма противоречива и
впоследствии может не подтвердиться, однако она тем не менее дает возможность
следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели
случившегося.
Поисковая деятельность в значительной степени зависит
от ряда личностных качеств и навыков следователя, обеспечивающих выделение
именно тех объектов, которые являются носителями криминалистически значимой
информации: выделение картины прошлого (преступного события) по следам,
оставленным в настоящем. Поисковая деятельность реализует стремление
следователя к раскрытию преступления.
Для следователя должно быть характерно умение
организовать поступление нужной информации, правильно систематизировать и
анализировать нее, отбрасывая ненужное.
Наблюдательность необходима при любом следственном
действии. С помощью нее отыскивается дополнительная информация, она помогает в
исследовании проблемной ситуации, будь то осмотр места происшествия или допрос
свидетеля. Как отмечает К.К. Платонов, наблюдательность является свойством
личности, как способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но
существенные для определенной цели детали как «фигуры» на малозначимом фоне[9]. Наблюдательность проявляется
не только при изучении внешности людей, но и при взаимодействии следователя с
изучаемым человеком. Для следователя важны, прежде всего, такие компоненты
изучаемого человека, которые говорят о его облике, поведении, внутреннем мире и
наиболее значимы для следствия по делу. Кроме того, наблюдательность выражается
в умении подмечать и внешние проявления внутреннего мира людей, в особенности
проникать в их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать
психические свойства личности, угадывать психологические мотивы действий и
поступков. Психологическая наблюдательность в сочетании с практическим опытом
следователя и его знаниями является тем ключом, который открывает «душу»
подозреваемого, свидетеля.
Предопределяет успех наблюдения, в конечном счете
интеллект, который организует этот процесс по определенному плану,
устанавливает нужную очередность отдельных этапов наблюдения и использует его
результаты. Наблюдение как психический процесс и форма деятельности
вырабатывает интеллектуальное качество - профессиональную наблюдательность,
которая становится чертой личности следователя[10].
Для раскрытия преступления и установления истины
недостаточно простой регистрации фактов. Чтобы использовать факты в качестве
доказательств, нужно найти им правильное объяснение, установить их причину,
выявить все связи с расследуемым событием. Правильное доказательство есть не что
иное, как правильное установление связей между явлениями; неправильное
доказательство измышляет мнимые связи, а неспособность к доказательству обычно
есть результат незнания этих связей и неумения их распознать[11].
Таким образом, наблюдательность следователя имеет по
преимуществу объяснительный характер. Именно это обеспечивает проникновение в
сущность наблюдаемого явления, познание его всех юридически значимых свойств.
Такую наблюдательность можно назвать проницательностью - качеством, которое
очень важно для следователя.
Психологическая наблюдательность - необходимая
предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для
следователя целях. Она бывает особенно важна при производстве тех следственных
действий, где источником доказательственной информации выступают люди и выбор
оптимальных тактических приемов целиком обусловлен их психическими
особенностями. Психологическая наблюдательность необходима следователю и при
проведении других мероприятий для правильного взаимодействия с участниками
расследуемого дела. Например, умение диагносцировать психическое состояние
обыскиваемого облегчает поиски спрятанных им предметов[12].
Следует учитывать и еще один аспект психологической
наблюдательности, очень важный для следственного работника. Нужно уметь наблюдать
за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собственным поведением и
своевременное исправление допущенных ошибок.
Наблюдательность - не природный дар, она формируется
жизненной практикой, совершенствуется в профессиональной деятельности и нуждается
в повседневной тренировке.
При анализе различных уровней следственной
деятельности, образующих ее структуру, выделяется коммуникативная сторона.
Исследование ее структуры, познание психологических закономерностей общения в
особых условиях уголовно-процессуального регулирования дает возможность
разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности труда
следователя на этом уровне. Коммуникативный аспект в деятельности следователя
является одним из доминирующих, так как он, пожалуй, в первую очередь должен
иметь незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо
трудных условиях.
Рассматривая допрос как беседу и взаимодействие двух
людей, в силу правового регулирования их деятельности можно определить особенности
ролевой позиции каждого собеседника. Успешное взаимодействие следователя и
допрашиваемого зависит от психологического контакта между ними. Опытные
следователи интуитивно и осознанно меняют различные параметры беседы,
применяют те или иные тактические приемы в зависимости от индивидуальных
особенностей личности допрашиваемого.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|