Важнейшая проблема психологии допроса - проблема
регулирования отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым
и допрашивающим и в определенной мере влияют на разрешение последним целей
допроса. Здесь правильное решение зависит во многом от уровня знаний,
профессионального опыта и навыков следователя. Каждый задаваемый следователем
вопрос должен быть предельно ясным. В то же время следователь обязан уточнить
услышанное, устраняя недомолвки и двусмысленности.
Участие защитника в следственных действиях может не
только помогать, но и создать для следователя затруднения, например, помешать
установлению психологического контакта следователя с допрашиваемым. Однако в
любом случае успех работы как следователя, так и защитника во многом
определяется правильными, нормальными их взаимоотношениями[13].
Сущность удостоверительной деятельности заключается в
переводе добытой следователем информации в новую, преимущественно письменную
форму. Следователь получает исходную информацию в виде конкретных образов
(обыск, осмотр и др.), устной человеческой речи (допрос, очная ставка и др.), а
также в виде письменной речи (документы, протоколы и т. д.). Всю полученную
информацию следователь после ее анализа и отбора в результате удостоверительной
деятельности фиксирует в специальных, предусмотренных законом формах:
постановлениях, протоколах и т. п. В последнее время в следствии активно применяются
средства фиксации показаний: машинопись, магнитофонная запись, иногда -
стенография. Эти средства, повышая культуру следователя, одновременно требуют
от него более высокого мастерства и специальных технических навыков при
проведении допроса. При осмотре местности в плохих погодных условиях (дождь,
ветер, мороз) удобно применять диктофон. Показатель культуры в работе
следователя - умение организовать рабочий день так, чтобы ни один час своего и
чужого времени не пропал даром. Специфика следственной работы создает своеобразные
аспекты утомления и отдыха. Следователь должен отдыхать активно, совершать
прогулки на свежем воздухе, в лесу, работать в саду и огороде, увлекаться
туризмом, охотой, рыбной ловлей и т. п.
Следователь должен уметь быстро сплотить и организовать
в коллектив всех людей, которые ввиду стечения обстоятельств попали в орбиту
следствия, определить каждому свое место, подчинив их всех своей воле.
Мало следователей обладают такими организаторскими
способностями и их необходимо приобретать в процессе практической работы.
В соответствии с нормами уголовно-процессуального
закона лидером при взаимодействии задействованных в следствии лиц является
следователь. Он наделен правом давать поручения, обязательные для исполнения
органами дознания; следователь определяет потребность во взаимодействии, цели
и направления расследования преступления. Часто следователю приходится
выступать как руководителю сложных коллективов, осуществляющих действия в
трудных, а иногда экстремальных условиях: обыск и задержание нескольких лиц,
осмотр сложного транспортного происшествия (крушение поезда), осмотр места
пожара и т. д.
Следователь должен развивать у себя умение управлять
всеми участниками осмотра, координировать их действия, оценивать исходную
обстановку, принимать решения.
Основа организаторской деятельности - способность
точно ориентироваться в действительности, в частности в начальной ситуации,
качествах людей и их возможностях. На основе хорошей ориентировки в обстановке
и людях следователь вначале мысленно, а затем и реально расставит людей в
соответствии с их возможностями, учтет наличные материалы и средства, наметит
перспективы работы, воодушевит людей на выполнение долга перед обществом[14].
Организаторские качества и умения в значительной
степени можно воспитать и развить в условиях профессиональной деятельности
следователя.
Таким образом подводя итог, необходимо отметить, что
для следственной работы необходимы следующие организационные качества:
-
Самоорганизованность,
энергичность, настойчивость, обеспечивающие целенаправленное расследование
уголовного дела, систематическую работу по нему.
-
Ответственность,
требовательность, находчивость, умение хранить тайну при руководстве
коллективами людей в ходе расследования уголовного дела.
-
Выдержка, самокритичность,
дисциплинированность, чувство собственного достоинства в отношениях с
коллегами и руководством[15].
Остановимся и на реконструктивной деятельности
следователя, рассматривая ее связи с другими сторонами.
В реконструктивной деятельности реализуются такие
интеллектуальные качества следователя, как воображение, память, мышление,
общий и специальный интеллект, интуиция.
В создании мысленных проб и последующей разработке
следственных версий, особенно на первоначальных этапах расследования, большое
значение имеют интуиция и воображение следователя. Воображение на основе
синтеза полученной информации и профессионального опыта создает версии
прошлого события, которые сопоставляются со всеми собранными по делу
доказательствами. Интуитивный процесс выражается в комплексном подходе при
анализе информативных ориентиров поиска. Интуиция как часть творческого
мышления не исключает, а предполагает сознательное дискурсивное мышление,
способное развернуть догадку в системе доказательств, обнаружить ее фактические
основания, объяснить процесс ее формирования и в конце концов обнаружить ее
правильность или ошибочность.
Основное назначение интуиции в процессе расследования
состоит в том, что она способствует созданию гипотезы. Она играет важную
вспомогательную роль в процессе доказывания, но не может учитываться при
принятии процессуальных решений.
Искусство расследования - это в значительной степени
умение видеть и понимать все до мелочи. Следует отметить, однако, что видение
отдельных деталей ничего не дает без обобщения и перехода к событию в целом. А
это требует конкретного и абстрактного в следственном мышлении, которое позволяет
воссоздать картину в целом и увидеть отдельные ее штрихи. Мышление, как и
воображение, участвует на всем протяжении расследования, ибо «мышление
человека, в отличие от чувственного познания, начинается в связи с
возникновением у него задачи, вопроса и даже удивления»[16]. Следователю постоянно
приходится разрешать те или иные задачи, которые ставит перед ним расследование
уголовного дела.
Дискурсивное мышление само по себе, без включения
других компонентов является вполне достаточным средством исследования и доказывания
в случаях: 0) когда даны все необходимые условия и предпосылки для решения
задачи и ответ достигается в результате выведения одного положения из другого и
0) когда связь между искомым ответом, доказываемым положением и предпосылками
однозначна или ограничена небольшим числом и строго определенными формами.
Тогда действительно ход рассуждения идет от одного довода к другому, пока
искомое не станет вполне ясным и доказанным.
Дискурсивное мышление хорошо работает в достаточно
очерченной сфере, пробегая отдельные этапы между заранее намеченными пунктами
и известными положениями, при ясном различении того, что дано и что требуется
доказать, то есть на заключительных этапах расследования. При этом движение
мысли происходит от известных фактов к искомому, доказываемому положению,
которое уже намечено заранее, оформилось гипотетически. Но рождение гипотезы
(версии) и подбор соответствующих фактических данных происходит на основе более
широкого и содержательного процесса, чем тот, который мы имеем в логическом
мышлении. Как установлено психологией, здесь вступает в свои права творческое
мышление.
Всякое мышление включает в себя два необходимых
компонента: знание и действие. Наши знания, то есть представления о чем-либо,
еще не мышление, а лишь его предпосылка либо его результат. Можно хорошо знать
закон и не уметь его применять, можно знать криминалистику и не уметь
расследовать преступления. Мышление выражается в применении знаний для решения
определенных задач. Этот процесс слагается из мыслительных действий, каждое из
которых решает конкретно одну элементарную задачу. Совокупность действий и
образует мыслительную деятельность.
Участие образных компонентов в мышлении следователя укрупняет
информационные элементы, которыми оперирует он в процессе мышления,
способствует стимулированию мыслительного процесса, влечет за собой увеличение
количества правильных суждений и уменьшение ошибочных по мере появления
образных компонентов в процессе мышления.
Путь от образного мышления к понятийному ведет от
конкретного образа через формирование образа все более высокого уровня обобщения
к образным схемам. В образных схемах закрепляются уже не все черты отражаемого
предмета, а фиксируются только главные компоненты, существенные в практической
деятельности. Чем дальше продвигается образ от восприятия к схеме, тем он
абстрактнее, то есть упрощается, утрачивает некоторые из своих элементов.
Проверка криминалистической версии психологически трудна
при работе следователя. Важную роль в этой проверке играет «механизм
самоподтверждения»[17],
благодаря которому субъект считает правильной лишь информацию, подтверждающую
выдвинутую им версию, в то время как противоречащие этой гипотезе сведения
принимаются за ложные. Эту особенность отмечают и другие психологи.
На выбор и оценку версий по делу наряду с «механизмом
самоподтверждения» оказывает влияние психологическая инерция, в силу которой
следователь отдает предпочтение одной версии. «Психологическая инерция -
предрасположенность к какому-то конкретному методу или образу мышления при
решении задачи»[18].
Обязательным компонентом реконструктивной деятельности
является проверка надежности ее результатов. На окончательной стадии таким
контролем для следователя является суд, но хороший следователь до суда на
различных этапах своей работы проверяет созданную им конструкцию различными
способами, убеждаясь в ее надежности.
Социальная сторона охватывает политический аспект
деятельности следователя как организатора борьбы с преступностью на вверенном
ему участке. Эта деятельность включает анализ преступности, профилактические
мероприятия, правовую пропаганду и начальную стадию перевоспитания преступника
для возвращения его к социальной норме поведения. Социальная сторона отражает
профессиональную направленность, то есть интерес к профессии, мотивы,
побуждающие к следственной деятельности, и эмоциональное к ней отношение. Речь
идет о следователях, относящихся к своей работе как к творческому поиску истины
по каждому уголовному делу. Расследование - это итог его раздумий, жизненного и
профессионального опыта, интуиции и таланта.
Личность следователя отличается сложностью и
многогранностью. Большое значение в формировании личности следователя имеют
учебная подготовка и профессиональная деятельность, которая предъявляет
комплекс требований к его личностным качествам и профессиональным навыкам,
развивая и закрепляя их в структуре личности. Один из главных аспектов статуса
личности следователя - овладение им своей социальной ролью во всем ее
разнообразии и динамике.
Следователь в своей работе постоянно испытывает
эмоциональные перегрузки. На него действует большое количество отрицательных
эмоций: страх, жалость, отвращение, гнев, которые он должен в силу выполнения
своего служебного долга подавлять, а в иных случаях скрывать. Для снятия
нервного напряжения, возникающего под действием указанных эмоций, необходима
положительная разрядка. В ее основе лежит чувство удовлетворения результатами
своего труда.
Почти по каждому делу следователь выступает в функции
криминолога и социолога, выясняющего причины и условия совершения данного
преступления, а также в качестве педагога, оказывающего воспитательное
воздействие на лицо, совершившее это преступление.
Заканчивая рассмотрение вопроса возможно привести
следующую небольшую профессиограмму деятельности следователя.
Содержание труда: Юридически правильно квалифицирует
факты и обстоятельства, раскрывает преступления, собирает и закрепляет
доказательства, представляет прокурору обвинительное заключение.
Должен знать: Действующее законодательство,
уголовно-процессуальный кодекс, методы криминалистики, психологию, логику,
основы экономики, уметь пользоваться аудио- и видеоаппаратурой, кино- и
фотоаппаратурой.
Профессионально важные качества: принципиальность;
высокое чувство ответственности; концентрация и распределение внимания;
эмоциональная устойчивость; наблюдательность; смелость; хорошая память;
логическое мышление.
Квалификационные требования: Высшее юридическое
образование.
Медицинские противопоказания: нервные и психические
заболевания.
§ 0. Психология
коммуникативной деятельности следователя
Как
нами уже отмечалось одной из важнейших квалификационной характеристикой
деятельности следователя является коммуникативная сторона т. е. язык и речь, -
главные инструменты в следственной работе, которая представляет собой систему
сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участвующими в деле
лицами, чтобы получить необходимую для раскрытия преступления информацию от
людей путем общения с ними. На допросах нередко решается судьба
допрашиваемого, а также судьбы других людей, следователю необходимы специальные
научные знания в области психологии и тактики допроса, его профессиональное
мастерство.
0.0. Техника речевых практик в
юридической работе
следователя
Мышление
и речь человека развиваются и проявляются в единстве, В любом виде мышления
обнаруживается роль речи, которая есть непосредственная действительность
мысли. Слова являются средством образования и выражения понятий, суждений,
отражения предметов, явлений в сознании.
Содержание
и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера,
способностей, интересов, состояний и т. д.
С
помощью речи люди общаются между собой, передают знания, влияют друг на друга и
воздействуют на себя. Для выяснения сути и механизмов всех этих явлений, их
роли в условиях юридической деятельности целесообразно провести различие между
языком и речью.
Язык
- система знаков, необходимых для человеческого общения, мышления и выражения.
С помощью языка осуществляются познание мира, управление человеческим
поведением и т. д.
Развитие
языка связано, прежде всего с коллективным трудом, необходимостью общения и
взаимодействия. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством
дальнейшего развития человека, общества, сознания. Благодаря языку
осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта,
культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных
поколений – все то, что называется практиками. Язык участвует в осуществлении
практически всех высших психических функций, будучи наиболее тесно связанным с
мышлением. Жесты - вспомогательное средство общения, хотя с их помощью может
быть передано многое.
Основными
единицами языка являются слово и предложение. Они имеют значение и смысл.
Значение - это содержание закрепленной за словами информации. С помощью слов
обозначают объекты, обобщают их признаки. Смысл слов выражается в
индивидуальном, субъективном восприятии и понимании явлений и предметов -
объективной реальности. Сближение значения и смысла слов у личности проходит в
несколько этапов: от диффузного понимания и нечеткого различения от других
близких слов к схватыванию сущности обозначаемого и установлению отношений
между словами, т.е. определению семантики – смысловых стуктур.
Каждый
человек, рождаясь, встречается с готовым языком, овладение которым необходимо
не только для развития мышления, но и всех других психических процессов.
Речь
- это процесс индивидуального использования языка в целях прежде всего общения
с другими людьми. Речь обеспечивается периферическими (двигательные,
голосовые, артикуляционные) и центральными (кора мозга) аппаратами, органами
восприятия и понимания слов и их сочетаний, воспроизведения и использования их
в жизни. Человеку свойственно употреблять знаки для обозначения предметов и
осмысливания действительности. Человеческая речь является знаковым отражением
действительности в мозгу, одним из способов кодирования и передачи информации.
Для понимания речи других людей необходимо ее перекодирование, перевод во
внутренний смысл, на основе которого устанавливаются содержательные элементы.
Это результат аналитико-синтетической деятельности мозга.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|