Меню
Поиск



рефераты скачать Проблемы формирования и развития научных направлений в конфликтологии

В психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликта. Около 83% работ прихо­дится на изучение межличностных конфликтов. Внутриличностным конфликтам посвящено около 8% публикаций. Психологи­ческая характеристика конфликтов между малыми, средними и большими группами, международных конфликтов представлена в 3—4% работ. Около 5% работ носят методологический и обще­теоретический характер.

Кроме того, психологи исследуют конфликты в различных видах человеческой деятельности и сферах отношений:

в трудовых коллективах;

в научно-исследовательских коллективах;

в деятельности правоохранительных органов;

в воинских коллективах;

в спорте;

в среде осужденных;

в педагогической деятельности;

конфликтность семейно-брачных отношений.

Изучаются конфликты на разных этапах социализации лич­ности:

в дошкольном возрасте (А.А. Рояк, Т.И. Юферова и др.);

в школьном возрасте (В.М. Афонькова, Л.С. Славина и др.);

в подростковый период (Т. В. Драгунова, Е.В. Первышева и др.);

в молодежных, студенческих группах (В.М. Басова, А.И. Шкиль и др.).

В целом можно утверждать, что в период с 30-х до середины 70-х годов психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Отсутствовали обобщающие работы, необходимые для формирования методологической и теоретиче­ской базы изучения конфликта. Во второй половине 70-х годов появляются работы, в которых предприняты попытки теоретиче­ского осмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа кон­фликта. К середине 80-х годов сформировалось три подхода к изучению конфликта: организационный, деятельностный и лич­ностный. На рубеже 80-х — 90-х годов стала осознаваться необхо­димость междисциплинарного изучения конфликта.

Зооконфликты изучаются как биологическими науками, так и отраслями психологии — зоопсихологией и сравни­тельной психологией. Социоэтология, зоопсихология и срав­нительная психология являются отраслями, изучающими один и тот же объект. Подчеркивая эту особенность, извест­ный швейцарский психолог Ж. Пиаже отмечал, что

зоопсихология или этология являются общим. полем. деятельности, где зоологи становятся психологами и наоборот; и даже если эти зоологи не всегда точно знают, что мы делаем, изучая психологию человека, со­вершенно очевидно, что мы только выигрываем в деле создания подлинной и глубокой психологии как науки о поведении всех живых, существ....

Понятия «зооконфликт» и «конфликт в животном мире» в отечественной социоэтологии, зоопсихологии и сравнительной психологии пока не используются. Они встречаются только в пе­реводных работах зарубежных авторов (Д. Кэмпбелл, О. Меннинг, Н. Тинберген, Р. Хайнд и др.).

Основные направления изучения зооконфликтов:

·                   осоциализированное (конфликт связан с внутренней органи­зацией жизни группы);

·                   биологическое (конфликт связан с потребностями физио­логического существования).

В работах осоциализированного направления конфликт рас­сматривается как средство: накопления опыта взаимодействия животных (внутривидового, межвидового); установления и под­держания иерархических отношений в группе (стаде) животных;

скорейшей адаптации к внешним и внутренним условиям; соз­дания и поддержания авторитета группового лидера; достижения более высокой внутривидовой организации; демонстрации аг­рессии с целью подавления противника; ослабления эмоцио­нальной напряженности или результат фрустрации; поддержа­ния территориальности.

В работах биологического направления конфликт рассматрива­ется как средство выживания в виде конкурентной борьбы; ре­зультат биологически предопределенной, генетически заложен­ной агрессивности. Особенностью работ этого направления яв­ляется применение исследователями фармакологических средств для регуляции агрессивности животных в разных ситуациях и выявление ее нейрохимических, генетических и физиологиче­ских основ.

Подавляющая часть работ посвящена результатам исследова­ний конфликтного поведения, как правило, низших животных, грызунов, что объясняется удобством проведения с ними экспе­риментов.

                      Годы

                          1930    1940      1950      1960 1970 1980     1990

Рис. 3.9. Динамика количества публикаций по проблеме конфликта по социобиологии


Наибольшее число работ издано в период 1970—1983 гг. Два «пика» в количестве публикаций — в 1976 и 1983 гг. — объясняются проведением Всесоюзных конференций, посвященных проблеме поведения животных (рис. 3.9). Последние 10 лет ко­личество публикаций снизилось.

Пионерами отечественной науки в изучении конфликта на­ряду с правоведами являются социологи. В 1924—1929 гг. они активно изучали трудовые конфликты в условиях нэпа. Первой работой явилась брошюра П.О. Гриффина и М.И. Могилевского «Трудовые конфликты и порядок их разрешения». Разнообразие социальных противоречий этого периода предопределило мно­гообразие форм их разрешения. Одной из них выступал кон­фликт. Это были забастовки, стачки, крестьянские восстания, бунты, погромы и другие формы борьбы за свои права. Социо­логами изучались преимущественно стачки и трудовые споры. Существовавшие в 20-е годы статистические материалы по тру­довым конфликтам были открыты для всего управленческого персонала. Это позволяло анализировать происходящие в сфере труда процессы и принимать своевременные меры по разреше­нию противоречий.

С 1930 г. социологические исследования трудовых конфлик­тов и споров прекращаются (рис. 3.10). После того как XVIII съезд партии в 1939 г. сделал вывод о социально-политическом единстве советского общества, его развитие стало рассматри­ваться как бесконфликтное.

К проблеме конфликта социологи вернулись во второй полови­не 60-х годов. Однако опубликованных работ было мало. В период 1973—1981 гг. наблюдается повышение интереса социологов к изу­чению конфликтов в трудовых коллективах. В последующие годы (1982—1988 гг.) количество издаваемых работ уменьшилось: еже­годно в среднем по 5 публикаций. С 1989 г. социологи активно разрабатывают проблему конфликта, ежегодно издаются десятки работ: только в 1993 г. было опубликовано 70 работ.

Исследования идут по нескольким направлениям, основные из них:

·                   Конфликты на производстве, в трудовых коллективах. » Этнические конфликты.

                          1930 1960                              1970             1980               

Рис.3.10. Динамика количества публикаций по проблеме социологии

 

·                   Критический анализ развиваемой на Запале «социологии кон­фликта»:

              а) критика социологических теорий «конфликта поколений»;

              б) критика теорий разрешения трудовых конфликтов в капи­талистическом обществе.

·                   Социологические аспекты международных конфликтов.

·                   Роль конфликта в семейно-брачных отношениях.

·                   Конфликты и преступность в обществе.

Может показаться странным, что проблема конфликта не яв­ляется одной из разработанных в философии. Однако при вни­мательном рассмотрении такое положение вещей оказывается закономерным. Традиционно советскими философами исследо­валась проблема противоречия. Считалось, что в социалистиче­ском обществе есть только неантагонистические противоречия. Такая форма их разрешения, как конфликт, — явление очень Редкое и обычно имеет место в виде внутриличностного или межличностного конфликтов, иногда в виде конфликта «личность — группа». В работах, посвященных противоречиям, категория конфликта либо вообще не упоминается, либо ее рас­крытию уделено всего несколько страниц.

Философия — пожалуй, единственная наука, где первой пуб­ликацией по проблеме конфликта является диссертация. Эта работа выполнена И.Ф. Смольяниновым в 1951 г. Затем до 1960 г. публикации отсутствуют (рис. 3.11).

В начале 60-х годов появляются работы, посвященные фило­софскому анализу конфликта. В этот период наиболее полно подходы философов к проблеме конфликта изложены в выступ­лении Г.М. Штракса на совещании заведующих кафедр общест­венных наук вузов РСФСР в 1960 г. Его идеи на протяжении почти тридцати лет были основой изучения конфликта в фило­софии. Конфликт трактовался как микросоциальное явление, характерное для некоторых конфликтных ситуаций, возникаю­щих между отдельными личностями или внутри коллектива. Причины конфликтов отождествлялись с отклонениями от «нормального» хода развития, с пережитками прошлого.


                                 1950       1960       1970              1980     1990  Годы

Рис. 3.11. Динамика количества публикаций по проблеме конфликта по философии

 

С 60-х до начала 80-х годов для философии было характерно скорее эпизодическое обращение к проблеме конфликта. В 1966, 1967, 1970, 1972, 1975 гг. было опубликовано по одной работе, а в 1963, 1971, 1980 гг. работы не издавались.

Изучение конфликта в философии идет по следующим на­правлениям.

·                   Моральный конфликт в современном обществе. Это наиболее разработанное направление представлено работами общего содержания и по конкретным областям человеческой дея­тельности:

нравственные конфликты в педагогическом процессе;

причины нравственных конфликтов в трудовых коллекти­вах;

моральные конфликты в воинских коллективах;

                        профессионально-нравственные конфликты.

·                   Методологические аспекты этнических конфликтов. В связи с возникновением и обострением межнациональных противо­речий и конфликтов на территории бывшего СССР активно разрабатываются в последние десять лет.

·                   Художественный конфликт как эстетическая категория. В работах этого направления основное внимание уделяется выявлению эстетической природы художественного кон­фликта, раскрытию противоречия в диалектическом разви­тии процесса художественного мышления.

·                   Критика современных взглядов западных философов на социаль­ные конфликты в условиях капиталистического общества.

·                   Разработка собственно философской концепции социального конфликта. Это наиболее перспективное направление с точ­ки зрения научного и практического интереса. Несмотря на имеющиеся здесь исследования, по признанию самих фило­софов, в данном направлении выработаны пока только об­щие подходы и принципы [19].






















Заключение

Проведенное дипломное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Зарубежная психология имеет значительные традиции в изу­чении внутриличностных и социальных конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный почти за 100-летний период, отражается в разнообразии подходов и тео­ретических платформ. Можно условно выделить два этапа в ис­тории изучения конфликта: начало XX в. — 50-е годы; конец 50-х годов — настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века кон­фликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рас­сматривался как составная часть более широких концепции (например, в психоанализе или социометрии). Психологов инте­ресовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как централь­ное звено исследования.

2. На рубеже 50-х — 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается по­нятийный аппарат психологической теории конфликта [27]. В этот период появляются публикации отечественных ученых, по­священные анализу зарубежных исследований конфликта. Ко­личество публикаций менялось в зависимости от отношения к конфликтам в нашей стране. Работы носили критический харак­тер. Пик критики приходится на годы застоя, когда интенсивно пропагандировалось бесконфликтное развитие нашего.

3. Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. В них проблема кон­фликта впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляются само понятие «конфликт» и его производные.

4. Библио­графический анализ позволил выявить одиннадцать отечественных наук, занимающихся изучением конфликта. К ним относятся военные науки, искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социо-биология, социология и философия. Количественный анализ пуб­ликаций за 70 лет с момента выхода первой.

























Список использованной литературы

1.     Гребенников Л.Р. Механизмы психологиче­ской защиты. — Мытищи, 2004. — 139 с.

2.     Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индиви­дуального развития ребенка. — М.: Педагогика, 1988. — 118 с.

3.     Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.

4.     Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Пе­дагогика, 1976.

5.     Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогиче­ском процессе. — М.: Просвещение, 2004 — 128 с.

6.     Рыжов О. Политические конфликты. — М.: ВУ, 2004. — 64 с.

7.     Синеок В.В. Межличностные конфликты у курсантов и пути их разрешения: Дис... канд. психол. наук. — М.: МКЦ, 2004.

8.     Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. — Киев: Внешторгиздат, 2004. — 191 с.

9.     Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. — М.: МКЦ, 2004. - 47 с.

10. Тащева А.И. Атрибутивные процессы в супружеских кон­фликтах: Дис... канд. психол. наук. — М., 1987. —257 с.

11. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях//Вопросы психологии, — 1987. - №1. -С. 27-34.

12. Феденко К.Ф., Галицкий В.П. Психологические аспекты пре­одоления конфликтной ситуации в воинских коллективах. — М.: ВПА, 1981. - 116 с.

13. Фельдман Д.М. Политология конфликта. — М., 2004. — 199 с.

14. Фишер P., Юри У. Путь к согласию или переговоры без по­ражения. —М.: Наука, 2004. — 158 с.

15. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. — М.: Изд-во МГУ, 2005.-80 с.

16. Шведин Б.Я. Влияние психической напряженности на дея­тельность вахтенного офицера: Дис... канд. психол. наук — М., 1982.-244 с.

17. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками.— М„ 1989.

18. Шевцов В.М. Межнациональные конфликты: механизмы их разрешения. —М.: ГАВС, 2003. —44 с.

19. Шибутани Т. Социальная психология.— М.: Прогресс, 1968. — 535 с.

20. Шипилов А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в под­разделении: Дис... канд. психол. наук. — М., 1993. — 224 с.

21. Шкцль А.И. Социально-психологические механизмы кон­фликтного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного коллектива; Дис... канд. психол. наук.—Киев, 2004. —152 с.



[1] В 1969 г. в нашей стране была издана книга немецкого политолога Г. Ваген-ленера «Эскалация на Ближнем Востоке: политическая и психологическая про­блематика одного конфликта».



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.