В психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различных
видов конфликта. Около 83% работ приходится на изучение межличностных
конфликтов. Внутриличностным конфликтам посвящено около 8% публикаций.
Психологическая характеристика конфликтов между малыми, средними и большими
группами, международных конфликтов представлена в 3—4% работ. Около 5% работ
носят методологический и общетеоретический характер.
Кроме того, психологи исследуют конфликты в различных видах человеческой
деятельности и сферах отношений:
в трудовых коллективах;
в научно-исследовательских коллективах;
в деятельности правоохранительных органов;
в воинских коллективах;
в спорте;
в среде осужденных;
в педагогической деятельности;
конфликтность семейно-брачных отношений.
Изучаются конфликты на разных этапах социализации личности:
в дошкольном возрасте (А.А. Рояк, Т.И. Юферова и др.);
в школьном возрасте (В.М. Афонькова, Л.С. Славина и др.);
в подростковый период (Т. В. Драгунова, Е.В. Первышева и др.);
в молодежных, студенческих группах (В.М. Басова, А.И. Шкиль и др.).
В целом можно утверждать, что в период с 30-х до середины 70-х годов
психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер.
Отсутствовали обобщающие работы, необходимые для формирования методологической
и теоретической базы изучения конфликта. Во второй половине 70-х годов
появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления
накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема
психологического анализа конфликта. К середине 80-х годов сформировалось три
подхода к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный. На
рубеже 80-х — 90-х годов стала осознаваться необходимость междисциплинарного
изучения конфликта.
Зооконфликты изучаются как биологическими науками, так и отраслями
психологии — зоопсихологией и сравнительной психологией. Социоэтология,
зоопсихология и сравнительная психология являются отраслями, изучающими один и
тот же объект. Подчеркивая эту особенность, известный швейцарский психолог Ж.
Пиаже отмечал, что
зоопсихология или этология являются общим. полем. деятельности, где
зоологи становятся психологами и наоборот; и даже если эти зоологи не всегда
точно знают, что мы делаем, изучая психологию человека, совершенно очевидно,
что мы только выигрываем в деле создания подлинной и глубокой психологии как
науки о поведении всех живых, существ....
Понятия «зооконфликт» и «конфликт в животном мире» в отечественной
социоэтологии, зоопсихологии и сравнительной психологии пока не используются.
Они встречаются только в переводных работах зарубежных авторов (Д. Кэмпбелл,
О. Меннинг, Н. Тинберген, Р. Хайнд и др.).
Основные направления изучения зооконфликтов:
·
осоциализированное (конфликт связан с внутренней организацией
жизни группы);
·
биологическое (конфликт связан с потребностями физиологического
существования).
В работах осоциализированного направления конфликт рассматривается как
средство: накопления опыта взаимодействия животных (внутривидового,
межвидового); установления и поддержания иерархических отношений в группе
(стаде) животных;
скорейшей адаптации к внешним и внутренним условиям; создания и
поддержания авторитета группового лидера; достижения более высокой
внутривидовой организации; демонстрации агрессии с целью подавления
противника; ослабления эмоциональной напряженности или результат фрустрации;
поддержания территориальности.
В работах биологического направления конфликт рассматривается как
средство выживания в виде конкурентной борьбы; результат биологически
предопределенной, генетически заложенной агрессивности. Особенностью работ
этого направления является применение исследователями фармакологических
средств для регуляции агрессивности животных в разных ситуациях и выявление ее
нейрохимических, генетических и физиологических основ.
Подавляющая часть работ посвящена результатам исследований конфликтного
поведения, как правило, низших животных, грызунов, что объясняется удобством
проведения с ними экспериментов.
Годы
1930 1940 1950 1960 1970 1980
1990
Рис. 3.9.
Динамика количества публикаций по проблеме конфликта по социобиологии
Наибольшее число работ издано в период 1970—1983 гг. Два «пика» в
количестве публикаций — в 1976 и 1983 гг. — объясняются проведением Всесоюзных
конференций, посвященных проблеме поведения животных (рис. 3.9). Последние 10
лет количество публикаций снизилось.
Пионерами отечественной науки в изучении конфликта наряду с правоведами
являются социологи. В 1924—1929 гг. они активно изучали трудовые конфликты в
условиях нэпа. Первой работой явилась брошюра П.О. Гриффина и М.И. Могилевского
«Трудовые конфликты и порядок их разрешения». Разнообразие социальных
противоречий этого периода предопределило многообразие форм их разрешения.
Одной из них выступал конфликт. Это были забастовки, стачки, крестьянские
восстания, бунты, погромы и другие формы борьбы за свои права. Социологами
изучались преимущественно стачки и трудовые споры. Существовавшие в 20-е годы
статистические материалы по трудовым конфликтам были открыты для всего
управленческого персонала. Это позволяло анализировать происходящие в сфере
труда процессы и принимать своевременные меры по разрешению противоречий.
С 1930 г. социологические исследования трудовых конфликтов и споров
прекращаются (рис. 3.10). После того как XVIII съезд партии в 1939 г. сделал
вывод о социально-политическом единстве советского общества, его развитие стало
рассматриваться как бесконфликтное.
К проблеме конфликта социологи вернулись во второй половине 60-х годов.
Однако опубликованных работ было мало. В период 1973—1981 гг. наблюдается
повышение интереса социологов к изучению конфликтов в трудовых коллективах. В
последующие годы (1982—1988 гг.) количество издаваемых работ уменьшилось: ежегодно
в среднем по 5 публикаций. С 1989 г. социологи активно разрабатывают проблему
конфликта, ежегодно издаются десятки работ: только в 1993 г. было опубликовано
70 работ.
Исследования идут по нескольким направлениям, основные из них:
·
Конфликты на производстве, в трудовых коллективах. »
Этнические конфликты.
1930 1960 1970
1980
Рис.3.10. Динамика количества публикаций по проблеме
социологии
·
Критический анализ развиваемой на Запале «социологии конфликта»:
а) критика социологических теорий «конфликта поколений»;
б) критика теорий разрешения трудовых конфликтов в капиталистическом
обществе.
·
Социологические аспекты международных конфликтов.
·
Роль конфликта в семейно-брачных отношениях.
·
Конфликты и преступность в обществе.
Может показаться странным, что проблема конфликта не является одной из
разработанных в философии. Однако при внимательном рассмотрении такое
положение вещей оказывается закономерным. Традиционно советскими философами
исследовалась проблема противоречия. Считалось, что в социалистическом
обществе есть только неантагонистические противоречия. Такая форма их
разрешения, как конфликт, — явление очень Редкое и обычно имеет место в виде
внутриличностного или межличностного конфликтов, иногда в виде конфликта
«личность — группа». В работах, посвященных противоречиям, категория конфликта
либо вообще не упоминается, либо ее раскрытию уделено всего несколько страниц.
Философия — пожалуй, единственная наука, где первой публикацией по
проблеме конфликта является диссертация. Эта работа выполнена И.Ф.
Смольяниновым в 1951 г. Затем до 1960 г. публикации отсутствуют (рис. 3.11).
В начале 60-х годов появляются работы, посвященные философскому анализу
конфликта. В этот период наиболее полно подходы философов к проблеме конфликта
изложены в выступлении Г.М. Штракса на совещании заведующих кафедр общественных
наук вузов РСФСР в 1960 г. Его идеи на протяжении почти тридцати лет были
основой изучения конфликта в философии. Конфликт трактовался как
микросоциальное явление, характерное для некоторых конфликтных ситуаций,
возникающих между отдельными личностями или внутри коллектива. Причины
конфликтов отождествлялись с отклонениями от «нормального» хода развития, с
пережитками прошлого.
1950 1960 1970
1980 1990 Годы
Рис. 3.11. Динамика количества
публикаций по проблеме конфликта по философии
С 60-х до начала 80-х годов для философии было характерно скорее
эпизодическое обращение к проблеме конфликта. В 1966, 1967, 1970, 1972, 1975
гг. было опубликовано по одной работе, а в 1963, 1971, 1980 гг. работы не
издавались.
Изучение конфликта в философии идет по следующим направлениям.
·
Моральный конфликт в современном обществе. Это наиболее
разработанное направление представлено работами общего содержания и по
конкретным областям человеческой деятельности:
нравственные конфликты в педагогическом процессе;
причины нравственных конфликтов в трудовых коллективах;
моральные конфликты в воинских коллективах;
профессионально-нравственные конфликты.
·
Методологические аспекты этнических конфликтов. В связи
с возникновением и обострением межнациональных противоречий и конфликтов на
территории бывшего СССР активно разрабатываются в последние десять лет.
·
Художественный конфликт как эстетическая категория. В
работах этого направления основное внимание уделяется выявлению эстетической
природы художественного конфликта, раскрытию противоречия в диалектическом
развитии процесса художественного мышления.
·
Критика современных взглядов западных философов на
социальные конфликты в условиях капиталистического общества.
·
Разработка собственно философской концепции социального
конфликта. Это наиболее перспективное направление с точки зрения научного и
практического интереса. Несмотря на имеющиеся здесь исследования, по признанию
самих философов, в данном направлении выработаны пока только общие подходы и
принципы [19].
Заключение
Проведенное дипломное исследование
позволяет сделать следующие выводы.
1. Зарубежная психология имеет значительные традиции в изучении
внутриличностных и социальных конфликтов. Большой теоретический и эмпирический
материал, накопленный почти за 100-летний период, отражается в разнообразии
подходов и теоретических платформ. Можно условно выделить два этапа в истории
изучения конфликта: начало XX в. — 50-е годы; конец 50-х годов —
настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы
конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой
половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался
как составная часть более широких концепции (например, в психоанализе или
социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо
некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное
звено исследования.
2. На рубеже 50-х — 60-х годов появляются исследования, где научный
интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются
основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории
конфликта [27]. В этот период появляются публикации отечественных ученых, посвященные
анализу зарубежных исследований конфликта. Количество публикаций менялось в
зависимости от отношения к конфликтам в нашей стране. Работы носили критический
характер. Пик критики приходится на годы застоя, когда интенсивно
пропагандировалось бесконфликтное развитие нашего.
3. Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта,
появились в начале 20-х годов. В них проблема конфликта впервые выделяется как
самостоятельная, в названиях работ появляются само понятие «конфликт» и его
производные.
4. Библиографический анализ позволил выявить одиннадцать отечественных
наук, занимающихся изучением конфликта. К ним относятся военные науки,
искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политические
науки, правоведение, психология, социо-биология, социология и философия.
Количественный анализ публикаций за 70 лет с момента выхода первой.
Список
использованной литературы
1.
Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. —
Мытищи, 2004. — 139 с.
2.
Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального
развития ребенка. — М.: Педагогика, 1988. — 118 с.
3.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР,
1957. - 328 с.
4.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика,
1976.
5.
Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом
процессе. — М.: Просвещение, 2004 — 128 с.
6.
Рыжов О. Политические конфликты. — М.: ВУ, 2004. — 64 с.
7.
Синеок В.В. Межличностные конфликты у курсантов и пути
их разрешения: Дис... канд. психол. наук. — М.: МКЦ, 2004.
8.
Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. — Киев:
Внешторгиздат, 2004. — 191 с.
9.
Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. — М.:
МКЦ, 2004. - 47 с.
10. Тащева
А.И. Атрибутивные процессы в супружеских конфликтах: Дис... канд. психол.
наук. — М., 1987. —257 с.
11. Тышкова
М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных
ситуациях//Вопросы психологии, — 1987. - №1. -С. 27-34.
12. Феденко
К.Ф., Галицкий В.П. Психологические аспекты преодоления конфликтной ситуации в
воинских коллективах. — М.: ВПА, 1981. - 116 с.
13. Фельдман
Д.М. Политология конфликта. — М., 2004. — 199 с.
14. Фишер P., Юри
У. Путь к согласию или переговоры без поражения. —М.: Наука, 2004. — 158 с.
15. Шаленко
В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. — М.: Изд-во МГУ, 2005.-80 с.
16. Шведин
Б.Я. Влияние психической напряженности на деятельность вахтенного офицера:
Дис... канд. психол. наук — М., 1982.-244 с.
17. Шведин
Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками.— М„ 1989.
18. Шевцов
В.М. Межнациональные конфликты: механизмы их разрешения. —М.: ГАВС, 2003. —44
с.
19. Шибутани
Т. Социальная психология.— М.: Прогресс, 1968. — 535 с.
20. Шипилов
А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и
подчиненными в подразделении: Дис... канд. психол. наук. — М., 1993. — 224 с.
21. Шкцль
А.И. Социально-психологические механизмы конфликтного взаимодействия в
условиях учебно-воспитательного коллектива; Дис... канд. психол. наук.—Киев,
2004. —152 с.
[1] В 1969 г. в нашей стране была
издана книга немецкого политолога Г. Ваген-ленера «Эскалация на Ближнем
Востоке: политическая и психологическая проблематика одного конфликта».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|