Своим возникновением «математика конфликта» в основном обязана теории
игр. Ее основы сформулированы американскими математиками Дж. фон Нейманом и О.
Моргенштерном в 1944 г. Их работа на русский язык переведена в 1970 г. Теория
игр дала толчок развитию многих направлений в теории принятия оптимальных
решений.
Впервые в нашей стране попытка математического подхода к описанию
конфликтного взаимодействия живых систем была предпринята русским ученым Г.Ф.
Гаузе. Используя теоретические выводы итальянского математика Вито Вольтерры
относительно конкуренции двух биологических видов за общее место в
микрокосмосе, Г. Гаузе впервые в мире в 1932 г. провел экспериментальные
исследования, результаты которых изложил в своих работах в 1933—1934 гг.
В историческом плане можно условно выделить четыре периода в изучении
проблемы конфликта в математических науках:
1-й период: 1933—1934гг. (работы Г.Ф. Гаузе).
2-й период: 1965—1974гг. Проблема конфликта разрабатывалась на. основе
теории игр. В этом направлении работали Н.Н. Воробьев, В.М. Гаврилов, В.Ф.
Крапивин и др. Состоялись три Всесоюзные конференции по теории игр, где
рассматривалось математическое моделирование конфликта. Оригинальные идеи были
выдвинуты в работах В.А. Лефевра и Г.Л. Смоляна. В эти годы опубликовано 26
работ.
1933
1965 1970 1975 1980 1985
Рис.
3.4. Динамика количества публикаций по проблеме конфликта по математике
3-й период: 1975—1985 гг. Характеризуется эпизодическими публикациями.
Издано несколько монографий (В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, В.В. Павлов), всего
опубликовано семь работ. Спад интереса к разработкам математических вариантов
решения конфликтных ситуаций объясняется снижением интереса к теории игр
вообще. Надежды на то, что с помощью классической теории игр удастся решить
сложные конфликты в различных системах, включая социальные, не оправдались.
Жизнь оказалась намного богаче, сложнее и многообразнее предложенных
математических формул. Однако применение математических моделей к решению
частных проблем в экономике, бизнесе, спорте и т.п. вполне оправдано и
обеспечивало возрастание интереса математиков к конфликту в последующее
десятилетие.
4-й период: 1986 г. — настоящее время. Наблюдается оживление интереса к
математическому Моделированию конфликтов. Состоялся семинар ВЦ АН Армении по
проблеме «Математическое и программное обеспечение конфликтного управления».
Издано несколько работ в ВЦ РАН (А. Барабаш, В. Иванилов, Ю. Павловский, С.
Терентьев и др.). Защищены первые диссертации: 2 докторские и 2 кандидатские.
Всего опубликовано 24 работы.
Рассматривая содержательный аспект математического анализа конфликта,
выделяют несколько направлений:
·
Разработка универсальных математических моделей разрешения
конфликтных ситуаций.
·
Функционирование сложных систем в конфликтных ситуациях.
·
Конфликты в технических эргатических системах, т. е.
системах типа «человек — машина».
·
Разработка различных математических моделей взаимоотношений
типа «хищник — жертва», т. е. в биологических системах.
Интерес к противоречиям в процессе воспитания детей, отклоняющемуся
поведению в дошкольном возрасте начал формироваться в отечественной педагогике
в 20 — 30-е годы. Он нашел проявление в исследованиях Л.С. Выготского, А.С.
Залужного и др. В педагогических трудах того времени рассматривались общие
вопросы трудного детства без акцентирования внимания на проблеме конфликта.
В 1964 г. появляется статья Б.Т. Лихачева «О конфликте в детском
коллективе», где автор анализирует причины конфликтов среди детей и позиции
педагога по отношению к ним. В журнале «Воспитание школьников» в этот период
обсуждались причины конфликтов в школьных коллективах.
К середине 70-х годов интерес педагогов к конфликтам растет, но в
последующие годы эта тенденция не получает развития. Для второй половины 80-х
годов характерно увеличение ежегодного количества работ по данной тематике
(рис. 3.5).
В настоящее время основное внимание в педагогике направлено на изучение
следующих вопросов.
·
Конфликты в коллективах школьников, пути их предупреждения
и разрешения. Ряд авторов рассматривают конфликт как средство выявления и
формирования нравственной зрелости подростка (В.М. Афонькова, Е.А.
Тимоховец).
·
Сущность конфликтов, их причины в педагогических
коллективах — как между учителями, так и между директором школы (ПТУ) и его
подчиненными (Б.С. Алишев, Т.А. Чистякова).
Рис. 3.5. Динамика количества
публикаций по проблеме конфликта по педагогике
·
Анализ педагогических условий профилактики и преодоления
кон-, фликтных ситуаций в звене «учитель — родитель» (Ш.М. Дундуа).
·
Исследование подготовки будущих учителей к разрешению
конфликтов (Г.М. Болтунова).
Конфликты также изучаются в военной педагогике, педагогике семейного
воспитания. Есть ряд работ, посвященных конфликтам в спорте.
С начала 70-х годов проблема конфликта начинает разрабатываться
представителями политических наук: политологии,, политической истории,
международных отношений и внешней политики государств[1] . В
динамике публикаций по проблеме конфликта в политической науке можно выделить
два периода:
1969—1985 гг. и 1986 г. — настоящее время. Первый характеризуется
небольшим количеством ежегодных публикаций, в основном это работы,
подготовленные представителями научного коммунизма и
специалистами-международниками. Второй период характеризуется бурным ростом
числа публикаций, ежегодно издаются десятки работ (рис. 3.6).
1970 1975 1980 1985 1990
1995
Годы
Рис. 3.6. Динамика количества
публикаций по проблеме конфликта по политическим наукам
Среди направлений исследований выделяются следующие:
·
Международные конфликты современности. Здесь можно
отметить работы Э.И. Скакунова, Д.М. Фельдмана. Критический анализ западных
прогнозов и вариантов решения международных конфликтов дается- в работах С.И.
Алпатова, Н.И. Дорониной, Р.С. Селигеева и др.
·
Ряд авторов (И.Н. Арцибасов, В.Д. Булавин, С. Игнатьев)
в своих работах рассматривают военно-политические аспекты международных
конфликтов.
·
Роль и место сверхдержав в конфликтах находится в центре
внимания исследований, выполненных И.Д. Звягельской, В. В. Журкиным и др.
·
Анализ причин и возможностей урегулирования конкретных
региональных конфликтов предлагается в публикациях Н.Б. Бан-цекина,
О.В. Левина. Методологические основы процесса урегулирования региональных
конфликтов разрабатывают В.В. Журкин, В.А. Кременюк, И.Н.
Куклина.
·
В последние года политологи исследуют конфликты в
межнациональных отношениях. Рассмотрению причин возникновения межнациональных
конфликтов посвящены работы Л.А. Баисовой, Л.М. Дробижевой, Н.П. Настасюк, А.Б.
Элебаева и др. Особенности конфликтов на территории бывшего СССР рассматриваются
А.Р. Акмаевым, Л.А. Арутюняном и др. Влияние межнациональных конфликтов на
политическую стабильность в обществе анализируют В. Ещенко, Н.П. Медведев.
Принципы и методы разрешения и урегулирования конфликтов предлагаются в работах
С.Л. Александровой, М. Иордана, Г.С. Котаджяна. Последствия социальных
конфликтов различного уровня прогнозируют В. Мельников, Л.А. Морозова и др.
·
Технологии разрешения социальных конфликтов в
современном российском обществе находятся в центре исследований Ю.Г.
Запрудского, О.И. Федорищевой, А.Н. Чумикова и др. Они связывают успех в
урегулировании социальных конфликтов с прогрессом в решении социально-экономических
и политических проблем нынешнего российского общества. Социальные конфликты и
религия. В этом направлении работают Д.Б. Малышева, М.И. Одинцов, Д.Е. Фурман.
Последним подготовлен ряд работ, в которых анализируется влияние религиозных
течений в США на формы выражения и характер протекания социальных конфликтов в
этой стране в период 60— 70 годов.
Наряду с социологами трудовыми конфликтами в 20-е годы занимались
специалисты, работающие в области права. Особенностью работ того времени
является их прикладной характер. Издавались значительными тиражами законы о
порядке разрешения трудовых конфликтов, разъяснения о примирительно -
третейском порядке рассмотрения и разрешения конфликтов, сборники задач,
различные руководства.
В последующие 30 лет правоведы вообще не обращались к проблеме конфликта.
С конца 50-х годов появляются работы, посвященные правовым аспектам
международных конфликтов. С начала 70-х годов наблюдается усиление интереса
правоведов к проблеме конфликта (рис. 3.7).
Рис. 3.7. Динамика количества
публикаций по проблеме конфликта по правоведению
В числе основных проблем, рассматриваемых в этой области науки, можно
выделить следующие.
·
Международно-правовые аспекты конфликтов изучают И.Н.
Арцибасов, С.А. Егоров и др. Внутренние конфликты с точки зрения международного
права являются объектом исследований И.П. Блищенко, Ю.Е. Чехарина.
Проблемы мирного разрешения международных споров (конфликтов) раскрываются в
работах Л.Н. Анисимова, Б.М. Клименко, Э.А. Пушмина.
·
Конфликтные ситуации в деятельности правоохранительных
органов анализируются О.Я. Баевым, Н. Барановским, А.Н. Олейником и др.
(повседневная деятельность работников милиции, предварительное следствие и
т.п.).
При рассмотрении конфликта как причины преступления или способа
преступного поведения можно выделить:
а) работы теоретического характера;
б) криминологическое изучение конфликтных ситуаций в сфере
семейно-бытовых
отношений;
в) конфликтное поведение в молодежной среде как криминогенный фактор;
г) конфликт норм поведения.
·
Правовые нормы разрешения трудовых конфликтов. Основное
количество публикаций приходится на 20-е годы. Сегодня трудовые
конфликты играют все более заметную роль в жизни отдельных коллективов и
общества в целом. Публикации по этой проблеме вновь начали появляться лишь с
1990 г.
В настоящее время ряд специалистов предпринимают шаги по созданию отрасли
конфликтологической науки — юридической конфликтологии [11, 13].
По количеству публикаций психология занимает выраженное лидирующее
положение среди отраслей конфликтологии. Более четверти публикаций по проблеме
конфликта подготовлено психологами (см. табл. 2.2).
Динамика публикаций представлена на рис. 3.8. При содержательном анализе
психологической литературы авторы исходили из логики понятийной схемы описания
конфликта. Такой подход в отечественной психологии предложен Л.А. Петровской
[63]. Ею выделены четыре категориальных группы:
структура конфликта, его динамика, функции и типология. Нами были
предложены семь [4], а затем — одиннадцать групп понятий в психологическом
анализе конфликта [7]. К ним отнесены: сущность конфликта; его генезис;
эволюция конфликта;
классификация; структура; динамика; функции; информация в конфликте; предупреждение;
разрешение конфликта; методы диагностики и исследования конфликта.
Рис. 3.8 Динамика
публикаций по проблеме конфликта в психологии
В психологии пока не сложилось общепризнанного понимания сущности
конфликта. Часть авторов трактует его как столкновение, противодействие,
противоречие. Иногда конфликт понимается как вид общения, ситуационная
несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия.
Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между
субъектами; их противодействие; негативные эмоции по отношению друг к другу.
Среди причин конфликтов выделяют субъективные и объективные. Конкретный
конфликт происходит в силу действия тех и других причин. Психологов интересуют
субъективные причины.
Проблема эволюции конфликта поставлена одним из авторов несколько лет
назад [4]. Эволюция предположительно имеет девять видов: макроэволюция;
межвидовая; внутривидовая у животных; в онтогенезе у животных; в
антропогенезе; общественно-историческая;
эволюция конфликтов в XX в.; в онтогенезе человека; эволюция
конкретных конфликтов.
Наличие многих общих и частных классификаций конфликта говорит о том, что
их может быть столько, сколько различных сторон выявляет в нем психология. К признакам, на основе которых
предлагаются различные типологии, относятся: объект конфликта; особенности
сторон; длительность; функции; формы проявления; тип отношений; последствия и
т.п.
К структурным компонентам конфликта относят объект и предмет конфликта,
личности оппонентов, ситуацию в стране, регионе, месте жительства, условия
работы и жизни человека, обстановку социального взаимодействия, а также
потребности, интересы, цели оппонентов и конфликтное взаимодействие (приемы и
способы воздействия друг на друга, т. е. стратегию и тактику противодействия).
Большинство авторов в динамике конфликта выделяют следующие этапы:
возникновение объективной предконфликтной ситуации; ее осознание как
конфликтной; инцидент или собственно конфликт; разрешение (завершение)
конфликта; после-конфликтная ситуация.
Функции конфликта делят на конструктивные и деструктивные. Обычно
конфликт несет в себе и то, и другое, поэтому его оценивают по тому, какое
начало преобладает. Функциональность конфликта по мере его развития может
изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.
Информация в конфликте представлена главным образом информационными
моделями конфликтной ситуации, которые имеются у каждой из участвующих сторон,
информационным обменом оппонентов и информационной средой, в которой протекает
конфликт.
Предупреждение конфликтов — это создание объективных условий и
субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций
неконфликтными способами.
Разрешение конфликта предполагает конструктивное саморазрешение
человеком своих конфликтов, а также умение руководителей разрешать конфликты
между подчиненными.
Методы диагностики и исследования конфликтов являются ключевой проблемой,
решение которой обеспечивает успех в их изучении. Анализ литературы показал,
что используются практически все методы психологии, однако наиболее часто —
лабораторные эксперименты, ретроспективные и бланковые методики и тесты.
Перспективы изучения конфликтов связаны с выбором в качестве единицы их анализа
конфликтной ситуации.
В психологической литературе по проблеме конфликта выделяются несколько
направлений. Первая попытка их систематизации изложена в работе Р.Л.
Кричевского и Е.М. Дубовской. Исходя из схемы анализа межличностного конфликта
«организационный контекст — совместная реализуемая деятельность —
целеполагание — когнитивные процессы», выделяются четыре направления:
организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное. Мотивационное
направление представлено работами только западных психологов. Удачным является
выделение таких направлений, как организационное и деятельностное. Что
касается мотивационного и когнитивного, то в отечественной психологии они
являются, несмотря на различия, подходами одного направления, которое можно
назвать личностным. Личность в нем рассматривается как центральное звено конфликтного
взаимодействия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|