По мнению Козера, борьба между социальными группами и отдельными
индивидами за перераспределение материальных ценностей и власть выполняет
позитивные функции. Во-первых, разряжая напряженные отношения между участниками
и давая выход негативным эмоциям, завершившийся конфликт позволяет сохранить
взаимоотношения между конфликтующими сторонами, т. е. вернуть их в исходное
состояние. Во-вторых, в ходе конфликтного взаимодействия люди больше узнают
друг друга, так как конфликт выполняет тестирующую функцию. Взаимное познание
способствует трансформации враждебных отношений в отношения сотрудничества.
Л. Козер отмечает неоднозначную роль внешнего конфликта для сплочения
группы. Внутренняя сплоченность возрастает, если группа достаточно
интегрирована и если внешняя опасность угрожает всей группе, а не ее части, и
воспринимается всеми членами группы именно как общая угроза. Для недостаточно
интегрированных групп характерна жесткость по отношению к несогласным членам,
стремление подавить проявления внутренних конфликтов. Позитивной функцией
социального конфликта Козер считал то, что он стимулирует социальные перемены,
появление новых общественных порядков, норм и отношений.
«Конфликтная модель общества». В конце 50-х годов немецкий
социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) обосновал новую теорию социального
конфликта, которая получила название «конфликтная модель общества» («Классы и
классовый конфликт в индустриальном обществе», 1957). В ней сказывается
влияние идей К. Маркса о классовой поляризации, борьбе и разрешении классового
конфликта революционным путем. По мнению Дарендорфа, марксистская теория
классовой борьбы не может объяснить конфликты современного капитализма [8].
Р. Дарендорф утверждает, что общество в каждый момент подвержено
изменениям и эти изменения всепроникающи. Поэтому любое общество испытывает
социальные конфликты, происходящие на различных уровнях. Любое общество опирается
на принуждение одних его членов другими. Поэтому классовый конфликт
определяется характером власти. Р. Дарендорф считает бесполезными попытки
ликвидировать глубинные причины социальных антагонизмов и допускает возможность
влиять на изменение специфического течения конфликта. Это открывает перед
современным обществом перспективу не революционных переворотов, а эволюционных
изменений.
Общая теория конфликта. В начале 60-х годов американский
социолог Кеннет Боулдинг предпринял попытку создать универсальное
учение о конфликте — «общую теорию конфликта» («Конфликт и защита: общая
теория», 1963). В соответствии с ней конфликт — всеобщая категория, присущая
живому и неживому миру, выступающая базовым понятием для анализа процессов
социальной, физической, химической и биологической среды. Все конфликты имеют
общие функции, свойства и тенденции возникновения, протекания и разрешения. По
мнению Боулдинга, в природе человека лежит стремление к постоянной борьбе с
себе подобными, к эскалации насилия. Однако конфликты нужно преодолевать,
существенно ограничивать.
В теории рассматриваются две модели конфликта — статическая и
динамическая. В статической модели Боулдинг анализирует «стороны конфликта» и
систему отношений между ними. Эти отношения строятся на принципе конкуренции. В
динамической модели Боулдинг рассматривает интересы сторон как побудительные
силы в конфликтном поведении людей. Используя идеи бихевиоризма, он определяет
динамику конфликта как процесс, складывающийся из реакций противоборствующих
сторон на внешние стимулы. Поэтому общественные столкновения являются
«реактивными процессами».
В отличие от психологии и социологии, где концепции конфликта стали уже
классическими, в политологии собственно конфликтологические теории выделить
сложно. Проблема конфликта, как правило, включается в более обширную теорию.
Поэтому правомернее говорить о взглядах политологов на роль конфликтов в
обществе, их причинность, управление политическими конфликтами. Часто
политологическими называют социологические теории конфликта, разработанные
Козером, Боулдин-гом, Дарендорфом [2, 18]. Несмотря на указанные трудности,
можно все же выделить три направления исследования конфликтов политологами:
теории политических структур (групп); теории политической стабильности;
этнополитические теории.
Теории политических групп. Итальянский исследователь Вильфредо
Парето (1848—1923) — создатель теории элиты — считал, что социальное
поведение людей зависит от разума и от иррациональных уровней психики. Как люди
отличаются по биопсихологическим качествам, так и общество социально неоднородно.
Социальная изменчивость означает деление общества на массу индивидов
управляемых и небольшое число управляющих, которое называется элитой. Борьба
между элитами и их смена составляют сущность любого общества.
Если господствующая элита начинает деградировать и не стремится этому
противодействовать путем кооптации новых членов из низших классов, обладающих
соответствующими качествами, то наступает социальный конфликт в виде
революции. Весь смысл ее заключается в обновлении персонального состава
правящей верхушки — элиты общества. Кроме революций, в обществе возможны и
другие социальные конфликты, которые обеспечивают процесс постоянного
круговорота элит.
Один из создателей политологии Гаэтано Моска (1858—1941), автор
известной работы «Элементы политической науки» (1896), считал важным деление
общества на два класса: господствующий «политический класс», который берет на
себя государственные функции и пользуется привилегиями, и управляемый класс,
неорганизованное большинство. Реальная власть всегда в руках политического
класса. В обществе всегда существуют силы, готовые сменить старое правящее
меньшинство. Смена происходит в виде социальных конфликтов.
Французский социальный мыслитель Жорж Сорель (1847— 1922)
(основная работа «Размышление о насилии» опубликована в 1907 г.) отвергал
рационалистическую интерпретацию общества в истории, идею социального
прогресса. Стихийное, иррациональное движение масс Сорель противопоставлял
организованной политической борьбе, а насилие (как высшее творческое начало истории)
— силе (как выражению авторитарной государственности). Только с помощью насилия
и социальных конфликтов (революций, всеобщих забастовок) рабочий класс может реализовать
свои стремления.
Немецкий исследователь Франц Оппенгеимер (1864—1943), изучая
историю государства, пришел к выводу, что не экономические причины привели к
созданию государственности, а правовые. Часть общества, захватив власть с
помощью насилия, учреждает правовой институт — государство — для удержания в
подчинении всех остальных. В ходе эволюции общества меняется форма насилия, но
сущность государства остается неизменной.
Центральным звеном концепции американского политолога Лртура Бентли
является политическая группа. Деятельность политической группы позволяет ей
реализовать свои интересы. Но в обществе действует много других политических
групп: партий, Движений, сообществ, что приводит к пересечению их интересов.
Политическая группа может применить силу, чтобы реализовать свои
интересы. Сила включает не столько физическое принуждение, сколько давление,
угрозы, демонстрации, политические дискуссии и т.п. Благодаря их гибкому
применению политическими группами реализуется политическая жизнь общества.
Теории политической стабильности. Концепции
данного направления появились в начале 60-х годов. Основное внимание в них
уделяется изучению факторов недопущения конфликтов в современном обществе-
Так, Дж. Блондел предложил трехмерное измерение политической системы в
отличие от традиционной дихотомии (демократия-диктатура). По его мнению, помимо
тоталитарно-демократического измерения, необходимо учитывать
«радикально-консервативную ось», измеряющую направленность осуществляемой
правительством политики на изменение или сохранение существующего положения, а
также «либерально-авторитарную ось», оценивающую средства — согласие или
принуждение, при помощи которых правительство осуществляет свои политические
цели.
В 1965 г. американский политолог Д. Истон в работе «Системный
анализ политической жизни» предложил консервативную модель стабильности. По
его мнению, объектами поддержки политической системы являются: политические
власти, т. е. ключевые лица, участвующие в определении политики, —
правительство; режим, т. е. совокупность правовых и неформальных правил, которые
применяются для разрешения конфликтов внутри системы; политическая общность, т.
е. совокупность членов системы, связанных друг с другом политическим
разделением труда.
Американский социолог С. Липсет (р. 1922) в 1963 г. предложил
концепцию демократической стабильности, изложенную в книге «Политическая
личность». По Липсету, стабильны те системы, которые обладают опытом
«непрерываемого продолжения политической демократии и отсутствия значительных
политических движений, оппозиционных демократическим правилам игры».
Демократическая стабильность обеспечивается определенным уровнем
здравоохранения, индустриализации, образования и урбанизации общества.
Отсутствие должного социально-экономического развития общества оценивается
как отсутствие демократии, а следовательно, и стабильности. Состояния
стабильности и нестабильности статичны и альтернативны друг к другу.
В теории «внутреннего конфликтного поведения», разработанной Д.
Сандерсом, все дестабилизирующие события рассматриваются как отклонения от
системы специфичной «нормальности», которая отличается от страны к стране и от
периода к периоду времени. Под такими событиями Сандерс понимает изменения в
режиме, властях и сообществе, мирные и насильственные вызовы политической
системе, т. е. разные формы внутреннего конфликтного поведения. Категория
нормальности, отклонение от которой приводит к конфликтам, связана с уровнем
массового сознания, выраженным в господствующих в данном обществе в данный
момент социальных ценностях.
Этнополитические теории. Эти концепции появились во второй
половине 70-х годов. Известность приобрела концепция внутреннего колониализма,
предложенная профессором Вашингтонского университета М. Гектером в 1975
г. М. Гектер увязывает проблемы неравномерности социально-экономического
развития с этническими различиями населения государства. Важен политический
конфликт между центральным правительством и этническими периферийными группами
в процессе модернизации многонационального государства. Усиление различий в
социально-экономическом развитии этнонациональных групп объясняется их
неравномерной модернизацией. Образовавшееся экономическое неравенство
становится причиной проявления этнонациональной солидарности, а в дальнейшем —
этнона-ционализма.
Близка к этой концепции теория «неравномерного развития» Т. Нейрна,
директора Шотландского международного института. По его мнению,
этнонациональный конфликт — результат навязывания менее развитым районам
страны образцов развитого центра [4]. Т. Нейрн считает, что по мере того, как.
капитализм, распространялся и подчинял древние общества, приходившие в
соприкосновение с ним., они обычно распадались на отдельные части вдоль
«линий разломов», содержащиеся внутри них..
Эти линии почти всегда были линиями этничности, но иногда глубокие
религиозные разграничения могли выполнять ту
же функцию.
Доминантное положение политических факторов в генезисе этнонацональных
конфликтов представлено в этнополитической концепции профессора Колумбийского
университета Дж. Ротшильда. В работе «Этнополитика» (1981) он отмечает,
что в ходе модернизации происходит политизация лидеров национального
меньшинства, а следовательно, политизация всей социальной группы. Побудительным
мотивом начала этого процесса является озабоченность сохранением
этноспецифических черт и стремление мобилизовать их носителей в сплоченную
группу. Для дальнейшей консолидации необходимы «элита группы, способная и
заинтересованная в мобилизации носителей этнических черт в деятельную
общность», а также соперничество из-за ограниченных ресурсов внутри «большого»
сообщества. Одним из вариантов второго условия может быть
центрально-периферийный конфликт на этнонациональной основе.
2.2
История отечественной конфликтологии
Количественный анализ публикаций за 70 лет с момента выхода первой
работы отечественного автора по проблеме конфликта дал возможность сформировать
общее представление о характере печатных работ (табл. 2.1).
Анализ количества, характера и объема публикаций по проблеме конфликта
показывает, что конфликтология как относительно самостоятельная наука
существует в России с начала 90-х годов. К началу 1998 г. в стране -защищено 22
докторских и 203 кандидатских диссертации. С 1924 по 1994гг. включительно
опубликовано более 311 книг, монографий, брошюр, 1712 статей
Таблица
2.2 Общее количество публикаций по проблеме конфликта.
в журналах и сборниках, а также глав и параграфов в книгах, посвященных
проблеме конфликта. Из истории науки известно, что многие дисциплины
приобретали статус самостоятельных, имея менее солидную исследовательскую базу.
Анализ данных, представленных в табл. 2.2, показывает, что в разных
отраслях конфликтологии сложились различные тенденции в способах отражения
получаемых знаний в печати. Так, если в искусствоведении и философии
диссертации составляют соответственно 20% и 19% общего числа публикаций, то в
социологии — лишь 5%, а в психологии и политических науках — 7—8%.
Относительное количество публикаций в виде книг и брошюр наиболее велико в
математике — 32%, меньше в социо-биологии — 7%, а также военных науках - 10%.
Первая работа в данной области, обнаруженная авторами, была опубликована
в 1924 г. Ее написали П.О. Гриффин и М.И. Моги-левский [20]. Она носила в
большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам,
а также порядку их разрешения.
Исследования конфликтов в отечественной науке сначала велись в рамках
частных конфликтологических дисциплин: социологии конфликта, правоведения,
психологии конфликта, математического анализа конфликта и др. Длительность
исследования наукой проблемы конфликта влияет на качество и количество
полученных знаний. Время, в течение которого проблема конфликта изучается как
самостоятельная в частных конфликтологических науках, показано на рис. 2.1.
Начало изучения конфликта в рамках конкретной дисциплины определялось по времени
опубликования первых работ, посвященных данной проблеме.
Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит выраженный
междисциплинарный характер. Новая наука — конфликтология рождается не на стыке
двух-трех научных дисциплин, как это обычно бывает. При формировании конфликтологии
используются знания о конфликте, накопленные в рамках одиннадцати наук,
являющихся фактически отраслями конфликтологии. Трудно назвать другое явление,
которое вызывало бы устойчивый интерес у такого количества ученых, представляющих
столь широкий спектр разных научных дисциплин.
На сегодняшний день различные науки по-разному продвинулись в изучении
конфликта и внесли разный вклад в формирование междисциплинарной области знания
— конфликтологии. Одним из объективных критериев относительной степени
разработанности проблемы конфликта в конкретной науке может служить общее
количество публикаций (рис. 2.2).
Анализ представленных данных позволяет сделать вывод, что лидером среди
наук, изучающих конфликт, является психология. Это связано с той определяющей
ролью, которую всегда играет человек в возникновении, развитии и завершении
любых социальных и внутриличностных конфликтов. Однако лидирующее положение
психологии характерно только для отечественной конфликтологии. В западной
конфликтологии наибольшее количество исследований проведено социологами.
Кроме психологов, наиболее значительный вклад в изучение конфликта внесли
социологи и политологи. Представителями этих трех наук подготовлено 58% общего
количества публикаций, имеющихся в одиннадцати науках, изучающих конфликт.
История конфликтологии представляет собой раздел этой науки, решающий
четыре основные задачи:
·
изучение динамики развития знаний о конфликтах, опосредованное
сменой стилей мышления конфликтологов;
·
раскрытие взаимосвязей конфликтологии с другими науками;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|