В 20 — 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных
психологов. По мнению англо-американского психолога У. Мак-Дугалла
(1871—1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные
инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по
наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство.
Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание
обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и
на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела
сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С.
Сигеле и др.).
Начало этологического подхода к конфликту было положено в 30-х годах
работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии
Конрада Лоренца (1903—1989). Впервые в мировой науке им была высказана
гипотеза о том, что главной социальных конфликтов является агрессивность
индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у
животных и человека однотипны, а агрессия — постоянное состояние живого
организма. Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях
нидерландского этолога Н. Тинбергена (1907—1988).
Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский психолог
Курт Левин (1890—1947) разработал концепцию динамической системы
поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие
между индивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов.
Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера
группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных
полей личности и структуры взаимодействия индивидов.
Группа психологов Йельского университета (США) во главе с Д.
Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, предложила новую
гипотезу конфликта — фрустрационно-агрессивную. В этой концепции интегрирована
биосоциальная причина конфликтов — агрессивность индивида и социальная причина
— фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного
поведения обычно предполагают существование фрустрации.
Известным представителем поведенческого направления является
американский психолог Арнольд Басе. Причины конфликтов он ищет не только
в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении,
которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с
окружающей социальной средой.
В соответствии с теорией социометрии, разработанной социальным
психологом Я. Морено (1892—1974), межличностные конфликты определяются
состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями
по отношению друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфликты, от
межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в
соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая
революция» позволила гармонизировать общественные отношения.
Вслед за работами основателя символического интеракционизма —
американского психолога и социолога Д. Мида (1863— 1931) — широкий
резонанс получили исследования представителя чикагской школы Т. Шибутани.
По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального
взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид — среда»
субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь
устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы
приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты.
Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматриваемый период
показывает, что они формировались в русле традиционных направлений психологии,
отражая теоретические конструкции, свойственные данному течению. Эти подходы
стали основой, на которую опираются западные психологи при изучении конфликтов
в последние 40—45 лет. Например, в 60-е годы были опубликованы работы
американского психотерапевта Эрика Берна (1902—1970), который на основе
синтеза идей психоанализа и интеракционизма создал теорию трансактного анализа.
По Э. Берну структура личности («Я») включает в себя три компонента-состояния:
«ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель»
(тяготение к стереотипам, предрассудкам, обобщениям, поучениям) и «взрослый»
(рациональное и ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людей
осуществляются трансакции. Если реализуется непересекающаяся трансакция, то она
обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся
трансакция, то это сигнализирует о нарушении процесса общения, что может
привести к конфликтам.
В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной
психологии ведутся по следующим направлениям:
·
теоретико-игровое (М. Дойч);
·
теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
·
теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт,
Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).
Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают
построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее
разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают
четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения
в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное
и конкурентное.
В системном виде данный подход выражен в работах американского
социального психолога М. Дойча. Его концепция представляет собой
целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта.
По мнению М. Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников
межличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивах
противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к
мотивационной концепции [12].
Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут
разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным
считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных
целей.
Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследователи создают в
реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют
конкурентную, кооперативную и смешанную. Конкурентная ситуация в процессе
обучения может иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям
сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними [12]. Ситуация кооперативного
обучения дает больший эффект, чем традиционное индивидуальное обучение.
Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является
теория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теории
игр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж.
Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе
организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования
стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания установок
на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили
пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: конкуренция,
приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество.
В целом исследователи стремятся к изучению реального поведения. В то же
время опросные методы, используемые для диагностики стиля разрешения
конфликта, позволяют исследовать скорее намерения субъектов, чем реальное
поведение. Опрашиваемые испытывают трудности в разграничении некоторых категорий.
Для устранения этих недостатков предлагается сочетать самооценки поведения в
конфликтной ситуации с взаимооценками и оценками экспертов [17].
На рубеже 60—70-х годов начинает формироваться самостоятельное
направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного
взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса
рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии.
Исследования сосредоточены на решении двух проблем: выявлении совокупности
условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к
переговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже
приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наиболее разработана
технология переговорного процесса.
Социал-дарвинизм. Первые попытки создать социологическую
теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль
конфликта, относятся ко второй половине XIX в. В этот период появились работы
английского социолога Герберта Спенсера (1820—1903), например «Основы социологии»,
где развивался тезис о всеобщности и универсальности конфликта.
Спенсер утверждал, что борьба за выживание, конфликты между индивидами и
группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивают процесс общественного
развития. Г. Спенсер был сторонником социал-дарвинизма, получившего развитие в
данный период. Социал-дарвинисты утверждали, что общество может быть
отождествлено с организмом. Это дает возможность объяснить социальную жизнь
биологическими закономерностями. Яркими представителями этого учения, наряду
со Спенсером, были У. Бэджгот, У. Самнер, Л. Гумплович, Г. Ратценгофер, А.
Смолл, которые, описывая проявления социальной борьбы в столкновении
интересов, унаследованных норм и новых идей, привлекли внимание к проблеме
конфликта.
Марксистская теория. Особое место в теории социального
конфликта занимают работы Карла Маркса (1818—1883), открытие которым
материалистического понимания истории дало возможность по-новому взглянуть на
развитие социальных отношений. По К. Марксу, в обществе люди вступают друг с
другом в необходимые социальные отношения, которые не зависят от их воли и
сознания. Это главное условие формирования социальной субстанции, общества.
Его развитие осуществляется в соответствии с диалектическим законом единства и
борьбы противоположностей, которые в этом обществе представлены большими
социальными группами или классами. Основная проблема в их отношениях — система
распределения ресурсов. Исходя из этого формулируются основные тезисы марксовой
концепции конфликта:
·
Чем более неравномерно распределяются в
системе дефицитные ресурсы, тем глубже конфликт между господствующими и
подчиненными классами.
·
Чем глубже подчиненные классы начнут
осознавать свои истинные интересы, тем более вероятны их сомнения в законности
существующей формы распределения ресурсов.
·
Чем больше подчиненные классы сознают свои интересы и
начнут сомневаться в законности существующего распределения, тем более
вероятно, что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с
господствующими классами.
·
Чем выше идеологическая унификация членов подчиненных
классов, тем более развита их структура политического руководства, тем сильнее
поляризация противостоящих классов.
·
Чем сильнее поляризация господствующих и угнетенных, тем
насильственнее будет конфликт.
·
Чем более насильственным является конфликт, тем больше
структурных изменений системы он вызовет и тем большее перераспределение
недостающих ресурсов в результате произойдет.
Исследователи наследия К. Маркса обратили внимание на то, что классовый
конфликт рассматривался им без теоретического анализа его разнообразных
поведенческих форм. Указывается на абсолютизацию роли экономических отношений в
возникновении социального конфликта. Маркс считал, что каждая из конфликтующих
сторон имеет лишь одну цель — стремление к распоряжению дефицитными ресурсами,
что было опровергнуто социальной практикой. Несмотря на это теория Маркса
получила широкое распространение.
Функциональная теория конфликта. Заметным шагом
в изучении конфликта западной социологией стали работы немецкого социолога
Георга Зиммеля (1858—1918). Автора опубликованной в 1908 г. «Социологии» по
праву считают основоположником функциональной теории конфликта. Согласно
Зиммелю, конфликт — универсальное явление; более того, полностью единая и
гармоничная группа или общество вообще немыслимы. Даже если бы они
существовали, то, не обладая механизмом саморазвития и не подвергаясь
воздействию импульсов, стимулирующих изменения, они оказались бы нежизнеспособными.
Важное значение имеют выводы Зиммеля о воздействии конфликта на
внутреннюю структуру группы. В экстремальных ситуациях, например в случае
войны, усиливается тенденция к централизации вплоть до установления
деспотического режима. Возникнув, централизованная структура стремится к
самосохранению и с этой целью склонна выискивать нового противника для
создания новых внешних конфликтов. Вкладом Зиммеля в теорию конфликта является
включение третьей стороны. Отношения в диаде допускают возможность лишь
прямолинейного конфликта. С появлением «третьего» открывается возможность для
многоплановых отношений, осознания различий, формирования коалиций,
становления групповой солидарности, т.е. возможность сложного социального
взаимодействия.
Таким образом, в период со второй половины XIX в. и до начала XX в.
функциональные концепции признавали социальный конфликт нормальным явлением
общественного бытия, неотъемлемым свойством социальных отношений. Конфликтам
отводилась важная позитивная роль в общественном процессе. Общим для
рассмотренных концепций было то, что конфликт анализировался на макроуровне
(класс, народ, государство).
Структурный функционализм. В первой половине XX в. проблема
конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. В
этот период интенсивно развивались прикладные социологические исследования,
направленные на выявление условий возникновения и протекания конфликтов на
микроуровне — в малых группах и между отдельными индивидами. Задачей
практической социологии был поиск эффективных методик разрешения конфликтных
ситуаций в организациях, на производстве. Эти конфликты рассматривались как
негативные процессы, сдерживающие развитие общества. Внимание социологов
занимали забастовки, демонстрации протеста, бунты, военные конфликты и другие
«аномалии» социальной действительности.
Данная переориентация в подходе к изучению социального конфликта была
обоснована американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902—1979) в
работе «Структура социального действия». Анализируя функциональную модель
общества, ,Т. Парсонс рассматривал конфликт как причину дестабилизации и
дезорганизации общественной жизни. Определив конфликт как социальную аномалию,
главную задачу он видел в поддержании бесконфликтных отношений между различными
элементами общества, что обеспечивало бы социальное равновесие,
взаимопонимание и сотрудничество. На уровне социальной системы интегративную
функцию выполняют правовые институты, религия и обычаи. По мере развития
общество повышает «обобщенную адаптивную способность» и становится менее
конфликтным.
Концепция Т. Парсонса обоснованно подвергалась критике за ее
«нежизнеспособность» и в 50-е годы в западной социологии произошел возврат к
конфликтной модели общества.
Теория «позитивно-функционального конфликта». Выход в свет в
1956 г. работы американского социолога Льюиса Козера «Функции социального
конфликта» заложил основы современной западной социологии конфликта. В
концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козер обосновал положительную
роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем. Развивая идеи
Зиммеля, Козер утверждал, что нет и не может быть социальных групп без
конфликтных отношений. В данной теории конфликт рассматривается как борьба за
ценности и социальный статус, власть и недостаточные материальные и духовные
блага. Это борьба, в которой целями сторон являются нейтрализация, нанесение
ущерба или уничтожение противника.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|