Закон устанавливает разнообразные гарантии иностранным инвестициям,
такие, как гарантии о национализации и экспроприации, гарантии от незаконных
действий государственных органов и должностных лиц, гарантии от изменения
политической ситуации и многие другие гарантии.
Так, иностранные инвестиции не могут быть национализированы и
экспроприированы, кроме как в случаях, когда такая экспроприация и
национализации осуществляются в общественных интересах. В случаях принятия
таких мер иностранным инвесторам не-медленно выплачивается адекватная и
эффективная компенсация.
Иностранные инвесторы гарантированы от изменения законодательства в
течение 10 лет с момента осуществления инвестиций и государство при любых
обстоятельствах, в том числе войны, смены Правительства или государственного
строя, полностью сохраняет все свои имущественные обязательства перед
инвестором, подчиняясь решениям международного арбитража.
Хотя Конституция не содержит определения субъектов и объектов
собственности, объема и пределов осуществления собственниками своих прав,
гарантии их защиты, однако она дает ссылку на специальный закон. Таким законом
является прежде всего Гражданский кодекс Республики Казахстан, в
соответствии с которым под правом собственности понимается признаваемое и
охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть,
пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Согласно Гражданскому кодексу в республике существуют равноправно
две формы собственности:
1) частная собственность - собственность граждан и негосударственных
юридических лиц;
2) государственная собственность - республиканская и коммунальная
собственность.
В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением
недр, воды, растительного и животного мира, находящихся в исключительно
государственной республиканской собственности.
Гражданским кодексом предусмотрена возможность изъятия в государственную
собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и
юридических лиц (национализация). При этом, в соответствии со статьей 266
данного Кодекса, убытки, причиненные собственнику в результате национализации,
возмещаются в полном объеме Республикой Казахстан. Данное положение весьма важно
с точки зрения восстановления не по оценочной, а по рыночной стоимости
национализированного имущества.
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О
банках и банковской деятельности" от 31.08.95 г. установил ряд
дополнительных требований и ограничений для создаваемых в республике дочерних,
по отношению к иностранным, банков и банков с иностранным участием.
Банк-нерезидент Республики Казахстан вправе подать в Национальный банк
заявление о выдаче разрешения на открытие дочернего банка после одного года
работы на территории Республики Казахстан представительства данного банка. При
этом родительский банк должен иметь определенный рейтинг одного из основных
рейтинговых агентств (перечень агенств и минимальный рейтинг устанавливаются
Национальным банком).
В Указе Президента РК, имеющем силу закона, "О страховании"
от 03.10.95 г. отмечается, что иностранные инвесторы производят страхование
рисков, связанных с осуществляемой ими в республике деятельности, в страховых
организациях республики.
Деятельность иностранных страховых организаций на территории республики в
качестве непосредственного страховщика запрещается -иностранные юридические
лица, включая иностранные страховые организации, и иностранные граждане вправе
быть лишь участниками страховых и перестраховых организаций Республики
Казахстан.
При этом доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде не может
превышать 50 %. Такое ограничение сегодня представляется весьма существенным
тормозом для развития страхового бизнеса в республике и, в частности, негативно
отражается на привлечении иностранного капитала, привыкшего больше доверять
западным компаниям.
Законодательством, регулирующим земельные отношения, в которых участвуют
иностранные инвесторы, предприятия с иностранным участием, являются наряду с
Конституцией, указ Пезидента Республики Казахстан от 26.12.95 г. "О
земле" и другие нормативные акты.
В частной собственности, согласно этим законам, могут находиться
земельные участки, предоставленные (предоставляемые) под застройку или застроенные
производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями,
сооружениями и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания
зданий и сооружений в соответствии с их назначением.
К иностранным землепользователям по указу "О земле" относятся
иностранные граждане, иностранные юридические лица, иностранные государства,
международные объединения и организации.
Пункт 4 статьи 4 Указа "О земле" содержит важное замечание, что
иностранные граждане и юридические лица пользуются правами и несут обязанности
в земельных правоотношениях наравне с гражданами и юридическими лицами
Республики Казахстан, если иное не определено законодательством и указом и,
таким образом, ограничений в праве собственности на земельные участки для
иностранных граждан и юридических лиц, в сравнении с гражданами и юридическими
лицами Республики Казахстан, нет.
Согласно Указу "О недрах и недропользовании"
недропользователями могут быть граждане или юридические лица, государство и
(или) международные организации, получившие право осуществлять операции по
недропользованию.
Весьма важно то, что иностранные граждане и юридические лица пользуются
правами и несут обязанности в отношениях по недропользованию наравне с
гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан и иностранные
недропользователи (иностранные юридические и физические лица, иностранные
государства, международные организации) отнесены к субъектам недропользования.
Предоставление права недропользования производится на основе контракта и
лицензии, которые могут быть следующих видов: о разделе продукции; о концессии;
сервисный контракт; о совместной деятельности и иные виды контрактов.
Деятельность иностранных инвесторов в процессе приватизации регулируется
Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, "О
приватизации" от 23 декабря 1995 года, Положением "Об
участии иностранных инвесторов в процессе приватизации государственной
собственности в Республике Казахстан" от 20 июля 1993 года N 633 (с
изменениями от 5 декабря 1994 года и от 24 августа 1995 года), а также
положениями и правилами об управлении государственным имуществом,
межправительственными соглашениями.
Иностранными инвесторами по упомянутым законам и положениям могут быть
иностранные физические лица (не являющиеся гражданами или постоянными
резидентами Республики Казахстан); иностранные юридические лица, за исключением
юридических лиц, созданных и действующих за рубежом с участием физических лиц
(граждан) Республики Казахстан и юридических лиц, созданных в соответствии с
законодательством Республики Казахстан, 50 и более процентов акций или доли
которых принадлежат иля контролируются прямо или косвенно иностранными
юридическими или физическими лицами, иностранными государствами и их органами,
международными организациями.
В республике, несмотря на некоторые недоработки, на сегодня сложились
основы законодательства по иностранным инвестициям, регулирующие основные
производственные отношения между государством и инвесторами.
Несмотря на это, законодательный механизм находится в постоянном
развитии, принимаются новые и дополняются прежние законы, способствующие
совершенствованию регулирования данный отношений.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ
ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА И ИНВЕСТИЦИЙ за последние три
года неоднократно изменялся. Органы государственного управления, связанные с
процессом управления внешней помощью, подвергались периодически реорганизациям.
Поиск оптимальной схемы управления иностранным капиталом, в которой каждый субъект отношений будет
выполнять свои четко определенные функции, позволяй избежать дублирования,
происходит и сегодня.
Организационный механизм государственного регулирования иностранных
инвестиций и капитала до ноября 1996г. включал в себя преимущественно регулирование
внешнего заимствования, не выделяя в качестве специальных структур управления
органы управления пря инвестициями. Как правило, последние существовали лишь в
виде управлений внутри вначале Агентства по иностранным инвестициям, а затем
Комитета по использованию иностранных инвестиций.
Однако в ноябре 1996 г. был создан Государственный комитет по
инвестициями специализирующийся на регулировании иностранных инвестиций.
В соответствии с изменениями статуса органов регулирования ПИИ изменялся
и состав его функций от косвенного вмешательства (в период с 1991 по 1994 гг.,
когда существовало Агенство по иностранным инвестициям) в процессы регистрации
предприятий, через полную отмену такого регулирования (период существования
Комитета по иностранным инвестициям вначале при Кабинете Министров, а затем при
Министерстве финансов) и вновь к косвенному регулированию этих инвестиций (с
созданием ГКИ - Государственного комитета по инвестициям).
Целью ГКИ, как отмечается в указе, является осуществление государственной
политики по стимулированию прямых инвестиций. Согласно указу Комитет является
единственным уполномоченным органом в деле осуществления политики государства в
области прямых зарубежных инвестиций.
В связи с этим Комитету предоставлено право:
- вести переговоры и подписывать международные договоры по вопросам
инвестиционного сотрудничества и привлечения прямых иностранных инвестиций;
- запрашивать и получать от центральных и местных органов необходимую
информацию;
- осуществлять экспертизу и участвовать в разработке проектов нормативных
правовых актов, актов центральных и местных органов власти в части прямых
инвестиций.
Таким образом, принятие данного Указа разграничило функции Комитета по
иностранным инвестициям при Министерстве финансов РК и Государственного
комитета по инвестициям в части привлечения и использования международных
предпринимательских прямых инвестиций.
Введение специального органа регулирования ПИИ является неверным шагом и
ведет к негативным последствиям в деле привлечения ПИИ. Это связано с
нарушением принципа минимального прямого вмешательства государства в данные
процессы. Определенным выходом из этой ситуации, возникшей в результате
непродуманных шагов, может быть только концентрация всех тех полномочий
государства, которые могут интересовать инвестора, и которые сегодня разбросаны
по различным ведомствам (например, приватизации, Госкомиссии по приватизации в
нефтегазовом секторе и т.д.).
3. ДРУГИЕ МЕХАНИЗМЫ.
Одной из сторон влияния государства на инвестиционный процесс, приток
международного капитала является повышение его международного авторитета и интеграция
в международные экономические отношения. В этой связи республика вступила в
ряд международных организаций и ратифицировала многие международные документы в
области экономики. За короткий срок республика стала членом международного
сообщества, установила партнерские отношения со многими международными
организациями.
Знаменательным шагом в этом плане может служить вступление Казахстана во
Всемирную торговую организацию (ВТО).
Многосторонний договор ВТО, как известно, создает предпосылки для общего
снижения всех таможенных пошлин, устраняет дискриминацию государств в мировой
торговле. Казахстан в рамках двусторонних соглашений имеет право пользоваться
предпочтительным статусом развивающей страны, согласно списку Комитета помощи
развития DAC ОЭСР, и тем самым еще больше снижать пошлины со
стороны развитых стран.
В области регулирования внешнеторговой деятельности республика прошла
путь от жесткого контроля со стороны государства до либеральной системы внешней
торговли.
Республика имеет огромный экспортный потенциал, который оценивается в
15-18 млрд. дол., но фактически составляет только 5 млрд. долл. Основной
задачей внешнеторговой политики Казахстан на 1996-1998 годы является оптимизация
платежного баланса и увеличения экспортного потенциала республики. Эти задачи
будут решаться посредством дальнейшей либерализации внешней торговли в
сочетании с умеренным протекционизмом отечественных товаропроизводителей,
изменением законодательной базы в соответствии с принципами ВТО.
Либерализация внешнеторговой деятельности включает и создание Таможенного
союза стран СНГ.
В 1992-1993 годах был установлен порядок нетарифного регулирования
внешнеторговой деятельности, включающей квотирование и лицензирование экспорта
и импорта.
В период 1994-1995 гг. и в начале 1996 года была существенно
либерализована внешняя торговля:
- отменено квотирование экспорта товаров;
- сокращен перечень лицензируемой продукции;
- отменены экспортные пошлины на все товары;
- упразднен институт спецэкспортеров, то есть сегодня все хозяйствующие
субъекты, независимо от форм собственности, имеют право экспорта любых товаров;
- образован ряд свободных экономических зон;
- разработана схема преференций для слаборазвитых и развивающихся стран,
которая предоставляет частичное или полное освобождение от уплаты импортных
таможенных пошлин продукции, завозимой из этих стран;
- для предотвращения ввоза некачественных товаров в республику
совершенствуется система технического, санитарного, фотосанитарного и иного
контроля;
- введена система независимой предотгрузочной экспертизы экспортных и
импортных контрактов.
Целесообразность вступления Республики Казахстан в Таможенный союз с
Российской Федерацией была обусловлена следующими факторами.
Во-первых, основные экономические показатели стран "четверки"
весьма сходны. Во-вторых, экономики стран "четверки" взаимосвязаны
между собой.
В-третьих, неразвитость многих элементов экономики каждой из стран не
позволяет обособиться друг от друга.
Создание Таможенного союза предусматривает отмену ограничений во взаимной
торговле и принятие единой системы тарифного и нетарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в торговле с третьими странами.
Кроме законодательной защиты, дополнительные гарантии иностранным
инвесторам обеспечиваются двусторонними межправительственными соглашениями о
поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций. За период суверенитета
Казахстанским Правительством подписаны такие соглашения с 18 странами. Это:
США, Англия, Франция, Швейцария, Турция, Египет и др. В настоящее время в
процессе обсуждения находятся проекты соглашений с 20-ю странами.
Таким образом, в республике на сегодня в определенной мере созданы основы
государственного регулирования привлечения и использования иностранного
капитала и инвестиций. Однако действенность такого механизма остается
невысокой, что пагубно отражается на инвестиционном климате страны.[ ]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальная программа стимулирования отечественных и иностранных
инвестиций в экономику республики - это звено в цепи законодательных,
нормативных и программных документов, направленных на обеспечение повышения
инвестиционной активности в стране. Важность же иностранного капитала и
инвестиций требует того, чтобы такая программа работала бы в унисон с
Программой мер Правительства по углублению реформы.
Программа должна исходить из главной предпосылки: для противодействия
сползанию экономики в длительную депрессию необходимо срочно повысить
инвестиционную активность, а для этого должна быть создана политика привлечения
и использования иностранного капитала и инвестиций. При этом акцент должен быть
сделан на разработку конкретных механизмов и процедур, регламентирующих
инвестиционный процесс на основе внешней помощи.
Общая направленность Программы должна сводиться к следующему:
1. Улучшение инвестиционного климата в Казахстане. Необходимым условием
для этого, выступает дальнейшее снижение инфляции, а вслед за ней и ставки
рефинансирования Национального Банка РК. Важнейшими вопросами являются
искоренение коррупции в государственном аппарате, создание устойчивого
законодательного и организационного механизма работы с иностранными
инвесторами.
2. Выработка и реализация мер, направленных на резкое увеличение объема
инвестиций, в том числе: предпочетание и активное привлечение прямых
иностранных инвестиций; создание предпосылок для включения в инвестиционный
процесс сбережений населения и др.
3. Создание принципиально нового механизма капитальных вложений в
социальную сферу, в том числе механизма подъема индивидуального строительства.
Как неоднократно отмечал Президент республики, малое строительство должно стать
тем локомотивом, который вытянет экономику республики.
4. Повышение эффективности отечественных и иностранных вложений капитала.
Главными предпосылками для этого могут быть, соблюдение принципов конкурсности,
открытости в использовании привлеченнных на кредитной основе средств.
Очевидно, что на сегодня в условиях практически полной приватизации
экономики исключительная роль в проведении инвестиционной политики принадлежит
регионам и местным органам власти. Сегодня инвестиционная активность в разных
регионах страны различна. Эти различия зависят от наличия или отсутствия
запасов природных ископаемых, географического положения регионов, степени
развитости инфраструктуры, самих органов власти и т.д.
С другой стороны, регионы не должны идти по модному сегодня пути создания
всевозможных местных фондов, как грибы растущих под самыми различными
наименованиями ("поддержки предпринимательства", "поддержки
инвестиций" и т.д.). Как показывают наблюдения и анализ, чаще всего они
решают узкогрупповые задачи, сами фонды невелики и, следовательно, их
распределение сопровождается коррупцией и, таким образом, они превращаются в
элементарную кормушку для чиновников. Кроме того, власть никогда не должна
выполнять распределительной финансовой функции, ибо это противоречит ее
назначению, ведет к срастанию власти и бизнеса.
Почему же местные органы власти определяют сегодня инвестиционную политику?
Это связано с тем, что регионам, на наш взгляд, сегодня необходимо
работать в двух направлениях:
1) активизации среднего и малого бизнеса и 2) активизации использования
денежных средств населения в инвестиционных процессах. Но,
как известно, именно эти направления определяют в нормальной экономике
инвестиционную ситуацию: во всем мире практически вся экономика и занятость (на
80-90%) строятся на малом и среднем бизнесе, а денежные накопления населения
являются первейшим источником инвестиций. Таким образом, не Правительство, а
именно области должны играть все большую роль в придании экономике
инвестиционного импульса.
Что же следует предпринимать сегодня в этих направлениях регионам?
Конечно, малый и средний секторы экономики в традиционной рыночной
экономике должны меньше всего быть связанными с государственным контролем или
регулированием, - они должны функционировать в режиме высокой конкуренции и
мобильности.
Однако сегодняшнее их состояние столь плачевное, что без поддержки
государства и региональных органов власти не обойтись. Но поддержки такой до
сего дня нет и в помине, -посмотрите на так называемые центры малого бизнеса в
областях, - кроме одного старого "Жигуленка" и допотопного компьютера
большинство из них ничего не имеют.
Основная проблема в развитии среднего и малого бизнеса - нехватка в
достаточной мере средств. Но рассчитывать им при этом на новые денежные
источники будет неверным. Есть масса различных способов содействия
инвестиционным процессам в этой области, которые должны дать лишь толчок их
развитию. Не останавливаясь на них подробно, мы бы хотели отметить такую роль
регионов, как выступление их совместно с государством гарантами в
инвестиционных внешних займах для малого и среднего бизнеса.
Что касается включения денежных накоплений в инвестиционные
процессы, необходимо отметить, что сейчас уже много проектов в этой области, но
все они "грешат" одним недостатком - в них не учитывается то, что
этот процесс должен происходить на региональном, местном уровне. И если по
разным оценкам размеры накоплений населения сегодня оцениваются в 2-3 млрд.
долл. можно представить ответственность, которая лежит на местных органах
власти за неиспользование этого инвестиционного потенциала. Сегодня та
программа строительства жилья, о которой говорил Президент Н. А. Назарбаев, как
о локомотиве экономики, должна решаться через использование именно этого
источника.
Для развития заложенных в конкурс идей государственно-коммерческого
финансирования проекта необходимо воспользоваться российским опытом по использованию
механизмов сертификации проектов и государственных гарантий инвесторам.
Опыт России подтвердил, что проведение сертификации резко повышает их
доверие к проектам. Она позволит создать конкуренцию капиталов на
инвестиционном рынке и будет способствовать снижению ставки процента
коммерческого кредита, что в конечном счете обеспечит повышение эффективности
инвестиций.
В реализации Программы важное место занимают создание и совершенствование
законодательной и нормативной базы в инвестиционной сфере, проведение
необходимых организационных мероприятий.
Это прежде всего:
- стабильность финансового, валютного и налогового законодательства
тарифного и нетарифного регулирования инвестиций;
- заблаговременное информирование предпринимателей о намечаемых изменениях
правовых норм;
- отработка процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных
действий органов управления.
что следует ужесточить порядок вывоза капитала за рубеж, контроль за
ценовыми манипуляциями в виде занижения экспортных и завышения импортных .
В ближайшие годы следует сформировать в стране оптимальный уровень
налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися
на рынках инвестиционных капиталов.
Следует внести дополнения и изменения в законодательные и нормативные
акты, регулирующие отношения налогоплательщика с налоговыми органами,
установить порядок рассмотрения апелляций для защиты налогоплательщика,
усовершенствовать механизм, регламентирующий процессуальные отношения при
налоговых проверках, поскольку современная практика регулирования приводит к
спорам об обоснованности и предметах санкций со стороны налоговых органов. Для
этого следует, наконец, решить окончательно вопрос о придании независимости
налоговой службе.
Сохраняет актуальность проблема страховой защиты имущественных интересов
отечественных и иностранных инвесторов в Казахстане. Следует определить общие
принципы страхования инвестиций: перечень страховых случаев невозврата целевых
средств в зависимости от причин, повлекших за собой невозможность их возврата,
при наступлении которых возникает обязанность страховщика по возмещению
инвестору нанесенного его интересам ущерба; размеры страхового взноса; порядок
заключения страховых договоров.
В ближайшее время следует особое внимание обратить на развитие рынка
ценных бумаг, без которого дальнейшее развитие инвестиционного процесса
невозможно. Как показывает анализ, инвестиции в большинстве хозяйствующих
субъектов могли бы значительно оживиться, если бы они (не акционеры) активно
работали на фондовом рынке.
Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная
часть отечественных предприятий приватизирована, неизбежно будет идти
преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций акционерных обществ,
владеющих предприятиями. Поэтому создание вторичного рынка ценных бумаг -
актуальнейшая проблема.
Необходимо предусмотреть дальнейшую дифференциацию импортного тарифа, и,
в частности, ставок пошлин на машины и оборудование. Необходимо значительно
облегчить импорт тех машин, которые не производятся в Казахстане, но которые
способствуют быстрому научно-техническому росту экономики. Одновременно следует
проводить умеренно протекционистскую политику в отношении тех отраслей
отечественного машиностроения, которые могут обновить производственный
потенциал казахстанской промышленности.
Необходимо принятие мер по снижению трансакционных издержек инвесторов,
то есть не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов.
В этих целях следует:
- развивать информационную инфраструктуру инвестиционного рынка
(консалтинг, институт проектного финансирования и т.д.);
- обеспечить безопасность инвесторов от криминальной среды, установить
порядок определения размеров причиняемого ущерба, в том числе за счет
недобросовестной конкуренции.
Использованная литература
1.
Оспанов
М.Т., Мухамбетов Т.И. Инвестиционный капитал и инвестиции: вопросы теории,
практики привлечения и использования. – Алматы, 1997
2. Золотогоров В.Г.
Инвестиционное проектирование. – Минск, 1998
3. Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж.
Александер, Джефри В. Бейли. Инвестиции. –Москва, 1997
4. Инвестиционно –финансовый
портфель. –Москва, 1993
5. Мамыров Н.К., Ихданов Ж.
Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана. –Алматы, 1998
6. Жапбасова А. Государственная
поддержка прямых инвестиций в Республике Казахстан. \\ Вестник КазГУ. Серия
экономическая. –1998, №11
7. Достияров М. Иностранные
инвестиции в Республике Казахстан: анализ форм и необходимость привлечения на
современном этапе. \\ Вестник КазГУ. Серия экономическая. –1998, №10
8. Инвестиционный климат
Казахстана: состояние и перспективы развития. \\ Аль-Пари- 1999, № 4-5
9. Атамкулов Б., Исенов М. Свет
и тени инвестиционной политики. \\ Аль-Пари- 1998, № 1
10. Смешанное общество: мировой опыт и
Казахстан. – Алматы, 1998
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|