С учетом вышеуказанных обстоятельств, на наш взгляд, целесообразно
изменить инвестиционную политику в отношении сельского хозяйства. Поскольку и
зарубежные, и отечественные инвесторы не заинтересованы вкладывать свои
капиталы в сельское хозяйство, то предлагается инвестиции в эту отрасль
освободить от всех налогов. Необходимо урегулировать цены монополистов на
промышленные и сельскохозяйственные товары и услуги. Цены на промышленные
товары, завозимые в сельскую местность, неудержимо растут, когда цены на
сельскохозяйственные продукты в зависимости от покупательной способности
населения ограничены. Соотношение роста цен колеблется в диапазоне от 1,5 до
10-15 раз, т. е. сельскохозяйственные товаропроизводители эксплуатируются
промышленными.
Аграрный рынок и отечественный потребитель нуждаются в защите и
протекции. Импорт сельскохозяйственной продукции в республику продолжает
расти. Так, например, импорт мяса и мясопродуктов увеличился в 2,1 раза,
сливочного и растительного масла - в 3,3 раза. В потреблении мясных продуктов
удельный вес импортных возрос с 1,4 до 10%, молока - с 0,2 до 17%, сахара - с
37,7 до 60%, растительного масла - с 25 до 66%. На казахстанский рынок
стали проникать пищевые продукты из зарубежья с просроченным сроком годности,
что опасно для здоровья населения. В целях контроля за качеством импортных
зарубежных пищевых продуктов необходимо усилить режим сертификации на
таможенных границах страны. Кроме того, на продукты (мука, шерсть, хлопок и т.
д.), в достаточном количестве производимые в Казахстане, целесообразно
установить высокие протекционистские таможенные пошлины, не ограничивая
одновременно экспорт их в зарубежные страны по высоким ценам. А на те виды
продукции, которыми недостаточно снабжается население, следует ввести ограничения
на вывоз за пределы республики. Предлагается соблюдать основное правило:
импорт продуктов, которые могут производиться в самой республике, ограничивается
введением высоких пошлин. До сих пор из зарубежных стран ввозится продукция
легкой и пищевой промышленности. Что происходит при такой ситуации? С одной
стороны, значительная часть инвестиций продолжает уходить в зарубежные
страны, с другой - люди трудоспособного возраста становятся безработными.
Только в 1997 г. на покупку иностранных товаров было затрачено 3 млрд. долл.
США, из них на приобретение изделий легкой промышленности - 800 тыс. долл.
В заключение следует отметить, что рациональное использование
инвестиций требует:
1) принятия протекционистских мер для оживления отечественного
производства, что соответственно уменьшит импорт иностранных товаров;
2) разработки механизмов поощрения инвестирования в отечественное
производство свободных средств отечественного бизнеса;
3) пересмотра системы налогообложения с тем, чтобы оно работало на
создание условий для привлечения отечественного капитала в сферу производства,
установив определенные льготы в налогообложении;
4) выработки механизмов сглаживания существующих резких диспропорций в
ценах промышленной и сельскохозяйственной продукции, создания с помощью цен
и других льгот возможности для оживления сельскохозяйственного производства;
5) обеспечения развития внутреннего рынка за счет роста производства
отечественных товаров.[ ]
Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективно и
строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастнной администрацией ,
-это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций. Выработка
такой политики должна стать одной из наших основных задач, поскольку трудно
представить себе, как Казахстан сможет добиться быстрого экономического роста и
модернизации без иностранного капитала, технологий и опыта. [ ]
2.2.Инвестиционный климат
Создание инвестиционного климата в стране является важнейшим фактором
привлечения иностранных инвестиций.
Инвестиционным климатом называется совокупность политических,
социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и
географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или
отталкивающих инвесторов.
Инвестиционное решение о выборе определенной географической зоны
определяется ориентировачно четырьмя основными группами показателей:
1.
Прибыль на инвестируемый капитал.
2.
Гарантии инвестиционной деятельности.
3.
Доля в обороте рынка (степень захвата экономической
ниши).
4.
Бюрократия.
Прибыль на инвестиционный капитал в общем случае
зависит от следующих шести основных факторов:
1)
налогооблажения ;
2)
экономических стимулов инвестиций;
3)
затрат, связанных с осуществлением хозяйственной
деятельности, общезаводских накладных расходов;
4)
затрат на социальное обеспечение;
5)
затрат, связанных с сырьем, расходов на транспортировку
и т.д.;
6)
уровня таможенных, акцизных и пр. сборов и налогов.
Гарантии инвестиционной деятельности определяются следующими
пятью факторами:
1)
наличием всеобъемлющей законодательной базы,
регулирующей право собственности, права на землю и прочие активы;
2)
прежними действами или мерами правительства данной
странны в отношении права собственности и активов;
3)
системой гарантий инвестиций, предусмотренной
правительством инвестора в отношении страны, территории или региона,
являющегося объектом инвестирования;
4)
гарантиями инвестирования, предусмотренными
правительством странны, являющейся объектом инвестирования;
5)
политическими условиями и стабильностью/нестабильностью
в стране, являющейся объектом инвестирования.[ ]
3*4 июня 1999 г. в Алматы состоялся третий Международный форум «Алматинский
инвестиционный саммит», организованный Агентством Республики Казахстан по
инвестициям (АРКИ) и газетой «Интернэшнл Геральд Трибюн». В форуме приняло
участие более 300 руководителей и представителей 160 компаний и организаций
из 22 стран мира.
В выступлении Н. Назарбаева были выделены следующие главные
моменты для международного сообщества инвесторов:
Казахстан сегодня является наиболее привлекательной и перспективной
страной для вложения инвестиций как в Центральной Азии, так и в целом по СНГ.
Несмотря на глобальные финансовые потрясения и внутренние
трудности, экономика страны следует путем дальнейшего реформирования и
интеграции в мировую экономическую систему.
Политика Казахстана в отношении инвестиций после президентских
выборов в январе 1999 г. сохраняет свою логическую преемственность на предстоящие
семь лет: «Мы поддерживали и впредь будем поддерживать новые инвестиции».
Совет иностранных инвесторов, несмотря на короткий срок
работы, сумел всколыхнуть сообщество инвесторов в Казахстане, породил ожидания
на радикальное улучшение инвестиционного климата.
Определены ключевые проблемы иностранных инвесторов,
требующие первоочередного решения. В частности, необходимо совершенствование:
законодательного процесса и работы судов; практики соблюдения условий
контрактов, урегулирования инвестиционных споров; практики применения
налоговых соглашений, взимания налога на добавленную стоимость, а также разрешение
вопросов,связанных с ввозом иностранной рабочей силы.
В борьбе за инвестиции предстоит повысить привлекательность
казахстанского рынка,в том числе путем создания современной рыночной
инфраструктуры, снижения транспортной составляющей в структуре затрат всех
отраслей экономики, повышения конкурентоспособности национальных
производителей на внешних рынках, увеличения транзитных потоков через
территорию Казахстана и его соседей.
В соответствии с договором о создании общей торговой зоны
между участниками Таможенного союза с 1 января 2000 г. будут действовать
единые тарифы на транспортные перевозки.
Необходимо снимать все препоны на пути создания малых и
средних предприятий: «Раньше разрешений на открытие такого предприятия было 60,
сейчас стало 10, надо, чтобы
было З».
Другим приоритетом является борьба с коррупцией.
В работе Алматинскбго саммита принял участие президент ЕБРР X.
Келер, который заявил, что «Казахстан является одним из тех мест, где можно
делать инвестиции». В своей речи он отметил, что ЕБРР поддерживает
отечественные и иностранные предприятия в таких разных секторах, как природные
ресурсы, нефтепроводы, энергетика, железные дороги, производство стали,
телекоммуникации, электроника, недвижимость и муниципальные услуги. Успешные
проекты ЕБРР основаны на значительных инвестиционных возможностях,
предлагаемых Казахстаном.
Хорст Келер выделил три основные сферы, с которыми сталкиваются
инвесторы в Казахстане: налоговый режим; бюрократические препятствия; судебная
система, а также коррупция.
Президент ЕБРР отметил, что Казахстан располагает хорошо образованной и
обученной рабочей силой, что является предпосылкой для развития новых предприятий.
Важным путем для этого является поддержка малых и средних предприятий (МСП).
Хороший пример успешной работы - программа ЕБРР по развитию малого бизнеса в
Казахстане, которая финансируется с участием частного сектора (компании
«Шеврон»). ЕБРР предлагает для МСП не просто доступ к финансам, но также
дополнительные инвестиции в местную инфраструктуру и промышленность для усиления
тех звеньев, которые позволят расти малому бизнесу.
Вопросам инвестиционной политики Казахстана было посвящено выступление
Вице-премьера Республики Казахстан, министра иностранных дел К. Токаева,
который обратил внимание всех участников форума на то, что «правительство
страны по-прежнему считает одним из основных приоритетов своей деятельности
формирование благоприятного инвестиционного климата». В этой связи на недавно
состоявшемся заседании правительства одобрена программа привлечения прямых
инвестиций в Республику Казахстан на 1999-2000 гг., которая разработана по
поручению главы государства. Для дальнейшей активизации привлечения
зарубежных инвестиций необходимо изучение мирового рынка капиталов, в том
числе предстоит наблюдать за развитием ситуации как в странах - основных
конкурентах Казахстана, так и в странах с высокими инвестиционными
способностями.
Правительство занято разработкой нового закона «Об инвестициях» на основе
двух действующих законов: «Об иностранных инвестициях» и «О государственной
поддержке прямых инвестиций».
Председатель Народного сберегательного банка К. Масимов в
своем выступлении сообщил участникам форума о результатах состоявшегося
недавно первого съезда финансистов Казахстана, о программе внутренних
сбережений и Ассоциации финансистов Казахстана.
Рассказывая об инвестиционной деятельности компании «Шеврон Оверсиз
Петролеум», первой пришедшей в Казахстан, президент этой компании Р.
Мацке в выступлении на форуме отметил, что проект «Тенгизшевройл» достиг
уровня нефтяного проекта мирового класса и своим успехом продемонстрировал, что
инвестирование в Казахстан является правильным выбором. В 199е «Шеврон»
начал программу поддержки малого и среднего бизнеса в Атырау.
Казахстан является крупным клиентом Всемирного банка, который утвердил 19
проектов на общую сумму 1,65 млрд. долл. Финансовая помощь оказывается в
осуществлении структурных реформ государственного сектора системы социальной
защиты, включая пенсионную реформу. Другая область поддержки связана с
развитием инфраструктуры, включая транспорт, водоснабжение. Некоторые действия
направлены на развитие частного сектора, включая реструктуризацию финансового
сектора, поддержку реформы предприятий и приватизации. В будущем
предоставление займов будет сфокусировано на отдельные секторы, включая
сельское хозяйство, инфраструктуру и социальную сферу.
Всемирный банк намерен использовать новые инновационные инструменты,
развивая услуги гарантиям для финансирования частного сектора, и готов помочь
правительству в преодолении главных препятствий для развития частного сектора
путем улучшения управления в частном и государственном секторах, включая
борьбу с коррупцией.
Главным требованием является продолжение правительственных реформ и
сохранение макроэкономической стабильности. Всемирный банк готов помочь Казахстану
в выполнении этих задач.
Что касается планируемых инвестиций в Казахстане, то, как показывают
данные опроса МЦНИ, зарубежные инвесторы сохраняют сдержанный оптимизм, связанный
со стабильностью в политической жизни и либерализацией экономики. Некоторые
инвесторы планируют увеличить инвестиции от 100 до свыше 500 млн. долл. Это
свидетельствует о том, что крупные инвесторы находят основания для продолжения
инвестирования в будущем. Почти 40% опрошенных инвесторов положительно
оценили условия для капиталовложений в Казахстане. В качестве главного
препятствия на пути коммерческой и инвестиционной деятельности рассматривается
бюрократизм, а также налоговый режим.[ ]
Чтобы наш инвестиционный климат стал более благоприятным, а Казахстан
вышел в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных инвестиций, нам
нужны политическая воля и реальные действия. Необходимо также проявить
высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых для привлечения
как можно большего количества известных миру инвесторов.[ ]
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
3.1. Проблемы и задачи
Анализируя причины ограниченного притока следует
обратиться в первую очередь к объяснениям самих инвесторов.
По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, их отталкивают,
прежде всего, такие факторы, как:
-недостаточное число свободных экономических зон в стране;
-проблема платежей - ограниченный доступ к иностранной валюте;
-постоянно изменяющиеся и непоследовательные законы, нестабильность
юридической базы в целом;
-неадекватность Закона "О залоге", особенно в той части,
которая касается использования недвижимой собственности в качестве гарантии для
иностранных кредитов;
-отсутствие частной собственности на землю как основы всего института
частной собственности;
-неразвитость финансового сектора, отсутствие финансирования для
инвестиционных проектов, трудности в получении страховки;
-отсутствие политики в вопросе ответственности предприятий в соблюдении
экологических норм;
-несовершенство банковских законов и неразвитость банковской системы;
-неразвитость транспортной ифраструктуры, недостаточность авиалиний между
Казахстаном и внешним миром;
-неадекватность системы наземной транспортировки (включая систему
нефтепровода и газопровода) для перевозки товаров по суше из Казахстана к
внешним рынкам.
Приведем результаты других исследований, подтверждающих эти выводы.
Так, согласно данным обследований Консультационной Службы по
иностранным инвестициям, у инвесторов в целом сложились
неблагоприятные представления о стране, что и отражается на фактическом притоке
иностранных инвестиций. В частности, по этим обследованиям приводятся такие
негативные факторы как:
1. Несовершенная, подчас хаотическая, запутанная, коррумпированная
система отбора инвестиционных проектов, что заставляет потенциальных инвесторов
отказываться от дальнейших вложений инвестиций.
2. Отношение к иностранным инвесторам не как к желаемым предпринимателям,
а как к источнику финансовых средств, налоговых поступлений или взяток.
3. Запутанность, противоречивость, непоследовательное применение или
полное игнорирование законодательства.
4. Отсутствие организованной инвестиционной службы, предоставляющей
потенциальным инвесторам нужную информацию или содействующей организации
предпринимательской деятельности.
5. Отсутствие надежных механизмов, обеспечивающих соблюдение законов и
договорных отношений.
6. Несоответствие инфраструктуры потребностям иностранных фирм.
7. Несовершенство банковской системы, выражающееся в неэффективной
системе платежей.
8. Нестабильный, постоянно меняющийся налоговый режим для корпорации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|