9. Неопределенность дальнейшего хода реформ.
Социологический опрос, проведенный среди крупнейших западных
инвесторов Международным центром по налогам и инвестициям (МЦНИ),
результаты которого были опубликованы в газетах, выявил следующие пять причин,
по которым Казахстан представляет для них деловой интерес: крупный рыночный
потенциал; изобилие природных ресурсов; стратегическое деловое местоположение;
желание определить других конкурентов в регионе; размер потенциальной прибыли
от инвестиций. А наиболее привлекательным, судя по результатам опроса, оказались:
резервы нефти и газа; производство; сфера услуг (включая бухгалтерский учет и
юридические услуги); потребительская кооперация.
В то же время иностранных инвесторов сдерживают, а иногда и отпугивают:
бюрократические методы решения деловых вопросов; финансовый риск; частая смена
законодательных актов по хозяйственным отношениям и слабая правовая
инфраструктура; жесткий валютный контроль; тарифные барьеры; отсутствие
распределительных каналов.
К сожалению, не дорабатывают в части работы по привлечению инвестиций
ответственные за политику привлечения и использования иностранного капитала
органы государственного управления. Из-за низкого уровня организации
управления:
- до сих пор в стране не принята государственная Программа привлечения и
использования иностранного капитала;
- по существу существующая законодательная база не только не направлена
на стимулирование инвесторов из-за рубежа, но и откровенно препятствует им;'
- отсутствует четкая система управления иностранными инвестициями,
происходит постоянная реорганизация государственных органов, ведающих
инвестиционной политикой;
- отсутствует система работы с иностранными инвесторами, процветают
бюрократизм и волокита.
Слабость государственного регулирования вопросов привлечения
международного предпринимательского капитала, постоянные реорганизации
центрального ведомства, занимающегося вопросами иностранного капитала, разброс
прав, компетенции, ответственности по многочисленным ведомствам, запутанность
их функций не прибавляют уверенности иностранным инвесторам.
Взять, к примеру, вопросы нефти и газа. Не только иностранный, но
даже национальный инвестор сегодня толком не знает, куда ему обращаться: то ли
в КИИК, то ли в Государственную комиссию по приватизации предприятий
нефтегазового комплекса, то ли в Министерство нефти и газа, то ли в Госкомитет
по приватизации.
Для стабилизации экономики и обеспечения устойчивого экономического
роста необходимо привлечение и эффективное использование внешних инвестиционных
ресурсов, которые призваны обеспечить решение следующего круга задач:
• реструктуризацию национальной экономики,
• ликвидацию диспропорций в экономическом и
социальном развитии регионов,
• усиление экспортного потенциала страны,
• развитие импортозамещающих производств,
• формирование частного и смешанного секторов
экономики, способствующих развитию конкурентной среды,
• создание рыночной инфраструктуры,
• привлечение передовой зарубежной технологии,
ноу-хау и управленческого опыта.
Практика последних лет показала, что в политике привлечения иностранных
инвестиций существовали отдельные просчеты, отсутствовал действенный механизм
стимулирования вложений иностранного капитала, адекватный потребностям и
задачам рыночной трансформации экономики. Это касается методологии и методики
оценки объемов иностранных инвестиций, форм привлечения иностранного капитала
и допустимых масштабов, организационного и экономического механизмов
привлечения иностранного капитала, регионального и отраслевого распределения.
В Казахстане к отраслям приоритетного привлечения иностранных инвестиций
можно отнести нефтяную и нефтеперерабатывающую, химическую и нефтехимическую
отрасли, черную и цветную металлургию, строительство, коммуникации.[ ]
Более приемлемой формой участия иностранного капитала в рыночных
преобразованиях экономики Казахстана является привлечение прямых иностранных
инвестиций для создания совместных и зарубежных предприятий, в виде
портфельных инвестиций или на условиях концессии. Прямые иностранные
инвестиции, как правило, дают большой эффект, так как зарубежный партнер
совместного проекта заинтересован в максимально высокой отдаче инвестированных
средств, стремится расширить производство, повысить его эффективность, обновить
производственный аппарат для повышения конкурентоспособности продукции. В то
же время иностранный инвестор разделяет всю полноту риска с национальным
инвестором.[ ]
Сегодня и в перспективе предпочтение отдается прямым инвестициям, которые
имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами экономического
воздействия:
• являются прямым источником капиталовложений в производство товаров и
услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых
методов управления и маркетинга;
• не ложатся бременем на внешний долг страны;
• способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря
разнообразному производственному и научно-техническому сотрудничеству,
поднимая деловую и хозяйственную активность.[ ]
Объем иностранных инвестиций в республику на 1999 год возрос по сравнению
с 1994 более чем в два раза и составил 3,24 млрд. долларов. Причем в структуре
инвестиций 49,2% приходится на прямые иностранные инвестиции, 1% - на
портфельные, 28% - кредитные средства, 22 % - займы международных финансовых
организаций. [ ]
Прямое инвестирование иностранного предпринимательского капитала в
экономику Казахстана имеет и ряд других преимуществ, причем весьма существенных
по сравнению с иностранными кредитами. Привлечение иностранного
предпринимательского капитала также является активным средством борьбы с
монополизмом на внутреннем рынке и развития конкуренции. Оно служит тому, что
страна не только получает недостающие инвестиционные ресурсы, но при их помощи
может оживить, поднять эффективность использования национальных производительных
сил. Прямые иностранные инвестиции при разумном их использовании способствуют
диверсификации экспорта, созданию дополнительных рабочих мест, по сравнению с
иностранными кредитами не увеличивают задолженности страны, тем самым уменьшают
отток валюты за рубеж.
Основной формой привлечения прямых иностранных инвестиций остается
создание совместных предприятий (СП) и предприятий, находящихся в
полной собственности иностранного инвестора (МП). Отличительными особенностями
совместного предприятия являются: общий капитал, совместное управление, раздел
прибылей.
Процесс создания СП проходит достаточно интенсивно - к концу 1 полугодия
1995г. их число достигло 2025, в том числе предприятий. Однако, число
действующих СП составило всего лишь 491, остальные 1534 зарегистрированных
предприятия никакого вклада ни в производство, ни в оказание услуг не внесли.
Наибольшее количество действующих СП образовано с фирмами европейских стран
(166), азиатских (183)и американских (51).
Анализ основных показателей деятельности СП в Казахстане показал, что они
ориентированы в основном на краткосрочную перспективу и осуществляют
различного рода услуги: консультирование, маркетинг, создание программного
продукта, коммерцию, посредническую и другую деятельность, не требующую
значительных капиталовложений, но дающих быструю отдачу. Их создание реально не
повлияло на рост промышленного производства.
Наибольший интерес у иностранных инвесторов вызывают сырьевые отрасли и,
в первую очередь, горнопромышленный и топливно-энергетический комплексы. Здесь
более выгодными по сравнению с СП являются контракты на раздел продукции,
особенно в сфере разведки и добычи углеводородов. Преимуществом этого вида
контракта является простой и эффективный механизм изъятия собственной доли
доходов, автономность налогового и правового режима контрактов. В настоящее
время заключено три таких контракта - в Актюбинской, Атырауской и Мангистауской
областях с Эльф Нефтегаз (Франция), Оман Ойл Компани (Оман) и Орикс (США).
При осуществлении крупных проектов, где инвестиционные возможности
территории достаточны, но необходима модернизация производства (например, в
нефтехимии), целесообразна организация контрактных (договорных) СП. При
этом возможна полная собственность отечественного партнера на уставной фонд с
самого начала деятельности контрактного предприятия и уступка его части
иностранному партнеру, осуществляющему организацию производства, на
определенный срок, то есть временное их превращение в СП.
Основными критериями при выборе форм привлечения иностранного капитала
являются:
• сфера деятельности и вид продукции (технологически
сложный, наукоемкий и т.п.);
• масштабы проекта (мелкий, средний, крупный);
• стратегическая цель привлечения иностранного
капитала (от импорта оборудования до использования производственно-управленческого
опыта).
Одним из наиболее эффективных методов увеличения экспортного потенциала
республики являются концессии, т.е. предоставление права зарубежным
предпринимателям на эксплуатацию возобновляемых и невозобновляемых природных
ресурсов, а также осуществление иных видов хозяйственной деятельности на
условиях долгосрочной аренды.
В Казахстане в последнее время практикуется такая форма привлечения
иностранного капитала и иностранного управленческого опыта, как передача
предприятий под управление. Новая форма привлечения капитала позволяет вывести
крупные предприятия из тяжелейшего финансового кризиса. Однако, практика
заключения контрактов на управление с фирмами, в том числе и с
иностранными, уже показала свои негативные стороны. Прежде всего передача
крупных предприятий одной отрасли в управление иностранным компаниям, как это
случилось с хромовой промышленностью, означает, что иностранный инвестор по
существу монополизировал отрасль. Кроме того, при данной форме привлечения
иностранного капитала выполняются задачи только текущего характера, а
стратегические проблемы - реконструкция и модернизация предприятий - не
решаются. У управляющих фирм отсутствуют права на вложение средств в
капитальное строительство и приобретение оборудования, так как тем самым может
измениться форма собственности на предприятие. Такой подход к заключению
контрактов на практике приводит к усилению выкачивания сырья и продукции
управляющей фирмой при ускоренном износе основных фондов предприятия и
истощении природных ресурсов.
Более выгодным для государства является осуществление
инвестиций на основе досрочной приватизации, то есть привлечение портфельных
инвестиций. Обязательным условием при этом является переоценка и пересчет
основных фондов и на этой основе установление цены акции приватизируемого
предприятия по западным аналогам.
Привлечение портфельных инвестиций, то есть иностранного капитала для
досрочной послеконтрактной приватизации и приватизации по индивидуальным
проектам, требует установления количественного ограничения на долю иностранного
инвестора в уставном фонде приватизируемого предприятия (до 49%) или
закрепление за государством "золотой акции", в которой содержатся его
права.[ ]
Для более рационального использования возможностей страхования
иностранных инвестиций целесообразно создание международной страховой компании
или совместного фонда по страхованию коммерческих рисков по типу зарубежных
"частных инвестиций ОПИК" при участии корпорации AIG (American International Group) -
крупнейшей международной диверсификационной страховой группы и крупнейшего в
США страховщика торговых и промышленных рисков. Это государственная компания,
которая включала бы страхование от конфискации, отчуждения и национализации
собственности, неконвертируемости валюты и т.д. и имела бы для этого достаточно
большой страховой фонд. Например, подобная международная компания создана в
Узбекистане и имеет страховой фонд в $100 млн., тогда как страховой фонд Казахинстраха
составляет только $ 1 млн., что обусловливает необходимость перестрахования
риском за рубежом и, как следствие, возможность утечки страховых взносов из
страны.
Для стимулирования привлечения иностранного капитала в
приоритетные сферы экономики целесообразно использование как
финансово-кредитных, налоговых стимулов, так и нефинансовых методов. К последним
можно отнести создание общей благоприятной обстановки функционирования
иностранного капитала, обеспечение необходимыми факторами производства,
информацией, службами управления, развитием транспорта, различного рода
коммуникаций, банковского обслуживания, создание других элементов рыночной
инфраструктуры.
Для того, чтобы избежать организации фиктивных совместных предприятий,
создаваемых только на период "налоговых каникул" с целью получения
необлагаемого налогом дохода, следует предусмотреть специальную поправку к
Налоговому кодексу, согласно которой в случае ликвидации такого предприятия в
период освобождения от уплаты налога, оно должно выплатить налоги с полученного
дохода за весь период своей деятельности.
Разумеется, предоставление налоговых и финансово-кредитных льгот должно
осуществляться не автоматически, а дифференцирование, в зависимости от
государственной значимости осуществляемого проекта, от доли участия в уставном
фонде предприятия, от сферы приложения капитала, скорости его оборота.
Необходимо упростить формальности, разрешающие иностранным компаниям
заниматься производственной деятельностью и реинвестировать свои доходы.
Одновременно следовало бы усилить стимулы по вывозу доходов иностранных
компаний не в иностранной валюте, а в виде продукции, производимой ими на
экспорт.
В числе организационных мер по привлечению иностранного капитала
представляется также необходимым предусмотреть:
> подготовку подзаконного акта (постановления,
положения) по пункту 1 статьи Закона РК "Об иностранных инвестициях"
о неухудшении условий функционирования предприятий с участием иностранных
инвестиций;
> пересмотр порядка учета курсовой разницы при реализации
соглашений о создании предприятий с иностранным капиталом (положительная и
отрицательная курсовая разница по текущим валютным счетам предприятий подлежит
включению в состав доходов и расходов от внереализационных операций только в случае
продажи инвалюты за тенге;
> принятие законопроектов "О залоге", "Об
ипотеке недвижимого имущества", разработку механизма использования
залоговых форм в целях привлечения иностранного капитала;
> формирование системы мониторинга инвестиционного климата
РК и его регионах. [ ]
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
При рассмотрении механизма государственно-правового регулирования
процессов привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций
следует прежде всего выделить законодательные, организационные и прочие
механизмы регулирования государством иностранных капиталовложений.
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ представляет собой систему
законов, определяющих конституционные, общерегулирующие и специальные отношения
по поводу иностранного капитала и инвестиций.
Система законодательного регулирования привлечения иностранного капитала
и инвестиций состоит из совокупности взаимодополняющих друг друга законов,
включая основной закон страны - Конституцию, гражданское законодательство,
законы, указы президента Республики Казахстан и другие нормативные акты,
регулирующие вопросы предпринимательской и хозяйственной деятельности,
нормативные акты о земле, о приватизации, о недрах и недропользовании, о нефти,
о банках и банковской деятельности, о страховании, о генных бумагах, таможенное
и налоговое законодательство и другие нормативные акты.
В основном законе страны- Конституции Республики Казахстан (п.4 ст. 12)
отмечено:
"Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике Казахстан
правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если
иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами".
Основным родовым законом, регулирующим отношения государства и
иностранных инвесторов является Закон "Об иностранных
инвестициях".
Закон устанавливает, что любые формы иностранных инвестиций и связанной с
ними деятельности осуществляются на условиях не менее благоприятных, чем
инвестиции национальных инвесторов.
Исключениями из этого режима являются только преимущества,
предоставленные иностранным инвесторам международными договорами, а также
участие иностранных инвесторов в приватизации, которое регулируется специальным
законодательством. Более того, для иностранных инвестиций в приоритетных
областях экономики могут устанавливаться дополнительные льготы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|