Портфельные инвестиции — это вложение капитала в проекты,
связанные, например, с формированием портфеля и приобретением ценных бумаг и
других активов. В данном случае основной задачей инвестора является формирование
и управление оптимальным инвестиционным портфелем, осуществляемое, как правило,
посредством операции покупки и продажи ценных бумаг на фондовом рынке.
Портфель — это совокупность собранных воедино различных инвестиционных
ценностей.[ ]
Инвестиции составляют важную часть доходов, затрачиваемых на производство
валового национального продукта и представляют собой расходы на расширение и
обновление производства, которые связаны с введением новых технологий,
материалов и др. предметов и средств труда, т.е. связаны с
капиталообразованием, расширением физического капитала, в отличие от капитала
денежного
В. В. Бочаров в книге "Финансово-кредитные методы регулирования
рынка инвестиций" пишет: "Инвестиции целесообразно рассматривать не в
статике, а в динамике, т.е. в процессе смены форм собственности и превращения
их в конечный продукт инвестиционной деятельности данного периода. Другими словами,
- это часть дохода за данный период, которая не может быть использована на
потребление". В таком понимании инвестиции представляют цепочку
превращений от вложений до получения дохода, без получения которых стимулы к
инвестированию будут отсутствовать.
Главными этапами инвестирования по В. В. Бочарову становятся:
1. Преобразование ресурсов в капитальные вложения (затраты), т.е. процесс
трансформации инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности
(собственно инвестирование);
2. Превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости,
что характеризует конечное преобразование инвестиций и получение новой
потребительной стоимости;
3. Прирост капитальных стоимостей в форме дохода или социального эффекта,
то есть реализуется конечная цель инвестиционной деятельности.
Далее начальная и конечная цепочки замыкаются, образуя новую взаимосвязь:
доход-ресурсы и, таким образом, процесс накопления повторяется.
Инвестиционная сфера в экономике любой страны является основной и
определяет экономический рост страны, а инвестиционная политика является
приоритетной сферой экономической политики.
Об этом свидетельствует и мировая практика. Замечено, например, что на
каждый процент прироста ВВП страна, решающая задачи экономического роста,
должна выделять на производственные инвестиции не менее 3% ВВП.
Если проанализировать этапы экономического подъема таких промышленно
развитых стран, как США, ФРГ, Японии, Франция, Великобритания и др., нетрудно
заметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам
наибольшей инвестиционной активности в этих странах соответствовали
(естественно с определенным шагом) периоды самых высоких темпов подъема
экономики.
Это ярко проявилось, в частности, в 60-ые годы, когда высокая
инвестиционная активность в этих странах сопровождалась особенно значительными
темпами роста такого интегрального показателя экономического развития, как
валовой национальный продукт. К примеру, в Японии при удвоении объема
инвестиций за 1966-1970гг. ВНП возрос по сравнению с предыдущим пятилетием
более чем на 70%. В эти же годы в США, ФРГ, Франции достигались приросты ВНП на
25-30%.
При таких высоких темпах экономического роста многие развитые страны
получили возможность создать уже в 60-ые годы производственный потенциал,
обеспечивающий материально-техническую основу для устойчивого экономического и
социального развития в последующий период, для формирования экономики
постиндустриального общества и перехода к новому этапу экономического роста. По
существу именно этот период создал условия, при которых можно было не только
стабилизировать норму производственного накопления, но и допускать снижение ее,
обеспечивая даже при этом быструю замену физически и морально устаревших
средств на основе непрерывно прогрессирующей техники.
С повышенной инвестиционной активностью связан и известный экономический
феномен последнего периода - появление "новых индустриальных стран"
Азии: Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга. Благодаря инвестициям в этих
странах в короткий срок были созданы стабильные экономические структуры с
крупным динамичным экспортным потенциалом, способным быстро адаптироваться к
изменяющейся конъюнктуре мирового рынка, осуществлен переход к
широкофронтальному развитию современных наукоемких отраслей экономики.
Влияние инвестиций на экономику обнаруживалось и в периоды существования
СССР. Так, в 19бб-1970г.г. при увеличении объемов капитальных вложений более
чем в 1,4 раза среднегодовой прирост ВНП в стране достиг довольно значительной
величины - 7,6%. В последующие пятилетия по мере уменьшения приростов объема
капитальных вложений в народное хозяйство и снижения качества их использования
в условиях экстенсивного типа экономического развития устойчиво падали темпы
среднегодовых приростов ВНП. Как известно, в конечном счете это привело к
кризисному состоянию производственного аппарата, резкому увеличению
незавершенного строительства и многим другим
негативным
экономическим и социальным последствиям, усугубляющим сегодняшнюю
ситуацию в экономике.
К сожалению, инвестиционный фактор не нашел достойного отражения в
программах стабилизации и экономического подъема Казахстана и многих других
стран СНГ. Это объясняется скорее недооценкой роли инвестиций в экономике и
методологически ошибочной точкой зрения о том, что после достижения финансовой
стабилизации в экономике, снижения инфляции инвестиционная активность
предприятий будет возрождаться самопроизвольно. Так, в республике до
сегодняшнего дня не принята программа стимулирования отечественных и
иностранных инвестиций, в то время как в России такая программа принята еще в
1994г. (что в немалой степени способствовало оживлению инвестиционной
активности, (начиная с 1995г.)
В условиях кризиса, тем более протекающего в ситуации практически полного
физического разрушения морально устаревшего производственного аппарата,
инвестиционные процессы не могут всецело быть предоставленными игре рыночных
сил. Ведь в республике на протяжении ряда лет наблюдается опережение снижения
объемов капитальных вложений над уменьшением объемов ВВП. Такая ситуация в
инвестиционной сфере усугубляет последствия общего кризиса и потребует в
дальнейшем более значительных усилий, нежели при варианте поддержания
инвестиционной активности.
Таким образом, полная экономическая стабилизация и уж тем более переход
от стагнации и экономического коллапса отдельных отраслей к экономическому
росту в значительной, а иногда в решающей мере зависят от кардинального
изменения инвестиционной политики, модификации функций инвесторов и
стимулирования инвестиций. В Программах при этом должен всесторонне учитываться
опыт стран, уже успешно преодолевших стадию экономической депрессии и
перешедших в стадию роста.
Безусловно, связь инвестиционной активности и экономического роста не
односто-ронняя. Налицо скорее взаимообусловленность, поскольку экономический
рост, завися от инвестиционной активности, в свою очередь, предопределяет
реальные возможности страны в инвестировании на каждом конкретном этапе
развития. Иными словами, чем выше темпы приростов ВНП и национального дохода,
тем больше возможностей для расширенного воспроизводства инвестиционных
ресурсов и формирования на этой основе наиболее рациональной инвестиционной
политики. Для этого, должна быть разработана концептуальная схема
инвестиционного процесса, которая исходила бы, с одной стороны, из реальных
экономических и социальных задач, которые может решить национальное хозяйство
страны, а с другой - из использования столь же реальных возможностей
инвестиционного комплекса. В целом же инвестиционному процессу следует придать
не эпизодический характер, а характер непрерывного процесса.
Для придания инвестиционной деятельности характера целенаправленного динамичного
процесса главное значение имеет приведение его воспроизводственной сущности в
соответствие с целями экономических реформ и со всеми, без исключения,
экономическими источниками и регуляторами процесса воспроизводства,
кредитно-денежной политики, нормами амортизации, атрибутами рынка ценных бумаг,
инструментами внешнеэкономи-ческой деятельности и др. Система этих регуляторов
должна быть построена не на принципах их самодовлеющего значения каждой для
себя, как сейчас, а служить именно целям обслуживания потребностей
инвестиционной сферы.
Первым этапом этой работы и выработки инвестиционной политики выступает
определение источников инвестиций и политики в отношении каждого из них.
Каждая страна в мире выходит из инвестиционного кризиса своим собственным
путем. Сформированная инвестиционная политика должна учитывать конкретные
финансово-промышленные возможности той или иной страны.
Вместе с тем, теоретически при этом любая инвестиционная программа должна
на разных этапах проведения инвестиционной политики предусматривать в
зависимости от этих возможностей разный (но несомненно все более расширяющийся
по мере экономи-ческого подъема) набор инструментов инвестирования. Полноценная
же и развитая инвестиционная программа должна содержать "работу" практически
всего набора источников инвестирования. Взаимосвязь эта между инвестиционными
источниками и экономическим развитием схематически может быть показана в
следующем виде (рис.1).
В экономической теории классификация источников инвестиций разнится в
зависимости от признаков, положенных в ее основу. Так, если исходить из
основного назначения источников, укрупненно инвестиционные расходы можно
разделить на амортизационные, направленные на замену изношенного оборудования,
здания и сооружений, и чистые инвестиции, расширяющие физический капитал, т.е.
способствующие экономическому росту.
Федоров В., Ширшов В., Бойко С. в книге "Инвестиции и инфляция"
разделяют источ-ники по экономическим и организационно-финансовым признакам.
Экономическими источниками инвестиций являются амортизационный
фонд, чистые накопления народного хозяйства (прибыль предприятий, прямые доходы
бюджета), сбережения населения, элементы национального богатства (резервные,
страховые и другие аналогичные фонды, выручка от реализации основных средств и товарно-материальных
ценностей из запасов), эмиссия кредитных денег и иностранный капитал.
В организационно-финансовом отношении источники
капиталовложений подразде-ляются на собственные средства предприятий
(амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества,
мобилизация внутренних активов, нераспределенная прибыль и другие денежные
накопления), заемные средства (кредиты банков, ссуды финансово-инвестиционных
структур, средства от размещения эмиссии ценных бумаг предприятий, задолженность
кредиторам), централизованные ресурсы (безвозвратные бюд-
жетные ассигнования и льготные инвестиционные государственные кредиты),
иностранные инвестиции (вклады в уставные фонды и покупка акций предприятий,
кредиты зарубежных банков и международных финансовых организаций) и средства
отдельных граждан.
По мнению авторов, только на формирование внутренних источников
инвестиций можно целенаправленно влиять методами государственного
экономического регулирования (бюджетно-налоговой и амортизационной политикой,
деятельностью денежного и фондового рынков, кредитной и эмиссионной политикой
Национального Банка).
Естественно, что источники финансирования инвестиций имеют
производственное или непроизводственное происхождение. В первом случае они
формируются на основе создания валового внутреннего продукта, во втором -
вступают в хозяйственный оборот страны, не будучи результатом этого процесса. К
инвестиционным ресурсам производственного
происхождения относятся все экономические источники капиталовложений,
кроме эмиссии кредитных денег и иностранного капитала. Образование этой
совокупности финансовых средств связано с перераспределением между фондом
потребления и фондом накопления денежной массы уже имеющейся в экономике в
соответствии с произведенным ВВП.
1.2. Преимущества и недостатки импорта инвестиций
В качестве преимуществ привлечена зарубежного капитала и
его инвестирования в экономику можно отметить следующие:
1. Использование зарубежного капитала увеличивает налоговые поступления в
бюджет и способствует увеличению эффективности промышленного производства.
Следует отметить, что в экономической системе европейского типа государство
получает до 50% своих доходов от предприятий обрабатывающей, перерабатывающей
промышленности и инвестирование в отрасли ,производящие готовую
экспортоориентированную продукцию, увеличит приток иностранной валюты в
страну.
2. Зарубежный капитал и инвестиции увеличивают поступления в местные
бюджеты. Иностранный инвестор, как правило, принимает на работу местных граждан
и выплачивает им заработную
плату, налоги от которой поступают в бюджеты. Кроме этого, возникновение новой
покупательной способности в обществе порождает спрос на новые товары и услуги.
Следовательно, иностранный инвестор как непосредственным, так и косвенным
образом создает богатство и благосостояние в стране размещения инвестиций.
3. Зарубежные инвестиции повышают научно-технический потенциал
страны путем внедрения передовых технологий, управленческого опыта.
4. В условиях ограниченности внутренних источников международный капитал
способен дать импульс реструктуризации экономики, преодолению
научно-технического отставания, расширению инновационной деятельности, созданию
рыночной инфраструктуры.
5. Импорт зарубежного капитала способствует созданию новых рабочих мест в
национальной экономике. Если те люди, которых инвестор принял на работу, до
этого работы не имели, то он, тем самым, создает непосредственную экономию для
государства в плане выплат по социальному обеспечению. Кроме того, условия
новой работы потребуют от персонала переобучения и приобретения новых умений и
навыков. Развитие управлен-ческих ( в сфере маркетинга, финансового управления,
информационной технологии) и технических навыков способствует повышению
качества местной рабочей силы.
6. Иностранные инвестиции позволяют ускорить процесс адаптации
отечественных предприятий к мировым требованиям рыночных
финансово-экономических отношений.
7. Привносимые иностранными инвесторами передовые управленческие и
технические знания и умения из различных источников и культур развиваются на
качественно новом уровне. В этом заключается мультипликативный эффект от
использования передового управленческого опыта, технологий и знаний.
8. Зарубежный капитал позволяет повысить экспорт и конкурентоспособность,
ускорить процесс выхода отечественных предприятий на мировой рынок.
9. Иностранные инвестиции создают основы для привлечения новых отраслей
промыш-ленности и их дальнейшего развития. Новое промышленное направление,
созданное зарубежными инвестициями в регионе, может стать решающим фактором и
толчком в развитии новых отраслей. Кроме того инвестор, удовлетворенный
результатами своих инвестиций, непременно сообщит другим об этом . Мнение
такого инвестора, уже дей-ствующего на данном рынке, часто оказывается наиболее
авторитетным и убедительным для нового иностранного инвестора.
Нередко бывает и так, что инвестиционный проект зарубежного инвестора
становится основой для развития смежных производств и отраслей. Например, если
страна или регион могут привлечь транснациональную компанию-производителя
микросхем, то можно считать с большей долей вероятности, что такая
фундаментальная отрасль станет базой для новых отраслей, связанных с
производством вычислительной техники и разработкой программного обеспечения.
10. Иностранный капитал и инвестиции содействуют интеграции страны или
региона в мировую экономику. Инвестиционный проект в стране или регионе
обусловит необходи-мость создания системы рабочих взаимоотношений между
инвестором и его местными партнерами. Обе стороны инвестиционного проекта
заинтересованы в том, чтобы более глубоко понять социальные и экономические
условия тех или иных регионов. В конечном счете формируется более широкая
перспектива и понимание глобальных экономических процессов и тенденций.
11. Зарубежный капитал и инвестиции сокращают затраты на социальные
нужды. Созда-ние дополнительных рабочих мест снижает уровень безработицы и,
следовательно, приводит к экономии выплат пособий по безработице. Иностранные
компании часто берут на себя и другие затраты на социальные нужды, включая
здравоохранение. В свою очередь, создание рабочих мест, сокращение безработицы
косвенно влияют и на уменьшение других социаль-ных болезней общества, таких как
психические заболевания, преступность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|