При этом среди жителей исследуемых
регионов существуют значимые различия в представлениях о том, какие
государственные структуры должны координировать ситуацию с детской
беспризорностью. Так, за создание специального министерства (службы) по делам
семьи и детей чаще выступают жители Центрального региона: необходимость
создания такого органа отметили 57% опрошенных.
Жители Татарстана, Иркутской области
и несколько реже жители Хабаровского края считают, что этими вопросами следует
заниматься Министерству здравоохранения и социального развития – 59%, 52% и 40%
соответственно. И здесь следует выделить более «жесткую» позицию по этим
вопросам среди жителей Хабаровского края, среди которых почти треть опрошенных
(31%) убеждены в том, что вопросами координации ситуации с детской
беспризорностью и безнадзорностью должно заниматься Министерство внутренних
дел.
Таблица 15
Как Вы
думаете, какое федеральное министерство (служба) должно координировать ситуацию
с детской беспризорностью?
|
В целом население России
|
Центральный регион
|
Хабаровский край
|
Татарстан
|
Иркутская область
|
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
33
|
32
|
40
|
59
|
52
|
Министерство
внутренних дел
|
21
|
20
|
31
|
14
|
20
|
Федеральная служба
безопасности
|
3
|
5
|
3
|
2
|
2
|
Министерство образования
и науки Российской Федерации
|
20
|
19
|
22
|
21
|
22
|
необходимо создание
специального министерства (службы) по делам семьи и детей
|
44
|
57
|
44
|
30
|
40
|
Затрудняюсь
ответить
|
9
|
7
|
7
|
9
|
6
|
Также определенная дифференциации по
этому вопросу наблюдается среди респондентов, проживающих в различных типах
поселений. Причем, интересно то, что жители средних и малых городов в большей
степени отдают предпочтение в деле координации ситуации с детской
беспризорностью и безнадзорностью Министерству образования и науки РФ. За создание
специального министерства (службы) по делам семьи и детей в большей степени
выступают жители мегаполисов и несколько реже жители средних городов и сельских
поселений, среди которых эту позицию отметили 57%, 46% и 44% соответственно.
Таблица 16
Как Вы
думаете, какое федеральное министерство (служба) должно координировать ситуацию
с детской беспризорностью?
|
Среди всех опрошенных
|
Тип населённого пункта
|
Москва и Санкт-Петербург
|
более 500 тыс.
|
100-500 тыс.
|
менее 100 тыс.
|
село
|
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
46
|
32
|
56
|
54
|
45
|
34
|
Министерство
внутренних дел
|
21
|
20
|
25
|
13
|
24
|
17
|
Федеральная
служба безопасности
|
3
|
5
|
2
|
4
|
3
|
1
|
Министерство
образования и науки Российской Федерации
|
21
|
19
|
20
|
23
|
49
|
16
|
Необходимо
создание специального министерства службы по дела семьи и детей
|
43
|
57
|
35
|
46
|
28
|
44
|
Затрудняюсь
ответить
|
7
|
7
|
5
|
5
|
4
|
13
|
Также различается позиция среди
жителей исследуемых регионов и по отношению к возможности замены обществом
государства в контроле за ситуацией с неблагополучными семьями и детьми.
Причем, противниками такой замены выступают жители Хабаровского края, среди
которых более половины опрошенных (52%) отметили, что этими вопросами должно
заниматься только государство. Тогда как жители Татарстана, напротив,
выступают, скорее за общественный контроль за ситуацией в этой сфере, и прежде
всего, при помощи создания и функционирования смешанного
общественно-государственного совета, контролирующего ситуацию с
неблагополучными семьями и детьми. Так считает более трети опрошенных (37%).
Существенно реже среди них встречаются противники такой замены – 21%[33].
Таблица 17
Как Вы
думаете, может ли общество заменить государство в контроле за ситуацией с
неблагополучными семьями и детьми? Если да, то какие формы участия
общественности Вы считаете наиболее эффективными?
|
В целом население России
|
Центральный регион
|
Хабаровский край
|
Татарстан
|
Иркутская область
|
Смешанный
общественно-государственный совет, контролирующий ситуацию с
неблагополучными семьями и детьми
|
23
|
30
|
21
|
37
|
24
|
Общественный совет
в каждом муниципалитете с наделением его правами административных решений
|
11
|
10
|
8
|
17
|
17
|
Наблюдательный
совет, осуществляющий контроль над органами опеки
|
8
|
6
|
3
|
4
|
7
|
Независимый
Уполномоченный по правам ребенка
|
8
|
6
|
7
|
10
|
10
|
Считаю, что этими
вопросами должно заниматься только государства
|
36
|
41
|
52
|
21
|
33
|
Затрудняюсь
ответить
|
14
|
7
|
9
|
11
|
10
|
Что же касается мнения опрошенных,
проживающих в различных типах поселений, то здесь исследование практически не
зафиксировало существенной дифференциации в оценках. По мнению относительного
большинства респондентов, этими вопросами должно заниматься государство, хотя
при непосредственном и самом широком участии общественности путем создания и
функционирования смешанных общественно-государственных советов.
Таблица 18
Как Вы
думаете, может ли общество заменить государство в контроле за ситуацией с
неблагополучными семьями и детьми? Если да, то какие формы участия
общественности Вы считаете наиболее эффективными?
|
Среди всех опрошенных
|
Тип населённого пункта
|
Москва и Санкт-Петербург
|
Более 500 тыс. жителей
|
100–500 тыс.
|
Менее 100 тыс.
|
Села
|
Смешанный
общественно-государственный совет, контролирующий ситуацию с неблагополучными
семьями и детьми
|
28
|
30
|
32
|
22
|
17
|
22
|
Общественный
совет в каждом муниципалитете с наделением его правами административных
решений
|
13
|
10
|
14
|
13
|
10
|
15
|
Наблюдательный
совет, осуществляющий контроль над органами опеки
|
5
|
6
|
4
|
6
|
6
|
4
|
Независимый
Уполномоченный по правам ребенка
|
8
|
6
|
9
|
13
|
10
|
4
|
Считаю,
что этими вопросами должно заниматься только государство
|
37
|
41
|
29
|
37
|
52
|
44
|
Затрудняюсь
ответить
|
9
|
7
|
11
|
10
|
4
|
11
|
Хотя и здесь несколько выделяется
позиция жителей крупных городов, которые несколько реже придерживаются точки
зрения, согласной которой контроль за ситуацией с неблагополучными семьями и
детьми должен находится исключительно в компетенции государства. Этой точки
зрения придерживается 29% опрошенных, тогда как среди жителей других типов
поселений доля придерживающихся этой точки зрения находится в диапазоне
37–52%.
Существенная дифференциация
фиксируется в отношении информационной представленности современного состояния
проблем детей-сирот, детской беспризорности и безнадзорности. Причем, следует
отметить, что те или иные аспекты состояния этих проблем представлены
достаточно хорошо во всех исследуемых регионах. Дифференциация наблюдается,
прежде всего, в тематике проблем, обсуждаемых в средствах массовой информации
того или иного региона[34].
Так, среди проблем детей в
современном обществе, по мнению жителей Центрального региона, наиболее активно
обсуждались общественностью за последний год детская и подростковая
преступность и усыновление российских детей иностранцами (их отметили по 30–31%
жителей столицы); второе место в информационном рейтинге жители Центрального
региона поделили между такими темами, как беспризорники и безнадзорные дети и
алкоголизм и наркомания среди детей и подростков (по 21–24%).
В информационном поле жителей
Хабаровского края, Республики Татарстан и Иркутской области первое место заняла
проблема преступности несовершеннолетних. На втором месте среди жителей
Татарстана и Иркутской области – детские и подростковые алкоголизм и
наркомания, в Хабаровском крае эта проблема обсуждается примерно столь же
часто, как и усыновление российских детей иностранными гражданами. Тогда как в
Татарстане и Иркутской области вопросы «усыновления за границу» занимают
третью строку в информационном рейтинге. Далее в этих трех регионах следует
тема беспризорных и безнадзорных детей.
Таблица 20
Какие проблемы детей в современном
обществе, по Вашему мнению, наиболее активно обсуждались общественностью в течение
последнего года?
|
В целом население России
|
Центральный регион
|
Хабаровский край
|
Татарстан
|
Иркутская область
|
Детская и
подростковая преступность
|
41
|
31
|
45
|
51
|
46
|
Усыновление
ребенка российскими гражданами
|
10
|
6
|
5
|
3
|
7
|
Проблемы проведения
досуга детьми
|
6
|
12
|
4
|
5
|
5
|
Беспризорники и
безнадзорные дети
|
20
|
21
|
17
|
21
|
19
|
Проблемы воспитания
детей в дошкольных и школьных учреждениях
|
4
|
5
|
5
|
4
|
3
|
Насилие в отношении
детей в российских семьях
|
7
|
6
|
6
|
6
|
13
|
Алкоголизм,
наркомания среди детей и подростков
|
40
|
24
|
36
|
45
|
38
|
Низкий уровень
жизни российских семей, имеющих детей
|
14
|
14
|
8
|
6
|
11
|
Усыновление
российских детей иностранными гражданами
|
16
|
30
|
39
|
25
|
27
|
Эгоистичность
нынешнего общества, нежелание иметь и воспитывать детей
|
2
|
5
|
2
|
4
|
2
|
Плохие жизненные
условия детей-сирот в специализированных детских учреждениях
|
7
|
14
|
7
|
7
|
8
|
Затрудняюсь
ответить
|
9
|
1
|
0
|
0
|
4
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|