15 сентября 1990 года, 10 лет назад, Россия ратифицировала
Конвенцию ООН о правах ребенка. В 1992 году представила в Комитет ООН по правам
ребенка свой первый Государственный периодический доклад о том, как наше
государство эту конвенцию выполняет. "Выяснилось", что выполняет
очень даже хорошо, правда, все еще есть "отдельные недостатки".
Члены комитета оказались умнее финансистов МВФ - на слово не
поверили. Мало того, выработали свои рекомендации, надо сказать, достаточно
жесткие.
Нам было рекомендовано "провести всеобъемлющую судебную
реформу, что касается отправления правосудия в отношении
несовершеннолетних" (ювенальная юстиция).
Россия эту рекомендацию не просто проигнорировала, но и
официально отклонила. 18 мая 2000 года (заметьте: 7 лет спустя) правительство
РФ направило в Госдуму отрицательное заключение на проекты законов о ювенальной
юстиции (документ №1591 п-п4 за подписью Виктора Христенко).
Нам было рекомендовано "активно развивать альтернативные
формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях" за детьми,
"лишенными семейного окружения". Похоже, что у нас несколько иное
понятие семейного окружения, ибо дело тоже не сдвинулось с мертвой точки.
Нам было рекомендовано "разработать процедуры и
механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с
ними". Реакция - нулевая. Дети по-прежнему бесправны.
Нам было рекомендовано "оказывать поддержку
неправительственным организациям в целях активизации их работы в области прав
ребенка". Но и в этом вопросе никаких подвижек. По-прежнему царствует
госмонополия на решение проблем детства - вернее, на их нерешение. А ведь
проблемы подобного рода в развитых странах решаются как "социальный
заказ". Причем не только решаются, но и финансируются из бюджета.
Уяснив, что на официальный документ ООН попросту наплевали,
Комитет по правам ребенка был вынужден повторить все свои рекомендации и
дополнительно выразить озабоченность отсутствием реакции со стороны
Правительства РФ. И снова оказался не услышанным.
А между тем только за 1995-1999 годы детское и подростковое
население России сократилось на 3 625 000 человек. Катастрофически возросло
социальное сиротство. Число безнадзорных детей исчисляется миллионами, а
детьми-правонарушителями по-прежнему занимается "взрослая" юстиция,
которая в принципе не приспособлена для профилактики и реабилитации. Продолжают
процветать избыточная диагностика умственной отсталости и применение
психотропных средств по отношению к детям в качестве метода "поддержания
дисциплины"[23].
Самое "смешное", что на сегодняшний день в России
нет ни одной государственной структуры, ответственной за социально-психологическое
состояние семьи. В отношении же детей-сирот преобладает установка на их
содержание в учреждениях интернатного типа, то есть в изоляции от общества.
Между многочисленными ведомствами, занимающимися вопросами детей, отсутствует
какая-либо взаимосвязь. Нет какого-либо координационного центра, в обязанности
которого входили бы разработка и осуществление стратегии деятельности
государства в интересах детей. Представителей неправительственных организаций,
которые добровольно взяли на себя роль контролеров, таскают по инстанциям и
отчитывают за то, что они пытаются бороться за права детей, которых продолжают
не обувать, не одевать, не кормить, не воспитывать, не учить, а нередко -
применять к ним насилие.
Что же касается ООН... Похоже, в нашем правительстве просто
не знают о существовании подобной организации.
В нашей стране все не так – принятые в цивилизованных странах
законы не соблюдаются, и за последние пять лет число беспризорников только
увеличилось, а детское население России сократилось больше чем на три с
половиной миллиона человек. Защищать детей, похоже, никто не собирается.
Проблема в том, что общественным организациям, как это
принято в западном мире, наше государство-“участник” не помогает. А Госдума и
Минобрнауки отчаянно сопротивляются тому, чтобы не только беспризорные дети, но
и дети, сбегающие из “вполне благополучных семей”, обрели поддержку, и в первую
очередь правоохранительных органов.
В то же время о правоохранительных
органах Борис Альтшулер отозвался так: “Три недели назад в Москве милиция
провела рейд, в результате которого было задержано 215 безнадзорных детей, и
179 из них были выброшены обратно на улицу без оказания им какой-либо помощи”.
Все эти дети, как оказалось, были иногородними. “Такое немыслимо ни в одной цивилизованной
стране”, — сказала Любовь Кушнир. И привела ряд фактов – в Швеции, США,
Германии, Франции первую помощь беспризорным детям оказывают именно
правоохранительные органы, которые затем передают детей либо в попечительные
органы, либо во временные, так называемые, “патронатные” семьи.
Таким образом, безнадзорный
- это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует
вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его
воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных
представителей либо должностных лиц; беспризорный - безнадзорный, не имеющий
места жительства и (или) места пребывания.
Беспризорность возникла в результате
войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и др. потрясений,
влекущих за собой сиротство детей. Росту беспризорности способствовали
экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация.
Беспризорность как крайнее проявление детской безнадзорности может быть вызвана
также такими причинами, как конфликтная обстановка в семье, учебных заведениях,
аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми (в том числе
злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их заменяющих,
которые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и
моральных норм), что заставляет их уходить из дома. Беспризорности неизбежно
сопутствуют тяжёлые социальные последствия: рост правонарушений, проституция
несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, а также болезни и опасность
возникновения эпидемий.
Раздел
2.
Правовое
регулирование безнадзорности и беспризорности в РФ и РТ
В 1935 г. было опубликовано
постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и
безнадзорности. В постановлении отмечалось, что в стране ликвидирована
массовая беспризорность, ставились задачи по организации борьбы с малолетними
правонарушителями, хулиганством и усилению ответственности родителей за
воспитание детей. Одновременно отмечалось, что беспризорность все же существует,
это объяснялось плохой работой местных советских и партийных органов,
отсутствием организационного участия в борьбе с ней советской общественности,
а не причинами глубокого социального характера[24].
Важными мерами по организации борьбы с
детскими правонарушениями явилось постановление СНК СССР "Об устройстве
детей, оставшихся без родителей" от 23 января 1942 г. и "Об усилении
мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством" от
15 июня 1943 г. В этих постановлениях разработаны меры по предупреждению
детской беспризорности. В соответствии с постановлением от 15 июня 1943 г. на
НКВД СССР были возложены обязанности по открытию детских колоний для содержания
в них несовершеннолетних преступников (в возрасте от 11 до 16 лет). Уже к концу
1943 г. общее число подростков в этих колониях достигло 50 тысяч.
В 1952 г. Совет Министров СССР вновь возвращается к этой
проблеме, принимается постановление "О мерах ликвидации детской
беспризорности в РСФСР" от 8 апреля 1952 г.
Положение об особенностях воспитания современного
ребенка, ставшего в наше время самостоятельным субъектом принадлежащих ему
прав, обозначенное в Конвенции ООН «О правах ребенка»[25] и
нашедшее отражение в Семейном Кодексе РФ, постоянно внедряется в массовое
сознание.
Необходимость гарантированного
ребенку реального права на решение его проблем, оказание социальной помощи
закреплена Указом Президента РФ от 06.09.93 № 1338 «О профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и
Концепцией совершенствования государственной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Последняя утверждена решением
Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ
(7.07.98 № 1).
В настоящее время правовое
регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике
безнадзорности, установлено Федеральным законом «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в
июне 1999 г. № 120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных
мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности
несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 № 154.
Учитывая, что проблемами защиты прав
детей занимается множество организаций различной ведомственной подчиненности,
данные нормативные документы определяют основные направления деятельности и
устанавливают ответственность всех структур за организации профилактической
работы.
В то же время нормативно-правовые
акты органов законодательной и представительной власти регионального и
муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем детской
безнадзорности крайне незначительно. Среди причин такого положения - их
недостаточное количество и локальность действия.
Экспертная оценка Федерального Закона
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" № 120 (1999 г.) показала, что ряд его положений
противоречит требованиям Европейской комиссии по правам человека. Так, следует
обратить внимание на отсутствие в Законе четкого разграничения оснований для
лишения свободы несовершеннолетних. Заслуживает внимания замечание относительно
нормы подп. 2 п. 3 ст. 13 Закона, которая предусматривает в качестве основания
для помещения в специализированное учреждение для несовершеннолетних (по
существу, для лишения свободы) заявление родителей ребенка или его законных
представителей.
В ряде случаев в Законе отсутствует
четкое указание на обязательность судебного контроля за лишением свободы
несовершеннолетних. Например, п. 3 ст. 13 устанавливает основания для помещения
несовершеннолетних в специализированные учреждения[26]. При этом остается нерешенным вопрос,
какова должна быть судебная процедура в случае оспаривания законности указанных
в этой статье форм задержания несовершеннолетних.
В Законе отсутствуют нормы,
предусматривающие возможность периодического пересмотра решений, связанных с
помещением несовершеннолетних в специализированные учреждения; положения о
праве несовершеннолетних правонарушителей на достаточную юридическую помощь,
включая консультирование и бесплатную помощь адвоката.
Экспертиза Закона выявила нарушения в
части защиты человеческого достоинства. Речь идет о подп. 1 п. 9 и п. 10 ст. 15
Закона, устанавливающих конкретные полномочия администрации
учебно-воспитательного учреждения закрытого типа (круглосуточное наблюдение и
контроль за несовершеннолетними, проведение личных осмотров, вещей, получаемых
и отправляемых писем). Закон не содержит положений, защищающих переписку
несовершеннолетнего с адвокатом.
Следует обратить внимание на п. 1 ст.
26 Закона, в которой делается акцент на свободный обмен информацией о
несовершеннолетнем правонарушителе между различными официальными органами, а не
на необходимость его защиты в процессе обмена такой информацией, которая может
включать медицинские сведения и другие данные личного характера. Обоснованную
тревогу вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона, допускающее применение
физической силы со стороны должностных лиц учреждений закрытого типа.
Представляется необходимым принять во
внимание замечание, которое касается смешения таких понятий, как
"права" и "полномочия". В Законе в основном упоминаются
права представителей государства. Речь же должна идти об их полномочиях,
поскольку государство наделяет своих представителей в интересах общества
полномочиями, которые ограничены законом. Различие между индивидуальными
правами и полномочиями должностных лиц должно быть четко отражено в Законе.
Смешение этих понятий может привести к невозможности обеспечить эффективные
гарантии защиты прав гражданина, которые являются неотъемлемыми и
неотчуждаемыми.
В
2006 году было продолжено осуществление комплекса организационно-практических
мер по ситуации с детской беспризорностью и безнадзорностью.
Министерством
здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с
органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации
осуществлялось ведение учета семей и детей, находящихся в социально опасном
положении.
Продолжается
работа по своевременному предоставлению необходимых социальных услуг семьям и
детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
По
данным органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в
настоящее время действуют: 743 социально-реабилитационных центра для
несовершеннолетних; 597 центров социальной помощи семье и детям; 552 социальных
приюта для детей и подростков; 324 реабилитационных центра для детей с
ограниченными возможностями; 48 центров помощи детям, оставшимся без попечения
родителей; 26 центров психолого-педагогической помощи населению; 8 центров
экстренной психологической помощи по телефону и др[27].
В
2006 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ продолжило
совершенствование нормативной правовой базы системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних. Министерство приняло участие в подготовке
проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» и некоторые законодательные акты Российской Федерации,
признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РСФСР по
вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Минздравсоцразвития
России, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию в
рамках подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» ФЦП «Дети России» были приняты меры по поддержке
деятельности субъектов Российской Федерации по созданию единой системы учета
детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; ресурсному обеспечению
учреждений социального обслуживания семьи и детей; обеспечению
реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, оргтехникой,
автотранспортом и сельскохозяйственной техникой.
Минздравсоцразвития
России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти - государственными заказчиками подготовлен проект федеральной целевой
программы «Дети России» на 2007-2010 годы. В качестве приоритетных целей и
направлений проект программы предусматривает развитие ювенальных технологий
работы с несовершеннолетними, инновационных форм семейного устройства и
воспитания в семейном окружении детей, оставшихся без попечения родителей;
укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие правового и
организационного межведомственного взаимодействия и т.д.
Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из
тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой во многом
зависит будущее и общества.
Социальная дезадаптация детей, наблюдаемая в последние годы,
проявляется в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, ранняя
алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные действия.
Основными причинами, по-прежнему, остаются социальное расслоение общества,
проблемы семейного неблагополучия, организации досуга подростков и детей.
Статистика свидетельствует о снижении темпов роста этих явлений.
По данным МВД за 1 полугодие 2004 года доставлено 743 безнадзорных
ребенка, 130 беспризорных. Для сравнения в 2003 г. – 2524 безнадзорных ребенка,
392 беспризорных, выявлено 675 несовершеннолетних, находящихся в социально
опасном положении.
В 2004 г. выявлено 1042 социально-неблагополучных семей, для
сравнения в 2003 г. – 2889, 279 таких родителей лишены родительских прав в 2003
г. – 785, 4077 родителя привлечены к административной ответственности за
злостное неисполнение обязанностей по воспитанию своих детей в 2003 г. –
8591. Положительными факторами в этой динамике является проводимая работа
министерствами, ведомствами, в том числе Министерством по делам молодежи и
спорту РТ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|