В соответствии с Федеральным законом № 120-ФЗ от 24.06.1999
г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
органы по делам молодежи и спорту участвуют в организации отдыха, досуга и
занятости несовершеннолетних, осуществляют координацию деятельности учреждений,
находящихся в их ведении.
Для решения проблем безнадзорности, беспризорности среди детей
и подростков в системе органов по делам молодежи и спорту Республики Татарстан
в г. Казани работает Социально-реабилитационный центр для детей с девиантным
поведением открытого типа на 50 мест, который призван решать вопросы
профилактики бродяжничества, беспризорности и попрошайничества среди
несовершеннолетних, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию[28].
Однако анализ работы за прошедшие годы выявил в деятельности
учреждения много проблем, основная, среди них несовершенство
нормативно-правовой базы центра, кадровое обеспечение, проблемы
социально-психологического плана.
Вступая во взрослый мир, эти дети испытывают, как правило,
затруднения в поиске работы и учебы, они мало осведомлены о своих правах и
социальных льготах, не могут ими пользоваться, испытывают трудности в
составлении заявлений и других деловых бумаг, в получении денежного пособия,
жилья. Данная ситуация приводит к тому, что многие бывшие воспитанники
сиротских учреждений часто становятся безработными, бездомными. Большинство из
них не могут создать благополучную семью и т.д.
В связи, с чем важным направлением должна стать поддержка
детей-сирот, выпускников детских домов, в их дальнейшем жизнеустройстве, в
реализации их прав и обязанностей.
На основании постановления Правительства Российской Федерации
от 14.02.2000 г. № 124 «Об утверждении Положения о зачислении
несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в
воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия», в целях
профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков с апреля месяца
2002 г. реализуется социальный проект «Сыны полка». Совместно с администрациями
Советского и Приволжского районов г. Казани, с отделами социальной защиты,
военкоматами проведен отбор детей в возрасте от 14 до 16 лет, не имеющих
родителей, проживающих с опекунами.
Из числа социальных сирот созданы специальные армейские
отделения в Казанском филиале Санкт-Петербургского военно-артиллерийского
университета и Казанском филиале Челябинского танкового института.
По социальному проекту «Сыны полка» подготовлено Положение об
условиях приема и зачисления в специальные армейские отделения «Сыны полка»,
совместный приказ № 9 от 12.09.2003 г. «Об организации воспитательной работы и
психологической службы для воспитанников социального проекта «Сыны полка» в
военных учебных заведения г. Казани».
Министерством по делам молодежи и спорту РТ начиная с 2002
года ежегодно выделяется 80 тыс. рублей для обеспечения воспитанников
специального армейского отделения всем необходимым. В летний период времени
организован отдых воспитанников. На базе военных училищ организована
психологическая служба, где работают психологи из Республиканского центра
социально-правовой и психолого-педагогической помощи детей и молодежи и КЦСО
«Доверие», с 2003 года работают психологи из Центра социальной помощи семьи и
детям «Гаилэ».
Одним из важных направлением профилактики безнадзорности
является институт «уличных» социальных работников.
Во исполнение решения Совета Безопасности Республики
Татарстан № 5 от 31 мая 2000 г. «О состоянии работы по противодействию
злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике
Татарстан» в 2001 Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан
совместно с Комплексным центром социального обслуживания «Доверие» Комитета по
делам детей и молодежи г. Казани была организована «уличная» социальная работа
с несовершеннолетними в трех районах г. Казани. В 2004 году эта работа начата в
г. Нижнекамск. Необходимо выделить две основные цели проекта: во-первых, это
профилактика употребления несовершеннолетними психоактивных веществ; во-вторых,
профилактика безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков «группы
риска». В настоящий момент времени по проекту работают 15 человек в г. Казани и
4 – в г. Нижнекамск, что позволило создать банк данных по детям «группы риска»
на территории района, постоянно выявлять места постоянного сбора детей
(чердаки, подвалы) и делать их недоступными для детей, ежегодно дополнительно
вовлекать в групповые формы работы более 2 000 детей, проводить мониторинг
подростково-молодежного сообщества[29].
Для эффективной работы реализации социального проектов «Сыны
полка», «Уличная социальная работа» и других необходимо более тесное
взаимодействие с Министерством образования, Военным комиссариатом Республики
Татарстан, Министерством здравоохранения, Министерством социальной защиты
населения.
Таким образом, необходимость гарантированного ребенку
реального права на решение его проблем закреплена Указом Президента РФ от
06.09.93 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защите их прав» и Концепцией совершенствования
государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних. В настоящее время правовое регулирование проблем
беспризорности установлено Федеральным Законом «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. №
120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики
беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 №
154. Следует обратить внимание на отсутствие в Законе четкого разграничения
оснований для лишения свободы несовершеннолетних. В ряде случаев в Законе
отсутствует четкое указание на обязательность судебного контроля за лишением
свободы несовершеннолетних. Закон не содержит положений, защищающих переписку
несовершеннолетнего с адвокатом. Обоснованную тревогу вызывает положение подп.
2 п. 10 ст. 15 Закона, допускающее применение физической силы со стороны
должностных лиц учреждений закрытого типа.
В то же время нормативно-правовые акты органов
законодательной и представительной власти регионального и муниципального
уровней включены в механизм регулирования проблем детской беспризорности крайне
незначительно. Среди причин такого положения – их недостаточное количество и
локальность действия.
Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из
тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой во многом
зависит будущее и общества. Одним из важных направлением профилактики
безнадзорности является институт «уличных» социальных работников.
Раздел
3.
Отношение
населения к проблеме детской беспризорности: анализ результатов
социологического исследования
Как свидетельствуют результаты и
всероссийского, и регионального исследований, отношение россиян к проблемам
детей-сирот, к усыновлению этих детей можно охарактеризовать как неоднозначное.
С одной стороны, явно существует осознание актуальности, остроты этих проблем и
даже чувство тревоги за их современное состояние. С другой стороны, судя по
результатам проведенных опросов, общество сегодня не готово обсуждать
конкретные меры и пути решения проблем детей-сирот. Несколько иная картина
фиксируется исследованием в отношении беспризорных и безнадзорных детей[30].
Здесь существенным представляется то,
что, как свидетельствуют результаты исследования первого этапа, проведенного по
всероссийской выборке, россияне достаточно четко «разводят» проблемы
детей-сирот и проблемы беспризорных и безнадзорных детей. Если в отношении
первых решать проблемы следует, по мнению россиян, исходя в первую очередь из
интересов ребенка, а это, прежде всего усыновление в семью или семейные дома,
то в отношении беспризорных и безнадзорных детей позиция россиян
достаточно четкая и определенная – эти проблемы находятся исключительно в
компетенции государства и семьи этих детей.
В ходе второго этапа
исследовательских работ представлялось важным также определить, в какой
степени существующие оценки дифференцируются по региональному и
поселенческому признакам. Как свидетельствуют результаты проведенных региональных
опросов, среди жителей исследуемых регионов существует определенные различия в
оценках причин ухудшения ситуации с беспризорными и безнадзорными детьми и
детьми сиротами. Причем, можно предположить, что выявленные различия в
существенной степени характеризуют проблемы, специфичные для данного региона.
Так, более половины опрошенных
жителей Иркутской области (55%) назвали в качестве основной причины ухудшения
ситуации с беспризорными и безнадзорными детьми рост алкоголизма и наркомании.
Для сравнения: среди жителей Центрального региона доля тех, кто назвал эту
причину в качестве основной, составляет менее трети опрошенных – 30%. Также
одной из наиболее значимых причин сложившегося положения 47% жителей Иркутской
области назвали низкий уровень жизни большинства российских семей (плохие
жилищные, бытовые условия и т. п.).
Таблица 9
В чем Вы
видите основные причины ухудшения ситуации с беспризорными детьми,
детьми-сиротами?
|
Среди
всех опрошенных
|
Центральный регион
|
Хабаровский край
|
Татарстан
|
Иркутская область
|
Отсутствует
государственная политика в отношении семьи и детства
|
37
|
47
|
39
|
26
|
34
|
Недостаточная
помощь со стороны государства семьям, имеющим детей
|
34
|
34
|
32
|
34
|
36
|
Низкий уровень
жизни большинства российских семей (плохие жилищные, бытовые условия и
т. д.)
|
45
|
48
|
46
|
40
|
47
|
Рост алкоголизма и
наркомании
|
41
|
30
|
38
|
41
|
55
|
Отсутствие жесткой
системы санкций в отношении родителей, бросающих своих детей
|
18
|
16
|
21
|
17
|
18
|
Моральный кризис
общества, кризис семьи, разобщенность между людьми
|
23
|
26
|
22
|
28
|
16
|
Многие сейчас
думают о карьере и деньгах, а не о создании семьи и воспитании детей
|
9
|
15
|
6
|
9
|
8
|
Сексуальная
распущенность
|
9
|
10
|
10
|
11
|
7
|
Хронические,
наследственные болезни родителей
|
5
|
7
|
4
|
4
|
4
|
Рост хронических
заболеваний и патологий среди детей
|
5
|
7
|
3
|
5
|
3
|
Отказ отца от
ребенка, рост числа разводов
|
8
|
7
|
15
|
5
|
7
|
Отсутствие
молодежных и детских организаций
|
6
|
12
|
4
|
5
|
4
|
Невозможность
организовать детский досуг – отсутствие доступных спортивных секций, кружков
и т. п.
|
7
|
7
|
6
|
10
|
5
|
Затрудняюсь
ответить
|
0
|
|
1
|
1
|
2
|
Несколько иная значимость причин
фиксируется среди респондентов Республики Татарстан. Причем, обращает на себя
внимание то, что среди них существенно чаще отмечался в качестве таковой –
моральный кризис общества, кризис семьи, разобщенность между людьми. Эту
причину назвали более четверти опрошенных – 28%.
Показательно также и то, что среди
жителей Центрального региона чаще, чем среди жителей других регионов,
распространена точка зрения, согласно которой основной причиной ухудшения
ситуации с детской беспризорностью и безнадзорностью является, по сути, смена
ценностных представлений о семье, когда многие думают о карьере и деньгах, а не
о создании семьи и воспитании детей. Эту позицию назвали 15% жителей
Центрального региона, тогда как среди опрошенных других регионов доля,
придерживающихся этой точки зрения находится в диапазоне от 6% до 9%.
Также определенная дифференциация
наблюдается и в оценках респондентов, проживающих в различных типах поселений.
Причем, здесь также прослеживается закономерность, выявленная для регионов –
жители различных типов поселений склонны называть проблемы, которые наиболее
остро стоят в месте их проживания.
Так, проблема алкоголизма и
наркомании в наибольшей степени волнует жителей малых городов, среди которых
59% опрошенных назвали ее в качестве основной. Несколько чаще жители малых
городов, по сравнению с жителями других типов поселений называют в качестве
основной причины – отказ отца от ребенка и рост числа разводов. Эту причину
назвали 19% опрошенных, тогда как среди жителей других типов поселений доля,
отметивших эту позицию не превышает 10% .
Таблица 10
В чем Вы
видите основные причины ухудшения ситуации с беспризорными детьми,
детьми-сиротами?
|
Среди всех опро-шенных
|
Тип населённого пункта
|
Москва и Санкт-Петербург
|
Более 500 тыс. жи-телей
|
100–500 тыс.
|
Менее 100 тыс.
|
Села
|
Отсутствует государственная политика в
отношении семьи и детства
|
37
|
47
|
34
|
35
|
24
|
31
|
Недостаточная помощь со стороны государства
семьям, имеющим детей
|
34
|
34
|
36
|
38
|
40
|
25
|
Низкий уровень жизни большинства российских
семей (плохие жилищные, бытовые условия и т. д.)
|
45
|
48
|
44
|
44
|
40
|
46
|
Рост алкоголизма и наркомании
|
41
|
30
|
44
|
48
|
59
|
39
|
Отсутствие жесткой системы санкций в
отношении родителей, бросающих своих детей
|
18
|
16
|
17
|
20
|
19
|
19
|
Моральный кризис общества, кризис семьи,
разобщенность между людьми
|
23
|
26
|
23
|
16
|
13
|
26
|
Многие сейчас думают о карьере и деньгах, а
не о создании семьи и воспитании детей
|
9
|
15
|
7
|
7
|
5
|
10
|
Сексуальная распущенность
|
9
|
10
|
8
|
15
|
5
|
9
|
Хронические, наследственные болезни родителей
|
5
|
7
|
4
|
6
|
7
|
3
|
Рост хронических заболеваний и патологий
среди детей
|
5
|
7
|
4
|
3
|
9
|
3
|
Отказ отца от ребенка, рост числа разводов
|
8
|
7
|
7
|
9
|
19
|
10
|
Отсутствие молодежных и детских организаций
|
6
|
12
|
5
|
5
|
1
|
3
|
Невозможность организовать детский досуг –
отсутствие доступных спортивных секций, кружков и т. п.
|
7
|
7
|
9
|
7
|
4
|
3
|
Что-то другое
|
0
|
0
|
1
|
|
|
0
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
|
1
|
2
|
1
|
0
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|