Меню
Поиск



рефераты скачать Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения

В соответствии с Федеральным законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» органы по делам молодежи и спорту участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, осуществляют координацию деятельности учреждений, находящихся в их ведении.

Для решения проблем безнадзорности, беспризорности среди детей и подростков в системе органов по делам молодежи и спорту Республики Татарстан в г. Казани работает Социально-реабилитационный центр для детей с девиантным поведением открытого типа на 50 мест, который призван решать вопросы профилактики бродяжничества, беспризорности и попрошайничества среди несовершеннолетних, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию[28].

Однако анализ работы за прошедшие годы выявил в деятельности учреждения много проблем, основная, среди них несовершенство нормативно-правовой базы центра, кадровое обеспечение, проблемы социально-психологического плана.

Вступая во взрослый мир, эти дети испытывают, как правило, затруднения в поиске работы и учебы, они мало осведомлены о своих правах и социальных льготах, не могут ими пользоваться, испытывают трудности в составлении заявлений и других деловых бумаг, в получении денежного пособия, жилья. Данная ситуация приводит к тому, что многие бывшие воспитанники сиротских учреждений часто становятся безработными, бездомными. Большинство из них не могут создать благополучную семью и т.д.

В связи, с чем важным направлением должна стать поддержка детей-сирот, выпускников детских домов, в их дальнейшем жизнеустройстве, в реализации их прав и обязанностей.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия», в целях профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков с апреля месяца 2002 г. реализуется социальный проект «Сыны полка». Совместно с администрациями Советского и Приволжского районов г. Казани, с отделами социальной защиты, военкоматами проведен отбор детей в возрасте от 14 до 16 лет, не имеющих родителей, проживающих с опекунами.

Из числа социальных сирот созданы специальные армейские отделения в Казанском филиале Санкт-Петербургского военно-артиллерийского университета и Казанском филиале Челябинского танкового института.

По социальному проекту «Сыны полка» подготовлено Положение об условиях приема и зачисления в специальные армейские отделения «Сыны полка», совместный приказ № 9 от 12.09.2003 г. «Об организации воспитательной работы и психологической службы для воспитанников социального проекта «Сыны полка» в военных учебных заведения г. Казани».

Министерством по делам молодежи и спорту РТ начиная с 2002 года ежегодно выделяется 80 тыс. рублей для обеспечения воспитанников специального армейского отделения всем необходимым. В летний период времени организован отдых воспитанников. На базе военных училищ организована психологическая служба, где работают психологи из Республиканского центра социально-правовой и психолого-педагогической помощи детей и молодежи и КЦСО «Доверие», с 2003 года работают психологи из Центра социальной помощи семьи и детям «Гаилэ».

Одним из важных направлением профилактики безнадзорности является институт «уличных» социальных работников.

Во исполнение решения Совета Безопасности Республики Татарстан № 5 от 31 мая 2000 г. «О состоянии работы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан» в 2001 Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан совместно с Комплексным центром социального обслуживания «Доверие» Комитета по делам детей и молодежи г. Казани была организована «уличная» социальная работа с несовершеннолетними в трех районах г. Казани. В 2004 году эта работа начата в г. Нижнекамск. Необходимо выделить две основные цели проекта: во-первых, это профилактика употребления несовершеннолетними психоактивных веществ; во-вторых, профилактика безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков «группы риска». В настоящий момент времени по проекту работают 15 человек в г. Казани и 4 – в г. Нижнекамск, что позволило создать банк данных по детям «группы риска» на территории района, постоянно выявлять места постоянного сбора детей (чердаки, подвалы) и делать их недоступными для детей, ежегодно дополнительно вовлекать в групповые формы работы более 2 000 детей, проводить мониторинг подростково-молодежного сообщества[29].

Для эффективной работы реализации социального проектов «Сыны полка», «Уличная социальная работа» и других необходимо более тесное взаимодействие с Министерством образования, Военным комиссариатом Республики Татарстан, Министерством здравоохранения, Министерством социальной защиты населения.

Таким образом, необходимость гарантированного ребенку реального права на решение его проблем закреплена Указом Президента РФ от 06.09.93 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепцией совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящее время правовое регулирование проблем беспризорности установлено Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. № 120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 № 154. Следует обратить внимание на отсутствие в Законе четкого разграничения оснований для лишения свободы несовершеннолетних. В ряде случаев в Законе отсутствует четкое указание на обязательность судебного контроля  за лишением свободы несовершеннолетних. Закон не содержит положений, защищающих переписку несовершеннолетнего с адвокатом. Обоснованную тревогу вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона, допускающее применение физической силы со стороны должностных лиц учреждений закрытого типа.

В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и представительной власти регионального и муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем детской беспризорности крайне незначительно. Среди причин такого положения – их недостаточное количество и локальность действия.

Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой во многом зависит будущее и общества. Одним из важных направлением профилактики безнадзорности является институт «уличных» социальных работников.








Раздел 3.

Отношение населения к проблеме детской беспризорности: анализ результатов социологического исследования


Как свидетельствуют результаты и  всероссийского, и регионального исследований, отношение россиян к проблемам детей-сирот, к усыновлению этих детей можно охарактеризовать как неоднозначное. С одной стороны, явно существует осознание актуальности, остроты этих проблем и даже чувство тревоги за их современное состояние. С другой стороны, судя по результатам проведенных опросов, общество сегодня не готово обсуждать конкретные меры и  пути решения проблем детей-сирот. Несколько иная картина фиксируется исследованием в отношении беспризорных и безнадзорных детей[30].

Здесь существенным представляется то, что, как свидетельствуют результаты исследования первого этапа, проведенного по всероссийской выборке, россияне достаточно четко «разводят» проблемы детей-сирот и проблемы беспризорных и безнадзорных детей. Если в отношении первых решать проблемы следует, по мнению россиян, исходя в первую очередь из интересов ребенка, а это, прежде всего усыновление в семью или семейные дома, то в отношении беспризорных и  безнадзорных детей позиция россиян достаточно четкая и определенная – эти проблемы находятся исключительно в компетенции государства и семьи этих детей.

В ходе второго этапа исследовательских работ представлялось  важным также определить, в какой степени  существующие оценки  дифференцируются по региональному и поселенческому признакам. Как свидетельствуют результаты проведенных региональных  опросов, среди жителей исследуемых регионов существует определенные различия в оценках  причин ухудшения ситуации с беспризорными и безнадзорными детьми и детьми сиротами. Причем, можно предположить, что  выявленные различия в существенной степени характеризуют проблемы, специфичные для данного региона.

Так, более половины опрошенных жителей Иркутской области (55%) назвали в качестве основной причины ухудшения ситуации с беспризорными и безнадзорными детьми рост алкоголизма и наркомании. Для сравнения: среди  жителей Центрального региона доля тех, кто назвал эту причину в качестве основной, составляет менее трети опрошенных – 30%. Также  одной из наиболее значимых причин сложившегося положения 47% жителей  Иркутской области назвали низкий уровень жизни большинства российских семей (плохие жилищные, бытовые условия и т. п.).

Таблица 9

В чем Вы видите основные причины ухудшения ситуации с беспризорными детьми, детьми-сиротами?


Среди всех опрошенных

Центральный регион

Хабаровский край

Татарстан

Иркутская область

Отсутствует государственная политика в отношении семьи и детства

37

47

39

26

34

Недостаточная помощь со стороны государства  семьям, имеющим детей

34

34

32

34

36

Низкий уровень жизни большинства российских семей (плохие жилищные, бытовые  условия и т. д.)

45

48

46

40

47

Рост алкоголизма и наркомании

41

30

38

41

55

Отсутствие жесткой системы санкций в отношении родителей, бросающих своих детей

18

16

21

17

18

Моральный кризис общества, кризис семьи, разобщенность между людьми

23

26

22

28

16

Многие сейчас думают о карьере и деньгах, а не о создании семьи и воспитании детей

9

15

6

9

8

Сексуальная распущенность

9

10

10

11

7

Хронические, наследственные болезни родителей

5

7

4

4

4

Рост хронических заболеваний и патологий среди детей

5

7

3

5

3

Отказ отца от ребенка, рост числа разводов

8

7

15

5

7

Отсутствие молодежных и детских организаций

6

12

4

5

4

Невозможность организовать детский досуг – отсутствие доступных спортивных секций, кружков и т. п.

7

7

6

10

5

Затрудняюсь ответить

0


1

1

2


Несколько иная значимость причин фиксируется среди респондентов Республики Татарстан. Причем, обращает на себя внимание то, что среди них существенно чаще отмечался в качестве таковой – моральный кризис общества, кризис семьи, разобщенность между людьми.  Эту причину назвали более четверти опрошенных – 28%.

Показательно также и то, что среди жителей Центрального региона чаще, чем среди жителей других регионов, распространена точка зрения, согласно которой основной причиной ухудшения ситуации с детской беспризорностью и безнадзорностью является, по сути, смена ценностных представлений о семье, когда многие думают о карьере и деньгах, а не о создании семьи и воспитании детей. Эту позицию назвали 15% жителей Центрального региона, тогда как среди опрошенных других регионов доля, придерживающихся этой точки зрения находится в диапазоне  от 6% до 9%.

Также определенная дифференциация наблюдается и в оценках респондентов, проживающих в различных типах поселений.  Причем, здесь также прослеживается закономерность, выявленная для регионов – жители различных типов поселений склонны называть проблемы, которые наиболее остро стоят в месте их проживания.

Так, проблема алкоголизма и наркомании в наибольшей степени волнует жителей малых городов, среди которых 59% опрошенных назвали ее в качестве основной. Несколько чаще жители малых городов, по сравнению с жителями других типов поселений называют в качестве основной причины – отказ отца от ребенка и рост числа разводов. Эту причину назвали 19% опрошенных, тогда как среди жителей других типов поселений доля,  отметивших эту позицию не превышает 10% .

Таблица 10

В чем Вы видите основные причины ухудшения ситуации с беспризорными детьми, детьми-сиротами?


Среди всех опро-шенных

Тип населённого пункта

Москва и Санкт-Петербург

Более 500 тыс. жи-телей

100–500 тыс.

Менее 100 тыс.

Села

Отсутствует государственная политика в отношении семьи и детства

37

47

34

35

24

31

Недостаточная помощь со стороны государства  семьям, имеющим детей

34

34

36

38

40

25

Низкий уровень жизни большинства российских семей (плохие жилищные, бытовые  условия и т. д.)

45

48

44

44

40

46

Рост алкоголизма и наркомании

41

30

44

48

59

39

Отсутствие жесткой системы санкций в отношении родителей, бросающих своих детей

18

16

17

20

19

19

Моральный кризис общества, кризис семьи, разобщенность между людьми

23

26

23

16

13

26

Многие сейчас думают о карьере и деньгах, а не о создании семьи и воспитании детей

9

15

7

7

5

10

Сексуальная распущенность

9

10

8

15

5

9

Хронические, наследственные болезни родителей

5

7

4

6

7

3

Рост хронических заболеваний и патологий среди детей

5

7

4

3

9

3

Отказ отца от ребенка, рост числа разводов

8

7

7

9

19

10

Отсутствие молодежных и детских организаций

6

12

5

5

1

3

Невозможность организовать детский досуг – отсутствие доступных спортивных секций, кружков и т. п.

7

7

9

7

4

3

Что-то другое

0

0

1

 

 

0

Затрудняюсь ответить

1

 

1

2

1

0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.