Актами
прокурора в процессе осуществления надзора за следствием и дознанием являются:
Указание — обращение прокурора,
даваемое, как правило, в письменной форме в связи с возбуждением и
расследованием дела, которое является для органа дознания и следователя
обязательным. Несогласие с указанием и его обжалование не приостанавливает
исполнение, исключение может иметь место лишь в случаях, предусмотренных ч. 2
ст. 127 УПК, когда следователь выражает несогласие с указаниями прокурора о
привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме
обвинения — о направлении дела для назначения к слушанию или о прекращении
дела. Во всех этих случаях следователь, возражая надзирающему прокурору, вправе
представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.
Вышестоящий прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или
поручает производство по этому делу другому следователю (ст. 211. 212, 214
УПК).
Рассмотрим
пример Указание Генеральной прокуратуры РФ от 29 августа 1995 г. N 43/7
"Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о
выборах депутатов Государственной Думы": В целях обеспечения законности в
ходе предвыборной кампании и выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, законами Российской Федерации "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 21
июня 1995 года и "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов
для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации второго созыва" от 17 августа 1995 года предлагаю:
Прокурорам
республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, гг.Москвы и
Санкт-Петербурга, транспортным прокурорам (на правах областных), военным
прокурорам округов, флотов и группы войск, прокурорам войсковых частей
обеспечить действенный надзор за правильным применением законов о выборах в
период подготовки, проведения избирательной кампании и подведении ее итогов.
Установить
постоянную связь с избирательными комиссиями в целях выявления, предупреждения
и устранения нарушений, содействовать в осуществлении их полномочий. Добиваться
устранения нарушений законодательных норм о выборах при образовании
избирательных округов, формировании избирательных объединений и блоков, проведении
предвыборной агитации, процедуры предвыборных собраний, при принятии решений
избирательными комиссиями, а также по пресечению нарушений со стороны членов
избирательных комиссий, в том числе в ходе голосования или при подведении
итогов.
В
соответствии с Законом о выборах депутатов Государственной Думы (статья 31)
организовать работу таким образом, чтобы обеспечить оперативное разрешение
жалоб и заявлений. Установить дежурства по личному приему в выходные дни на
период избирательной кампании.
Принять
необходимые меры к неукоснительному соблюдению неприкосновенности кандидатов в
депутаты в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 44 Закона о выборах
депутатов Государственной Думы.
Постановление — решение, принимаемое
по всем наиболее важным вопросам, возникающим в процессе надзора за
расследованием преступлений,—о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении
уголовного дела, о приостановлении предварительного расследования, прекращении
производства по уголовному делу, об отмене незаконных и необоснованных
постановлений следователей и лиц, производящих дознание (ст. 34, 112, 113, 116,
211 УПК).
Представление — требование прокурора,
вносимое в соответствующий государственный орган, общественную организацию или
должностному лицу о принятии мер по устранению нарушений закона и условий,
способствовавших совершению преступлений. Представление может быть внесено и
руководителю органа дознания (следствия) в связи с выявленными нарушениями
закона, прав и законных интересов граждан. Не позднее месячного срока по
представлению должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено
прокурору (ст. 211 УПК).
Санкция — решение прокурора в случаях,
когда органу дознания или следователю необходимо ограничить конституционные
права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого (заключение под
страху, залог, отстранение от должности).
Утверждение — применяется
прокурором в случаях оогдарсяиснис, принятое следователем, в последующих
стадиях производства по делу становится также прокурорским решением; например,
обвинительное заключение (ст. 217 УПК).
Реализация
этих, как и многих других, надзорных полномочий прокурора в сочетании с
процессуальной самостоятельностью следователя, тесным взаимодействием его с
органами дознания обеспечивает успешное раскрытие преступлений, устранение
причин и условий, способствующих их совершению.
Раскрытие
и расследование преступлений независимо от степени их социальной опасности и
тяжести наступивших последствий неразрывно связаны с выполнением
оперативно-розыскных мероприятий как гласного, так и негласного характера.
Деятельность оперативно-розыскных органов в связи с принятием в 1992 и 1995
гг. законов о такой деятельности заметно активизировалась в раскрытии и
расследовании особо опасных преступлений, совершенных в условиях неочевидности
(подобных преступлений, по результатам социологических исследований,
совершается около 70%). Весьма значительна роль этих органов в раскрытии
латентных преступлений, уровень которых представляется очень высоким.
В
соответствии со ст.127 УПК РФ следователи вправе не только давать
органам оперативно-розыскной службы поручения о производстве
оперативно-розыскных действий, но и требовать от них содействия при
производстве отдельных следственных действий. Роль и значение
оперативно-розыскной деятельности заключается также в том, чтобы своевременно и
правильно были выполнены отдельные следственные действия. Результаты этой
деятельности могут быть использованы при разрешении вопроса о возбуждении или
об отказе в возбуждении уголовного дела, при допросе подозреваемого
(обвиняемого), потерпевшего, свидетелей, при назначении и проведении различного
рода экспертиз, обыска, выемки, осмотра, освидетельствования, следственного
эксперимента и т.п.
Согласно
Положению "О координации деятельности правоохранительных органов в
борьбе с преступностью", утвержденному Указом Президента РФ от 18
апреля 1996 г., одним из основных направлений в деятельности правоохранительных
органов в борьбе с преступностью является создание следственно-оперативных
групп для раскрытия и расследования преступлений. Прокуроры при этом призваны
осуществлять руководство подобными группами и надзор за законностью
деятельности следователей и оперативно-розыскных органов. Это определяет
особенности тактики и методики осуществления надзора при расследовании
преступлений. Они состоят в следующем.
1.
Проверяя соблюдение законности в стадии предварительного следствия, прокурор
следит за тем, чтобы оперативно-розыскные органы выполняли свои функции только
по поручениям и указаниям следователя (ст.127 УПК). При производстве
дознания в порядке, предусмотренном ст.120 УПК РФ, когда производство
расследования и осуществление оперативно-розыскной деятельности сосредоточено в
одном государственном органе, указания и поручения о выполнении оперативных или
розыскных действий дает, как правило, не дознаватель, а руководитель этого
органа.
Прокурор,
установив, что оперативно-розыскные органы по уголовным делам, находящимся в
производстве следователя, проводят оперативные мероприятия без ведома
последнего (а такое нередко имеет место), обязан дать указание о прекращении их
деятельности по упомянутым уголовным делам и поставить об этом в известность
следователя.
2.
Прокурор должен проверить законность и обоснованность поручений и указаний
следователя о выполнении оперативно-розыскных действий. Необходимость такой
проверки возникает в тех случаях, когда следователи из-за большого количества
уголовных дел, находящихся в их производстве, поручают оперативно-розыскным
органам выполнение тех процессуальных действий, которые в соответствии с законом
входят в компетенцию следователя. Если будут установлены подобные факты,
прокурор отзывает из оперативно-розыскных органов такие поручения или отменяет
указания следователя.
3.
Давая поручения и указания о выполнении оперативно-розыскных действий,
следователь процессуально самостоятелен (ст.127 УПК РФ). Однако обычно
следователи, в особенности те, которые не имеют достаточного практического
опыта в расследовании сложных по доказательствам уголовных дел и уголовных дел
о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности, обращаются к прокурору
за помощью в оформлении таких поручений и указаний. Прокурору надлежит при этом
убедиться в том, что предлагаемые оперативно-розыскные мероприятия
предусмотрены Законом об оперативно-розыскной деятельности и что само
содержание поручений и указаний отвечает задачам успешного раскрытия и
расследования преступлений.
4.
При проверке соблюдения законности органами оперативно-розыскной службы,
выполнявшими поручение и указание следователя, прокурору следует установить:
объем исполненных поручений и указаний; использование имеющихся в распоряжении
названных органов оперативно-технических средств; правильность документального
оформления хода и результатов осуществленных оперативно-розыскных мероприятий;
соблюдение установленного срока выполнения оперативно-розыскных действий.
5.
Если оперативно-розыскные мероприятия осуществлялись с санкции прокурора, то
прокурор проверяет не только полноту выполненных оперативно-розыскных действий,
но и соблюдение срока действия санкции.
Прокуроры,
осуществляющие надзор за законностью деятельности органов ОБЭП, должны не
ограничиваться лишь констатацией разобщенности этих органов в деятельности по
борьбе с преступностью, а принимать зависящие от них меры к установлению
необходимого взаимодействия указанных органов в их деятельности по раскрытию и
расследованию преступлений экономического характера.
В-шестых,
в сфере борьбы с экономическими преступлениями, как ни в какой иной отрасли
уголовного судопроизводства, важно широкое использование агентурной службы на
отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, различного рода
коммерческих формированиях, а также в системе Центробанка и коммерческих
банков.
Прокурору
целесообразно проверять законность осуществления сотрудниками
оперативно-розыскных органов и лицами, оказывающими содействие этим органам,
намеченных мероприятий, с тем чтобы указанные лица не накапливали полученные
сведения о преступной деятельности работников тех или иных государственных
организаций и коммерческих формирований и не доводили тем самым до причинения
крупного ущерба, а своевременно принимали соответствующие меры к предупреждению
или пресечению совершения хищений, растраты и присвоения средств лицами,
ставшими на преступный путь.
Прокурор
проверяет законность и обоснованность вынесенного следователем постановления о
приостановлении производства предварительного следствия. Постановление должно
быть мотивированным, его содержание и реквизиты должны отвечать требованиям
закона (ст.195 и 196 УПК РФ) и приказа Генерального прокурора
Российской Федерации N 31 от 29 июня 1994 г. "О повышении роли органов
прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждении".
В
соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации N 10
от 21 февраля 1995 г. прокуроры обязаны систематически, не реже одного раза в
квартал осуществлять проверку исполнения требований закона о мерах по
установлению лиц, совершивших преступление, анализировать причины и условия,
способствовавшие преступнику избежать привлечения к уголовной ответственности
за содеянное.
Практика
свидетельствует о том, что прокуроры, как правило, немедленно после вынесения
следователем постановления о приостановлении производства предварительного
следствия, получив копию этого постановления, проверяют его законность и
обоснованность. Если указанное постановление незаконно или необоснованно,
прокурор своим постановлением отменяет его.
После
приостановления предварительного следствия следователь в соответствии с
требованием закона (ст.197 УПК РФ) обязан как непосредственно, так и
через органы дознания принимать меры к установлению лица, подлежащего
привлечению в качестве обвиняемого. Однако далеко не все следователи строго
выполняют данное предписание закона, перелагая исполнение своих функций на
оперативно-розыскные органы.
В
этой связи прокурору надлежит проверить: составлен ли план работы следователя и
деятельности оперативно-розыскных органов по раскрытию преступления (обычно
такие планы готовятся следователем совместно с оперативно-розыскными органами);
установлено ли взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами;
контролируются ли следователем и руководителями оперативно-розыскной службы
выполнение намеченных оперативно-розыскных мероприятий.
Предметом
самостоятельной прокурорской проверки является эффективность деятельности
оперативно-розыскных служб по установлению лица, совершившего преступление и
подлежащего привлечению к уголовной ответственности. Прокурор, проверяя журнал
оперативно-поисковых дел и все иные материалы, связанные с указанной
деятельностью, обращает особое внимание на круг намеченных этими органами
мероприятий, на своевременность их выполнения; на порядок информирования
следователя о полученных сведениях, как это предусмотрено законом (ст.119
УПК РФ); на наличие должного контроля за выполнением намеченных мероприятий со
стороны руководителей оперативно-розыскных органов.
Прокурор
проверяет своевременность возобновления производства предварительного следствия
после того, как будет установлено лицо, совершившее преступление. На основании ст.198
УПК РФ следователь, возобновив производство предварительного следствия, обязан
немедленно приступить к выполнению необходимых процессуальных действий:
задержанию и аресту подозреваемого, предъявлению обвинения, допросу потерпевших
и свидетелей, назначению и проведению экспертизы и т.д.
Согласно
ч.5 ст.195 УПК РФ, приостановленное производством уголовное дело может
быть прекращено по истечении срока давности привлечения к уголовной
ответственности. Продолжительность такого срока, по общему правилу, зависит от
санкции той статьи УК РФ, по которой квалифицируется конкретное
преступление (ст.78 УК РФ). Следователь процессуально самостоятелен при
вынесении постановления о прекращении уголовного дела производством: санкция
или согласие прокурора на это не требуются. Однако в данном случае не только не
исключается, а, наоборот, предполагается строгий и четко организованный
прокурорский надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовных дел.
Прокурору надлежит проверить полноту и объективность проведенных по уголовному
делу следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, правильность
исчисления сроков давности уголовного преследования, правильность составленного
по уголовному делу постановления о прекращении уголовного дела производством.
Как
отмечалось, проверяя прекращенные уголовные дела, прокурор обязан обратить
внимание на правильность составленного по этому поводу постановления: его
содержание, структура, реквизиты должны соответствовать требованию закона (ст.208
- 209 УПК РФ). Копию такого постановления в каждом случае следует
направлять прокурору. Прокурор, признав прекращение уголовного дела
производством законным и обоснованным, должен истребовать из
оперативно-розыскных органов оперативно-поисковое дело, проверить его и дать
указание о прекращении осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
Начиная
с 1992 г., когда деятельность оперативно-розыскных органов получила
законодательную регламентацию, результаты этой деятельности стали шире и более
эффективнее использоваться органами дознания и предварительного следствия при
раскрытии и расследовании преступлений. Оперативные сведения предоставляются
органам дознания и предварительного следствия на основании постановления
руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такой
порядок установлен ведомственными нормативными актами.
Определяя
процессуальное значение результатов проведенных оперативно-розыскных
мероприятий в раскрытии и расследовании преступлений, Закон "Об
оперативно-розыскной деятельности" 1995 г. предусматривает, что
"результаты оперативно-розыскной деятельности могут... использоваться в
доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями
уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими
собирание, проверку и оценку доказательств" (ч.2 ст.11). В отличие
от ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности 1992
г., согласно которому результаты оперативно-розыскной деятельности
рассматривались в качестве самостоятельного доказательства (ст.69 УПК
РФ), Закон 1995 г. устанавливает, что результаты оперативно-розыскной
деятельности приобретают характер доказательства по уголовным делам после
соответствующего их процессуального оформления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|