Принцип
законности является наиболее общим, так как именно он лежит в основе всех иных
принципов организации и деятельности органов прокуратуры.
2.
Демократизм. Демократизм как общеправовой принцип Российского государства
провозглашен ст. 1 Конституции РФ. «Россия,— сказано в ней,—есть
демократическое... правовое государство—». Естественно, что прокуратура, одним
из направлений деятельности которой является «надзор за соблюдением прав и
свобод человека и гражданина федеральными министерствами, ведомствами, представительными
(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, органами военного управления, органами
контроля, а также органами управления и руководителями коммерческих и
некоммерческих организаций» (ст. 1 закона «О прокуратуре РФ»), способствует
реальному претворению народовластия в жизнь российского общества.
Демократизм
прокурорского надзора означает прежде всего его осуществление в интересах
народа и от его имени. Проявляется это, в частности, в установлении связей
населения с прокурорскими органами. причем связь эта носит двусторонний
характер. Закон «О прокуратуре РФ» (ст. 10) возлагает на прокуроров обязанность
в установленные сроки рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан,
государственных и общественных организаций, проводить личный прием граждан. Из
принципа демократизма вытекает открытость прокурорской системы, гласность ее
деятельности, обязанность прокуроров информировать не только государственные
органы, но и «население о состоянии законности» (ст. 4 Закона). Строгое
соблюдение названного принципа служит гарантией укрепления законности,
предотвращает превращение прокуратуры в замкнутую бюрократическую систему.
3.
Публичность. Согласно указанному принципу прокуратура в целях охраны личности,
государства и общества обязана по долгу службы независимо от усмотрения
отдельных лиц и организаций принимать меры к выявлению и своевременному
устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили, к
восстановлению нарушенных гуав и привлечению виновных к установленной законом
отаетственноста (ст. 22 закона «О прокуратуре РФ»). Права и обязанности
прокуроров по предупреждению, выявлению правонарушений, принятию мер к их
устранению, привлечению виновных к ответственности используются ими
исключительно в интересах закона и «независимо от федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений...» (ст.
4 закона «О прокуратуре РФ»). В силу универсальности принципа публичности прокурор
обязан реагировать на нарушения законности и в тех случаях, когда тог или иной
государственный орган ему неподнадзорен. Так, в случае несоответствия
постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской
Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской
Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации (ст. 24 закона «О
прокуратуре РФ»).[18]
Специальные
принципы прокурорского надзора:
1.
Единство и централизация прокурорского надзора. Органы прокуратуры составляют
единую федеральную централизованную систему и действуют на основе подчинения
нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации
(ст. 4 закона «О прокуратуре РФ»).
Единство
и централизация прокурорского надзора означают, что вся система прокуратуры
сверху донизу организуется на основе единых принципов, руководствуется единым
законодательством, преследует единые цели, разрешает единые задачи. Прокуроры,
за редкими исключениями наделяются одинаковыми правами и несут одинаковые
обязанности по надзору за законностью. Конечно, работники прокуратуры разных
уровней, скажем прокурор области и прокурор района, обладают различными полномочиями,
в частности, в области территориальной компетенции, по руководству
подчиненными прокурорами. Однако во всех отраслях надзорной деятельности
полномочия всех прокуроров по отношению к организациям и гражданам однотипны.
Например, при осуществлении надзора за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное
следствие, участие при рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел все
прокуроры обладают сходными полномочиями, закрепленными в процессуальном
законодательстве и законе «О прокуратуре РФ». Не случайно поэтому в
процессуальных кодексах (ст. 34 УПК; ст. 41 ГПК), законе «О прокуратуре РФ»
(ст. 27, 28, 54) любое лицо прокурорского надзора именуется «прокурором», в
обобщающем смысле этого слова независимо от должности и звания того или иного
работника. С учетом всего этого действия конкретного прокурора всегда
рассматриваются как деятельность прокуратуры в целом. Это дает возможность в
любой момент заменить одного прокурора другим, а вышестоящему прокурору принять
на себя функции нижестоящего.
Комплектование
кадров прокуратуры осуществляется исключительно в порядке назначения (ст. 13
закона «О прокуратуре РФ»). Отсюда вытекает подчиненность и подотчетность
нижестоящих прокуроров вышестоящим и в конечном счете Генеральному прокурору
РФ.
2.
Независимость прокурорского надзора. В соответствии с законом «О прокуратуре
РФ» (ст. 4) «органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей
компетенции независимо от федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с
действующими на территории Российской Федерации законами».
Действенной
гарантией обеспечения независимости прокуроров является предусмотренная законом
«О прокуратуре РФ» недопустимость какого бы то ни было вмешательства в
деятельность прокуроров при выполнении ими своих надзорных полномочий.
«Воздействие в какой бы то ни было форме федеральных органов государственной
власти,—говорится в ст. 5 закона «О прокуратуре РФ»,—органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а
также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на
принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой
установленную законом ответственность.
Прокурор
не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его
производстве дел и материалов». Иными словами, законодатель закрепил
единственно верное положение, которое должно быть всегда свойственно
прокуратуре: обеспечить правильное и единообразное применение законов,
несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было влияниям.
Рассматриваемый
принцип тесно связан с принципом централизации — он подчеркивает независимость
прокуратуры от других государственных органов власти и управления.
В
частности, не только районные прокуроры, но и прокуроры субъектов Федерации не
подчинены местным органам власти и управления, а подчиняются только
Генеральному прокурору РФ. Такая независимость дает возможность
соответствующему прокурору отстаивать принципиально и без оглядки на местные
«авторитеты» свою позицию в борьбе за единую законность.
При
решении вопроса о привлечении к ответственности нарушителей закона, в том числе
и представителей властных структур, прокурор огражден от влияния любых органов
государства (как федеральных, так и местных), любых должностных лиц. Примером
тому служит привлечение к уголовной ответственности и отстранение от должности
прокурором города Чусовой Пермской области главы администрации этого города за
должностные злоупотребления, превышение власти и служебных полномочий.
Все
это не означает, конечно, полного отрыва прокуратуры от органов власти и
управления. Прокуратура — орган государства, и уже в силу этого она не может
взаимодействовать с другими государственными структурами. Но, естественно, в
рамках, четко очерченных законом, таким взаимодействием является координирующая
деятельность прокуратуры по борьбе с преступностью.
«Генеральный
прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры,— говорится в ст. 8
закона «О прокуратуре РФ»,— координируют деятельность органов внутренних дел,
федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других
правоохранительных органов по борьбе с преступностью». Обеспечивая
координацию, прокурор созывает совещания, организует рабочие группы, истребует
статистическую и другую информацию, а также осуществляет иные полномочия в
соответствии с положением о координационной деятельности.[19]
В
своей работе по укреплению законности и правопорядка, борьбе с преступностью
прокуратура взаимодействует с судебными органами, строго соблюдая при этом
принцип «...самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их
подчиненности только Конституции Российской Федерации и федеральным законам».
3.
Гласность прокурорского надзора. Принцип гласности смыкается с другими
принципами организации и деятельности прокуратуры, но особенно тесно он связан
с принципом демократизма. Гласность, открытость деятельности государственных
органов—непременный признак демократического общества. Поэтому гласность включена
в ст. 4 закона «О прокуратуре РФ», именуемую «Принципы организации и
деятельности прокуратуры». В пункте втором части второй названной статьи
говорится, что органы прокуратуры «...действуют гласно в той мере, в какой это
не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране
прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о
государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информирует
федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о
состоянии законности».[20]
Прокурорский
надзор за точным и единообразным соблюдением законов распространяется на
широкую сферу государственной, общественной и частной деятельности. Их
разнообразие объективно обусловливает необходимость выделения в рамках единого
по сути своей прокурорского надзора определенных его участков или направлений,
При этом единый в конечном счете объект надзора —законность соответствующей
деятельности —видоизменяется, приобретает «специализацию» с учетом конкретной
деятельности поднадзорного объекта (структуры), например, надзор на транспорте,
соблюдение природоохранительного законодательства, надзор в местах заключения и
т. п.
Среди
направлений, указанных в ст. 2 Закона о прокуратуре, следует выделить отрасли,
которые определяются как относительно самостоятельные, но взаимосвязанные
участки прокурорской деятельности, характеризующиеся спецификой задач,
предмета и полномочий.
Задачи
каждой отрасли вытекают из общих целей прокуратуры по обеспечению верховенства
закона, единства и укрепления законности, защиты прав, свобод и законных
интересов человека и гражданина; они обусловлены своеобразием объекта и
предмета надзора. В соответствии с этим правовые средства и методы
деятельности прокуроров в каждой отрасли имеют как общие черты, так и свои
особенности.
В
целом можно отметить стабильность основных направлений прокурорского надзора с
момента его возникновения до настоящего времени. Хотя отдельные видоизменения
исключить нельзя.
Это
наиболее широкая и многогранная отрасль надзорной деятельности прокурора. Предметом
ее является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами,
представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного
управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие
законам издаваемых ими правовых актов.
Как
видим, в этой отрасли надзора наиболее рельефно проявляется деятельность
прокуратуры по обеспечению верховенства закона, единообразному его применению
на всей территории Российской Федерации.
Рассматриваемую
отрасль принято именовать «общим надзором». Так она была названа в период
образования прокуратуры в инструкции НКЮ РСФСР от 17 октября 1922 г. «О
вопросах ближайшей деятельности прокуратуры на местах в области общего
надзора»2. В дальнейшем термин «общий надзор» был применен и в
законодательстве: Декрете ВЦИК от 1 февраля 1923 г., утвердившем Положение о
Народном Комиссариате Юстиции, а также других нормативных актах, например в
законе «О прокуратуре СССР» 1979 г.[21]
Ныне
действующий закон «О прокуратуре РФ» термин «общий надзор» не использует, что,
однако, не препятствует применению его для характеристики деятельности прокуратуры
в рассматриваемой области, а также в научных и публицистических работах,
посвященных отраслям прокурорского надзора.
Полномочия
Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в области общенадзорной
деятельности весьма широки.
Прокурор
вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на
территории и в помещения поднадзорных органов и организаций. Он имеет доступ ко
всем документам и материалам, с которыми считает необходимым познакомиться в
связи с поступившими к нему сведениями о фактах правонарушений. Прокурор может
требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых
документов, материалов, статистических и иных сведений; выделять специалистов
для выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в
прокуратуру материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или
подведомственных им предприятий и организаций, вызывать должностных лиц и
граждан для объяснений по поводу нарушений закона. Должностные лица обязаны приступить
к выполнению требований прокурора о проведении проверок не позднее десяти суток
после их поступления.
Установив
факт преступного нарушения закона либо административного правонарушения,
прокурор возбуждает уголовное дело или производство об административном
правонарушении, требует привлечения виновных к иной установленной законом
ответственности.
Прокуроры
участвуют в заседаниях коллегий министерств и ведомств, заседаниях
представительных органов, органов местного самоуправления. Само это участие
используется в целях профилактики правонарушений, предупреждает подчас принятие
министерствами и другими органами противоречащих закону актов.
Прокуратура
проверяет также законность административного задержания граждан и применения
соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за
административные правонарушения. Установив незаконность применения таких мер,
прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых
административному задержанию.
На
выявленные нарушения законов прокурор реагирует посредством определенных актов
(ст. 23—25 Закона). Характерными признаками всех этих актов является то, что
они принимаются как итог всей предшествующей деятельности прокурора по проверке
исполнения закона.
Законом
«О прокуратуре РФ» применительно к рассматриваемой отрасли надзора названы
следующие акты: протест, представление и постановление.
Протест
(ст. 23 Закона) прокурор приносит на противоречащий закону правовой акт в орган
или должностному лицу. издавшим его, либо обращается в суд или арбитражный суд
в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Протест
прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный
срок. В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного)
органа государственной власти или органа местного самоуправления—на ближайшем
заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного
устранения нарушения законности, прокурор вправе установить сокращенный срок
рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста прокурор
незамедлительно оповещается в письменной форме. При рассмотрении вопроса
коллегиальным органом о дне заседания извещается прокурор, принесший протест.[22]
Представление
прокурора (ст. 24 Закона). Представление об устранении нарушений закона
вносится прокурором в орган или должностному лицу, полномочным устранить
допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В
отличие от протеста, который вносится в целях отмены конкретного нормативного
акта, принятого в нарушение закона, представление, как правило, основывается
на обобщенных материалах о распространенных нарушениях законности и
обстоятельствах, способствующих таким нарушениям. Поводом для внесения
представлений в порядке общего надзора чаще всего являются материалы проверок
исполнения законов на месте, изучение жалоб и заявлений граждан1. Не
позднее чем в месячный срок по представлению должны быть приняты конкретные
меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им
способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме. При
рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне
заседания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|