Каждое
подразделение Прокуратуры РФ ведает определенной отраслью надзора в масштабе
страны, руководит, направляет и контролирует указанную сферу деятельности
нижестоящих органов прокуратуры. Поэтому обязанности между оперативными
работниками соответствующих подразделений строятся по зонально-предметному
принципу. Зональные прокуратуры осуществляют контроль за деятельностью
нижестоящих прокуратур путем проверок с выездами на места.[12]
В
состав Генеральной прокуратуры Российской Федерации входит на правах
структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая
заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным
прокурором. Особо подчеркнем, что это не самостоятельная, автономная
прокуратура, а именно структурное подразделение единой Генеральной прокуратуры
Российской Федерации. Поэтому законодатель признал необходимым все правовые
особенности организации и обеспечения деятельности военной прокуратуры
отразить в едином законе «О прокуратуре РФ» в качестве одного из его разделов.
«Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры,— сказано в ст. 47
Закона,—обладают в пределах своей компетенции полномочиями, установленными
настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и
органов военного управления в соответствии с законодательством Российской
Федерации».
2.
Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение
задач, возложенных на прокуратуру федеральным законодательством. Во исполнение
этого требования он руководит системой органов прокуратуры, издает обязательные
для исполнения всеми работниками прокуратуры РФ приказы, указания, распоряжения,
положения и инструкции, регулирующие вопросы организации прокурорской
деятельности и порядок реализации мер материального и социального обеспечения
работников прокуратуры. В пределах штатной численности и фонда оплаты труда
устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет
полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и
структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.
В
субъектах Федерации действуют прокуратуры, возглавляемые прокурорами,
назначенными на должность сроком на пять лет Генеральным прокурором Российской
Федерации по согласованию с представительными (законодательными) органами
государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Прокуроры субъектов Федерации имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых
Генеральным прокурором РФ.
В
прокуратурах субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других
специализированных прокуратурах (транспортных и природоохранных) образуются
коллегии в составе прокурора, возглавляющего прокуратуру (председатель), его
первого заместителя и заместителей , а также других работников органов
прокуратуры.
Персональный
состав коллегий утверждается соответствующими прокурорами.
В
названных прокуратурах функционируют управления и отделы. Начальники этих
подразделений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники
отделов в составе управлений — помощниками прокурора субъектов РФ, им
назначаются на должность и освобождаются от должности.[13]
В
названных прокуратурах имеются старшие помощники и помощники прокурора,
старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, старшие
прокуроры-криминалисты, прокуроры-криминалисты, следователи по особо важным
делам и старшие следователи и их помощники, которые назначаются на должность и
освобождаются от должности соответствующими прокурорами. Структурные подразделения
прокуратуры субъектов Федерации в основе своей повторяют структуру Генеральной
прокуратуры РФ. Но, естественно, без подразделений, присущих лишь ей,
например, Главной военной прокуратуры.
Прокурор
субъекта Российской Федерации и приравненный к нему прокурор руководит
деятельностью прокуратур городов и районов и иных приравненных к ним прокуратур
на основе федеральных законов и нормативных актов Генерального прокурора
Российской Федерации. издаст приказы, указания, распоряжения, обязательные для
всех подчиненных работников, может вносить изменения в платные расписания
своего аппарата и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты
труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации.
4.
Первичным звеном прокурорской системы являются прокуратуры города и района и
приравненные к ним прокуратуры.
Прокуратуру
города и района, приравненные к ним военные и иные специализированные
прокуратуры (межрайонные, транспортные, при-родоохранительные, обслуживающие
места лишения свободы) возглавляют соответствующие прокуроры. В прокуратуре
имеются первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров,
старшие прокуроры-криминалисты, прокуроры-криминалисты, старшие следователи и
следователи (в прокуратурах города —следователи по особо важным делам) и их
помощники, назначаемые на должность и освобождаемые от должности прокурором
субъекта Российской Федерации, приравненными к нему прокурорами.
По
решению Генерального прокурора Российской Федерации в указанных прокуратурах
могут быть образованы отделы.
Прокурор
города, в том числе и с районным делением, руководит деятельностью районных и
приравненных к ним прокуратур, вносит вышестоящему прокурору предложения об
изменении штатной численности всего аппарата и подчиненных прокуратур, о
расстановке кадров.
Организация
и порядок деятельности органов прокуратуры и полномочия прокуроров
определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 129), Федеральным законом
«О прокуратуре РФ», другими законодательными актами Российской Федерации,
международными и межгосударственными договорами (соглашениями).
На
прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных
указанными законодательными актами. В Конституции поставлены важнейшие социальные
задачи перед всеми органами государства, в том числе прокуратурой (ст. 2, 7 8,
11, 13. 15).
Вторая
глава Конституции «Права и свободы человека и гражданина» имеет
непосредственное отношение к деятельности прокуратуры, осуществляет ли она
общий надзор, надзор за законностью работы органов дознания или
предварительного следствия, участвует ли в рассмотрении дел судами. Свыше 20
статей главы второй посвящены положениям, направленным на обеспечение прав
граждан при осуществлении правосудия.
Прокуроры
призваны на только свято соблюдать эти положения в своей деятельности, но и
«следить за их исполнением всеми».
В
Конституции предусмотрено, что вопросы организации и деятельности прокуратуры
находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71 «о»), а кадры правоохранительных
органов—в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 «л»).
Президенту
РФ принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального
прокурора, а также предложение об освобождении его от должности (ст. 83 «е»,
ст. 129). Глава 7 «Судебная власть» определяет ряд принципов правосудия —
уголовного и гражданского судопроизводства, а также основные положения о месте
прокуратуры в государственном механизме (ст. 129).
Детальная
регламентация вопросов организации и деятельности прокуратуры содержится в
Федеральном законе «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 г.[14], а также в Федеральном законе
от 29 декабря 2001 г. N 182-ФЗ "О внесении изменения в статью 52
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"; Федеральном
законе от 2 января 2000 г. N 19-ФЗ "О внесении дополнений в статью 44
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и в статью 3
Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (с
изм. и доп. от 5 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.); в
Федеральном законе от 19 ноября 1999 г. N 202-ФЗ "О внесении изменения и
дополнения в статью 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федерации"; в Федеральном законе от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской
Федерации"
Закон
О Прокуратуре состоит из семи разделов и 54 статей.[15]
Раздел
1 посвящен общим положением: понятию прокурорского надзора, задачам органов
прокуратуры, направлениям их деятельности, принципам организации и деятельности
прокуратуры. Раздел 2 регламентирует вопросы о системе и организации органов
прокуратуры, о полномочиях прокуроров всех уровней. Раздел 3 определяет
отрасли
прокурорского надзора, предмет каждой из них. В разделе 4 закреплены вопросы
участия прокурора в рассмотрении дел судами (задачи и полномочия,
опротестование судебных решений). Раздел 5 посвящен кадрам и учреждениям
прокуратуры (требования, предъявляемые к кандидатам на прокурорские должности,
ответственность прокуроров и следователей, вопросы материального и социального
обеспечения и др.). Раздел 6 регламентирует особенности организации и
обеспечения деятельности органов военной прокуратуры (задачи, система органов,
кадры, полномочия военных прокуроров). Раздел 7 содержит положения,
регулирующие иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры
(статистическая отчетность, финансирование, разъяснение некоторых
наименований, содержащихся в Законе).
К
числу иных актов, в той или иной степени касающихся деятельности органов
прокуратуры, относятся постановление Верховного Совета Российской Федерации от
17 января 1992 г. «О полномочиях Генерального прокурора Российской Федерации и
его заместителей по продлению сроков содержания под стражей»; законы «О
Конституционном суде РФ» (ст. 3) , «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
(ст. 12, 15), «О милиции» (ст. 38, 39), Федеральный закон «Об органах
Федеральной службы безопасности» (ст. 24), Федеральный закон «Об
оперативно-розыскной деятельности» (ст. 4, 21) и др.
Полномочия
прокуроров в судопроизводстве по уголовным, гражданским, арбитражным делам,
делам об административных правонарушениях определены соответствующими
кодексами: Уголовно-процессуальным. Гражданским процессуальным, Арбитражным
процессуальным. Кодексом об административных правонарушениях. Особенно
подробно и емко полномочия прокуроров определены в Уголовно-процессуальном
кодексе. Им, в частности, посвящена ст. 25 «Прокурорский надзор в уголовном
судопроизводстве», глава 18 «Надзор прокурора за исполнением законов органами
дознания и предварительного следствия», ст. 248 «Участие прокурора в судебном
разбирательстве» и т. д.
В
новом, еще не вступившим в силу Уголовно-процессуальном кодексе в ст. 37
законодателем указаны полномочия прокурора:
1.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции,
установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное
преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за
процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного
следствия.
2.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1)
проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и
разрешении сообщений о преступлениях;
2)
возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном настоящим Кодексом,
поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору
либо принимать его к своему производству;
3)
участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых
случаях лично производить отдельные следственные действия;
4)
давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в
соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса;
5)
давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства
об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного
процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
6)
разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю,
а также их самоотводы;
7)
отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования,
если ими допущено нарушение требований настоящего Кодекса при производстве
предварительного расследования;
8)
изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю,
передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным
указанием оснований такой передачи;
9)
передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования
другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных статьей 151
настоящего Кодекса, с обязательным указанием оснований такой передачи;
10)
отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора,
следователя, дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
11)
поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему
указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
12)
продлевать срок предварительного расследования;
13)
утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по
уголовному делу;
14)
утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять
уголовное дело в суд;
15)
возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о
производстве дополнительного расследования;
16)
приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;
17)
осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3.
Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные
в порядке, установленном настоящим Кодексом, являются обязательными.
Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их
исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 38
настоящего Кодекса.
4.
В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает
государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
5.
Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим
Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования.
6.
Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются
прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и
вышестоящими прокурорами.[16]
Таким
образом, прокуратура как орган надзора за исполнением закона сама функционирует
только на основании закона.[17]
В
отдельных случаях такими нормативными актами являются также указы Президента.
Например, Указ от 18 апреля 1996 г. «О координации деятельности
правоохранительных органов по борьбе с преступностью».
Вместе
с тем в своей практической деятельности прокуроры руководствуются также
приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, являющимися
подзаконными нормативными актами. Эти приказы и указания особенно актуальны при
реализации прокуратурой своей координирующей роли в борьбе с преступностью.
«Указания Генерального прокурора Российской Федерации,—говорится в ст. 30
закона "О прокуратуре РФ"»,—по вопросам предварительного следствия и
дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными
для исполнения».
В
системе принципов прокурорского надзора четко различаются общеправовые и
специальные принципы. Последние можно также подразделить на организационные и
функциональные.
Подобная
классификация способствует более обстоятельному уяснению сущности
рассматриваемого явления, позволяет определить как общее положение прокуратуры,
так и особенности ее деятельности, а также правовой статус прокуроров.
Общеправовые
принципы:
1.
Законность, Этот принцип выражается в требовании точного и единообразного
исполнения законов в организации прокуратуры и при осуществлении прокурорского
надзора. Обращено оно прежде всего к самой прокуратуре, деятельность которой
имеет строго подзаконный характер. Это означает соответствие закону поводов и
оснований прокурорского надзора, его форм и методов, принимаемых прокурором
актов. Лишь с позиции законности производится прокуратурой оценка деятельности
поднадзорных ей органов и должностных лиц. Особое значение принцип законности
имеет в судопроизводстве, в процессе которого прокурор обязан принимать меры,
подчас властные, направленные на пресечение и устранение выявленных нарушений
законности. Нарушение или неправильное применение законов самим прокурором,
результатом чего явилось неправильное разрешение дела, ограничение прав и
законных интересов участников процесса, должно расцениваться как невыполнение
прокурором служебного долга и влечь установленную законом ответственность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|