Закон
предусмотрел также, что в случае несоответствия постановлений Правительства
Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской
Федерации Генеральный прокурор информирует об этом Президента Российской
Федерации.[23]
Постановление
прокурора (ст. 25 Закона). Прокурор, исходя из характера допущенного нарушения
закона должностным лицом или гражданином, выносит мотивированное постановление
о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
Последнее подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным
лицом в срок, установленный законом. О результате рассмотрения прокурору
сообщается в письменной форме.
В
качестве акта прокурорского надзора есть основания признать и заключения
прокурора, которые он дает. участвуя в заседаниях представительных и
исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации и органов
местного самоуправления, хотя Закон о прокуратуре эту форму не упоминает.
В
качестве примера общего надзора за исполнением законности рассмотрим Письмо
Генеральной прокуратуры РФ от 19 февраля 1997 г. N 21-22-97 "О практике
прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране здоровья
детей":
Как
свидетельствуют прокурорские проверки, на фоне катастрофического ухудшения
состояния здоровья детей сфера здравоохранения, вопреки требованиям ст. 41
Конституции Российской Федерации, гарантирующей бесплатное оказание медицинской
помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях,
быстрыми темпами коммерциализируется. Это происходит в условиях, когда многие
слои населения не в состоянии оплатить лечение.
На
местах в сторону уменьшения корректируются объемы и виды медицинской помощи,
предусмотренной программами обязательного медицинского страхования,
составляются перечни платных услуг, оказываемых государственными и муниципальными
лечебно-профилактическими учреждениями. Отменяются льготы по лекарственному
обеспечению, вплоть до ущемления прав на их получение детьми-инвалидами.
Население стали делить по социальным группам и возрасту: кого лечить бесплатно,
а кого за деньги.
Вводятся
платные услуги за прием к врачу, вызов его на дом, сдачу различных анализов,
медицинские осмотры и выдачу справок, выписок из истории болезни при
поступлении в детские дошкольные и образовательные учреждения. Больные дети
принимаются в стационары только при наличии своего постельного белья и одежды,
а родителей, кроме того, вынуждают покупать лекарства и кормить своего ребенка.
В
поликлиниках Новгородской области рентгенологическое обследование детей
проводится только в случае приобретения родителями пленки. В поликлинике
Октябрьского района Новосибирской области на платной основе проводятся
лабораторные исследования детей и рентгенография. В других лечебных учреждениях
взимается плата за лечение детей с применением некоторых лекарств, а также за
анализы.[24]
В
ряде лечебно-профилактических учреждений Волгоградской области в перечень платных
услуг включены ультразвуковое исследование внутренних органов, выдачи выписок
из истории болезни для посещения детьми дошкольных учреждений и справок в
бассейн, анализы и другие. К примеру, за ультразвуковое исследование внутренних
органов детской поликлиникой г. Волгограда установлена такса в 35 тыс. руб. В
г. Урюпинске постановлением администрации города определена плата за выбор
врача при амбулаторном и стационарном лечении. В Исилькульской больнице Омской
области введена плата за медицинские осмотры при поступлении в образовательные
учреждения.
В
отдельных территориях приняты решения об использовании до 20% коечной мощности
лечебно-профилактических учреждений для оказания платных медицинских услуг. В
результате общего надзора могут быть выявлены данные, указывающие на признаки
преступления, поэтому прокурор как орган уголовного преследования обязан
возбудить уголовное дело. Бесплодной и надуманной поэтому является попытка
отдельных авторов обосновать упразднение общенадзорной деятельности прокуратуры
как отрасли, ей якобы не свойственной. Назначение прокуратуры, по их утверждению,
сводится лишь к уголовному преследованию.
Этой
позиции придерживается, например, А. Ларин. Высказал он эту точку зрения в
поддержку «творцов» так называемой концепции судебной реформы, призывающих
«сузить... возможности прокурорского вмешательства в оперативно-хозяйственную
деятельность предприятий разных организационных форм собственности». Нетрудно
заметить, что данный «призыв» бьет мимо цели. Прокуратура такой деятельностью
никогда не занималась. И здесь нечего «сужать». Искусственными в связи с этим
являются утверждения другого автора — В. Савицкого, когда он, комментируя ст.
129 Конституции РФ и приводя вышеупомянутую фразу из концепции, использует ее
лишь для того, чтобы поддержать следующий ее призыв: «Признать, что уголовное
преследование —доминирующая функция прокуратуры», «Думается,— говорит далее
комментатор,— именно так должна быть сформулирована в новом законе о
прокуратуре ее основная задача».
Как
видим, упомянутые авторы не учитывают, что функция уголовного преследования
будет в полную меру работать лишь тогда, когда она проистекает из более
глобальной функции: надзора за законностью. В противном случае она повисает в
воздухе и превращается в пустую фикцию. В обоснование сказанного сошлемся на
правительственную программу реформирования и развития российской экономики на
1995—1997 гг. «Главный фронт институционных преобразований,— сказано в ней,—на
ближайшую перспективу —укрепление законности и основных институтов
государственной власти».
В
этих условиях было бы по меньшей мере неразумным не использовать, более того,
отвергать тот нормативный инструмент, с помощью которого прокуратура в
состоянии присущими ей надзорными средствами и методами оказывать благотворное
влияние на стабилизацию социально-экономической обстановки в стране,
реагировать на нарушение законности, посягательства на права и законные
интересы граждан, государства, общества, способствуя тем самым предупреждению
преступности, а значит, и нормализации жизни общества Функции же уголовного
преследования в этом случае лишь частная задача, проистекающая из общей
глобальной — надзора за законностью. Он же (надзор за законностью) является
первоначальным этапом надзорной деятельности, который затем влечет за собой
возбуждение уголовного дела, расследование преступления, передачу дела в суд и
т. д.
В
системе отраслей прокурорского надзора эта отрасль занимает особое место,
поскольку цель се: обеспечить всесторонность, полноту и объективность
исследования всех обстоятельств дела, принятие необходимых мер по раскрытию
преступлений и привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших
преступления, соблюдение установленного законом порядка расследования
уголовных дел и законных интересов участников процесса и других лиц, выявление
причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по
устранению этих причин и условий (ст. 21 УПК).
Исходя
из этого, предметом надзора являются соблюдение прав и свобод человека и
гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о
совершенных или готовящихся преступлениях; выполнение оперативно-розыскных
мероприятий и проведение расследования; законность принимаемых этими органами
решений (ст. 29 закона «О прокуратуре РФ»)[25]
Полномочия
прокурора в этой области надзора устанавливаются уголовно-процессуальным
законодательством[26]
и другими законодательными актами Российской Федерации, приказами и другими
актами Генерального прокурора, в частности Федеральным законом «Об оперативно-розыскной
деятельности», Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности
в Российской Федерации»[27].
К ним же относятся и Указания Генерального прокурора Российской Федерации по
вопросам следствия и дознания, не требующие законодательного регулирования.
Они также являются обязательными для исполнения всеми органами расследования.
Например, приказы Генерального прокурора РФ № 31 от 29 июня 1994 г. «О
повышении роли органов прокуратуры в борьбе с преступностью и се
предупреждении» №10 от 21 февраля 1995 г. «Об организации прокурорского надзора
за расследованием и раскрытием преступлений».
К
предмету надзора, как мы уже отмечали, отнесено исполнение закона органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Эта деятельность проводится
органами внутренних дел, ФСБ, пограничной охраны, оперативными подразделениями
федеральных органов налоговой полиции, службы внешней разведки, действующими в
пределах их компетенции. Основным правовым актом, регламентирующим деятельность
указанных структур, является упоминавшийся выше Федеральный закон «Об
оперативно-розыскной деятельности». В целях борьбы с преступностью органы внутренних
дел, органы безопасности осуществляют многообразные оперативно-розыскные
мероприятия: опрос граждан, наблюдение, наведение справок, исследование
предметов и документов, обследование помещений, зданий, сооружений, участков
местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание
телефонных и иных переговоров и пр. (ст. 6 Закона). Естественно, что в процессе
осуществления указанных мероприятий должны соблюдаться гарантии прав граждан.
Для производства действий, связанных с ограничением прав и свобод,
установленных Конституцией, таких, как неприкосновенность жилища, тайна
переписки, телефонных и иных переговоров, должно быть получено предварительное
судебное решение. В случаях, не терпящих отлагательства, эти действия
производятся до получения судебного решения «с обязательным уведомлением
соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов» (ст. 8 Закона).
В
процессе осуществления надзора за исполнением законов при проведении
оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений прокурор вправе
знакомиться с оперативно-служебными документами и иными сведениями, полученными
при подготовке и проведении этих мероприятий.
В
случае нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан,
юридических лиц прокурор обязан принять меры по устранению этих нарушений,
восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба в соответствии
с законодательством Российской Федерации (ст. 21 Закона).
Полномочия
прокурора по надзору за законностью деятельности органов, осуществляющих
предварительное расследование: дознание и предварительное следствие,
устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Характерным отличием
этой отрасли прокурорского надзора является то, что здесь прокурор обладает
властно-распорядительными полномочиями: он не только выявляет нарушения
закона, но и устраняет их своей властью. В процессе осуществления надзора
прокурор дает органам дознания и следователю обязательные для них указания; ряд
следственных действий может быть осуществлен лишь с согласия, утверждения,
санкции прокурора.
В
качестве органов дознания уголовно-процессуальным законодательством (ст. 117
УПК) названы милиция.., органы Федеральной службы безопасности, начальник
исправительных учреждений, органы пограничной службы РФ, федеральные органы
налоговой полиции, таможенные органы и некоторые другие административные органы
государства (или руководители этих органов). Обязанности по обнаружению
преступлений и лиц, их совершивших, в полной мере могут выполняться лишь перечисленными
органами и их должностными лицами.
Уголовно-процессуальный
кодекс установил два порядка дознания в зависимости от того, действуют ли
органы дознания по делам, по которым производство предварительного следствия
обязательно, или же по делам, по которым оно не обязательно (ст. 118 УПК).
По
делам, по которым обязательно предварительное следствие, орган дознания
возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального
закона, производит неотложные следственные действия по установлению и
закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование и
допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном
преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
Дознание
этого вида должно быть окончено не позднее десяти суток, а дело передано следователю.
После передачи дела орган дознания может производить по нему следственные и
розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи дела. по
которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает
принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя
следователя о результатах.
Дознание
по делам, по которым следствие не обязательно, производится по тем же правилам,
что и предварительное следствие, но за небольшими исключениями.
Предварительное
следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел,
налоговой полиции и ФСБ по уголовным делам, отнесенным к их ведению (ст. 126
УПК). Однако прокурор вправе принять к своему производству или поручить
подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления
(ст. 31 Закона о прокуратуре РФ).
Полномочия
прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и следователем
определены ст. 25, 116, 211—217 УПК. Согласно этим нормам прокурор обязан во
всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные
законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они не исходили.
В пределах своей компетенции прокурор требует от органов дознания и следователя
для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных
преступлениях, ходе расследования, установлении лиц, совершивших преступления,
отменяет незаконные и необоснованные постановления, даст письменные указания о
расследовании преступлений, избрании, отмене или изменении меры пресечения,
квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и
розыске лиц, совершивших преступления; поручает органам дознания исполнение
постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, обыске, выемке,
розыске лиц, совершивших преступление; продлевает срок расследования и
содержания под стражей в качестве меры пресечения; отстраняет лицо,
производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или
предварительного следствия, если им было допущено нарушение закона при
расследовании дела. [28]
Прокурор
обеспечивает защиту прав и законных интересов личности — потерпевших от
преступлений и иных лиц, участвующих в деле, принимает необходимые меры к
охране их жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества (ст. 27 Основ
уголовного судопроизводства). В целях обеспечения возмещения материального
ущерба, причиненного преступлением, прокурор предъявляет гражданский иск или
поддерживает гражданский иск, заявленный потерпевшим (ст. 29 УПК). Прокурор
следит за своевременным принятием мер, направленных на обеспечение
предъявленного или возможного в будущем гражданского иска (ст. 30 УПК). Особое
место занимает прокурорский надзор за соблюдением прав и законных интересов
лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование,— подозреваемого и
обвиняемого. Прокурор обязан следить за тем, чтобы этим лицам были разъяснены
их права и обеспечена возможность их реального осуществления.
При
решении вопроса о даче санкции на арест прокурор должен тщательно ознакомиться
со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в
необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а
несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого —во всех случаях (ст. 96
УПК).
Бдительно
следит прокуратура за тем, чтобы органы дознания своевременно реагировали на
сигналы о совершенных преступлениях, не допускали сокрытия их от учета.
Об
эффективности прокурорского надзора за предварительным расследованием говорят
такие данные: в 1992 г. прокуроры дали более 111 тыс. письменных указаний по
уголовным делам, внесли около 28 тыс. представлений по вопросам нарушения
законов при расследовании преступлений органами внутренних дел, освободили за
неподтверждением подозрения более 1 тыс. человек. Аналогичная картина наблюдается
и в последующие годы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|