Конфедерация — это объединение независимых
государств, созданное для достижения определенных целей.
Конфедеративная форма государственного устройства
характеризуется следующими признаками:
— представляет собой союз государств, а не союзное
государство;
— учреждается на основе договора, заключенного между государствами-участниками
;
— носит временный характер, так как создается для достижения
определенных целей;
— в результате либо распадается, либо трансформируется в федерацию;
— действуют союзные органы, которые не создают единой системы
высших органов государственной власти, поскольку каждое государство сохраняет
свой суверенитет;
— за государствами сохраняется право выхода из конфедерации.
Примером преобразования конфедерации в федерацию могут служить США (штаты
Северной Америки с 1776 по 1787 г.), Швейцария (Швейцарский Союз с 1815 по
1848 г.).
В последнее время пристальное внимание уделяется таким формам
объединения государств, как Содружество Независимых Государств (СНГ),
Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС).
2.6. Федеративное устройство
Российской Федерации
Российская Советская Республика, возникшая в результате
Октябрьской революции, фактически являлась унитарным государством: внутри ее
территории не было никаких государственных образований, она подразделялась на
административно-территориальные единицы. Однако провозглашение права наций на
самоопределение и многонациональный состав России сыграли определяющую
роль в изменении формы государственного единства, и вскоре социалистический
унитаризм сменился социалистическим федерализмом.
Выделяются три основных этапа развития российского федерализма2:
1) создание основ социалистического федерализма (1918—1936
гг.);
2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве
России (1937—1985 гг.)
3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции
1993 г.
На современном этапе в состав Российской Федерации входят 89
субъектов, которые подразделяются на следующие виды:
1) республики (21);
2) автономная область (1) и автономные округа (10);
3) края (6) и области (49);
4) два города федерального значения (Москва и
Санкт-Петербург).
Республики обладают статусом государства, имеют свою конституцию
и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная
область, автономный округ являются государственными образованиями, имеют свой
устав и законодательство. Во взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Наряду с федеральными органами государственной власти действуют
органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного
самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 71
Конституции РФ определяет исключительную компетенцию Российской Федерации,
статья 72 предусматривает вопросы совместного ведения Российской Федерации и
ее субъектов.
Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения
субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти
(ст. 73 Конституции РФ).
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее
государственной целостности, единстве системы государственной власти,
разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской
Федерации.
Субъекты Российской Федерации делятся на административно-территориальные
единицы.:
1) районы, являющиеся составной частью республики, автономной
области, автономного округа, края, области;
2) города республиканского, краевого, областного, а также районного
подчинения;
3) городские районы, которые создаются в крупных городах;
4) поселки рабочего, дачного или курортного типа;
5) сельские поселения, к которым относятся села, станицы, деревни,
хутора, и т.д.
Кроме того, создаются также национальные районы, закрытые
административно-территориальные образования.
При этом следует отметить, что административно-территориальное
деление имеют только субъекты Федерации, сама же Российская Федерация делится
на государства и государственные образования (субъекты Федерации).
Таким образом, статус Российской Федерации как федеративного
государства имеет достаточно сложный характер. Во-первых, организация ее
субъектов строится на основе двух критериев: национального и территориального.
Так, республики и автономии организуются по национальному признаку; края,
области и города федерального значения — по территориальному.
Во-вторых, статус субъектов Российской Федерации не является
одинаковым, хотя и провозглашается их равенство во взаимоотношениях с
федеральными органами государственной власти. Республики имеют статус
государства, все остальные субъекты Российской Федерации рассматриваются как
государственные образования.
В-третьих, Конституция РФ, провозгласив право народов на
самоопределение, не предусматривает право выхода субъектов Федерации из ее
состава.
Перед Российской Федерацией стоит сложная задача. С одной
стороны, субъектам Федерации необходимо предоставить достаточный уровень
самостоятельности в реализации своих полномочий, с другой обеспечить
целостность и суверенитет Российской Федерации. .
2.7. Политический режим: понятие,
виды
Составляющим элементом формы государства является политический
режим.
В научной литературе по-разному подходят к трактовке понятия
политического режима. Одни авторы считают понятия «политический режим» и
«государственный режим» синонимами, другие рассматривают «политический
режим» как более широкую категорию. Существует и третья позиция относительно
«политического режима» как составляющего элемента формы государства. Предлагается
использовать такие понятия, как «государственно-правовой» или «политико-правовой»
режимы.
Под политическим режимом понимается совокупность
приемов, способов, методов и форм осуществления политической власти.
Политический режим — это показатель того:
— кому принадлежит власть в государстве;
— соблюдаются ли права человека;
— с помощью каких
методов государство реализует свои задачи и функции, и т.д. В свою очередь, на
политический режим оказывает влияние: сущность государства, соотношение
политических сил и многие другие факторы.
В истории развития государственности существовали самые
различные политические режимы: деспотия, тирания, теократия, аристократия,
олигархия, охлократия, демократия, и т.д. В курсе теории государства и права
выделяют, как правило, два вида политических режимов:
1) демократический;
2) антидемократический.
Антидемократический режим в свою очередь имеет две разновидности:
— тоталитарный;
— авторитарный.
Демократический политический режим
характеризуется следующими признаками:
— народ является единственным источником власти, которую он
осуществляет либо непосредственно (выборы, референдум), либо через
представительные органы власти;
— утверждается приоритет прав и свобод личности в деятельности
государственных органов, признание человека высшей ценностью;
— широкий спектр личных, политических и социально-экономических
прав и свобод признается за всеми гражданами в равной мере, реально действует
механизм их реализации, система конституционных гарантий;
— государственная власть носит легитимный и легальный характер,
осуществляется на основе принципа разделения властей, действует система
«сдержек и противовесов»;
— действуют выборные государственные органы, полномочия
которых ограничиваются определенным сроком;
— государство содействует развитию рыночных отношений, конкуренции,
частной собственности;
— действует принцип многопартийности, существует политическая
оппозиция (политический плюрализм);
— признается идеологическое многообразие, никакая идеология
не может устанавливаться в качестве обязательной. В зависимости от формы
волеизъявления народа выделяются две формы демократии: непосредственная и
представительная.
1.. Непосредственная демократия, означающая непосредственное участие
населения в управлении государством с помощью проведения выборов и референдума.
Под выборами понимается избрание гражданами путем
голосования своих представителей в государственном аппарате. При этом
граждане участвуют в управлении государством на основе всеобщего, равного и
прямого избирательного права при тайном голосовании.
Под референдумом понимается голосование по наиболее
важным вопросам государственной и общественной жизни.
2. Представительная (опосредованная) демократия, при которой народ реализует свою
власть через выборные представительные органы.
При осуществлении государственной власти народные избранники
выражают волю и интересы своих избирателей, выступают их официально
уполномоченными представителями.
Тоталитарный политический режим
характеризуется следующими признаками:
— всеобъемлющий (тотальный) контроль государства над всеми
сферами жизни общества, в том числе и над личной жизнью человека;
— существование единой правящей партии, обладающей всей
полнотой власти и характеризующейся жесткой иерархической структурой;
— сращивание партийного и государственного аппарата, возглавляемого
харизматическим лидером;
— отсутствие других политических партий, преследование политической
оппозиции;
— формальное
провозглашение демократии наряду с фактическим ограничением как политических,
так и других прав и свобод личности;
— отсутствие каких-либо гарантий обеспечения прав и свобод
личности, механизма их реализации;
— грубая уравниловка, подавление инициативы, индивидуальности
и т.п.;
— пропаганда одной официальной идеологии, преследование
инакомыслия;
— полный контроль над средствами массовой информации, жесткая
цензура;
— создание образа непримиримого врага, на которого списываются
ошибки правящей партии и все беды общества;
— всеобщая милитаризация (наращивание военной мощи), выражающаяся
в существовании огромного военно-промышленного комплекса;
— наличие мощного аппарата подавления, применение таких
методов, как насилие, террор;
— полный государственный контроль в сфере экономики: огосударствление
всех-форм собственности, стремление к устранению частной собственности,
конкуренции, рыночных отношений, и т.д.
— применение командно-административных методов управления;
— провозглашение господства определенного класса, нации,
расы.
Разновидностями тоталитарного политического режима выступают
коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Авторитарный политический режим характеризуется
следующими признаками:
— власть сосредоточена в руках определенного лица или группы
лиц;
— власть не претендует на всеобъемлющий контроль над всеми
сферами жизни общества, в том числе и над личной жизнью;
— государственная власть не подконтрольна населению;
— организация власти носит строго централизованный характер и
опирается в своей деятельности на мощный силовой аппарат;
— игнорируется принцип разделения властей, хотя формально
деятельность представительных органов может быть провозглашена;
— может быть признано идеологическое многообразие;
— допускается существование других политических партий, однако
политическая оппозиция преследуется;
— ограничиваются только политические права граждан, однако
формальное провозглашение личных, социально-экономических прав и свобод может
характеризоваться фактическим отсутствием механизма их реализации.
Авторитаризм является переходным режимом между тоталитарным
и демократическим. Падение тоталитарного режима вовсе не означает готовность
общества к установлению демократии. Резкий переход от тотального контроля,
руководства единой политической партии, единой официальной идеологии к
народовластию, автономии общества в личной, политической и экономической сферах,
политическому и идеологическому многообразию влечет за собой политическую
нестабильность в обществе, слабость, несостоятельность политической власти,
анархию и установление в результате новой диктатуры.
2.8. Социалистическое государство:
основные идеи и практика их реализации
Идея социалистического государства была разработана в трудах
К. Маркса и Ф. Энгельса, а затем развита в работах В. И. Ленина. Основная цель
марксистско-ленинской теории состояла в освобождении человечества от таких
явлений, как государство и право, в провозглашении всех людей свободными и
равноправными. Социальное равенство и независимость от каких-либо форм принуждения,
свойственных государственно-правовому механизму, может быть реализовано только
путем построения коммунистического общества.
Основоположники
научного коммунизма выделяли две фазы коммунистического общества. Первая фаза
представляла собой социалистическое государство, с помощью которого
можно было достичь высшей фазы — «полного коммунизма».
Коммунизм представляется бесклассовое
общество, которое характеризуется социальным равенством его членов, высоким
уровнем общественного сознания, отсутствием государственно-правовых
институтов, основанным на системе общественного самоуправления.
Социалистическое государство является «полугосударством» и
имеет временный характер, поскольку служит переходным этапом от буржуазного
государства к бесклассовому коммунистическому обществу. Выражая волю всех
трудящихся во главе с рабочим классом, социализм выступает единственным
«неэксплуататорским» типом государства в отличие от рабовладельческих,
феодальных и буржуазных государств.
Основные положения марксистско-ленинской концепции социализма заключаются в
следующем1.
1. Социалистическое государство возникает только революционным
путем в отличле от рабовладельческого, феодального и буржуазного типов
государств, которые закономерно сменяют друг друга на определенных этапах
исторического развития общества. Кроме того, развивается идея о всеобщей,
мировой социалистической революции, которая носит непрерывный характер.
2. Государственная власть принадлежит трудящимся массам во
главе с рабочим классом и представляет собой диктатуру пролетариата.
Основу государственного аппарата образует единая централизованная
система представительных органов, объединяющих законодательные и
исполнительные функции власти.
3. Социалистическая республика является особой формой правления.
Полностью отрицается возможность использования каких-либо элементов капиталистической
республики, уничтожается старый государственный аппарат и формируется совершенно
новая единая система государственных органов. Игнорируется принцип разделения
властей, парламент определяется как «безвластная говорильня, призванная надувать
простонародье».
Советская республика, разработанная в трудах В.И.
Ленина и реализованная им на практике в условиях России, выступает одной из
разновидностей социалистической формы правления. Ее политическую основу
составляет деятельность высших представительных органов власти, организуемых в
форме Советов.
4. Государство и право находятся в тесной взаимосвязи, однако
они не являются вечными и неизменными явлениями. В процессе
строительства коммунистического общества и, как следствие, отмирания классов
уходят в прошлое государственно-правовые институты общественной жизни.
Государство представляет собой орудие, машину, созданную для подавления одного
класса другим. Право является возведенной в закон волей экономически
господствующего класса. При этом право создается для реализации
государственных задач и зависит полностью от государственной воли.
5. Экономика основывается на социалистической системе
хозяйствования и общественных социалистических формах собственности. Для
достижения основной цели социализм вводит плановую централизованную экономику
при отсутствии конкуренции, рыночных отношений, стремится к устранению частной
собственности наряду с установлением общественных форм собственности и
провозглашением их общенародными.
Социалистическое государство в России
прошло в своем развитии несколько этапов:
1) диктатура пролетариата, определяемая как власть
рабочего класса и действующая в переходный, революционный период от капитализма
к коммунизму;
2) построенный социализм, провозглашенный в Конституции
СССР 1936 г. и означавший полную ликвидацию эксплуататорских классов;
3) развитой
социализм, провозглашенный в Конституции СССР 1977 г. и предполагающий
расширение социалистической демократии, превращение советской республики из
диктатуры пролетариата в общенародное государство.
Однако в реальности утопическая идея построения бесклассового
коммунистического общества привела к тому, что государство в лице одной
политической партии выступило единственным собственником основных средств
производства, обладающим неограниченной властью над трудящимися массами.
Формальному провозглашению социалистического государства демократическим в
реальности соответствовало правление единовластной политической элиты, не
зависящей от населения и реализующей свою власть такими методами, как террор,
насилие, произвол, и т.д. Таким образом, в социалистическом государстве
фактически был установлен тоталитарный режим.
2.9. Соотношение исторического типа и
формы государства
Под историческим типом государства понимается совокупность
общих признаков, выделенных на основе социально-экономических факторов и
характерных для определенной группы государств на том или ином этапе их
исторического развития.
Выделяют пять исторических типов государств: восточный,
рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. В рамках
одного исторического типа существовали государства, которые имели различные
формы правления, политические режимы.
1. Восточному типу характерна в основном
монархическая форма правления, которую определяют как восточную
деспотию. Под деспотией понимается форма правления, при которой монарх
пользуется неограниченной властью, опираясь на военно-бюрократический аппарат.
Сюда относится большинство государств Древнего Востока (Египет, Вавилон, Китай
и др.). Однако на Востоке не все государства имели форму деспотии, существовала
и ограниченная монархия, и даже республиканская форма правления (некоторые
государства Шумера, Индии)1.
2. Рабовладельческому типу были характерны как монархии,
так и республики. Монархическая форма правления существовала в Древнем
Риме в период принципата и домината (I—III вв. н.э.) в форме империи.
Республиканская форма правления — в Спарте в V—IV вв. до н.э. и Риме в V—II вв. до н.э. (аристократические республики), а также Афинах в V—IV вв. до н.э. (демократическая республика).
3. Феодальному типу соответствует в основном
монархическая форма правления, которая имеет следующие этапы своего развития:
1) раннефеодальная монархия, которая возникает в результате
разложения первобытнообщинного строя, минуя рабовладельческий; при этом
сохраняется ряд особенностей общинного уклада жизни в феодальном обществе;
2) монархия периода феодальной раздробленности, которая
характеризуется: возникновением самостоятельных политических образований,
децентрализацией власти, и т.д.;
3) сословно-представительная монархия рассматривается как
форма развитого, зрелого феодализма и характеризуется ограничением власти
монарха сословно-представительным органом;
4) абсолютная монархия, при которой верховная государственная
власть полностью принадлежит монарху.
К феодальным государствам с монархической формой правления
.относились Россия, Германия и др.
В период феодализма существует и республиканская форма правления
(города-республики). Средневековые республики возникают в крупных независимых
городах, где доминирует частная собственность, развиваются рыночные отношения,
формируется собственная система управления (Новгород, Псков, Венеция, Генуя и
др.).
4. Буржуазному
типу характерно постепенное
перерастание абсолютной монархии в конституционную (дуалистическую или
парламентскую), а также утверждение подлинных демократических республик
(президентских, парламентских, смешанных).
5. Социалистическому
типу соответствует
только республиканская форма правления, разновидностями которой являются:
советская республика, народно-демократическая республика и Парижская Коммуна.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1)
Алексеев
В. П., Перший, А. И. История первобытного общества. — М., 1990.
2)
Андреев
И. Л. Происхождение
человека и общества. — М., 1998.
3)
Байтт М.
И. Политическая власть и государство. — Саратов, 1972.
4)
Бачило И.
Л. Факторы,
влияющие на государственность // Государство, и право. 1993, №7.
5)
Бутенко
А. П. Государство:
его вчерашние и сегодняшние трактовки // и Государство и право. 1993, № 7.
6)
Венгеров
А. Б. Теория
государства и права. Ч. П. Теория права. Т. I. — М., 1996.
7)
Ленин В.
И. О государстве
// Поли. собр. соч. Т. 39.
8)
Малько
А.В. Теория государства и права. — М., 2000.
9)
Общая
теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 1996.
10)
Пугачев
В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 1995.
11)
Теория
государства и права: Часть I.Теория
государства. / Под ред. А. Б. Венгерова. — М., 1996.
12)
Теория
государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. —М.,2000.
13)
Филиппов
Г. Г. Социальная
организация и политическая власть. — М.,1985.
14)
Хропанюк
В. Н. Теория
государства и права. — М., 1995.
15)
Энгельс
Ф. Происхождение
семьи, частной собственности и государства //Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения.
Изд. 2-е. Т. 21.
16)
Арановский
К.В. Государственное
право зарубежных стран. — М., 1999.
17)
Баглай
М.В. Конституционное
право Российской Федерации. — М., 1999.
18)
Дзодиев
В. Проблемы
становления демократического государства в России. — М.,1996.
19)
Замковой
В. И. Тоталитаризм:
сущность и концепции. — М.,1994.
20)
Иванников
И. А. В поисках
идеала государственной формы России. — Издательство РГУ, 2000.
21)
История
отечественного государства и права. Ч. 2. / Под ред. О.И. Чистякова-М., 1999.
22)
Козлова
Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации.—М., 1995.
23)
Общая
теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 1. — М., 1998.
24)
Пугачев
В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 1995.
25)
Чиркан В.
Е. Основы
государственной власти. — М., 1996.
26)
Чиркин В.
Е. Переходное
постсоциалистическое государство: содержание и форма // Государство и право.
1997, № 1.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|