Меню
Поиск



рефераты скачать Происхождение государства

Конфедерация это объединение независимых государств, созданное для достижения определенных целей.

Конфедеративная форма государственного устройства харак­теризуется следующими признаками:

— представляет собой союз государств, а не союзное государство;

— учреждается на основе договора, заключенного между госу­дарствами-участниками ;

— носит временный характер, так как создается для достижения определенных целей;

— в результате либо распадается, либо трансформируется в фе­дерацию;

— действуют союзные органы, которые не создают единой сис­темы высших органов государственной власти, поскольку каж­дое государство сохраняет свой суверенитет;

— за государствами сохраняется право выхода из конфедерации. Примером преобразования конфедерации в федерацию могут служить США (штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г.), Швей­цария (Швейцарский Союз с 1815 по 1848 г.).

В последнее время пристальное внимание уделяется таким формам объединения государств, как Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС).

2.6. Федеративное устройство Российской Федерации


Российская Советская Республика, возникшая в результате Октябрьской революции, фактически являлась унитарным государ­ством: внутри ее территории не было никаких государственных об­разований, она подразделялась на административно-территориаль­ные единицы. Однако провозглашение права наций на самоопреде­ление и многонациональный состав России сыграли определяющую

роль в изменении формы государственного единства, и вскоре со­циалистический унитаризм сменился социалистическим федерализ­мом.

Выделяются три основных этапа развития российского феде­рализма2:

1) создание основ социалистического федерализма (1918—1936 гг.);

2) утверждение фактического унитаризма в государственном ус­тройстве России (1937—1985 гг.)

3) реформы государственного устройства перед принятием Кон­ституции 1993 г.

На современном этапе в состав Российской Федерации входят 89 субъектов, которые подразделяются на следующие виды:

1) республики (21);

2) автономная область (1) и автономные округа (10);

3) края (6) и области (49);

4) два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Республики обладают статусом государства, имеют свою кон­ституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ являются госу­дарственными образованиями, имеют свой устав и законодатель­ство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти все субъекты Российской Федерации между собой рав­ноправны.

Наряду с федеральными органами государственной власти дей­ствуют органы государственной власти субъектов Российской Фе­дерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 71 Конституции РФ определяет исключительную ком­петенцию Российской Федерации, статья 72 предусматривает во­просы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного веде­ния субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой госу­дарственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государствен­ной власти, разграничении предметов ведения и полномочий меж­ду органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации делятся на административ­но-территориальные единицы.:

1) районы, являющиеся составной частью республики, автоном­ной области, автономного округа, края, области;

2) города республиканского, краевого, областного, а также рай­онного подчинения;

3) городские районы, которые создаются в крупных городах;

4) поселки рабочего, дачного или курортного типа;

5) сельские поселения, к которым относятся села, станицы, де­ревни, хутора, и т.д.

Кроме того, создаются также национальные районы, закры­тые административно-территориальные образования.

При этом следует отметить, что административно-территори­альное деление имеют только субъекты Федерации, сама же Рос­сийская Федерация делится на государства и государственные обра­зования (субъекты Федерации).

Таким образом, статус Российской Федерации как федератив­ного государства имеет достаточно сложный характер. Во-первых, организация ее субъектов строится на основе двух критериев: наци­онального и территориального. Так, республики и автономии орга­низуются по национальному признаку; края, области и города фе­дерального значения — по территориальному.

Во-вторых, статус субъектов Российской Федерации не является одинаковым, хотя и провозглашается их равенство во взаимо­отношениях с федеральными органами государственной власти. Республики имеют статус государства, все остальные субъекты Рос­сийской Федерации рассматриваются как государственные образо­вания.

В-третьих, Конституция РФ, провозгласив право народов на самоопределение, не предусматривает право выхода субъектов Фе­дерации из ее состава.

Перед Российской Федерацией стоит сложная задача. С одной стороны, субъектам Федерации необходимо предоставить достаточ­ный уровень самостоятельности в реализации своих полномочий, с другой обеспечить целостность и суверенитет Российской Федера­ции. .

2.7. Политический режим: понятие, виды


Составляющим элементом формы государства является поли­тический режим.

В научной литературе по-разному подходят к трактовке поня­тия политического режима. Одни авторы считают понятия «поли­тический режим» и «государственный режим» синонимами, дру­гие рассматривают «политический режим» как более широкую кате­горию. Существует и третья позиция относительно «политического режима» как составляющего элемента формы государства. Предла­гается использовать такие понятия, как «государственно-правовой» или «политико-правовой» режимы.

Под политическим режимом понимается совокупность при­емов, способов, методов и форм осуществления политической вла­сти.

Политический режим — это показатель того:

— кому принадлежит власть в государстве;

— соблюдаются ли права человека;

— с помощью каких методов государство реализует свои задачи и функции, и т.д. В свою очередь, на политический режим оказывает влияние:  сущность государства, соотношение политических сил и многие другие факторы.

В истории развития государственности существовали самые различные политические режимы: деспотия, тирания, теократия, аристократия, олигархия, охлократия, демократия, и т.д. В курсе теории государства и права выделяют, как правило, два вида поли­тических режимов:

1) демократический;

2) антидемократический.

Антидемократический режим в свою очередь имеет две разно­видности:

тоталитарный;

— авторитарный.

Демократический политический режим характеризуется следующими признаками:

народ является единственным источником власти, которую он осуществляет либо непосредственно (выборы, референдум), либо через представительные органы власти;

— утверждается приоритет прав и свобод личности в деятельнос­ти государственных органов, признание человека высшей цен­ностью;

— широкий спектр личных, политических и социально-экономи­ческих прав и свобод признается за всеми гражданами в рав­ной мере, реально действует механизм их реализации, систе­ма конституционных гарантий;

— государственная власть носит легитимный и легальный харак­тер, осуществляется на основе принципа разделения властей, действует система «сдержек и противовесов»;

— действуют выборные государственные органы, полномочия которых ограничиваются определенным сроком;

— государство содействует развитию рыночных отношений, кон­куренции, частной собственности;

— действует принцип многопартийности, существует политичес­кая оппозиция (политический плюрализм);

— признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной. В зависимости от формы волеизъявления народа выделяются две формы демократии: непосредственная и представительная.

1.. Непосредственная демократия, означающая непосредствен­ное участие населения в управлении государством с помощью проведения выборов и референдума.

Под выборами понимается избрание гражданами путем голо­сования своих представителей в государственном аппарате. При этом граждане участвуют в управлении государством на основе все­общего, равного и прямого избирательного права при тайном голо­совании.

Под референдумом понимается голосование по наиболее важ­ным вопросам государственной и общественной жизни.

2. Представительная (опосредованная) демократия, при кото­рой народ реализует свою власть через выборные представи­тельные органы.

При осуществлении государственной власти народные избран­ники выражают волю и интересы своих избирателей, выступают их официально уполномоченными представителями.

Тоталитарный политический режим характеризуется сле­дующими признаками:

всеобъемлющий (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, в том числе и над личной жизнью человека;

— существование единой правящей партии, обладающей всей полнотой власти и характеризующейся жесткой иерархичес­кой структурой;

— сращивание партийного и государственного аппарата, возглав­ляемого харизматическим лидером;

— отсутствие других политических партий, преследование поли­тической оппозиции;

— формальное провозглашение демократии наряду с фактичес­ким ограничением как политических, так и других прав и сво­бод личности;

— отсутствие каких-либо гарантий обеспечения прав и свобод личности, механизма их реализации;

— грубая уравниловка, подавление инициативы, индивидуально­сти и т.п.;

— пропаганда одной официальной идеологии, преследование инакомыслия;

— полный контроль над средствами массовой информации, жес­ткая цензура;

— создание образа непримиримого врага, на которого списыва­ются ошибки правящей партии и все беды общества;

— всеобщая милитаризация (наращивание военной мощи), вы­ражающаяся в существовании огромного военно-промышлен­ного комплекса;

— наличие мощного аппарата подавления, применение таких методов, как насилие, террор;

— полный государственный контроль в сфере экономики: огосу­дарствление всех-форм собственности, стремление к устране­нию частной собственности, конкуренции, рыночных отноше­ний, и т.д.

— применение командно-административных методов управления;

— провозглашение господства определенного класса, нации, расы.

Разновидностями тоталитарного политического режима вы­ступают коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Авторитарный политический режим характеризуется сле­дующими признаками:

власть сосредоточена в руках определенного лица или группы лиц;

— власть не претендует на всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества, в том числе и над личной жизнью;

— государственная власть не подконтрольна населению;

— организация власти носит строго централизованный характер и опирается в своей деятельности на мощный силовой аппа­рат;

— игнорируется принцип разделения властей, хотя формально деятельность представительных органов может быть провоз­глашена;

— может быть признано идеологическое многообразие;

— допускается существование других политических партий, од­нако политическая оппозиция преследуется;

— ограничиваются только политические права граждан, однако формальное провозглашение личных, социально-экономичес­ких прав и свобод может характеризоваться фактическим от­сутствием механизма их реализации.

Авторитаризм является переходным режимом между тотали­тарным и демократическим. Падение тоталитарного режима вовсе не означает готовность общества к установлению демократии. Рез­кий переход от тотального контроля, руководства единой полити­ческой партии, единой официальной идеологии к народовластию, автономии общества в личной, политической и экономической сфе­рах, политическому и идеологическому многообразию влечет за собой политическую нестабильность в обществе, слабость, несо­стоятельность политической власти, анархию и установление в ре­зультате новой диктатуры.

2.8. Социалистическое государство: основные идеи и практика их реализации


Идея социалистического государства была разработана в тру­дах К. Маркса и Ф. Энгельса, а затем развита в работах В. И. Лени­на. Основная цель марксистско-ленинской теории состояла в осво­бождении человечества от таких явлений, как государство и право, в провозглашении всех людей свободными и равноправными. Со­циальное равенство и независимость от каких-либо форм принуж­дения, свойственных государственно-правовому механизму, может быть реализовано только путем построения коммунистического об­щества.

Основоположники научного коммунизма выделяли две фазы коммунистического общества. Первая фаза представляла собой социалистическое государство, с помощью которого можно было достичь высшей фазы — «полного коммунизма».

Коммунизм представляется бесклассовое общество, которое характеризуется социальным равенством его членов, высоким уров­нем общественного сознания, отсутствием государственно-право­вых институтов, основанным на системе общественного само­управления.

Социалистическое государство является «полугосударством» и имеет временный характер, поскольку служит переходным эта­пом от буржуазного государства к бесклассовому коммунистичес­кому обществу. Выражая волю всех трудящихся во главе с рабочим классом, социализм выступает единственным «неэксплуататорским» типом государства в отличие от рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств.

Основные положения марксистско-ленинской концепции со­циализма заключаются в следующем1.

1. Социалистическое государство возникает только революцион­ным путем в отличле от рабовладельческого, феодального и буржуазного типов государств, которые закономерно сменяют друг друга на определенных этапах исторического развития об­щества. Кроме того, развивается идея о всеобщей, мировой социалистической революции, которая носит непрерывный ха­рактер.

2. Государственная власть принадлежит трудящимся массам во главе с рабочим классом и представляет собой диктатуру про­летариата. Основу государственного аппарата образует еди­ная централизованная система представительных органов, объ­единяющих законодательные и исполнительные функции вла­сти.

3. Социалистическая республика является особой формой прав­ления. Полностью отрицается возможность использования ка­ких-либо элементов капиталистической республики, уничто­жается старый государственный аппарат и формируется совер­шенно новая единая система государственных органов. Игнорируется принцип разделения властей, парламент определяет­ся как «безвластная говорильня, призванная надувать просто­народье».

Советская республика, разработанная в трудах В.И. Ленина и реализованная им на практике в условиях России, выступает одной из разновидностей социалистической формы правления. Ее поли­тическую основу составляет деятельность высших представитель­ных органов власти, организуемых в форме Советов.

4. Государство и право находятся в тесной взаимосвязи, однако они не являются вечными и неизменными явлениями. В про­цессе строительства коммунистического общества и, как след­ствие, отмирания классов уходят в прошлое государственно-правовые институты общественной жизни. Государство представляет собой орудие, машину, созданную для подавления одного класса другим. Право является возведенной в закон волей экономически господствующего класса. При этом право создается для реализации государственных задач и зависит полностью от государственной воли.

5. Экономика основывается на социалистической системе хозяй­ствования и общественных социалистических формах собствен­ности. Для достижения основной цели социализм вводит пла­новую централизованную экономику при отсутствии конкурен­ции, рыночных отношений, стремится к устранению частной собственности наряду с установлением общественных форм собственности и провозглашением их общенародными.

Социалистическое государство в России прошло в своем раз­витии несколько этапов:

1) диктатура пролетариата, определяемая как власть рабочего класса и действующая в переходный, революционный период от капитализма к коммунизму;

2) построенный социализм, провозглашенный в Конституции СССР 1936 г. и означавший полную ликвидацию эксплуата­торских классов;

3) развитой социализм, провозглашенный в Конституции СССР 1977 г. и предполагающий расширение социалистической де­мократии, превращение советской республики из диктатуры пролетариата в общенародное государство.

Однако в реальности утопическая идея построения бесклассо­вого коммунистического общества привела к тому, что государство в лице одной политической партии выступило единственным соб­ственником основных средств производства, обладающим неогра­ниченной властью над трудящимися массами. Формальному про­возглашению социалистического государства демократическим в реальности соответствовало правление единовластной политичес­кой элиты, не зависящей от населения и реализующей свою власть такими методами, как террор, насилие, произвол, и т.д. Таким об­разом, в социалистическом государстве фактически был установ­лен тоталитарный режим.

2.9. Соотношение исторического типа и формы государства


Под историческим типом государства понимается совокуп­ность общих признаков, выделенных на основе социально-экономи­ческих факторов и характерных для определенной группы государств на том или ином этапе их исторического развития.

Выделяют пять исторических типов государств: восточный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. В рамках одного исторического типа существовали государства, которые имели различные формы правления, политические режи­мы.

1. Восточному типу характерна в основном монархическая фор­ма правления, которую определяют как восточную деспотию. Под деспотией понимается форма правления, при которой мо­нарх пользуется неограниченной властью, опираясь на воен­но-бюрократический аппарат. Сюда относится большинство го­сударств Древнего Востока (Египет, Вавилон, Китай и др.). Однако на Востоке не все государства имели форму деспотии, существовала и ограниченная монархия, и даже республикан­ская форма правления (некоторые государства Шумера, Ин­дии)1.

2. Рабовладельческому типу были характерны как монархии, так и республики. Монархическая форма правления существовала в Древнем Риме в период принципата и домината (I—III вв. н.э.) в форме империи. Республиканская форма правления — в Спарте в V—IV вв. до н.э. и Риме в V—II вв. до н.э. (аристократические республики), а также Афинах в V—IV вв. до н.э. (демократи­ческая республика).

3. Феодальному типу соответствует в основном монархическая форма правления, которая имеет следующие этапы своего раз­вития:

1) раннефеодальная монархия, которая возникает в результате разложения первобытнообщинного строя, минуя рабовла­дельческий; при этом сохраняется ряд особенностей общин­ного уклада жизни в феодальном обществе;

2) монархия периода феодальной раздробленности, которая характеризуется: возникновением самостоятельных полити­ческих образований, децентрализацией власти, и т.д.;

3) сословно-представительная монархия рассматривается как форма развитого, зрелого феодализма и характеризуется ог­раничением власти монарха сословно-представительным ор­ганом;

4) абсолютная монархия, при которой верховная государствен­ная власть полностью принадлежит монарху.

К феодальным государствам с монархической формой прав­ления .относились Россия, Германия и др.

В период феодализма существует и республиканская форма прав­ления (города-республики). Средневековые республики возникают в крупных независимых городах, где доминирует частная собствен­ность, развиваются рыночные отношения, формируется собственная система управления (Новгород, Псков, Венеция, Генуя и др.).

4. Буржуазному типу характерно постепенное перерастание аб­солютной монархии в конституционную (дуалистическую или парламентскую), а также утверждение подлинных демократи­ческих республик (президентских, парламентских, смешан­ных).

5. Социалистическому типу соответствует только республикан­ская форма правления, разновидностями которой являются: советская республика, народно-демократическая республика и Парижская Коммуна.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА


1)                Алексеев В. П., Перший, А. И. История первобытного общества. — М., 1990.

2)                Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. — М., 1998.

3)                 Байтт М. И. Политическая власть и государство. — Саратов, 1972.

4)                Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство, и право. 1993, №7.

5)                Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // и Государство и право. 1993, № 7.

6)                Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. П. Теория права. Т. I. —  М., 1996.

7)                Ленин В. И. О государстве // Поли. собр. соч. Т. 39.

8)                 Малько А.В. Теория государства и права. — М., 2000.

9)                Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 1996.

10)            Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 1995.

11)            Теория государства и права: Часть I.Теория государства. / Под ред. А. Б. Венгерова. — М., 1996.

12)            Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. —М.,2000.

13)            Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. — М.,1985.

14)            Хропанюк В. Н. Теория государства и права. — М., 1995.

15)            Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 21.

16)            Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. — М., 1999.

17)            Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999.

18)            Дзодиев В. Проблемы становления демократического государства в Рос­сии. — М.,1996.

19)            Замковой В. И. Тоталитаризм: сущность и концепции. — М.,1994.

20)            Иванников И. А. В поисках идеала государственной формы России. — Издательство РГУ, 2000.

21)            История отечественного государства и права. Ч. 2. / Под ред. О.И. Чи­стякова-М., 1999.

22)            Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Феде­рации.—М., 1995.

23)            Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 1. — М., 1998.

24)            Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 1995.

25)            Чиркан В. Е. Основы государственной власти. — М., 1996.

26)            Чиркин В. Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержа­ние и форма // Государство и право. 1997, № 1.


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.