1) форма правления;
2) форма государственного устройства;
3) политический режим.
Форму государства определяют как «способ организации
политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного
устройства и политический режим»,
1) форма правления — это организация
государственной власти, характеризующая порядок образования государственных
органов, распределение полномочий между ними, их взаимоотношения с населением,
2) форма государственного устройства — это
внутреннее территориальное устройство государства, отражающее характер
взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.
3) политический режим — это
совокупность приемов, способов, методов и форм осуществления политической
власти. С категорией «форма государства» тесно связаны проблемы
эффективности реализации государственной власти, состояния законности и правопорядка,
и т.д., в чем выражается практическая значимость рассматриваемой категории.
2.2.
Форма правления: понятие, виды
Особое место среди элементов формы государства принадлежит
форме правления.
Форма правления представляет собой организацию
государственной власти, характеризующую порядок образования государственных
органов, распределение полномочий между ними, их взаимоотношения с населением.
Еще Аристотель проводил классификацию государств в зависимости
от способа организации государственной власти (формы правления). Он выделил
монархию, республику и деспотию, а также соответствующие им разновидности:
демократию (власть народа), аристократию (власть элиты), олигархию (власть
немногих), охлократию (власть толпы), и т.д.
Современная юридическая наука выделяет два основных способа
организации государственной власти, т.е. две формы правления:
1) монархия — это форма правления, при которой
верховная государственная власть полностью или частично осуществляется
единоличным главой государства и, как правило, передается по наследству;
2) республика —это форма правления, при которой
государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на
определенный срок и несущими ответственность перед своими избирателями.
Кроме того, проводятся дополнительные классификации государств
в зависимости от формы правления.
По способу участия населения в принятии законов различаются:
1)
формы
правления с непосредственным участием населения в принятии законов
(непосредственная республиканская форма правления, монархия с непосредственным
участием населения в законотворческом процессе);
2)
формы
правления, характеризующиеся наличием выборных представительных органов власти
(республика, ограниченная монархия);
3)
формы
правления, для которых не характерно участие населения в законотворческом
процессе (абсолютная монархия, некоторые особые формы правления).
По объему полномочий представительного
законодательного органа существуют:
1)
парламентские
формы правления (парламентская монархия, парламентская республика);
2)
формы
правления, где парламент не является единственным верховным институтом
политической власти или вообще отсутствует (например, социалистическая
республика). Однако двумя основными формами правления являются монархии и
республики.
2.3. Монархия как форма правления
Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная
государственная власть полностью или частично осуществляется единоличным
главой государства и, как правило, передается по наследству.
Основные признаки монархии:
1) верховная государственная власть представлена единоличным
главой государства — монархом;
2) власть, как правило, передается по наследству;
3) власть монарха носит бессрочный характер, т.е. является пожизненной;
4) население не участвует в процессе передачи власти от
одного монарха другому;
5) отсутствует юридическая и политическая ответственность монарха;
6) власть монарха признается, как правило, священной;
7) монарх имеет титул князя, царя, короля, императора, шаха,
и т.д.;
8) государство полностью несет расходы на содержание монарха.
В зависимости от того, ограничена ли власть монарха представительным
органом или нет, монархии подразделяются на:
— абсолютные (неограниченные);
— конституционные (ограниченные).
Конституционные монархии в зависимости от соотношения полномочий
между монархом и представительным органом подразделяются на:
— дуалистические;
— парламентские.
Таким образом, можно выделить три вида монархии: абсолютную,
дуалистическую и парламентскую.
1. Абсолютная монархия
характеризуется следующими признаками:
— верховная государственная власть полностью принадлежит
монарху, все полномочия по управлению государством сосредоточены в его руках;
— отсутствует принцип разделения властей, монарх единолично
является высшим органом законодательной, исполнительной и судебной власти;
— должностные лица в принципе не обладают политическими
правами, так, члены правительства обладают статусом слуг монарха;
— население не принимает никакого участия в законодательной
деятельности;
— отсутствуют политические партии.
Абсолютные
монархии уходят в прошлое, в современном мире они встречаются редко. Эта форма
правления еще существует в таких государствах, как Оман, ОАЭ, до недавнего
времени существовала в Саудовской Аравии.
2. Дуалистическая монархия
характеризуется следующими признаками:
— существует определенная двойственность государственной
власти: монарх обладает большими полномочиями при осуществлении верховной
власти, однако его власть в какой-то мере ограничивается законодательным
органом;
— монарх имеет обширные возможности влиять на деятельность
парламента: он самостоятельно участвует в нормо-творческом процессе, инициирует
принятие законов (парламент, как правило, не имеет права собственной инициативы),
пользуется правом абсолютного вето в отношении законов, принятых парламентом,
созывает и распускает парламент;
— исполнительная власть полностью сосредоточена в руках монарха,
он сам формирует правительство, которое ему подотчетно;
— правительство не несет ответственности перед парламентом,
хотя в законодательстве некоторых государств предусматривается право
законодательного органа выразить недоверие правительству, но окончательное
решение принимается монархом;
— парламент обладает все же хоть и немногими, но довольно
значимыми полномочиями в политической жизни страны, к его компетенции отнесены
вопросы в области финансов, налогов, полномочий должностных лиц, что вызывает
необходимость сотрудничества, достижения компромиссных решений со стороны
монарха и министров.
Дуалистическая монархия существует в таких странах, как
Иордания, Кувейт, и др.
3. Парламентская монархия характеризуется
следующими признаками:
— власть монарха законодательно ограничена деятельностью
парламента, монархическая власть — лишь дань традиции, символ нации, но в
принятии политический решений монарх играет номинальную роль, «царствует, но
не правит»;
— парламент обладает всей полнотой власти, самостоятельно
принимает политические решения, формирует правительство, которое ему
подотчетно, монарх не вправе налагать вето на законы, принятые парламентом;
— монарх созывает и распускает в установленные сроки парламент,
утверждает своим актом на должность членов правительства, подписывает законы,
принятые парламентом, однако все эти действия монарха имеют лишь формальное
значение и по существу зависят не от него, а от парламента. К парламентским
монархиям относятся такие государства, как Великобритания, Япония, Норвегия,
Швеция, Дания, и др.
2.4. Республика как форма правления
Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная
власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок и
несущими ответственность перед своими избирателями.
Основные признаки республики:
— народ признается источником власти и носителем суверенитета;
— государственная власть осуществляется государственными
органами, избираемыми населением;
— полномочия высших органов государственной власти ограничены
определенным сроком;
— деятельность органов государственной власти осуществляется
на основе принципа разделения властей, каждый государственный орган выполняет
свойственные только ему задачи и функции и обладает в этой связи
соответствующими полномочиями;
— должностные лица несут ответственность за принимаемые ими
решения перед своими избирателями.
В зависимости от
соотношения полномочий между президентом и парламентом выделяют президентские,
парламентские и смешанны е республики.
1. Президентская республика
характеризуется следующими признаками:
— президент обладает широкими полномочиями в различных областях,
т.е. фактически признается приоритет главы государства в осуществлении
государственной власти;
— глава государства избирается населением либо коллегией выборщиков
и несет ответственность непосредственно перед своими избирателями, а не перед
парламентом;
— президент является главой исполнительной власти и, как
правило, возглавляет сам правительство либо в редких случаях назначает
премьер-министра;
— правительство формируется президентом, иногда с согласия
парламента, министры не являются членами парламента;
— правительство как правило не несет ответственности перед
парламентом, в некоторых государствах парламент может выразить недоверие
правительству и потребовать его отставки, но окончательно этот вопрос решается
президентом;
— парламент избирается так же, как и президент, населением и
обладает достаточной политической самостоятельностью; отношения между
президентом и парламентом строятся на основе системы «сдержек и противовесов»;
— президент в ряде стран с президентской формой правления не
имеет права роспуска парламента, однако последний может отрешить президента от
должности в случае совершения им преступления, злоупотребления властью;
— президент обладает правом законодательной инициативы, а
также правом отлагательного вето в отношении законов, принятых парламентом;
— однако наиболее важные вопросы политической жизни
страны решаются совместно президентом и парламентом, например
объявление войны, и т.д.
Президентская форма правления существует в США, Сирии, Бразилии,
и др.
2. Парламентская республика
характеризуется следующими признаками:
— действует принцип верховенства парламента, который избирается
населением;
— правительство формируется парламентом из числа его депутатов
и несет перед ним ответственность;
— в случае вынесения парламентом вотума недоверия правительство
подает в отставку, т.е. оно действует до тех пор, пока пользуется поддержкой
большинства депутатов;
— существует должность председателя правительства, который,
как правило, избирается парламентом и фактически осуществляет полномочия главы
государства;
— должность президента номинальная, хотя формально он может
обладать широкими полномочиями;
— решения президента требуют одобрения со стороны правительства
либо парламента, действует так называемый принцип «контрассигнации»;
— президент избирается парламентом либо коллегией выборщиков,
в редких случаях — населением;
— в некоторых странах должность президента отсутствует вообще.
К парламентским республикам относятся такие страны, как
Германия, Италия, Турция, и т.д.
3. Смешанная республика
характеризуется следующими признаками:
— данная форма правления сочетает в себе признаки президентской
и парламентской республик;
— наряду с «сильной» президентской властью, парламент обладает
достаточно широкими полномочиями в различных сферах политической жизни;
— и президент и парламент избираются населением;
— глава
государства — президент, который назначает на должность председателя
правительства (в некоторых странах эта процедура требует одобрения
парламента);
— состав правительства формируется президентом, иногда с
согласия парламента;
— министры, как правило, не являются членами парламента, но
допускается совмещение должности министра с депутатством;
— правительство несет ответственность как перед президентом,
так и пред парламентом;
— президент может отправить правительство в отставку, парламент
может вынести правительству вотум недоверия;
— президент в установленных случаях может распустить парламент;
— парламент может отрешить президента от должности в случае
совершения им преступления, злоупотребления властью. Смешанная форма правления
существует в России, Финляндии, Франции, Польше, и др.
2.5. Форма государственного
устройства
Форма государственного устройства представляет собой внутреннее
территориальное устройство государства, отражающее характер взаимоотношений
между государством в целом и его составными частями.
По форме государственного устройства государства подразделяются
на:
1) унитарные;
2) федеративные.
Унитарное государство — это простое, единое, централизованное
государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не
обладающих политической самостоятельностью. Унитарное государство
характеризуется следующими признаками:
— состоит из территориальных единиц, не обладающих политической
самостоятельностью, т.е. в его состав не входят какие-либо государственные
образования либо другие государства;
— учреждена единая система государственных органов, однако
территориальным единицам предоставляется право самостоятельно решать вопросы
местного значения;
— действует единая система законодательства, местные органы
вправе принимать подзаконные акты по вопросам, предусмотренным
законодательством, в пределах предоставленных им полномочий;
— установлено единое гражданство.
К унитарным государствам относятся Великобритания, Япония,
Италия, Испания, и др.
Федеративное государство — это сложное государство по
своему территориальному устройству, составные части которого (государства,
государственные образования) обладают определенной политической
самостоятельностью.
Федеративное государство характеризуется следующими
признаками:
— составные территориальные части (субъекты федерации) обладают
политической самостоятельностью, являясь государствами или государственными
образованиями;
— образуется по трем принципам: национальному, территориальному
и национально-территориальному;
— субъекты федерации делятся на административно-территориальные
единицы;
— наряду с федеральными государственными органами учреждаются
государственные органы субъектов федерации;
— наряду с федеральным законодательством действует законодательство
субъектов федерации;
— в административно-территориальных единицах осуществляется
местное самоуправление;
— действует принцип двуединого гражданства.
Федеративными государствами являются Российская Федерация,
Германия, США и др.
В юридической
литературе выделяют и иные формы государственного устройства, которые
представляют собой союз государств, а не отдельное, суверенное государство
(конфедерация, содружество, уния). Особое внимание уделяется конфедеративной
форме государственного устройства.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|