Меню
Поиск



рефераты скачать Происхождение государства

Происхождение государства

ПЛАН

ПЛАН.. 1

Введение. 2

1. Происхождение и сущность государства. 3

1.1. Власть и общество: понятие, взаимосвязь. 3

1.2. Особенности организации общества при первобытнообщинном строе. 4

1.3. Власть и нормы поведения в первобытном обществе. 4

1.4. Основные закономерности происхождения государства. 6

1.5. Теории происхождения и сущности государства. 8

1.6. Государственная власть как разновидность социальной власти. 11

1.7. Понятие и признаки государства. 12

1.8. Сущность государства. 12

2. Формы государства. 14

2.1. Понятие и элементы формы государства. 14

2.2. Форма правления: понятие, виды.. 15

2.3. Монархия как форма правления. 16

2.4. Республика как форма правления. 18

2.5. Форма государственного устройства. 20

2.6. Федеративное устройство Российской Федерации. 22

2.7. Политический режим: понятие, виды.. 24

2.8. Социалистическое государство: основные идеи и практика реализации. 27

2.9. Соотношение исторического типа и формы государства. 29

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА.. 31


         Введение


Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.

В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства. В тоже время было бы неверным отрицать все научные теории, концепции и знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука. Истина, как правила находится в «золотой середине», в совокупности знаний, в их взаимодополнении.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

1. Происхождение и сущность государства

1.1. Власть и общество: понятие, взаимосвязь


Понятие «общество» можно рассматривать в различных аспек­тах:

— как население конкретного государства;

— как определенный этап исторического развития;

— как определенный коллектив людей.

Общество как население конкретного государства можно оп­ределить как объединение людей, проживающих на определенной территории, имеющих общий язык, культуру, гражданство и т.п. (например, российское общество).

Общество как определенный этап исторического развития представляет собой совокупность людей, объединенных производственными или иными отношениями конкретной исторической эпо­хи (например, феодальное общество).

Общество как определенный коллектив, группа представляет собой объединение людей на основе конкретных общих интересов, потребностей, целей и т.п. (например, общественная организация, группа студентов).

Таким образом, общество в широком смысле можно опреде­лить как форму объединения людей, имеющих общие интересы и взаимодействующих между собой.

Любой более или менее организованной общности людей свой­ственны властные отношения. Власть существует в любом обще­стве, поскольку выступает одним из главных организующих фак­торов. Существуют различные аспекты трактовки власти1.

В широком понимании власть — это способность управлять и подчинять с помощью определенных средств воздействия.

Основными компонентами власти выступают:

1) субъект управления;

2) объект управления;

3) средства воздействия;

4) сам процесс реализации власти.

Властеотношения всегда являются двусторонними (субъект-объект). Важной характеристикой субъекта власти является его стремление властвовать, которое он осуществляет с помощью при­каза, распоряжения, выражая таким образом свою волю. Объект власти подчиняется воле, выраженной в приказе, распоряжении. Взаимоотношения между субъектом и объектом власти регулиру­ются определенными нормами поведения (правовыми, моральны­ми, религиозными, и т.д.).

Источниками власти могут выступать: сила, социальное по­ложение, авторитет, опыт, материальные ресурсы, и т.д. Средства­ми воздействия, обеспечивающими исполнение воли субъекта вла­сти, являются меры убеждения, поощрения, наказания.

Существуют различные основания классификации власти по видам. В зависимости от формы организации общества можно выделить такие виды власти, как: первобытная, государственная, власть на работе, в семье, и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существова­ние любого вида общества без власти невозможно, поскольку именно такая категория, как власть, обеспечивает организацию и функцио­нирование данного общества.

1.2. Особенности организации общества при первобытнообщинном

строе.


Первобытное общество — первый этап организации человечес­кого общества. Первобытный строй определяется как общинный, поскольку для него характерны следующие черты:

— люди объединялись в группы, поскольку в тех экономических условиях человек не мог прожить в одиночку;

— средства производства, труд и его результаты были общими;

— все члены первобытного общества имели равное социальное положение: между ними не было классового, имущественно­го и иного неравенства.

Первоначально люди объединялись в большие группы, пред­ставляющие собой первобытное стадо. Такому обществу были свойственны полигамные семейные отношения, т.е. беспорядоч­ные половые связи между его членами. Постепенно возникает бо­лее устойчивая форма организации первобытного общества — ро­довая община.

Род основывается на кровных связях между его членами, общ­ности их интересов и совместном труде. Продукты, полученные в результате коллективного труда, являются их общей собственнос­тью. Развитие экзогамных отношений, при которых допускалась брачная связь только между членами различных родов, явилось результатом осмысления обществом негативных последствий кро­восмешения и отказа от создания потомства между кровными род­ственниками.

Развитие брачных отношений между представителями различ­ных родов ведет к установлению своеобразных братских отношений между такими родами и объединению их в племя. Таким обра­зом, постепенно роды объединяются в более крупные образования — племена, которые в свою очередь образуют союзы племен. Образо­вание племенных объединений явилось этапом, предшествующим формированию государства.

1.3. Власть и нормы поведения в первобытном обществе


Для того чтобы ответить на вопрос, почему и как возникло государство и право, необходимо изучить власть и нормы поведе­ния, существовавшие в первобытном обществе.

Для родового строя была характерна первобытная демокра­тия, которая характеризуется:

— социальным равенством всех членов рода;

— правом на участие в управлении всех взрослых членов рода независимо от пола;

— большой ролью общего собрания рода.

Таким образом, первобытная организация власти имела обще­ственный характер, поскольку все важнейшие вопросы решались на общем собрании рода. В государстве власть носит публично-по­литический характер, так как наиболее важные решения принима­ются и обеспечиваются специально уполномоченными государствен­ными органами.

Решения общего собрания являлись обязательными для всех. К нарушителю применялись такие меры, как убеждение и, в ред­ких случаях, принуждение. Поэтому не требовалось специального аппарата управления и принуждения, что является непосредствен­ным атрибутом государства.

Родовые собрания избирали старейшин, вождей, военачаль­ников на основе их личностных качеств: авторитет, мужество, опыт, и т.д. Власть в первобытном обществе, основанная на авторитете, называется потестарной.

При объединении родов в племя структура власти усложняет­ся, появляются централизованные органы власти — племенной совет, совет старейшин, вождь племени, и т.д. Для решения важных дел племени собирался совет старейшин, который затем представ­лял свои решения на рассмотрение общего собрания племени.

Любой общности людей присуща необходимость регулиро­вания их отношений. В первобытном обществе действовали со­циальные нормы, регулирующие труд и быт членов рода, пле­мени, которые выражались в форме обычаев, традиций, ритуа­лов, обрядов, мифов, и т.д. Эти нормы получили название «мо­нонормы», т.е. единые, специфические нормы первобытного общества. Основной нормой поведения являлся первобытный обычай.

Обычай это исторически сложившееся и вошедшее в при­вычку правило поведения, не имеющее письменного закрепления и содержащееся в сознании людей.

Первобытные обычаи характеризуются следующими призна­ками:

1) выражали интересы всего общества, личные интересы не учи­тывались;

2) являлись жизненной необходимостью и исполнялись в силу привычки;

3) обеспечивались всем обществом, специального аппарата уп­равления и подавления не было;

4) мерами обеспечения исполнения обычаев выступали запреты, устрашения, и т.п.

Выделяют три способа регулирования поведения членов пер­вобытного общества:

1) запреты (например, табу на кровнородственные браки — «ин­цесты»);

2) дозволения (например, охота на определенной территории);

3) связывание (например, разжигание костра и его поддержание). В качестве санкций за нарушение первобытных обычаев могли выступать и физические наказания, и смертная казнь, и изгна­ние из племени, и т.п. Однако наиболее эффективным было устра­шение, обусловленное страхом первобытного человека перед «сверхъестественными» для него явлениями природы, перед угро­зой наказания соответствующим божеством.

1.4. Основные закономерности происхождения государства


По вопросу происхождения государства существуют различ­ные мнения, взгляды. Разными авторами были выдвинуты на пер­вое место те или иные факторы. Однако современная юридическая наука выработала определенную концепцию основных закономер­ностей возникновения государства.

Процесс возникновения государства связан с так называемой «неолитической революцией», которая началась около 10—12 тысяч лет назад и продолжалась несколько тысячелетий.

Неолитическая революция — это переход от присваивающей экономики (собирательство, охота, рыболовство) к производящей, когда человек стал сам разводить скот, ремесленничать, и т.д., иными словами «перешел к подлинно трудовой деятельности»1.

Во многих регионах ведущую роль в образовании государства сыграло появление частной собственности. В общих чертах этот процесс можно представить следующим образом. Произошло круп­ное общественное разделение труда — появились скотоводство, зем­леделие, затем ремесло. Совершенствуются орудия труда, повы­шается его производительность, человек начинает производить большее количество продукта, чем ему необходимо для собствен­ного потребления, появляются излишки, происходит внутриродовой обмен полученной в результате хозяйственной деятельности продукцией. Постепенно обмен выходит за пределы семейного кла­на, разворачивается торговля между общинами. Появление избыточного продукта ведет к возникновению новой формы собственно­сти помимо общей — частной.

Коренным образом изменившиеся экономические условия жизни первобытного общества влекут за собой социальное и эконо­мическое неравенство. Выделяются классы богатых и бедных, по­являются первые раннеклассовые общества. Естественным резуль­татом является изменение структуры власти, поскольку организа­ция первобытной власти рассчитана на управление равноправным обществом, где нет противоречия интересов между его членами. Таким образом, требуется новая организация власти1,

Марксистско-ленинская доктрина вычерчивала четкую схему возникновения государств: общественное разделение труда — со­вершенствование орудий труда — рост производительности труда — появление излишков — частная собственность — появление клас­сов — борьба классов — государство (рабовладельческое). Этот про­цесс был отражен в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «О государ­стве» и впоследствии закреплен советской наукой в качестве основ­ного постулата о происхождении государства и права.

Отечественная наука советского периода рассматривала появ­ление государства как результат противоборства классов. При этом государства, как считалось, возникали только как рабовладельчес­кие.

Однако данные современной науки свидетельствуют о том, что первые государственные образования возникли не как результат раскола общества на классы, а как естественный процесс развития первобытнообщинного строя. Самые ранние государственные об­разования складывались на Востоке на рубеже IV—III тыс. до н. э. в долинах крупных рек: Нила, Инда, Ганга, Тигра и Евфрата, Янц­зы. Сюда относятся такие восточные цивилизации, как Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Месопотамия, Древний Китай.

Ведущим фактором возникновения государственности здесь являлось объединение родоплеменных образований для совмест­ного ведения общественных работ. При этом возникает необходимость организовывать и контролировать эти работы. Выделяется группа людей, выполняющих управленческие функции, и, соответ­ственно, группа управляемых. Создается сложный организацион­но-управленческий аппарат. Образуется прототип государства. Сельская община сохраняется, в том числе и право общей собствен­ности на землю. При этом возникает и государственная форма соб­ственности на эту землю.

Таким образом, в различных регионах в зависимости от соци­ально-экономических, природно-климатических, географических, демографических, военных, национальных и других факторов по-разному шел процесс образования государственности. Выделяют два пути: восточный и западный. При этом восточный путь считается типичной формой происхождения государственности, западный — уникальной (Венгеров А.Б., Лазарев В. В.).

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.