Происхождение государства
ПЛАН
ПЛАН.. 1
Введение. 2
1. Происхождение и сущность
государства. 3
1.1. Власть и общество: понятие, взаимосвязь. 3
1.2. Особенности организации общества при
первобытнообщинном строе. 4
1.3. Власть и нормы поведения в первобытном обществе. 4
1.4. Основные закономерности происхождения государства. 6
1.5. Теории происхождения и сущности государства. 8
1.6. Государственная власть как разновидность социальной
власти. 11
1.7. Понятие и признаки государства. 12
1.8. Сущность государства. 12
2. Формы государства. 14
2.1. Понятие и элементы формы государства. 14
2.2. Форма правления: понятие, виды.. 15
2.3. Монархия как форма правления. 16
2.4. Республика как форма правления. 18
2.5. Форма государственного устройства. 20
2.6. Федеративное устройство Российской Федерации. 22
2.7. Политический режим: понятие, виды.. 24
2.8. Социалистическое государство: основные идеи и
практика реализации. 27
2.9. Соотношение исторического типа и формы государства. 29
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 31
Введение
Государство это определенный способ
организации общества, а также организация публичной политической власти,
распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем
и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как
управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой,
имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления
деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах
данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые
взаимосвязаны и взаимозависимы.
Для постижения такого сложного
социального института, как государство в отечественной теории государства и
права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство
с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его
основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления
власти.
В отечественной и зарубежной теории
государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма
государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению
понятия и содержания формы государства. В тоже время было бы неверным отрицать
все научные теории, концепции и знания, созданные ранее и признанные ныне не
полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением
которых занимается юридическая наука. Истина, как правила находится в «золотой
середине», в совокупности знаний, в их взаимодополнении.
В различных странах государственные
формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере
общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи
и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно
современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому
элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла
систематизация проявления признаков государства, и его форма стала
рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства
и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму
государства.
Таким образом, целью написания данной
курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и
права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во
всем многообразии ее составляющих.
1. Происхождение и сущность
государства
1.1. Власть и общество: понятие,
взаимосвязь
Понятие «общество» можно рассматривать в различных
аспектах:
— как население конкретного государства;
— как определенный этап исторического развития;
— как определенный коллектив людей.
Общество как население конкретного государства можно определить как
объединение людей, проживающих на определенной территории, имеющих общий язык,
культуру, гражданство и т.п. (например, российское общество).
Общество как
определенный этап исторического развития представляет собой совокупность
людей, объединенных производственными или иными отношениями конкретной
исторической эпохи (например, феодальное общество).
Общество как определенный коллектив, группа представляет собой
объединение людей на основе конкретных общих интересов, потребностей, целей и
т.п. (например, общественная организация, группа студентов).
Таким образом, общество в широком смысле можно определить
как форму объединения людей, имеющих общие интересы и взаимодействующих
между собой.
Любой более или менее организованной общности людей свойственны
властные отношения. Власть существует в любом обществе, поскольку выступает
одним из главных организующих факторов. Существуют различные аспекты трактовки
власти1.
В широком понимании власть — это способность управлять и
подчинять с помощью определенных средств воздействия.
Основными компонентами власти выступают:
1) субъект управления;
2) объект управления;
3) средства воздействия;
4) сам процесс реализации власти.
Властеотношения всегда являются двусторонними
(субъект-объект). Важной характеристикой субъекта власти является его
стремление властвовать, которое он осуществляет с помощью приказа,
распоряжения, выражая таким образом свою волю. Объект власти подчиняется воле,
выраженной в приказе, распоряжении. Взаимоотношения между субъектом и объектом
власти регулируются определенными нормами поведения (правовыми, моральными,
религиозными, и т.д.).
Источниками власти могут выступать: сила, социальное положение,
авторитет, опыт, материальные ресурсы, и т.д. Средствами воздействия,
обеспечивающими исполнение воли субъекта власти, являются меры убеждения,
поощрения, наказания.
Существуют
различные основания классификации власти по видам. В зависимости от формы
организации общества можно выделить такие виды власти, как: первобытная,
государственная, власть на работе, в семье, и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существование
любого вида общества без власти невозможно, поскольку именно такая
категория, как власть, обеспечивает организацию и функционирование данного
общества.
1.2. Особенности организации общества
при первобытнообщинном
строе.
Первобытное общество — первый этап организации человеческого
общества. Первобытный строй определяется как общинный, поскольку для
него характерны следующие черты:
— люди объединялись в группы, поскольку в тех экономических
условиях человек не мог прожить в одиночку;
— средства производства, труд и его результаты были общими;
— все члены первобытного общества имели равное социальное
положение: между ними не было классового, имущественного и иного неравенства.
Первоначально люди объединялись в большие группы, представляющие
собой первобытное стадо. Такому обществу были свойственны полигамные
семейные отношения, т.е. беспорядочные половые связи между его членами.
Постепенно возникает более устойчивая форма организации первобытного общества
— родовая община.
Род основывается на кровных связях между его членами, общности
их интересов и совместном труде. Продукты, полученные в результате
коллективного труда, являются их общей собственностью. Развитие экзогамных
отношений, при которых допускалась брачная связь только между членами
различных родов, явилось результатом осмысления обществом негативных
последствий кровосмешения и отказа от создания потомства между кровными родственниками.
Развитие брачных
отношений между представителями различных родов ведет к установлению
своеобразных братских отношений между такими родами и объединению их в племя.
Таким образом, постепенно роды объединяются в более крупные образования —
племена, которые в свою очередь образуют союзы племен. Образование
племенных объединений явилось этапом, предшествующим формированию государства.
1.3. Власть и нормы поведения в
первобытном обществе
Для того чтобы ответить на вопрос, почему и как возникло
государство и право, необходимо изучить власть и нормы поведения,
существовавшие в первобытном обществе.
Для родового строя была характерна первобытная демократия,
которая характеризуется:
— социальным равенством всех членов рода;
— правом на участие в управлении всех взрослых членов рода
независимо от пола;
— большой ролью общего собрания рода.
Таким образом, первобытная организация власти имела общественный
характер, поскольку все важнейшие вопросы решались на общем собрании рода.
В государстве власть носит публично-политический характер, так как
наиболее важные решения принимаются и обеспечиваются специально
уполномоченными государственными органами.
Решения общего собрания являлись обязательными для всех. К
нарушителю применялись такие меры, как убеждение и, в редких случаях,
принуждение. Поэтому не требовалось специального аппарата управления и
принуждения, что является непосредственным атрибутом государства.
Родовые собрания избирали старейшин, вождей, военачальников
на основе их личностных качеств: авторитет, мужество, опыт, и т.д. Власть в
первобытном обществе, основанная на авторитете, называется потестарной.
При объединении
родов в племя структура власти усложняется, появляются централизованные органы
власти — племенной совет, совет старейшин, вождь племени, и т.д. Для решения
важных дел племени собирался совет старейшин, который затем представлял свои
решения на рассмотрение общего собрания племени.
Любой общности людей присуща необходимость регулирования их
отношений. В первобытном обществе действовали социальные нормы, регулирующие
труд и быт членов рода, племени, которые выражались в форме обычаев, традиций,
ритуалов, обрядов, мифов, и т.д. Эти нормы получили название «мононормы», т.е.
единые, специфические нормы первобытного общества. Основной нормой поведения
являлся первобытный обычай.
Обычай — это исторически сложившееся и
вошедшее в привычку правило поведения, не имеющее письменного закрепления и
содержащееся в сознании людей.
Первобытные обычаи характеризуются следующими признаками:
1) выражали интересы всего общества, личные интересы не учитывались;
2) являлись жизненной необходимостью и исполнялись в силу
привычки;
3) обеспечивались всем обществом, специального аппарата управления
и подавления не было;
4) мерами обеспечения исполнения обычаев выступали запреты,
устрашения, и т.п.
Выделяют три способа регулирования поведения членов
первобытного общества:
1) запреты (например, табу на кровнородственные браки — «инцесты»);
2) дозволения (например, охота на определенной территории);
3) связывание
(например, разжигание костра и его поддержание). В качестве санкций за
нарушение первобытных обычаев могли выступать и физические наказания, и
смертная казнь, и изгнание из племени, и т.п. Однако наиболее эффективным было
устрашение, обусловленное страхом первобытного человека перед
«сверхъестественными» для него явлениями природы, перед угрозой наказания
соответствующим божеством.
1.4. Основные закономерности
происхождения государства
По вопросу происхождения государства существуют различные
мнения, взгляды. Разными авторами были выдвинуты на первое место те или иные
факторы. Однако современная юридическая наука выработала определенную концепцию
основных закономерностей возникновения государства.
Процесс возникновения государства связан с так называемой «неолитической
революцией», которая началась около 10—12 тысяч лет назад и продолжалась
несколько тысячелетий.
Неолитическая революция — это переход от
присваивающей экономики (собирательство, охота, рыболовство) к производящей,
когда человек стал сам разводить скот, ремесленничать, и т.д., иными словами
«перешел к подлинно трудовой деятельности»1.
Во многих
регионах ведущую роль в образовании государства сыграло появление частной
собственности. В общих чертах этот процесс можно представить следующим образом.
Произошло крупное общественное разделение труда — появились
скотоводство, земледелие, затем ремесло. Совершенствуются орудия труда,
повышается его производительность, человек начинает производить большее
количество продукта, чем ему необходимо для собственного потребления,
появляются излишки, происходит внутриродовой обмен полученной в
результате хозяйственной деятельности продукцией. Постепенно обмен выходит за
пределы семейного клана, разворачивается торговля между общинами.
Появление избыточного продукта ведет к возникновению новой формы собственности
помимо общей — частной.
Коренным образом изменившиеся экономические условия жизни
первобытного общества влекут за собой социальное и экономическое
неравенство. Выделяются классы богатых и бедных, появляются
первые раннеклассовые общества. Естественным результатом является изменение
структуры власти, поскольку организация первобытной власти рассчитана на
управление равноправным обществом, где нет противоречия интересов между его
членами. Таким образом, требуется новая организация власти1,
Марксистско-ленинская доктрина вычерчивала четкую схему
возникновения государств: общественное разделение труда — совершенствование
орудий труда — рост производительности труда — появление излишков — частная
собственность — появление классов — борьба классов — государство
(рабовладельческое). Этот процесс был отражен в работах Ф. Энгельса
«Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «О
государстве» и впоследствии закреплен советской наукой в качестве основного
постулата о происхождении государства и права.
Отечественная наука советского периода рассматривала появление
государства как результат противоборства классов. При этом государства, как
считалось, возникали только как рабовладельческие.
Однако данные современной науки свидетельствуют о том, что
первые государственные образования возникли не как результат раскола общества
на классы, а как естественный процесс развития первобытнообщинного строя. Самые
ранние государственные образования складывались на Востоке на рубеже IV—III тыс. до н. э. в долинах крупных рек: Нила, Инда, Ганга, Тигра и Евфрата,
Янцзы. Сюда относятся такие восточные цивилизации, как Древний Египет, Древняя
Индия, Древняя Месопотамия, Древний Китай.
Ведущим фактором возникновения государственности здесь
являлось объединение родоплеменных образований для совместного ведения
общественных работ. При этом возникает необходимость организовывать и
контролировать эти работы. Выделяется группа людей, выполняющих управленческие
функции, и, соответственно, группа управляемых. Создается сложный организационно-управленческий
аппарат. Образуется прототип государства. Сельская община сохраняется, в том
числе и право общей собственности на землю. При этом возникает и
государственная форма собственности на эту землю.
Таким образом, в различных регионах в зависимости от
социально-экономических, природно-климатических, географических,
демографических, военных, национальных и других факторов по-разному шел
процесс образования государственности. Выделяют два пути: восточный и
западный. При этом восточный путь считается типичной формой происхождения
государственности, западный — уникальной (Венгеров А.Б., Лазарев В. В.).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|