Меню
Поиск



рефераты скачать Происхождение государства

Типичным считается переход от первобытного строя к госу­дарству с сохранением сельской общины, общей собственности на землю, так называемый азиатский способ производства.

Государство возникает вследствие проведения крупномасштаб­ных работ по строительству ирригационных сооружений. Органи­зация подобных работ требует привлечения большой массы людей, создания централизованной системы органов управления. Таким образом, люди объединялись для ведения общественных работ, при этом возникала государственная собственность, общинники имели право общей собственности на землю (Древний Восток и др.). В этом случае государство порождает классы.

Уникальной формой возникновения государственности явля­ется переход от раннеклассового общества к рабовладельческому (Рим, Греция) и феодальному (страны Европы) типам государства.

Так, античным государствам в отличие от восточных не бла­гоприятствовали природные климатические условия, малоплодо­родные почвы не требовали проведения ирригационных работ. Со­ответственно не сохранилась сельская община, а также обществен­ная форма собственности. Но развитие торговли, рост частной соб­ственности, рабовладение привели к усилению социального нера­венства античного общества, появлению классов. Таким образом, в этом случае классы порождают государство.

С позиций марксистского подхода рабовладение как первичная форма существования государственности было типичным явле­нием для всех государств. Современная наука существенно изме­нила и внесла новые сведения в марксистскую концепцию, опреде­лив рабовладельческое государство как уникальное явление и госу­дарства с азиатским способом производства как типичные, однако сохранив при этом классовый подход, поскольку роль классов в образовании государства достаточно велика.

1.5. Теории происхождения и сущности государства


Представления о причинах происхождения государства, его сущности и социальной роли менялись по мере развития государ­ственности. Многообразие взглядов объясняется сложностью самого процесса становления государства, различными формами существо­вания государственности, субъективными идеологическими и по­литическими позициями мыслителей, и т.д.

Сформировались различные теории по вопросу происхожде­ния и сущности государства. К наиболее распространенным из них относятся:

1. Теологическая теория происхождения государства

Представители: Фома Аквинский, Жак Маритен и др. Основные идеи:

— государство создано Богом, как и весь мир;

— государь исполняет Божью волю, его власть незыблема;

— беспрекословное подчинение воле государя;

— церковь выступает посредником между Богом и государем.

Недостатки теории: не имеет научного обоснования, посколь­ку построена на вере.

2. Договорная теория происхождения государства

Представители: Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Дидро, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др. Основные идеи:

— государство возникает в силу общественного договора, за­ключенного между людьми;

— согласно договору люди теряют часть своих естественных

прав, своей свободы в пользу государства, но при этом при­обретают гарантии защиты своей личности, своих прав, своей собственности со стороны государственной власти;

— каждый участник договора принимает на себя обязанность выполнять все требования со стороны государства;

— государство обязуется обеспечивать охрану порядка в обще­стве, защиту личности, имущества каждого;

— государство и общество несут взаимную ответственность за невыполнение своих обязательств.

Недостатки теории: идеализируется процесс возникновения государства как разовая сделка, непосредственно зависящая от воли человека, в то время как образование государства — это сложный эволюционный процесс, связанный с объективными факторами (со­циально-экономическими, географическими, военными, и т.д.).

3. Патриархальная теория происхождения государства Представители: Аристотель, Н. Михайловский и др. Основные идеи:

— государство образуется путем разрастания семьи по типу: семья — племя — союз племен — государство;

— власть главы семьи (патриарха) становится властью главы государства;

— государь — отец народа, который заботится о своих поддан­ных, как о членах своей семьи.

Недостатки теории: государственная власть и власть в семье — не тождественные понятия, поскольку призваны решать разные задачи.

4. Теория насилия

Представители: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др. Основные идеи:

— главными факторами, обусловившими процесс происхож­дения государства, выступают военно-политические (завое­вание, насилие, порабощение);

— государство является результатом завоевания слабого пле­мени другим, более сильным;

— для завоевания и дальнейшего управления порабощенными племенами требуется соответствующий аппарат управления и принуждения, которым и становится государство;

— порабощение порождает рабство, которое в свою очередь ве­дет к появлению частной собственности;

— экономическое господство властвующих приводит к появ­лению классов, сословий;

— государство по своей сути является организацией власти и силы.

Недостатки теории: военно-политические факторы действи­тельно сыграли определяющую роль в образовании ряда государств, однако в большинстве случаев причины военно-политического ха­рактера выступают второстепенными, уступая в первую очередь социально-экономическим факторам.

5. Психологическая теория происхождения государства

 Представители: Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др. Основные идеи:

— причины происхождения государства связаны с особеннос­тями человеческой психики;

— личность стремится к общению, испытывает потребность жить в коллективе;

— одни люди в силу своих особенностей психики стремятся повелевать, другие, наоборот, подчиняться;

— из власти, основанной на авторитете, возникает государствен­ная власть.

Недостатки теории: психика человека формируется под воз­действием социально-политических и иных факторов, поэтому вы­ступает не главным, а одним из многочисленных условий зарожде­ния государственности.

6. Ирригационная теория происхождения государства

Представители: К. Витфогель и др. Основные идеи:

— государство возникает вследствие проведения крупномас­штабных работ по строительству ирригационных сооруже­ний;

— организация подобных работ требует привлечения большой массы людей;

— для проведения строительства необходимо создание цент­рализованной системы органов управления. Недостатки теории: возникновение государства подобным об­разом происходило в основном в восточных регионах, где природ-но-климатические, географические условия требовали создания ир­ригационных сооружений. В других регионах не требовалось про­ведения подобных работ, и государства возникали в силу иных фак­торов.

7. Марксистская теория происхождения государства (матери­алистическая, классовая)

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основные идеи:

— государство возникло в силу социально-экономических фак­торов;

— общественное разделение труда, совершенствование орудий труда приводит к появлению избыточного продукта, част­ной собственности и, как следствие, к возникновению клас­сов — богатых и бедных;

— первобытная организация власти не способна управлять об­ществом, где существует противоборство классов;

— государство является результатом раскола общества на клас­сы;

— государственная власть принадлежит классу богатых;

— государство по своей сути является машиной, созданной гос­подствующим классом, для подавления эксплуатируемого класса.

Недостатки теории: социально-экономические факторы, в том числе и классообразование, действительно сыграли определяющую роль в процессе происхождения государства. Однако в данной тео­рии недооцениваются иные факторы (духовные, психологические и др.), которые сыграли немаловажную роль наряду с социально-эко­номическими причинами, а также гиперболизирована роль классов в образовании государства.


1.6. Государственная власть как разновидность социальной власти


Государственная власть является одной из разновидностей со­циальной власти. Любая общность людей не может существовать без отношений управления и подчинения. Именно такая категория, как власть, с помощью определенных средств воздействия обеспе­чивает организацию и функционирование данного вида общества.

Существуют различные виды социальной власти, каждый из которых характеризуется свойственными ему специфическими при­знаками. Однако государственная власть является особой разновид­ностью социальной власти.

В юридической литературе существует две точки зрения отно­сительно соотношения понятий «политическая власть» и «государ­ственная власть». Согласно одной позиции авторов, политическая власть более широкая категория, чем государственная, поскольку ее субъектом выступает не только государство, но и политические партии, общественные организации и другие институты политичес­кой системы.

Согласно другой позиции, понятия «политическая власть» и «государственная власть» тождественны. Политическая власть реа­лизуется государственными органами, при этом она воплощается в государственные институты и становится властью государственной.

Можно выделить следующие характерные признаки государ­ственной власти:

1) публичный характер, означающий существование специального аппарата управления и принуждения, обеспечивающего реа­лизацию государственно-властных велений;

2) распространение на всю территорию государства;

3) верховенство, выраженное в отсутствии на территории госу­дарства какой-либо другой конкурирующей власти;

4) независимость, означающая самостоятельность в принятии решений;

5) осуществление официально уполномоченными лицами, име­ющими статус государственных служащих;

6) применение мер государственного принуждения, обеспечива­ющих исполнение государственно-властных велений;

7) легитимный характер, т.е. признание обществом существую­щей в государстве власти;

8) легальный характер, означающий создание и функционирова­ние государственных органов на основании закона. Государственная власть — это публично-политическая раз­новидность социальной власти, обладающая качествами верховен­ства и независимости, легитимности и легальности.

1.7. Понятие и признаки государства

Существуют различные подходы к определению государства.

Государство — понятие многоаспектное, поэтому невозможно дать универсальное определение, характеризующее государство со всех позиций (правовых, социологических, психологических, и т.д.). Однако, выделив признаки, свойственные только государству и отличающие его от других организаций, можно сформулировать определение государства.

Характерные признаки государства:

1) наличие публично-политической власти, которая осуществля­ется специальным аппаратом управления и принуждения, от­деленным от общества и обеспечивающим реализацию госу­дарственно-властных велений;

2) государственный суверенитет, представляющий собой един­ство, верховенство государственной власти на всей террито­рии государства и независимость во внешнегосударственных отношениях;

3) система налогов и сборов;

4) единая финансовая система, казна;

5) территориальная организация населения;

6) территориальная организация органов государства;

7) территориальные границы;

8) официальное представительство интересов своих граждан (подданых);

9) монопольное право на принятие законов и других норматив­но-правовых актов.

На основе общих признаков государства можно сформулиро­вать следующее его определение.

Государство — это публично-политическая организация вла­сти в пределах, определенной территории, обладающая государ­ственным суверенитетом и выступающая официальным предста­вителем интересов своих граждан (подданых).

1.8. Сущность государства


По своей сути государство — это организация власти. Сущ­ность государства раскрывает предназначение государственной вла­сти в обществе, роль государства и его природу. Сущность государ­ства определяется теми интересами, которые данное государство поддерживает, выражает и защищает. Это могут быть интересы господствующего класса, определенной нации, всего общества, и т.д., поэтому выделяют несколько подходов к сущности государ­ства. Основными из них являются классовый и общесоциальный (общечеловеческий) подходы.

1. С позиции классового подхода государство служит интересам экономически господствующего класса, решает сугубо классо­вые задачи.

Марксистская доктрина рассматривала государство как клас­совую организацию политической власти, определяя его орудием, машиной, созданной для подавления одного класса другим.

Примером государства с классовой сущностью может служить рабовладельческое государство, поддерживающее интересы класса рабовладельцев, или феодальное, обеспечивающее привилегии фео­далов.

2. С позиции общесоциального (общечеловеческого) подхода го­сударство призвано обеспечить интересы всего общества, ре­шить общесоциальные задачи.

В любом государстве общество неоднородно, поэтому перед государством с общесоциальной сущностью стоит довольно слож­ная задача. Проведение социальной политики требует приложения серьезных усилий со стороны государственной власти с целью дос­тижения в итоге общественного компромисса.

Выделяют также и другие подходы к сущности государства, такие как расовый, религиозный, национальный, и т.д., с позиции которых определяющим фактором деятельности государства будут являться расовый, религиозный, национальный и иные интересы.

В сущности современного государства заложены как классо­вые, так и общесоциальные начала. Наличие классов в любом госу­дарстве явление неизбежное, поэтому государственная власть дол­жна учитывать также и классовые интересы.

Правовое государство на современном этапе призвано устра­нить демократическими методами противоборство различных клас­сов, социальных слоев, групп, которое может перерасти в конф­ликт, междоусобицу. При этом одной из главных задач государ­ства будет являться охрана прав и свобод личности независимо от пола, возраста, расы, национальности, имущественного и должно­стного положения, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.


2. Формы государства

2.1. Понятие и элементы формы государства


Важное теоретическое и практическое значение при исследо­вании сущности государства имеет такая категория, как форма го­сударства. Основные характеристики государства проявляются как в его функциях, так и в его форме. Если функции государства пред­ставляют собой основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач, то форма государства опре­деляет его внутренне устройство, способ организации государствен­ной власти.

Таким образом, если государство — это организация публич­но-политической власти, то форма государства — это способ орга­низации публично-политической власти.

Форма государства позволяет ответить на следующие вопро­сы;

1) кто правит в государстве, как организована государственная власть, какие государственные органы действуют, каков поря­док их образования, как распределены полномочия между ними (форма правления);

2) какие действуют принципы территориальной организации на­селения, каков характер взаимоотношений между государством в целом и его составными территориальными частями (форма государственного устройства);

3) с помощью каких приемов, средств и методов осуществляется государственная власть, какова степень участия населения в управлении делами государства (политический режим). Форма государства рассматривается как совокупность трех взаи­мосвязанных ее элементов:

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.