Право
представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не
только тем, что оно находит выражение в формальных нормативно-правовых актах —
законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных сборниках.
Право реально прежде всего потому, что властная воля, выраженная н законах,
воплощается в поведении людей — граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в
отношения путем^ заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон
применяющих. Право по своей природе таково, что не может существовать вне
воплощения в правовых отношениях.
Даже
самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на
общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона
права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется
понятием «законность».
Законность,
однако, не тождественна реализации права, ее содержание не тождественно
претворению правовых норм в жизнь. Эта сторона правового регулирования
охватывается такими юридическими категориями, как «реализация права»,
«применение права», «правомерное поведение», «правоотношение», «эффективность
права». Все они сопряжены непосредственно с действием права, но описывают его
лишь с какой-то одной стороны. «Правомерное поведение» определяет действия
субъектов, соответствующие нормам права, «правоотношение» указывает на правовую
связь его участников, «эффективность права» — на результативность правового
воздействия и т. д. Законность же -комплексная категория, охватывающая все
стороны жизни права, его действенность, урегулированность общественной жизни в
целом. Категория «законность» фиксирует общественно необходимые зависимости как
внутри права, рассматриваемого с его нормативной стороны, так и между ним и
практическим воздействием властной воли на поведение людей, и отражает
отношение к ним общества.
Законность
выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому ее
содержание рассматривают в трех аспектах: а) в плане «правового* характера
общественной жизни; б) с позиций требования всеобщего уважения к* закону и
обязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требования
безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны
правопорядка в целом от любого произвола. Следовательно, содержание законности
связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью
государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.
В
недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественно
во втором аспекте, толковала ее как требование неукоснительного соблюдения
норм права всеми его субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако
оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае
требование законности распространяется лишь на граждан и их организации,
органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же
органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и
правоприменительных), находится вне ее содержания.
Указанное
понимание односторонне ориентировало и юридическую практику. Обеспечение
законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и
правоохранительных органов — выявлению нарушителей правовых предписаний и их
последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их
деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган
правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений.
Такое
понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного режима, совершенно
не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии и
тем более не способствует формированию и укреплению правового государства и
общества.
Подобная
трактовка законности есть результат отождествления права и закона, когда любой
нормативный акт, исходящий от государства (даже антигуманный, реакционный),
является «правом» и соответственно требует неукоснительной реализации. Однако
эти акты не обеспечивают целей правового регулирования, законности. Напротив,
они порождают социальную напряженность, ограничивают свободу граждан, их
естественные права, допускают беззаконие и произвол в деятельности должностных
лиц. Кроме того, нетрудно заметить, что при данном понимании законности акцент
делается лишь на исполнении норм права, а вопрос о содержании этих норм,
которые, как известно, во многом носят волевой характер, обходится стороной.
Рассматриваемая
с самых широких позиций, законность есть комплексное политико-правовое
явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической
жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Не случайно
ранее теория правового государства носила иное название — «господства права».
11.
Правопорядок и правомерное поведение.
С
законностью тесно связано другое правовое явление — правопорядок (правовой
порядок). Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве,
охрана правопорядка — важнейшая функция государства. Несмотря на это в
отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного
феномена.
Наибольшее
распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную
законность, однако подобная трактовка представляется не совсем верной.
Действительно, указанные явления тесно взаимосвязаны. В формировании
правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности
государственных органов, должностных лиц и граждан. «Но
"правопорядок" не может сложиться как следствие одного лишь принципа,
даже основополагающего... Поэтому более точно было бы сказать, что правопорядок
складывается как результат реализации всех правовых предписаний в
соответствии с принципом законности»1. Основой правопорядка выступает не
законность, а право. Законность же — условие правопорядка.
Обратимся
к этимологии слова «правопорядок». Прежде всего, правопорядок — это порядок,
организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует
степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу,
анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок — это правовой порядок,
состояние общественных отношений, запрограммированное правом.
Правопорядок
можно определить как основанную на праве и законности организацию
общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на
определенном этапе развития общества.
Рассмотрим
особенности данного явления.
1.
Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной
жизни.
2.
Это порядок, предусмотренный нормами права.
3.
Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм,
претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.
4.
Он обеспечивается государством.
Как
известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и
отступления от требований правовых норм, правонарушения. Поэтому необходимо
различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и
правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином
этапе развития общества (цель правового регулирования). Первый зависит от
состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой
культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др.
Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные
характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно
отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию,
обеспечению, охране) правопорядка.
Правопорядок
не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом
отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как
систему правовых отношений.
Каковы
же принципы правопорядка?
Определенность.
Правопорядок
базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация
которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он
отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных
норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных
моментов очень велика.
Системность.
По той же
причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных
актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая
основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности,
системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной
власти.
Организованность.
Правопорядок
возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его
органов.
Государственная
гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от
нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана
существующего правопорядка. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый
государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки
дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными
органами.
Единство.
Характер
организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако
основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый
единством государственной воли и законности, правопорядок один наТерритории
всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством,
любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.
В
силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок,
обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку
он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее
важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих
в стране политических отношений.
Следовательно,
правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского
общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической
власти, т.е. государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще
Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»1.
Близок к нему и Кант, рассматривавший государство как «объединение множества
людей, подчиненных правовым законам»2.
Иначе
говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие
правопорядка. С одной стороны, конституированное правом и функционирующее в
строго установленных рамках государство составляет важнейшее звено правопорядка,
С другой — оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок. Не
случайно правовое регулирование деятельности государственных органов и
должностных лиц осуществляется по принципу «Дозволено только то, что прямо
разрешено».
Правопорядок,
таким образом, можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок,
при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной,
политической и государственной жизни четко определены законами и защищены
государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного
правопорядка выступает правовое государство.
Правопорядок
не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма
выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных
отношениях.
Правомерное поведение
Основная
разновидность правового поведения — поведение правомерное, ибо подавляющее
большинство граждан и организаций в сфере права действуют именно таким образом.
Правомерное
поведение — это массовое по масштабам социально полезное осознанное поведение
людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое
государством.
Правомерному
поведению присущи следующие признаки.
Во-первых,
правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм. Человек
действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания. Это
формально-юридический критерий поведения. Нередко правомерное поведение
трактуется как поведение, не нарушающее норм права. Однако такая трактовка не
вполне точно отражает содержание данного явления, ибо поведение, не
противоречащее правовым предписаниям, может осуществляться вне сферы правового
регулирования, не быть правовым.
Во-вторых,
правомерное поведение обычно социально полезно. Это действия, адекватные образу
жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для нормального
функционирования общества. Положительную роль оно играет и для личности, ибо
благодаря ему обеспечивается свобода, защищаются законные интересы.
В-третьих,
правомерному поведению присущ признак, характеризующий его субъективную
сторону, которую, как и у любого другого действия, составляют мотивы и цели,
степень осознания возможных последствий поступка и внутреннее отношение к ним
индивида. При этом мотивы отражают не только направленность (нарушает или нет
нормы права), но и характер, степень активности, самостоятельность и
интенсивность поведения в ходе реализации. Субъективная сторона свидетельствует
об уровне правовой культуры личности, степени ответственности лица, о его
отношении к социальным и правовым ценностям.
Социальная
роль правомерного поведения чрезвычайно высока. Она представляет собой ту
наиболее эффективную реализацию права, которая охраняется государством. Именно
через правомерное поведение осуществляется упорядочение общественных отношений,
необходимое для нормального функционирования и развития общества,
обеспечивается устойчивый правопорядок. Правомерное поведение является
важнейшим фактором решения стоящих перед обществом задач. Однако социальная
роль правомерного поведения не сводится к удовлетворению общественных нужд. Не
менее важная его функция состоит в удовлетворении интересов самих субъектов
правовых действий.
Конформистскому
поведению присуща
низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые
предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться, «делать как
все».
Маргинальное
поведение хотя и
является правомерным, в силу низкой ответственности субъекта находится как бы
на грани антиобщественного, неправомерного (в переводе с латинского
«маргинальный» — находящийся на грани). Оно не становится неправомерным из-за
страха перед наказанием (а не из-за осознания необходимости реализации
правовых норм) либо в силу каких-то корыстных мотивов. В этих случаях субъекты
лишь подчиняются закону (например, пассажир оплачивает проезд только потому,
что в автобусе находится контролер, могущий наложить штраф за безбилетный
проезд), но не признают, не уважают его!
маргинальное
привычное
Несколько
особняком в этой классификации стоит привычное поведение, когда правомерные
действия в силу многократного повторения превращаются в привычку. Привычное
поведение не напрасно называется «второй натурой». Оно становится внутренней
потребностью человека. Особенностью привычного поведения является то, что
человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не
задумывается над этим. Так, шофер со стажем останавливается на красный сигнал
светофора автоматически, не задумываясь над содержанием сигнала, последствиями
его нарушения. Однако привычка не отрицает понимания фактических элементов
своего поступка, хотя надлежащая социальная оценка его последствий и
отсутствует. Это привычное, но не бессознательное поведение.
Виды
правомерного поведения:
С
объективной стороны: действия, бездействие
С
субъективной стороны: социально активное, законопослушное, конформистское,
маргинальное, привычное
По
субъектам: индивидуальное, групповое
Форма
реализации: соблюдение, исполнение, использование
12. Правонарушение: понятие, признаки, виды
Правонарушение
— социальный и юридический антипод правомерного поведения, их социальные и
юридические признаки противоположны. Правонарушение есть разновидность
антисоциального, противоправного поведения. В социальном смысле это поведение,
противоречащее или способное причинить вред правам и интересам граждан, их
коллективам и обществу в целом, оно затрудняет и дезорганизует развитие
общественных отношений. Так, преступления, предусмотренные Уголовным кодексом
РФ, посягают на основы государственного строя, на личность, ее политические и
экономические или социальные права, общественный порядок и иные социальные
блага. Другие правонарушения хотя и не являются столь общественно опасными, все
же наносят вред общественным отношениям, личности, природной среде и т.д.
Конечно, отдельные правонарушения не могут представлять опасности для общества
в целом. Однако взятые в совокупности они представляют существенную опасность
для него, нарушают режим законности, установленный правопорядок. Массовое
явление, состоящее из совокупности преступлений, совершаемых в государстве в
определенный временной период, называется преступностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|