Наиболее
древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в
привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным
принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он
закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих
и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу
отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования
государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.
Сущность
судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению
суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или
приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе
которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской
правовой системе, «ratio de,cidendi». Из прецедента постепенно
могут складываться и нормы законов.
В
недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права
оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических
высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о
необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что
предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и
соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их
правосознания в том направлении, при котором станет возможным их
правотворчество.
Нормативный
акт —
доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых
преимуществ.
1.
Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что
позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.
2.
Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что
позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или
реализации.
3.
Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм,
что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования
и применения норм.
4.
Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения
положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на
основании закона.
Все
источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты
(законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права
ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В
данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических
актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие
правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:
а)
дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру
органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным
объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических
актов;
б)
иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система
строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего
нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к
вышестоящим и не могут им противоречить;
в)
конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и
реализации права, указания на которых содержатся в источниках.
Как
видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде
всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли
составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества,
правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных
юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.
Итак,
нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными органами
государства и содержащий
общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
6.Конституция РФ как основной закон
В
Российском государстве, в сущности, единственным источником права является
нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики
велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде
иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить
следующим образом:
1)
Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4)
постановления Правительства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую
группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов
государственной власти субъектов Федерации.
Рассмотрим
эти виды нормативно-правовых актов подробнее.
Конституция
(Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство
ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим:
1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления
всего народа; 2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы
общественного и государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных
прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов
государственной власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в
результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.
Текст
Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным
отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основного закона,
определяющие компетенцию высших органов государства по изданию
нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок
принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104—108), и
некоторые другие.
Федеральные
законы принимаются
в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на
рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если
за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты
Содержание
закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают
дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.
7.Действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц.
Все
нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения
(пределы) своего существования и действия, а также распространяются на
определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу,
нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от
введения их в действие до утраты ими силы.
Говоря
о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных
обстоятельства: момент вступления его в законную си^у, момент прекращения его
действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к
отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила
закона»).
В
Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из
следующих способов:
в
результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой
юридический документ вступает в силу;
в
результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление
в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования»
и т. д.);
в
результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие
нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на
всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со
дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.
Нормативно-правовые
акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории
России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.
Изданиями,
в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская
газета» и Собрание законодательства Российской Федерации.
Акты
министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их
официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве
юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).
Порядок
вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных
органов определяется ими самостоятельно.
Прекращение
действия нормативного акта происходит в результате:
истечения
срока, на который был принят юридический документ;
объявления
об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену,
которое может содержаться в специальном акте);
принятия
управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или
большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
устаревания
юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые
подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому
прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус
Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на
территории бывшего СССР).
Вопрос
о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух
аспектов.
Во-первых,
нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома
сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует
только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения
его в действие. Это правило — необходимый фактор правовой стабильности, когда
граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое
положение не будет ухудшено законом.
Во-вторых,
нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы
могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание
закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.
Действие
нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный
акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет
государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных
органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов
Федерации — на территории этих государственных образований, акты муниципальных
органов — на территории соответствующих административных единиц.
К
территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе
недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное
пространство.
К
государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда,
находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные
суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские
морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства,
открытом море и воздушном пространстве.
Действие
нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане,
лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории
государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в
котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип
экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные
части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их
средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных
государств признаются не находящимися на территории государства, где они
реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того
государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими
представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в
иностранных государствах считаются территориями соответствующих государств.
Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам
на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного
права.
8.Правовой
статус личности
Полное
и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая
их в составе правового статуса личности.
Во-первых,
эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает
в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без
гражданства; беженца; вынужденного переселенца.
Во-вторых,
данная категория отражает индивидуальные особенности человека и реальное
положение его в системе многообразных общественных отношений.
В-третьих,
права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть
реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам
юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых
случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих
черт волевого и осознанного поведения человека.
В-четвертых,
категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности
личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение
статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.
Правовой
статус личности — это правовое положение человека, отражающее его фактическое
состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
Классификация
правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и
структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный
(базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы
личности.
Общий
(международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права,
свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и
закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как
внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15
Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных
нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ
действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24
сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по
вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения
любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой
защиты.
Конституционный
(базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их
гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком
является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой
жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых
и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы
производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности.
Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус
должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор,
пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.
Стабильность
конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он
соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок
принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в
законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности
статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2,
содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.
Отраслевой
статус личности состоит
из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной
отраслью правовой системы — гражданским, трудовым, административным правом и
др.
Родовой
(специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий
людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и
обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера
и др.
Индивидуальный
статус характеризует
особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола,
профессии, участия в управлении государственными делами и т. п.
9.Понятие
правового государства.
Возникновение
1.
Идея правового государства терминологически обозначает связь права и
государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только сквозь
призму человека, создающего правовые и государственные учреждения в процессе
развития своей интеллектуальной и духовной сущности, совершенствования индивидуальных
и социальных черт, формирующего свободное гражданское общество.
2.
Учение о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом
измерении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в своем развитии
опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и
людьми.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|