Меню
Поиск



рефераты скачать Правоведение

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источни­ком права тогда, когда он закрепляет уже давно сложив­шиеся отношения, одобряемые населением. В рабовла­дельческих и феодальных обществах обычаи санкциони­ровались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в при­дании нормативного характера решению суда по кон­кретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосак­сонской правовой системе, «ratio de,cidendi». Из преце­дента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке пре­цедент как источник права оценивался только отрицатель­но, однако в последнее время тон критических высказы­ваний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную док­трину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспо­римых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относи­тельно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осу­ществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание   правовых   норм,   что   помогает   проводить единую политику, не допускать произвольного толкова­ния и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений норма­тивных актов нарушители преследуются и наказывают­ся на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграниче­ния юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие прави­ла поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государ­ства имеет разветвленную структуру органов с опреде­ленными правотворческими полномочиями и значитель­ным   объемом   иных   функций,   которые   реализуются с помощью издания юридических актов;

б)  иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разно­великой  юридической  силы  актов,  в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы  по  предмету  регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и пре­цеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определен­ный, правовой режим.

Итак, нормативный акт — это официальный доку­мент, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).


6.Конституция РФ как основной закон


В Российском государстве, в сущности, единствен­ным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Прави­тельства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют: а) международные догово­ры России; б) нормативные акты органов государствен­ной власти субъектов Федерации.

Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верхо­венство ее в системе нормативных актов Российского го­сударства определяется следующим: 1) Конституция при­нята на референдуме в результате свободного волеизъяв­ления всего народа; 2) Конституция устанавливает основ­ные начала, принципы, нормы общественного и государ­ственного строя; 3) Конституция содержит перечень ос­новных прав человека и фиксирует структуру и компетен­цию высших органов государственной власти и управле­ния; 4) Конституция принимается, изменяется в результа­те соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содер­жит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основ­ного закона, определяющие компетенцию высших орга­нов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных зако­нов (ст. 104—108), и некоторые другие.

Федеральные законы принимаются в Российской Фе­дерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосова­ло более половины от общего числа членов этой палаты

Содержание закона образуют первичные нормы, ко­торые в отдельных случаях получают дальнейшую кон­кретизацию и развитие в подзаконных актах.


7.Действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц.


Все нормативные акты имеют определенные вре­менные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По обще­му правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную си^у, момент пре­кращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обрат­ная сила закона»).

В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

в результате указания на иные обстоятельства, с ко­торыми связывается вступление в законную силу доку­мента («с момента подписания», «с момента опублико­вания» и т. д.);

в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-право­вые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одно­временно по истечении десяти дней со дня их офици­ального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Пра­вительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.

Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Феде­рации.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опублико­вания и подлежат государственной регистрации в Ми­нистерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происхо­дит в результате:

истечения срока, на который был принят юридичес­кий документ;

объявления об утрате юридической силы норматив­ного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

принятия управомоченным органом нового юриди­ческого нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общест­венных отношений;

устаревания юридического документа в связи с ис­чезновением обстоятельств, которые подлежали регули­рованию (например, утратили свою актуальность и по­тому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обрат­ной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный доку­мент действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в дей­ствие. Это правило — необходимый фактор правовой ста­бильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.

Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут приме­няться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулирова­нию длящихся правоотношений.

Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нор­мативный акт применяется на той территории, на кото­рую распространяется суверенитет государства или ком­петенция соответствующих органов. Поэтому акты феде­ральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации — на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов — на территории соответствую­щих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воз­душное пространство.

К государственной территории приравниваются мор­ские, речные и воздушные суда, находящиеся под фла­гом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего госу­дарства, открытом море и воздушном пространстве.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории госу­дарства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические предста­вители иностранных государств признаются не находя­щимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещает­ся в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями со­ответствующих государств. Какие бы то ни было пося­гательства на здание посольства приравниваются к по­сягательствам на территорию государства и рассматри­ваются как факт нарушения международного права.


8.Правовой статус личности


Полное и реальное представление о правах и свобо­дах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.

Во-первых, эта категория носит собирательный, уни­версальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного пере­селенца.

Во-вторых, данная категория отражает индивидуаль­ные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.

В-третьих, права и свободы, составляя основу право­вого статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих пра­вам юридических обязанностей, без юридической ответ­ственности в необходимых случаях, без правовых гаран­тий, без правоспособности и дееспособности как опре­деляющих черт волевого и осознанного поведения чело­века.

В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целост­ном, системном виде, дает возможность проводить срав­нение статусов, открывает пути дальнейшего их совер­шенствования.

Правовой статус личности — это правовое положе­ние человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в пер­вую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (спе­циальный) и индивидуальный правовые статусы лич­ности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные между­народным сообществом и закрепленные в международ­но-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмот­рена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.

Конституционный (базовый) статус личности объ­единяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, сво­бодное развитие личности. Как любая основа, на кото­рой образуются новые качества, конституционный ста­тус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные обществен­ные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фак­тическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и вне­сения в них изменений закреплен в законе. Конститу­ция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабиль­ности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы — гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении госу­дарственными делами и т. п.


9.Понятие правового государства.


Возникновение

1. Идея  правового  государства  терминологически обозначает  связь  права  и  государства.   Но раскрыть подлинный  смысл  этой  связи  можно  только  сквозь призму человека, создающего правовые и государствен­ные учреждения в процессе развития своей интеллекту­альной и духовной сущности, совершенствования инди­видуальных и социальных черт, формирующего свобод­ное гражданское общество.

2.  Учение о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом измерении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в своем разви­тии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.