3.
Развитие рассматриваемой, как и любой другой общегуманистической идеи,— процесс
сложный и противоречивый, не знающий географических, национальных и классовых
границ. В историческом плане он непрерывен, бесконечен и в определенной
степени необратим.
4.
Возникновение и эволюция идеи правового государства — процессы реальные и
познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отражают
соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в
конкретной стране и на планете в целом.
5.
Человечество выстрадало идею правовой государственности в многочисленных
бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В разбитых странах все большее
число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим
человеком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной
власти. Для России правовое государство — антипод государственного волюнтаризма
и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.
Принципы
— это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности
идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться
правовым. Их
формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем
развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих
совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом
общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а
значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или
отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности
государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной
свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим
ограниченной.
С
учетом исторических данных, общественной й государственной практики и с
позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.
1.
Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового государства очень
часто употребляется термин «господство права», происхождение которого,
очевидно, связано с английским «rull of low»— «правление права» или
«господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен
вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности
права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства
подавления и насилия, а с другой — фетишизации права как самодовлеющего и
самоуправляющегося явления.
Принцип
приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых,
право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное
средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство
не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь
оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо
волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референдумы, либо
положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в особенности
судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный
характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости
организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в
целях его нормального функционирования.
Великие
мыслители-4одиночки» догадывались о происхождении права и его роли в жизни
людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но
последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в
своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти,
связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование
государства на защиту прав и свобод человека.
В
конечном счете приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов
общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение
общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и
формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед
законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной
публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования
любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в
государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур
(конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и
т.д.).
2.
Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный
принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.
Человек
как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе
подобными создает различные организационные формы своего существования и
устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле
право и государство производны от человека.
Комллексность
заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей
гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными
образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых
различных объектов.
Непреходящий
характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права,
возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои
жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как
разумная сторона бытия, мера свободы человека.
Абсолютность
(тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с
государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на
правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны
государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием,
игнорированием нужд человека.
Принцип
правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые
признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и
гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3)
стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его
осуществления.
1)
Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность
их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством
различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает
огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный
представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у
отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и
т.д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает
большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у
них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом
государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за
нарушение прав, невыполнение обязанностей.
2)
Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин — равноправные
участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о
приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.).
Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате
всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые
права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному
гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной
жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
Для
либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов
правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному
типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему
творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные
лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования,
который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать
лишь то, что разрешено законом.
3)
Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и
обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его
обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права
могут быть в любой момент нарушены.
3.
Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен
не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым.
Это означает, что он должен отражать естествен но-правовые начала, соответствовать
международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым
легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным.
И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых
средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и
соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия,
адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового
регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и
др.
4.
Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной
власти. Власть в
государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический
лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической
бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им
досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но
для правового государства характерным является демократический способ
приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.
Традиционная
концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ
власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих
беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций.
Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет
государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая
представительным органом власти, занимается реализацией законов и
оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом
восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии,
США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования
всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила
судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости
постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с
образцами беспристрастности и справедливости.
Наряду
с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона —
высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля,
политического
плюрализма
и др.
Соотношение государства и права
Довольно
сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время
дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные
теоретические позиции по этой проблеме.
Этатически-тоталитарная
концепция исходит
из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует
его как инструмент своей политики. Данная концепция опирается на марксистское
понимание государства и права и была широко распространена в отечественной
научной и учебной литературе.
Либеральная
концепция базируется
на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее
государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в
последние годы.
Обе
концепции не имеют сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Они не
только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопоставляют
их друг другу. На практике же противопоставление, столкновение государства и
права неизбежно Приводит лишь к их взаимному ослаблению.
В
действительности взаимосвязь государства и права достаточно сложна. А потому
соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства,
различия и многостороннего воздействия друг на друга.
Государство
и право нерасторжимы. Как надстроечные явления они имеют единую
социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не
могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и
право различаются по своей структуре, способам функционирования и т. п. Например,
если рабочая, механизменная часть государства состоит из органов и учреждений,
в которых работают люди, то центральная часть, «ядро» права — нормы, которые
объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую
систему общества как ее стержневой элемент, право — в нормативную
систему.
Пожалуй,
самый важный аспект рассматриваемого соотношения, нуждающийся в обстоятельной
научной проработке — воздействие государства на право и влияние права на
государство. Подчеркнем, что только при активном взаимодействии государство и
право могут полноценно и эффективно функционировать, приобрести социальную
ценность.
Современная
юридическая наука считает, что основными сферами воздействия государства на
право являются правотворчество и (особенно) правореализация. Исторический опыт
показывает, что государство активно участвует в правотворчестве, однако
абсолютизировать его роль в этом процессе нельзя. В такой абсолютизации как
раз и заключается коренной недостаток юридического позитивизма.
Государство
в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически оформляет и
закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных
потребностей, притязаний — общественных правовых и нравственных идеалов и
других общезначимых факторов. Но так или иначе, государство придает праву
важные свойства — формальную определенность, общеобязательность.
Еще
более значительна роль государства в реализации права, в претворении его в
жизнь. Ведь неработающее, нереализующееся право мертво. И тут во многом прав
В. И. Ленин, утверждавший, что «право есть ничто без аппарата, способного
принудить к соблюдению норм права». В самом деле, какое значение имели бы
нормы, скажем, административного или уголовного права без
правоохранительных органов? За правом всегда стоят авторитет и реальная
сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и
исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством
могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского
общества.
Итак,
право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само
государство объективно нуждается в праве. Иными словами, между ними
складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.
Право
юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его
функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитимный
характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства,
закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет
деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы
вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, частную
жизнь граждан и т. д. С помощью права определяются вид и мера государственного
принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым. Право —
важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами
права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.
В
последние годы в общественное сознание внедряются идеи «Право выше
государства», «Право первично, государство вторично», заимствованные из
раннебуржуазной либеральной естественно-правовой доктрины. Может, при помощи
этих идей хоть как-то удалось поднять престиж права в нашем обществе? Пожалуй,
наоборот: противопоставление права государству и особенно права закону
послужило одной из причин распространения беззакония, беспредела и ослабления
государства.
10.Значение
законности.
Законность
– это общественно-политический режим состоящий в господстве права и закона в
общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм
всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с
правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении
порядка и организованности в обществе.
Законность
— фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и
состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его
граждан.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|