классовых
интересов в условиях стабильности общественных отношений.
2.
Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают
в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов
права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями
осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей
на других. Наиболее ярко предоставительно-обя-зывающий характер выражен в
регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декларативных,
дефинитивных). Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом
прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав
без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения
и функционирования любой правовой системы.
3.
Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера,
т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого
времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б)
предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для
конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в
качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в
сфере ее действия.
4.
Это 4юрмально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы
проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на
последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая
норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом
акте.
5.
Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность
государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан,
правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.
6.
Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном
построении нормы, в специализации и кооперации норм различных
отраслей и институтов права.
населения
или его большинства, т. е. нормы, принятые путем всенародного голосования
(референдума), предусмотренного конституцией;
изданы
легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с
конституцией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепляющим
естественные права человека;
закреплены
в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим
законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.
Виды
правовых норм
Многогранные
общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и
способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот
факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и
отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль,
необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми
различными.
1.
По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и
непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов
представительной государственной власти, исполнительной государственной власти
и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент).
Во втором случае нормы .принимаются непосредственно населением конкретного
территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны
(всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием
была принята Конституция Российской Федерации
2.
По социальному назначению и роли в правовой системе: нормы можно подразделить:
на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения),
охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии),
декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные
(нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты) (см. схему на с. 277).
Учредительные
нормы отражают
исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового
положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои
социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и
обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой
системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое
соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным
закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы,
закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма,
закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: «Человек, его
права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Регулятивные
нормы непосредственно
направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными
субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В
зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три
основных вида регулятивных норм: упра-вомочивающие (предоставляющие своим
адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие
обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие
(устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены
законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что
они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. В частности,
нормы ст. 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г.
закрепляют детальный перечень прав и обязанностей граждан, ведущих
крестьянское хозяйство.
Охранительные
нормы фиксируют
меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых
запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.
Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению
от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного
приговора суда.
Как
регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций
права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят
выражение способы регулирования.
Обеспечительные
нормы содержат
предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в
процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того,
насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной
реализации права Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах,
связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для
проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона
РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11—18, 35 Закона
РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.
Декларативные
нормы обычно
включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового
регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные
объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования
Российская Федерация и Россия равнозначны».
Дефинитивные
нормы
формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления
в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).
Коллизионные
нормы призваны
устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5
ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации
или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или
иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».
Оперативные
нормы устанавливают
даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.
3.
По предмету правового регулирования различают нормы конституционного,
гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей
права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и
процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые
содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
4.
По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные,
рекомендательные нормы.
Императивные
нормы имеют
сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в
регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.
Диспозитивным
нормам присущ
автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим
договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и
обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они
реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.
Рекомендательные
нормы обычно
адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного
для государства поведения.
По
этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и
наказательные.
5.
По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного
действия и локальные нормы.
Нормы
общего действия распространяются
на всех граждан и функционируют на всей территории государства.
Нормы
ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными
факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в
состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или
исполнительных органов краев, областей, и др.
Локальные
нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных
или частных структур.
6.
Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по
кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на
четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.
п.).
Структура
правовой нормы
Будучи
«клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее
собственную структуру.
Во-первых,
названная структура — идеальная логическая конструкция, призванная
регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного
поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая
стремление людей создать универсальные, долговременные «инструменты» познания
и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права
состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза
указывает на
конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии
которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств,
обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной
называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких
перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.
Диспозиция
содержит само
правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения.
По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной.
Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения
варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная
диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта
реализации к другим правовым нормам.
Санкция
указывает на
неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой
нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно
определенные (точно указанный размер Щтрафа), относительно определенные
(лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение
свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года,
или штраф...).
Во-вторых,
структура юридической нормы есть объективированнвгй-результат отражения в норме
определенного общественного отношения. Фактическое общественное отношение,
подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой
нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно
достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных
элементов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид,
сторона общественного отношения. Следует также иметь в виду сложность логических
связей между субъектами отношения, количественные характеристики субъектов и
объектов, распространенность и повторяемость общественного отношения,
возможный уровень его обобщения.
С
известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит
столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное
отношение. Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в
правовой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две),
санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству
уголовных отношений соответствует двучленная структура нормы. Для массовых,
политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую
достаточно констатации в праве их наличия. В структуре многих конституционных
норм реально проявляется обычно один элемент.
Таким
образом, реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте,
производна от структуры соответствующего общественного отношения определенного
вида и выступает как закономерная реальность правовой системы конкретного общества.
В-третьих,
структуру правовой нормы нужно рассматривать как единство идеальной и реальной
структуры.
Идеальная
структура нормы
выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Это
своеобразный набор логически взаимосвязанных элементов, обусловленный
спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура,
имеющая изначально потенциальное значение, в процессе своего развития
превращается в реальную, но, изменяясь, сохраняется в своем результате. Это
происходит благодаря тому, что она, как и реальная структура нормы, включает в
себя столько элементов, сколько логически необходимо для регулирования
определенного вида общественных отношений в нужном для законодателя
направлении.
Реальная
структура нормы
права отражает в известной степени результат правового опосредования
общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных
элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того,
чтобы конкретное общественно-властное или государственно-властное веление
получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элементов
реальной структуры предопределено структурой фактического общественного
отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в
системе права.
В-четвертых,
структуру правовой нормы можно представить как систему диалектически
взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках. Указанные
элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и
выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложившимися
общественными отношениями, а также специфическими особенностями самих
элементов. При этом, конечно, следует учитывать и волевое воздействие законодателя,
который формирует направленность структурных элементов, связывает их действие
с какими-либо юридическими фактами.
Структура
правовой нормы есть логически согласованное ее внутренне строение,
обусловленное фактическими общ. Отношениями, характеризуемое наличием
взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в
нормативно-правовых актах.
5.Понятие источников права, виды.
Понятие
«источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют
правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина
«источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право.
Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на
потребности общества, развитие общественных отношений и принимает
соответствующие правовые решения.
Наряду
с этим источником права следует также признать форму выражения государственной
воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы
право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность,
общеизвестность и т. д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую
заключены юридические нормы.
Обычно
в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный
прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические
периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а
также деятельность юристов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|