Повышение эффективности охранной службы в гостиницах и ресторанах
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ДОЛЖНОСТНЫЕ
ИНСТРУКЦИИ.. 7
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСТОРАНА «ОРБИТА». 34
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ОХРАНЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА 50
4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СЛУЖБ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТЕПРИИМСТВА.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА.. 60
4.1. Социально-психологические
аспекты управления персоналом служб безопасности предприятий гостеприимства. 60
4.2. Пути повышения эффективности
обеспечения безопасности. 68
предприятий гостеприимства. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 91
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 93
Значение и роль туризма в наше время для развития экономики
государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных
связей между странами переоценить невозможно.
Индустрия туризма занимает важное место в экономике
большинства стран. На его долю приходится до 10 % мирового валового
национального продукта, 11 % мировых потребительских расходов. Число туристских
поездок во всем мире приближается к 600 млн. поездок и по прогнозам Всемирной
туристской организации (ВТО) к 2010 г. достигнет 937 млн. При этом следует
учитывать, что все население планеты составляет 6 млрд. человек. [8;с.61]
Индустрия туризма входит в число трех крупнейших экспортных
отраслей, уступая лишь нефтедобывающей и автомобилестроительной отраслям
промышленности. [8;с.63]
Развитие индустрии туризма представляет обширный рынок рабочих
мест. В настоящее время каждый пятнадцатый человек на планете трудится в сфере
гостиничного и туристского бизнеса. Например, в Европе почти 10% работающих
заняты в сфере туризма. При этом по темпам роста число занятых в сфере
туристского обслуживания опережает другие отрасли. [8;с.64]
В XX в. туризм превратился в одно
из наиболее значимых социальных явлений. Расходы населения на туристские услуги
в ряде стран занимают третье место после расходов на питание и жилье.
В экономике современной Беларуси туризм также может занять
соответствующее место. Одной из приоритетных задач Государственной целевой
программы по развитию физической культуры, спорта и туризма является
становление в Республике Беларусь современного высокоэффективного и
конкурентоспособного туристского комплекса.
Реализация Программы предполагает:
- создание нормативно-правовой базы, формирование
современного отечественного туристского рынка, углубление специализации и
кооперации в работе туристских предприятий,
- обеспечение условий для развития различных видов
внутреннего и въездного туризма,
- интеграцию Беларуси в систему мирового туристского рынка,
развитие международного сотрудничества в области туризма,
- решение целого комплекса задач в области подготовки кадров
для отрасли. В сфере въездного и внутреннего туризма гостинично-ресторанный
сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым
фактором, определяющим перспективы развития туризма в Республике Беларусь,
потенциально конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса.
Туристские услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к
социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного
гостеприимства, что повышает их роль в развитии отечественного туризма, а также
ставит определенные задачи в системе подготовки кадров для
туристско-гостиничного сервиса.
Роль гостинично-ресторанного комплекса заметно возросла также
и в шкале человеческих потребностей. И в скором времени он займет основное
место в жизни любого человека, который решил отдохнуть на курорте или провести
спокойный уик-энд, совершить деловую поездку за рубеж или в нашу белорусскую
глубинку, посетить с однодневной поездкой парк аттракционов или совершить
кругосветное путешествие. Исходя из этого, видна необходимость проведения
глубоких структурных реформ на всех уровнях гостиничного комплекса.
В современных условиях развитие рынка услуг
гостинично-ресторанного хозяйства характеризуется повышением конкуренции,
наряду с требованиями обеспечения надлежащего уровня безопасности. Проблема
безопасности клиентов - одна из самых актуальных в сфере развития
гостинично-ресторанных услуг на сегодняшнем этапе. Как на внутреннем, так и на
международном рынках качество обслуживания и безопасность клиентов играет
решающую роль в конкурентной борьбе. Туристы, удовлетворенные обслуживанием в
гостиничных комплексах определенных стран становятся их активными
пропагандистами. Они многократно посещают эти страны, способствуют увеличению
туристских потоков и создают высокую репутацию понравившимся им местам.
Напротив, неудовлетворенное обслуживание обескураживает иностранцев, подрывает
репутацию республики как гостеприимного края, оставляя отрицательное
впечатление в целом.
Для успешного решения всего многообразия задач по
обслуживанию гостей и соблюдению их безопасности персоналу
гостинично-ресторанных комплексов необходимо овладеть профессиональными
знаниями и навыками, а также постоянно их совершенствовать.
Также хочется отметить, что в условиях формирования общего
экономического пространства перед всеми предприятиями особо остро встает задача
сохранения коммерческой тайны. Можно сказать определенно: в период становления рынка
недобросовестная конкуренция представляет собой серьезную угрозу этому
процессу. Стало почти массовым процессом беззастенчивое заимствование
интеллектуальной и промышленной собственности (методик, программ, знаний и
технологий) сотрудниками предприятий, работающими одновременно в кооперативах,
малых предприятиях и других коммерческих структурах. К этому следует добавить целенаправленные
действия по сманиванию или подкупу рабочих и служащих предприятий конкурента,
чтобы завладеть секретами их коммерческой и производственной деятельности.
Современный промышленный шпионаж предполагает использование
новейших достижений электроники, непосредственное тайное наблюдение, кражи со
взломом, подкуп и шантаж. Урон американскому бизнесу от краж торговых секретов
превышает по их оценкам 4 млрд. долларов ежегодно. То, что в мировой практике
именуется промышленным шпионажем, мы даже не можем юридически классифицировать.
С переходом на рыночные отношения и условия самостоятельности предприятий перед
нами встали серьезные проблемы по обеспечению сохранности своих коммерческих
секретов и безопасности предприятия.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что основную
роль в обеспечении сохранности коммерческой тайны и обеспечении безопасности
туристов и посетителей гостинично-ресторанных предприятий играют сами
предприятия, а не государственные органы. Для защиты коммерческих секретов и
своих клиентов предприятия создают собственные службы безопасности. Важной
предпосылкой создания службы безопасности предприятия является разработка ее
структуры, состава, положений о подразделениях и должностных инструкций для
руководящего состава и сотрудников.
Все выше изложенное, а также незначительное количество
научных разработок по проблемам развития сферы услуг, туризма и гостиничного
хозяйства, предопределило выбор темы нашего исследования. Цель дипломной работы
заключается в выявлении и обосновании необходимости организации службы
безопасности гостинично-ресторанного предприятия и управления качеством ее
услуг в одном из гостиничных комплексов в Республике Беларусь «Орбита».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе
необходимо решить следующие основные задачи:
- охарактеризовать основные принципы организации, задачи,
структуру, функции службы безопасности предприятия гостеприимства и
охарактеризовать должностные инструкции ее работников;
- дать общую характеристику гостинично-ресторанного комплекса
«Орбита» и организацию ее службы безопасности;
- проанализировать работу службы безопасности в
гостинично-ресторанном комплексе «Орбита» г. Минска
- наметить основные пути повышения эффективности работы
службы безопасности гостинично-ресторанного предприятия «Орбита».
Научная литература по теме исследования изданная на русском
языке, не достаточно обширна по количеству. Имеется ряд изданий, содержащих
разностороннюю информацию по данной теме. Последнее время в нашей стране были
изданы фундаментальные труды зарубежных ученых. Одним из основоположников
теории индустрии гостеприимства является Ф. Котлер. [32] Также большое внимание
организации гостиничной индустрии было уделено российскими исследователи,
такими как Ляпина И.Ю., [3] Скобкин С.С., [4] Чудновский А.Д. и др., [5] В
нашей республике этой проблеме посвятили свои работы Кабушкин Н.И., Бондаренко
Г.А., Дурович АЛ. и др. [1,6,9,12] Также большое внимание в последнее время
данному вопросу стало уделяться в периодической печати, в частности нами при
работе над дипломным проектом использовались материалы таких изданий как журнал
«Туризм и отдых», «Дело+Восток». [29].
Многогранность сферы обеспечения безопасности и защиты
информации требует создания специальной службы, осуществляющей реализацию
специальных защитных мероприятий.
Структура, численность и состав службы безопасности
предприятия (фирмы, компании и т.д.) за рубежом определяются реальными
потребностями предприятия и степенью конфиденциальности ее информации. В
зависимости от масштабов и мощности организации деятельность по обеспечению
безопасности предприятия и защиты информации может быть реализована от
абонентного обслуживания силами специальных центров безопасности до
полномасштабной службы компании с развитой штатной численностью. В зарубежных
источниках, например, рассматривается следующая структура службы безопасности
фирмы. Она возглавляется начальником службы безопасности, которому подчинены
служба охраны, инспектор безопасности, консультант по безопасности и служба
противопожарной охраны.
Основными задачами службы безопасности предприятия
гостеприимства являются обеспечение безопасности предприятия, его работников и
посетителей, защита коммерческой, промышленной, финансовой, деловой и другой
информации, независимо от ее назначения и форм при всем многообразии возможных
каналов ее утечки и различных злонамеренных действии со стороны конкурентов.
Основные положения, состав и организация службы безопасности
имеют юридическую силу в том случае, если они зафиксированы в Основополагающих
правовых, юридических и организационных документах предприятия.
В основу деятельности службы в Республике Беларусь
безопасности положены:
Законы и нормативно-правовые акты, обеспечивающие
безопасность деятельности и сохранность коммерческой тайны в Республике
Беларусь Закон о предпринимательской деятельности;
Гражданский и трудовой кодексы Республики Беларусь;
Устав предприятия, коллективный договор, трудовые договоры,
правила внутреннего трудового распорядка сотрудников, должностные обязанности
руководителей, специалистов, рабочих и служащих.
Основными задачами службы безопасности предприятия
гостеприимства являются:
обеспечение безопасности производственно-торговой
деятельности и защиты информации и сведений, являющихся коммерческой тайной;
организация работы по правовой, организационной и
инженерно-технической (физической, аппаратной, программной и математической)
защите коммерческой тайны;
организация специального делопроизводства, исключающего
несанкционированное получение сведений, являющихся коммерческой тайной;
предотвращение необоснованного допуска и доступа к сведениям
и работам, составляющим коммерческую тайну;
выявление и локализации возможных каналов утечки
конфиденциальной информации в процессе повседневной производственной
деятельности и в экстремальных (аварийных, пожарных и др.) ситуациях;
обеспечение режима безопасности при проведении всех видов
жизнедеятельности, включая различные встречи, переговоры, совещания, заседания,
связанные с деловым сотрудничеством как на национальном, так и на международном
уровне;
обеспечение охраны зданий, помещений, оборудования, продукции
и технических средств обеспечения производственной деятельности;
обеспечение личной безопасности руководства и ведущих
сотрудников и специалистов;
оценка маркетинговых ситуаций и неправомерных действий
злоумышленников и конкурентов.
Служба безопасности предприятия гостеприимства выполняет
следующие общие функции:
организует и обеспечивает пропускной и внутри объектовый
режим в зданиях и помещениях, порядок несения службы охраны» контролирует
соблюдение требований режима сотрудниками, смежниками, партнерами и
посетителями;
руководит работами по правовому и организационному
регулированию отношений по защите коммерческой тайны;
участвует в разработке основополагающих документов с целью*
закрепления в них требований обеспечение безопасности и защиты коммерческой
тайны, в частности, Устава, Коллективного договора, Правил внутреннего
трудового распорядка, Положений о подразделениях, а также трудовых договоров,
соглашений, подрядов, должностных инструкций и обязанностей руководства,
специалистов, рабочих и служащих;
разрабатывает и осуществляет совместно с другими
подразделениями мероприятия по обеспечению работы с документами, содержащими
сведения, являющиеся коммерческой тайной, при всех видах работ, организует и
контролирует выполнение требований «ИНСТРУКЦИИ по защите коммерческой
тайны";
изучает все стороны коммерческой, производственной,
финансовой и другой деятельности для выявления и закрытия возможных каналов
утечки конфиденциальной информации, ведет учет и анализ нарушений режима
безопасности, накапливает и анализирует данные о злоумышленных устремлениях
конкурентов и других организаций о деятельности предприятия и его клиентов,
партнеров, смежников;
организует и проводит служебные расследования по фактам
разглашения сведений, утрат документов и других нарушений безопасности
предприятия;
разрабатывает, ведет, обновляет и пополняет «Перечень
сведений, составляющих коммерческую тайну» и другие нормативные акты,
регламентирующие порядок обеспечения безопасности и защиты информации;
обеспечивает строгое выполнение требований нормативных
документов по защите коммерческой тайны;
осуществляет руководство службами и подразделениями
безопасности подведомственных предприятий, организаций, учреждений и других в
части оговоренных в договора/условиях по защите коммерческой тайны;
организует и регулярно проводит учебу сотрудников предприятия
и службы безопасности по всем направлениям защиты коммерческой тайны,
добиваясь, чтобы к защите коммерческих секретов был глубоко осознанный подход;
ведет учет сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ
и других помещений, в которых разрешено постоянное или временное хранение
конфиденциальных документов;
ведет учет выделенных для конфиденциальной работы помещений,
технических средств в них, обладающих потенциальными каналами утечки
информации;
безопасности соседних предприятий в интересах изучения
криминогенной обстановки в районе (зоне).
Служба безопасности является самостоятельной организационной
единицей, подчиняющейся непосредственно руководителю предприятия
гостеприимства.
Возглавляет службу безопасности начальник службы в должности
заместителя руководителя предприятия по безопасности.
Организационно служба безопасности состоит из следующих
структурных единиц:
отдела режима и охраны, в составе сектора режима и сектора
охраны;
специального отдела в составе сектора обработки секретных
документов и сектора обработки документов с грифом «Коммерческая тайна»;
инженерно-технической группы;
группы безопасности внешней деятельности.
Сотрудники подразделений службы безопасности в целях
обеспечения защиты сведений, составляющих коммерческую тайну, имеют право:
требовать от всех сотрудников предприятия, партнеров,
клиентов строгого и неукоснительного выполнения требований нормативных
документов или договорных обязательств по защите коммерческой тайны;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|